Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 23:13, курсовая работа
Значение координационных способностей для занятий многими видами спорта неоспоримо. По мнению ряда авторов они являются критерием высокого спортивного мастерства. В связи с ранней специализацией, сокращением сроков обучения и усложнением спортивной техники к юным спортсменам предъявляются высокие требования в плане проявления координационных способностей. Это обусловливает необходимость поиска новых путей, с помощью которых можно лучше и быстрее научить детей управлять своими движениями. Возможно, эффективным путём станет оптимизация учебно-тренировочного процесса с учётом свойств нервной системы занимающихся.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВАI.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬ-НО-КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ.
1.1Современные представления о структуре двигательной координации.
1.2
1.3
ГЛАВА II. КООРДИНАЦИОННЫЕСПОСОБНОСТИ КАК ОДИН ИЗ ВИ-ДОВ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
2.1Понятие координационных способностей.
2.2Виды координационных способностей.
2.3Факторы, влияющие на проявление координационных способностей.
ГЛАВА III.СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ.
3.1Задачи развития координационных способностей.
3.2Контроль координационных способностей.
3.3Средства воспитания координационных способностей.
3.4 Методические подходы и методы воспитания координационных способ-ностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Продолжительность отдельных упражнений невелика, когда ставится задача решения сложных в координационном отношении задач, например, освоения новых элементов техники скоростного поворота, совершенствования способности к расслаблению мышц в условиях плавания с максимально доступной скоростью и т. п.
Когда же ставится задача формирования оптимального ритма движений при плавании с умеренной скоростью или совершенствования способностей к эффективной регуляции важнейшими параметрами движений в условиях утомления, то продолжительность отдельных упражнений может достичь 10—15 мин и более.
Следует всегда помнить, что у пловцов высокой квалификации процесс совершенствования координационных способностей органически увязан с решением задач технико-тактического совершенствования, развитием скоростно-силовых качеств и выносливости. Поэтому интенсивность работы и ее длительность определяется необходимостью комплексного решения задач специальной подготовки.
Продолжительность пауз между упражнениями также зависит от конкретных задач, стоящих при совершенствовании координационных способностей. Например, при выполнении новых сложных заданий паузы достаточно велики (1 — 3 мин) и должны обеспечивать восстановление работоспособности пловцов, а также их психологическую настройку на эффективное выполнение очередного задания. В отдельных случаях, например, когда ставится задача выполнения работы в условиях утомления, паузы могут быть очень короткими (иногда до 10—15 с), что обеспечивает выполнение работы в условиях прогрессирующего утомления.
Для совершенствования координационных способностей эффективно использование идеомоторной и аутогенной тренировки.
Идеомоторная тренировка позволяет пловцу многократно мысленно воспроизводить мышечные ощущения соответствующие разной степени напряжения и расслабления, разным темпу движений, времени проплывания отрезков, развивающим усилиям и т. д. Мысленное восприятие движений на основе кинестетических, слуховых ощущений и двигательной информации является эффективным средством совершенствования координационных способностей пловца.
Из методов аутогенной тренировки в практике подготовки пловцов используются формулы самовнушения, способствующие совершенствованию мышечной регуляции и эмоционального состояния. Формулы, ориентированные на расслабление всей мышечной системы, выборочное расслабление отдельных мышц и мышечных групп, регуляцию психической напряженности, весьма эффективны для совершенствования координационных способностей квалифицированных пловцов.
24.2. КОНТРОЛЬ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
При оценке координационных способностей
пловцов в основном ориентируются на относительно
стереотипные движения, предусматривающие
выполнение заранее известных специально-подготовительных
и соревновательных упражнений. Оценивается
соответствие техники, демонстрируемой
спортсменом, по ее рациональной структуре,
стабильности навыков при наличии сбивающих
факторов (утомление?- неожиданные сигналы
к выполнению движений, выполнение упражнений
в усложненных условиях, например, при
плавании на дорожке одновременно с •
8 — 10 спортсменами и т. п.), вариативность
навыков в зависимости от ситуации и т.
п.
При осуществлении контроля за развитием
координационных способностей следует
учитывать, что единого критерия его оценки
данного качества нет. Это связано с многофакторной
структурой, а также с тем, что они проявляются
в комплексе с другими качествами и способностями.
Контроль за развитием координационных
способностей, как правило, осуществляется
по данным комплексных тестов, которые
требуют от пловца развития определенных
физических качеств и совершенства двигательных
навыков, высоких координационных способностей.
Поэтому об уровне координации можно судить
по показателям экономичности работы
при выполнении разных заданий, по степени
соответствия заданию результатов выполнения
сложных в координационном отношении
упражнений.
Об уровне координационных способностей можно судить по времени, необходимому для освоения сложных двигательных действий, по времени от момента изменения тренировочной или соревновательной ситуации до начала соответствующего двигательного действия, а также по совершенству специализированных восприятий: чувства развиваемых усилий, темпа, скорости, воды и др. (Hirtz, 1994; Платонов, 1997).
Для оценки координационных
способностей часто применяют дозированный
комплекс разных упражнений в строгой
последовательности. Общее время, затрачиваемое
спортсменами на выполнение всех
двигательных действий, служит
мерой координационных способностей,
так как в нем находит свое отражение быстрота,
целесообразность и последовательность
этих движений.
В основу контроля способности к оценке и регуляции динамических и пространственно-временных параметров движений (чувства времени, темпа, ритма, развиваемых усилий и т. п.) должны быть положены специальные тесты (обычно это серии 50—100-метровых отрезков, преодолеваемых с разной скоростью и заданными паузами с ориентацией на оценку и регуляцию конкретных характеристик), программы которых предъявляют повышенные требования к деятельности анализаторов в отношении точности разных характеристик движений. При этом тесты должны иметь избирательный характер с акцентом на оценку темпа движений или времени преодоления отрезков и т. п. Усложнение контрольных испытаний может быть осуществлено исключением зрительного или слухового контроля за двигательными действиями.
^ Тесты, рекомендуемые
для оценки координационных
Для оценки чувства времени:
1. Проплывание серии 6 х 50 м с интервалом
60 с; первый отрезок
проплывается с максимальной скоростью (результат сообщается пловцу), каждый последующий отрезок проплывается с увеличением времени на 1 с. Регистрируется сумма отклонений (с) относительно заданного результата на 2 — 6 отрезках (с).
2. При проплывании дистанции 1000 м через каждые 30 с делать 10-секундные ускорения. Определяется точность выдерживания 30-секундных интервалов. Оценка производится по сумме допущенных ошибок (с).
3. На тренажерах «Биокинетик» или «Мертенса —Хюттеля» выполнять работу, имитирующую гребки (10 подходов по 45 с) с выдерживанием заданного времени работы. После каждого подхода пловцу сообщается реальная продолжительность работы. Оценка производится по сумме допущенных ошибок (с).
Для оценки чувства темпа:
1. Проплывание серии 6 х 50 м основным способом со строгим выдерживанием заданного количества гребков или циклов. Например, первый отрезок должен быть преодолен за 30 гребков, 2-й — за 20, 3-й — за 25, 4-й — за 30, 5-й — за 20, 6-й — за 25. Оценивается по сумме допущенных ошибок.
2. На тренажерах «Биокинетик» или «Мертенса —Хюттеля» выполнять работу, имитирующую гребки с постоянным сопротивлением (50, 60 или 70 % максимального) — 6 подходов по 60 с: 1-й подход — 60 движений за минуту, 2-й - 20, 3-й - 30, 4-й - 40, 5-й - 50, 6-й — 60. Результат каждого подхода сообщается пловцу. Ошибка оценивается по сумме отклонений количества движений от заданного уровня.
Для оценки чувства развиваемых
усилий:
1. Плавание на привязи с резиновым амортизатором
— 5 раз по 30 с с паузами 1 мин: 1-й — 50% уровня
максимальной силы тяги; 2-й - 90 %; 3-й - 60 %;
4-й - 80 %; 5-й - 70%.
В каждом повторении оценивается уровень
силы тяги по 5-секун-дным промежуткам
с последующим вычислением среднего значения.
Оценка производится по отклонению (%)
от заданного уровня по каждому из 30-секундных
повторений и по всей работе в целом.
2. Плавание в гидродинамическом бассейне
при различной скорости встречного
потока воды(10 раз х 60 с). В первом повторении
задается скорость встречного потока,
соответствующая примерно 90 % максимально
доступной пловцу для удержания в течение
60 с. В последующих повторениях скорость
произвольно изменяется на 0,1 м-с-1.
Например, исходный уровень —1,8 м-с-1.
2-е повторение — 1,5, 3-е - 1,7, 4-е - 1,4, 5-е - 1,6,
6-е - 1,5, 7-е - 1,7, 8-е - 1,4, 9-е - 1,6, 10-е — 1,8. Пловец
должен точно
определить скорость. Учитывается
общее количество ошибок (отклонение в
0,1 м засчитывается как одна ошибка).
3. На тренажере «Биокинетик» предлагается
выполнять работу, имитирующую гребки,
— 9 повторений по 10 движений.
В каждом повторении задается новый
уровень нагрузки от 0 до 9, который не сообщается
спортсмену. Спортсмен должен определить
уровень нагрузки и объем выполненной
работы, которые регистрируются на световом
табло, но не показываются Спортсмену.
Оценка производится по сумме отклонений
(%) от заданного уровня во всех повторениях.
Для оценки способности к расслаблению
мышц наиболее эффективным методом является
регистрация биопотенциалов мышц. Самым
точным показателем является латентное
время расслабления мышц (ЛВР) после их
максимального произвольного напряжения,
объективно отражающее способность пловца
к произвольному регулированию расслаблением
мышц.
Повышению эффективности оценки способности
к расслаблению мышц способствует проведение
исследований мышц, несущих основную нагрузку
при выполнении основных рабочих движений
в конкретном способе плавания. Немаловажным
является также уровень активности мышц,
не принимающих участия в движении, однако
расположенных в непосредственной близости
от напряженно работающих мышц, что позволяет
оценить способность пловца к межмышечной
координации. При этом исследование следует
проводить при различных функциональных
состояниях организма пловца — устойчивом
состоянии, компенсируемом и явном утомлении.
ГЛАВА III. Средства и методы развития координационных
способностей пловцов
В современных условиях значительно увеличился объем деятельности осуществляемой в вероятностных и неожиданных возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость – способность человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально осваивать новые двигательные действия успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях [25].
К важнейшим специфическим координационным способностям пловцов относят: способности к связи, кинестетическому дифференцированию и ритму, равновесию, ориентированию [45].
При воспитании координационных способностей решают две группы задач: а) по разностороннему и б) специально направленному их развитию.
Первая группа указанных задач преимущественно решается в дошкольном возрасте и базовом физическом воспитании учащихся. Достигнутый здесь общий уровень развития координационных способностей создает широкие предпосылки для последующего совершенствования в двигательной деятельности.
Задачи по обеспечению дальнейшего и специального развития координационных способностей решаются в процессе спортивной тренировки и профессионально – прикладной физической подготовки. В первом случае требования к ним определяются спецификой избранного вида спорта во втором – избранной профессией [57].
В плавании, развитие координационных способностей способствует успешному овладению плавательными навыками. Изменяя направление движений кистями и предплечьем при разведении и сведении рук, меняя угол атаки кистей, темп и амплитуду движений, обучаемый опытным путем находит оптимальное сочетание этих параметров, при котором возникает подъемная сила, способствующая удержанию тела на плаву. Особые требования к координационным способностям предъявляются при обучении в плавании таким элементам поворота, как подплывание к бортику, вращение и постановка стоп на поворотный щит, скольжение с последующим началом первых плавательных движений [38].
Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств для воздействия на координационные способности. Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а так же за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие; комбинируя двигательные навыки; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время [28].
Особую группу средств составляют упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Это упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий [54].
Специальные упражнения для совершенствования координации движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта. На спортивной тренировке применяют две группы таких средств: подводящие, способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта; развивающие, направленные непосредственно на воспитание координационных способностей, проявляющихся в конкретных видах спорта.
Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое освоенное до автоматизма и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей.
Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы: стандартно – повторного упражнения, вариативного упражнения, игровой и соревновательный [57].
При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно – повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях.
Метод вариативного упражнения с его многими разновидностями имеет более широкое применение, его подразделяют на два метода – со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения. К первому относятся следующие разновидности методических приемов:
- строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия;
- изменение исходных и конечных положений;
- изменение способов выполнения действия;
- зеркальное выполнение
- выполнение освоенных
- выполнение упражнений с
Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными действиями [27].
Информация о работе Методика развития двигательно-координационных способностей у пловцов