Психологическая подготовка стрелков из пневматического пистолета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 08:16, дипломная работа

Краткое описание

Аутогенная тренировка представляет собой систему сознательно применяемых спортсменом психологических приемов, которые помогают изменить тонус мышечной системы и динамику некоторых психологических процессов. В результате становятся возможными преднамеренные влияния на некоторые функции организма и психологические состояния человека (эмоциональные состояния, деятельность некоторых внутренних органов, восстановление работоспособности и т.п.) (В.С. Лобзин, 2006).

Содержание

Стр.
Введение……………………………………………………………..……..……...3
Глава 1. Анализ литературных источников по исследуемой проблеме…..…...5
1.1. Понятие аутогенной тренировки………………………………………..…..5
1.2. Анализ методик аутогенной тренировки…………………………….…....17
1.3. Характеристика психических процессов стрелка………………………...27
1.4. Виды аутогенной тренировки…………………………………………..….33
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования…………………38
2.1. Цель и задачи исследования…………………………………………….….38
2.2. Методы исследования………………………………………………..…..…38
2.3. Организация исследования…………………………………………..….....39
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение…………………….…...41
3.1. Исследование уровня стрелковой подготовленности спортсменов…….41
3.2. Методика аутогенной тренировки для спортсменов-стрелков……….....43
3.3. Результаты педагогического эксперимента……………………………....49
Выводы………………………………………………………………………..…55
Практические рекомендации……………………………………………….…..56
Библиографический список……………………….……………………….…...59

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Добрынин.doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

На Новогоднем турнире по стрельбе из пневматического пистолета в упражнении ПП-2,  40 зачетных выстрелов из пневматического пистолета, в экспериментальной группе одна спортсменка выполнила норматив Мастера спорта Р.Ф. и 2 спортсмена - кандидата в мастера спорта, 7– первый разряд, 1– второй разряд. А в контрольной группе 3 спортсмена выполнили первый разряд, 8 – второй разряд.

Проведя эксперимент, мы заметили, что среди спортсменов  экспериментальной группы (рис.1), которые использовали аутогенный комплекс, наблюдается отсутствие спадов, колебание результатов небольшое. У большинства стрелков этой группы наблюдается прирост в результатах.

 


 

 

Рис.1. Средний прирост  результатов контрольной и экспериментальной групп после эксперимента

Получив результаты стрельбы после эксперимента и рассчитав  средние показатели результативности стрелков в группах, мы выяснили, что  прирост результатов в экспериментальной  группе составил 16 очков, а в контрольной 3 очка.

Для выявления достоверности  предложенной методики, полученные результаты высчитываем по t-критерию Стьюдента:

Таблица 7.

Группы

Количество человек

очки

X

m

t

1

Экспериментальная группа

12

380, 376, 374, 378, 372, 370, 368, 370, 345, 363, 365, 372

369

10,7

3,2

3,1

2

Контрольная группа

12

370, 372, 361, 358, 340, 345, 350, 357, 353, 351, 360, 358

356

9,2

2,7


 

 

Рассчитав достоверность  результатов исследования по t-критерию Стьюдента, мы узнали, что результаты нашего эксперимента можно считать достоверными, так как до эксперимента разница между группами была в пользу контрольной группы, а после эксперимента результат экспериментальной группы  возрос по отношению к результату контрольной группы (t=3,1), следовательно разница между группами достоверна при Р<0,05. 
Выводы

1. Выявленным уровнем  стрелковой подготовленности спортсменов,  занимающихся в Магаданском ОССК РОСТО ДОСААФ, являются I разряд и КМС. Все испытуемые до начала эксперимента имели средний уровень стрелковой подготовленности. Только у 4 спортсменов было предстартовое состояние соответствующее боевой готовности, а у остальных спортсменов была предстартовая «лихорадка».

2. Разработанная методика  включает в себя комплекс аутогенных  и дыхательных упражнений на восстановление физической работоспособности, на общеподготовительном этапе, а также тесты, на определение предстартового состояния стрелков, и комплекс аутогенной тренировки на снижение повышенного эмоционального состояния перед стартом, на специально-подготовительном этапе в соревновательном периоде по пулевой стрельбе.

3. Разработанная методика  аутогенной тренировки для спортсменов-стрелков  оказывает положительное влияние  на стабильность результатов  спортсменов и результативность  тренировочного процесса. Средние показатели по группам возросли в экспериментальной на 16, а в контрольной на 3.

По t-критерию Стьюдента, методика аутогенной тренировки является достоверной. Она эффективна и может быть использована в тренировочном процессе стрелков.

На основании полученных результатов мы разработали практические рекомендации, которые описывают  наиболее оптимальный способ применения аутогенной тренировки. 
Практические рекомендации

Метод аутогенной тренировки должен применяться в комплексе  с другими психолого-педагогическими и врачебными средствами воздействия на состояние спортсмена - стрелка и его действия.

Следует иметь в виду, что при пользовании разработанными для врачебной практики тестами  аутогенной тренировки, рассчитанными  на глубокое расслабление и успокоение, испытуемые после прекращения сеанса ещё долгое время остаются расслабленными и даже вялыми (иногда засыпают). Такие тесты непригодны для применения аутогенной тренировки в спортивной практике. Здесь требуется после окончания сеанса оптимальная активизация спортсмена для успешного выполнения предстоящей деятельности (за исключением тех случаев, когда аутогенная тренировка применяется для борьбы с бессонницей, снятия утомления и излишнего нервозного возбуждения после интенсивной тренировки или сильных эмоциональных переживаний после трудного соревнования; в таких случаях полезен даже вызванный аутогенной тренировкой кратковременный сон).

Когда же аутогенная тренировка применяется для снятия излишнего  нервозного возбуждения, препятствующего  спортсмену в полную силу выступать на соревновании, в её текст обязательно включаются словесные приёмы, рассчитанные на активизацию нервно-мышечных процессов и необходимых для успешной спортивной деятельности психических функций.

В этих случаях аутогенная тренировка должна применяться в следующей форме:

а) приёмы расслабления, освобождения от отрицательных эмоциональных  состояний, достижения успокоения, полного  покоя;

б) после достижения состояния  покоя применяются приёмы, рассчитанные на активизацию внимания и подготовку организма к предстоящей спортивной деятельности, включая идеомоторную тренировку, соответствующую данной деятельности, и активизацию необходимых для этого стенических эмоциональных состояний.

Составив комплекс аутогенной тренировки теоретически и испробовав его практически на спортсменах-стрелках, можно дать некоторые рекомендации для нахождения наиболее оптимального способа применения аутогенной тренировки:

1. Сядьте удобно в  тихом месте. 

2. Закройте глаза. 

3. Глубоко расслабьте  свои мышцы, начиная с ног и кончая лицом, сохраняйте: их расслабленными.

4. Дышите носом. Осознавайте  дыхание. Когда выдохнете, мысленно  скажите: «Раз». Например: вдох  – выдох - «раз» и т. д.  Дышите легко и естественно, 

5. Занимаясь, не пользуйтесь  таймером или будильником, чтобы узнать время - для этого можно открыть глаза. После окончания концентрации на дыхании и слове «раз» посадите спокойно сначала с закрытыми глазами, потом — с открытыми. Не вставайте в течение нескольких минут.

6. Не беспокойтесь  о том, насколько вы углубляете состояние расслабления. Сохраняйте пассивную позицию и позвольте релаксации проникнуть в ваш внутренний мир. Если ваше внимание отвлеклось, снова возвращайтесь к слову «раз». С практикой состояние релаксации будет возникать все легче. Занимайтесь один или два раза в день, но не ранее, чем спустя два часа после еды, чтобы процесс пищеварения не мешал возникновению релаксационного состояния.

Перед началом проведения комплекса необходимо ознакомить спортсменов  с вышеперечисленными правилами, чтобы они смогли самостоятельно входить в аутогенное состояние и индивидуально корректировать его. Инструктор в таком случае просто подсказывает, о чём и когда именно нужно думать. Основную же работу производит сам спортсмен самостоятельно, полностью осознавая и контролируя все свои действия и мысли.

Как всегда, при освоении нового упражнения, время концентрации на дыхании удлинять следует постепенно, помня, что спортсмены должны привыкнуть и полностью освоить новые  комплексы упражнений. Упражнение освоено, если во время занятия дыхание становится спокойным, сопровождается впечатлением, что «дышится само собой».

Во время занятия  освоенные упражнения сливаются  в один образ: спокойная, тяжелая  и теплая масса тела, находящаяся  под воздействием двух налагающихся друг на друга ритмов дыхания и пульсации.

Комплекс аутогенной тренировки оказывает сильное расслабляющее  воздействие на организм, поэтому  выход из этого состояния не должен быть резким и быстрым. Следует закончить  комплекс спокойно и медленно, дать время спортсменам находиться в спокойной обстановке сначала с закрытыми глазами, затем открыть глаза и постепенно привести свой организм в активное, бодрое состояние.

Время аутогенной тренировки не должно превышать 15-20 минут, чтобы  организм не устал, а напротив, успел восстановиться после тренировочной нагрузки и прийти в состояние полного покоя.

Для получения желаемого  эффекта от использования аутогенного  комплекса занятия должны быть системными, то есть проводиться регулярно и  достаточно длительное время (не реже 3 раз в неделю, не меньше месяца). Для повышения результативности спортсменов-стрелков аутогенная тренировка должна сочетаться со стрелковой тренировкой в относительно равном соотношении. 
Библиографический список

  1. Абрамова, Г.С. Практическая психология [Текст] / Г.С. Абрамова – М.: Физическая культура, 2000. – 340с.
  2. Анохин, И.А. Аутогенная тренировка [Текст] / И.А.Анохин – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 169с.
  3. Бабушкин, Г.Д. Общая и спортивная психология [Текст] / Г.Д. Бабушкин, В.М. Мельникова. – Омск: СибГАФК, 2000. – 192 с.
  4. Балин, В.Д. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст] / В.Д. Балин, В.К. Гайда – СПб.: Питер, 2003. – 537с.
  5. Бахарев, В.Д. Аутотренинг [Текст] / В.Д. Бахарев – М.: Физкультура и спорт, 2002. – 320с.
  6. Бехтерев, В.М. Психическая саморегуляция [Текст]/ В.М. Бехтерев – М.: Просвещение, 2004. – 19-34с.
  7. Бураков, А.М. Подготовка общественных тренеров и инструкторов по пулевой стрельбе [Текст] / А.М. Бураков – М.: ДОСААФ, 1987. – 357с.
  8. Вайнштейн, Л.М. Стрелок и тренер [Текст] / Л.М. Вайнштейн – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 423с.
  9. Вайнштейн, Л.М. Психология в пулевой стрельбе [Текст] / Л.М. Вайнштейн - М.: Физкультура и спорт, 2010. – 198с.
  10. Вайцеховский, С.М. Пулевая стрельба [Текст] / С.М. Вайцеховский – М.: ДОСААФ, 1981. – 239с.
  11. Василюк, Ф.Е. Психо<span class="dash041e_0431_

Информация о работе Психологическая подготовка стрелков из пневматического пистолета