Методика развития двигательно-координационных способностей у пловцов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 23:13, курсовая работа

Краткое описание

Значение координационных способностей для занятий многими видами спорта неоспоримо. По мнению ряда авторов они являются критерием высокого спортивного мастерства. В связи с ранней специализацией, сокращением сроков обучения и усложнением спортивной техники к юным спортсменам предъявляются высокие требования в плане проявления координационных способностей. Это обусловливает необходимость поиска новых путей, с помощью которых можно лучше и быстрее научить детей управлять своими движениями. Возможно, эффективным путём станет оптимизация учебно-тренировочного процесса с учётом свойств нервной системы занимающихся.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВАI.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬ-НО-КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ.
1.1Современные представления о структуре двигательной координации.
1.2
1.3
ГЛАВА II. КООРДИНАЦИОННЫЕСПОСОБНОСТИ КАК ОДИН ИЗ ВИ-ДОВ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
2.1Понятие координационных способностей.
2.2Виды координационных способностей.
2.3Факторы, влияющие на проявление координационных способностей.
ГЛАВА III.СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ.
3.1Задачи развития координационных способностей.
3.2Контроль координационных способностей.
3.3Средства воспитания координационных способностей.
3.4 Методические подходы и методы воспитания координационных способ-ностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 170.69 Кб (Скачать файл)

 

ГЛАВА II. Координационные способности: определение понятия, классификации форм проявления

До настоящего времени в научной и учебно-методической литературе отсутствует единый подход к определению понятия «координационные способности». На наш взгляд, данное противоречие обусловлено неоднозначным пониманием авторами сущности координационных способностей.

Как известно, длительное время  для характеристики координационных  возможностей человека при выполнении какой-либо двигательной деятельности в отечественной теории и методике физической культуры применялся термин «ловкость».

Авторы определяли ловкость, во-первых, как способность быстро овладевать новыми движениями (способность  быстро обучаться) и, во-вторых, как  способность быстро перестраивать  двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки [8].

Позднее, наряду с термином «ловкость» стали применять термин «координационные способности».

Так, по мнению Е. П. Ильина [9], под ловкостью следует понимать совокупность координационных способностей, одной из которых является быстрота овладения новыми движениями, другой — быстрая перестройка двигательной деятельности в соответствии с требованиями внезапно изменившейся ситуации.

Л. П. Матвеев [6] координационные способности определяет как, во-первых, способность целесообразно координировать движения (согласовывать, соподчинять, организовывать их в единое целое) при построении и воспроизведении новых двигательных действий; во-вторых, способность перестраивать координацию движении при необходимости изменить параметры освоенного действия или при переключении на иное действие в соответствии с требованиями меняющихся условий.

Очевидно, что, введя новый  термин «координационные способности», авторы, определяя его, использовали трактовку понятия «ловкость». Вместе с тем, в книге «0 ловкости и ее развитии» Н. А. Бернштейн [3] указал на существенное различие рассматриваемых понятий. Он отмечал, что, действительно, ловкость проявляется в двигательных действиях, выполнение которых осуществляется при необычных и неожиданных изменениях и осложнениях обстановки, требующих от человека своевременного выхода из нее, быстрой, точной гибкости (маневренности) и приспособительной переключаемости движений к внезапным и непредсказуемым воздействиям со стороны окружающей среды. Координационные же способности, по мнению автора, проявляются при осуществлении любого двигательного действия.

Очевидно, что существуют, по меньшей мере, два подхода к определению понятия «координационные способности». Так, одни авторы рассматривают координационные способности как управленческие [6]. Другие считают, что координационные способности одна из составляющих физических способностей. Так, В. П. Попов, Ю. Г. Грузнов [7] определяют координационные способности как способность организма к согласованию отдельных элементов движения в единое смысловое целое для решения конкретной двигательной задачи.

Методологической основой  исследования данной проблемы послужила  теория о многоуровневой системе построения движений Н. А. Бернштейна [4]. В соответствии с данной теорией, существуют пять уровней построения движений, каждый из которых связан с выполнением определенного класса двигательных действий. Характеристика отдельных уровней приведена в книге Н. А. Бернштейна [2] «Биомеханика и физиология движений» (С. 60 213). По мнению автора, ни одно движение не обслуживается по всем его координационным деталям одним только ведущим уровнем построения. Каждая из технических сторон и деталей выполняемого сложного движения рано или поздно находит для себя среди нижележащих уровней такой, афферентации которого наиболее адекватны этой детали по качествам обеспечиваемых ими сенсорных коррекций. Таким образом, постепенно, в результате ряда последовательных переключений и скачков образуется сложная многоуровневая постройка, возглавляемая ведущим уровнем, адекватным смысловой структуре двигательного акта и реализующим только самые основные, решающие в смысловом отношении коррекции. Данный процесс характеризует механизм формирования двигательного навыка.

Очень ценным для определения  сущности координационных способностей, по нашему мнению, является утверждение автора о том, что движения каждого уровня обеспечивают определенные свойства организма человека. То есть ключевым понятием при определении механизма координации следует считать не класс двигательных задач, а свойства организма, которые обеспечивают их решение.

Исходя из вышеизложенного, представляется целесообразным и отражающим суть явления следующее определение понятия «координационные способности».

Координационные способности  это совокупность свойств организма человека, проявляющаяся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности в соответствии с уровнем построения движений и обусловливающая успешность управления двигательными действиями.

Анализ отечественной  и зарубежной научно-методической литературы показывает, что в настоящее время существуют различные взгляды на развитие координационных способностей в процессе подготовки спортсменов.

Такое положение дел, скорее всего, обусловлено многообразием  имеющихся в научно-методической литературе так называемых форм проявления, видов и разновидностей координационных способностей. Это обстоятельство затрудняет тренеру: 1) выбор координационных способностей для конкретного вида спортивной деятельности; 2) подбор средств и методов их развития; 3) возможность сопряженно развивать координационные способности в процессе технико-тактического совершенствования.

При рассмотрении современных  классификаций форм проявления других физических способностей (силовых, скоростных, выносливости, гибкости) видно, что  в качестве классификационного признака взята специфика решаемых двигательных задач.

Представляется целесообразным использовать данный признак при  определении и классификации форм проявления координационных способностей.

Исходя из этого, можно выделить 5 форм проявления координационных способностей. Это обусловлено тем, что решение каждого класса двигательных задач обеспечивается определенной совокупностью свойств организма человека (таблица 1).

Из таблицы 1 видно, что в качестве двигательных задач указаны основные действия, характерные для того или иного уровня построения движений.

Определенная многословность в названии форм проявления координационных способностей обусловлена следующими причинами. Во-первых, представлялось необходимым подчеркнуть сущность процесса, обеспечиваемого посредством тех или иных свойств организма, сходство форм проявления координационных способностей наряду с различиями. Во-вторых, важно указать определяющий (ведущий) механизм и способ получения информации о степени успешности процесса решения двигательной задачи. Так, в движениях, обеспечиваемых первой и второй формами проявления координационных способностей (так называемых, уровней А и В) ведущая роль отводится проприорецепторам при полном отсутствии влияния телерецепторов на процесс решения данного класса двигательных задач.

Двигательные задачи уровней С, Д и Е невозможно решить без участия, в первую очередь, телерецепторов. Это объясняется тем, что если при выполнении двигательных действий этих уровней устранить возможность сенсорного синтеза посредством телерецепторов, двигательные задачи будут решаться в рамках уровней А и В, т. к. будут задействованы другие свойства организма (первая и вторая формы проявления координационных способностей). Для решения бытовых двигательных задач этого возможно и будет достаточно. При выполнении спортивных движений такая переадресация может привести в большинстве случаев к неудовлетворительному результату.

Таблица 1 
Формы проявления координационных способностей

Уровень построения движений

Основные двигательные задачи

Форма проявления координационных способностей 

Руброспинальный уровень  палеокинетических регуляций «А»

Принятие и удержание определенной позы в фазе полета 

Способность к согласованию мышечных усилий в безопорном положении, вне зависимости от информации, поступающей от телерецепторов 

Таламопаллидарный уровень «В» Преодоление реактивных сил и управление многозвенными маятниками конечностей

Обеспечение временной ритмической  согласованности движений всех звеньев  тела. 
Точное воспроизведение одного и того же пространственного и ритмического рисунка движения

Способность к согласованию мышечных усилий в опорном положении, вне зависимости от информации, поступающей от телерецепторов

Пирамидостриальный уровень пространственного поля «С»

Преодоление реактивных сил, обеспечение временной ритмической  согласованности движений всех звеньев  тела, точное воспроизведение одного и того же пространственного и ритмического рисунка движения с простейшими приспособлениями  . Перемещения вещей. Движения всего тела в пространстве, не связанные с перемещениями с одного на другое место (упражнения на брусьях, перекладине, кольцах, кувырки, сальто и т. п.). Точные, целенаправленные движения рук (и других органов) в пространстве. Силовые движения с преодолением сопротивлений. Баллистические и ударные движения (с установкой на меткость или на силу). Движения прицеливания, подражания и передразнивания

Способность к согласованию мышечных усилий в опорном положении, в соответствии с информацией, поступающей от телерецепторов 

Теменнопремоторный уровень действий «Д»

Манипуляции с предметом в соответствии со смысловой задачей, смысловой сущностью предмета и тем, что должно быть проделано над ним

Способность к согласованию мышечных усилий в опорном положении, в соответствии с информацией, поступающей от телерецепторов, и изменениями окружающей действительности

Высший кортикальный уровень  символических координаций «Е»

Воспроизведение образов  предметов и явлений посредством речи, письма, движений

Способность к согласованию мышечных усилий, в соответствии с воспроизводимыми образами предметов и явлений


 

Данное предположение  основывается на утверждении Н. А. Бернштейна [2] о том, что каждый функциональный уровень построения содержит не новые качества движений, а новые полноценные движения. Положение о контингентности движений каждого очередного уровня, по мнению автора, подкрепляется клиническими фактами выпадения движений при четко локализованных очагах или четко системных поражениях в центральной нервной системе. В этих случаях выпадают не качественные характеристики движений, а целые списки или классы движений. При этом наблюдается полная интактность других движений, иногда очень похожих по своей кинематической структуре на выпавшие, но резко отличающиеся от них своей смысловой стороной.

Обобщая вышеизложенное, можно  предположить, что представленный в статье вариант определения понятия «координационные способности» и классификации форм их проявления позволяет:

  • Во-первых, четко очертить механизмы координации, обеспечивающие различные формы проявления координационных способностей.
  • Во-вторых, планировать педагогические воздействия (подбирать средства и методы развития координационных способностей) в соответствии со спецификой вида спорта [1].
  • В-третьих, определять наличие или отсутствие переноса между различными координационными способностями и уточнять характер переноса. Что в конечном итоге позволит минимизировать как временные затраты, так и расход ресурсов организма спортсмена при реализации тренировочных программ.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бакулев, С. Е. Дифференцированный подход к определению спортивно важных координационных способностей боксера / С. Е. Бакулев, О. А. Двейрина, А. С. Саввина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2006. — № 22 — С. 3 −9.
  2. Бернштейн, Н. А. Биомеханика и физиология движений: избранные психологические труды / Н. А. Бернштейн; под ред. В. П. Зинченко. — 2-е изд. М.. Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 688 с. — (Серия «Психологи России»).
  3. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. — М.. Физкультура и спорт, 1991. — 288 с.
  4. Бернштейн, Н. А. О построении движений / Н. А. Бернштейн; Центр. науч. исслед. ин-т физ. культуры. — М.. Медгиз, 1947. — 255 с.. ил.
  5. Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность / Н. А. Бернштейн. — М.. Наука, 1990. — 495 с.
  6. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: (общие основы теории и методики физ. воспитания; теорет.-метод. аспекты спорта и проф.-прикл. форм физ. культуры). учеб. для ин-тов физ. культуры / Л. П. Матвеев. — М.. Физкультура и спорт, 1991. — 542 с.. ил.
  7. Основы теории и методики физической культуры: учеб. для техникумов физ. культуры / под ред. А. А. Гужаловского. — М.. Физкультура и спорт, 1986. — 352 с.. ил.
  8. Теория и методика физического воспитания: учеб. для ин-тов физ. культуры. Т. 2 / под ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.. Физкультура и спорт, 1976. — 256 с.. ил.
  9. Теория и методика физического воспитания: учеб. для фак. физ. воспитания пед. ин-тов. / под ред. Б. А. Ашмарина — М.. Просвещение, 1979. — 360 с.. ил.

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Двигательно-координационные  способности и основы их воспитания

В современных условиях значительно  увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая  требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества или способности  в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость —  способностью человека быстро, оперативно, целесообразно, т. е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Ловкость — сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим. Основу ловкости составляют координационные способности.

Под двигательно-координационными способностями понимаются способности  быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т. е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи.

Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, их можно в определенной мере разбить  на три группы.

Первая группа. Способности  точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.

Вторая группа. Способности  поддерживать статическое и динамическое равновесие.

Третья группа. Способности  выполнять двигательные действия без  излишней мышечной напряженности.

Координационные способности, отнесенные к первой группе, зависят, в частности, от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного чувства», т. е. чувства прилагаемого усилия. Координационные способности, относящиеся ко второй группе, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т. е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений. Координационные способности, относящиеся к третьей группе, можно разделить на управление тонической напряженностью и координационной напряженностью. Первая характеризуется чрезмерным напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы. Вторая выражается в скованности, закрепощенности движений, связанных с излишней активностью мышечных сокращений, излишним включением в действие различных мышечных групп, в частности мышц-антагонистов, неполным выходом мышц из фазы сокращения в фазу расслабления, что препятствует формированию совершенной техники.

Информация о работе Методика развития двигательно-координационных способностей у пловцов