Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 11:52, реферат

Краткое описание

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.
Психофизиологическая характеристика труда- сопряженная характеристика изменения состояния психофизических и физиологических систем и функций организма под влиянием определенной трудовой деятельности.

Содержание

Введение. Основные понятия …………………………………………3

Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студентов. …………………………..4

Работоспособность и влияние на нее различных факторов ………..6

Динамика работоспособности студентов в учебном году и
факторы, ее определяющие…………………………………………….9

Основные причины изменения состояния студентов в учебном
году и факторы, ее определяющие………………………………….11

Средства физической культуры для оптимизации работоспособ –
ности, профилактики нервно-эмоционального и психофизичес –
кого утомления студентов, повышения эффективности учебного
процесса………………………………………………………………13
6.1. Использование физических упражнений как средство…13
6.2. «Малые формы» физической культуры в режиме
учебного труда студентов………………………………..13
Формы физической рекреации…………………………..14
Активные формы двигательной активности……………16

Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности……………………………..17

Заключение…… ……………………………………………………..19


Литература………………………………………………………….....20

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

9. Коленный сустав. Кругообразные поглаживания ладонью, растирание встречными движениями ладоней, разминание, положив кисть на кисть. По 5 раз.

10. Бедра. Легкие поглаживания к себе.

Кроме физических упражнений и самомассажа, с целью повышения умственной работоспособности и устранения развившегося утомления могут быть использованы рефлекторные воздействия, осуществляемые при помощи точечного массажа (акупрессуры) биологически активных точек. В качестве наиболее общего из таких воздействий рекомендуется кратковременное (20—30 с) хождение без обуви по специальному резиновому коврику с небольшими отростками. При этом стимулируются чувствительные нервные окончания кожи подошвенной поверхности ног, в которой находятся биологически активные точки, связанные с нервными центрами многих функций организма. Результатом такого воздействия является улучшение общего состояния и самочувствия организма. Особенно эффективно его использование после утомительной умственной деятельности. Возвратившись домой и походив по такому коврику, можно быстро ощутить прилив сил, бодрости и вместо того, чтобы отдыхать сидя или лежа, легко переключиться на выполнение очередных дел.

6.4. Активные формы двигательной активности.

Обычный отдых, "отключающий" от деятельности мышцы, ничего не дает для восстановления клеток коры головного мозга, которые при этом продолжают интенсивно работать. Вот почему для борьбы с умственным утомлением особенно ценными оказываются активный отдых и специальные физические упражнения, которые обладают способностями стимулировать восстановительные процессы в центральной нервной системе. Благотворное влияние на функциональное состояние нервных центров оказывает не всякая мышечная деятельность. Так, крайне утомительные физические нагрузки, а также однообразная мышечная работа, особенно с нагрузкой на небольшие группы мышц, не только не стимулируют умственную работоспособность, но, напротив, подавляют ее.

Наиболее эффективной  для отдыха нервной системы является такая физическая нагрузка, которая не приводит к крайней степени утомления, вовлекает в работу различные группы мышц и предусматривает их попеременную деятельность. Следовательно, улучшить умственную работоспособность можно при помощи специально подобранных физических упражнений.

Из нефизкультурных форм двигательной активности сильным стимулирующим влиянием обладают виды физического труда, которые вовлекают в деятельность крупные группы мышц и позволяют увидеть конкретный результат (столярные, переплетные работы, кладка кирпичей и др.). Если это происходит еще и на свежем воздухе, то благотворное влияние их возрастает. Высокая эффективность таких видов труда как средства улучшения умственной работоспособности связана не только с движениями (не слишком утомительная работа крупных мышечных групп, "рассеивание" нагрузки на разные звенья аппарата движения и опоры), но и с наличием цели, достижение которой делает работу интересной, творческой.

Напротив, механическое, бессмысленное выполнение физических упражнений не дает того эффекта, который свойственен оптимально организованным двигательным нагрузкам. Вот почему следует всячески стремиться к тому, чтобы любые воздействия, применяемые для улучшения функционального состояния организма и восстановления его работоспособности, были эмоциональными. Эмоциональная насыщенность пауз отдыха, отводимых для занятий физическими упражнениями, не должна быть предельной. Так, например, спортивный поединок в виде игры в настольный теннис или бадминтон, а также любое соревнование, сопровождающееся азартом (сильное волнение), не способствуют готовности центральной нервной системы к восприятию информации, ее переработке и хранению. Любое чрезмерное возбуждение неблагоприятно сказывается на настроенности нервных центров на работу.

К физическим упражнениям, которые в наибольшей степени стимулируют психоэмоциональное состояние организма и обеспечивают его готовность к выполнению учебной деятельности, относятся:

1. Упражнения в потягивании. Они отличаются малой утомляемостью и способностью вызывать мощные потоки импульсов от напрягающихся крупных групп мышц.

2. Упражнения для мышц шеи — наклоны, повороты и вращения головой, которые способствуют усилению кровообращения в сосудах, питающих головной мозг, и тем самым улучшают функциональное состояние работающих нервных центров. Кроме того, упражнения для мышц шеи вызывают раздражение вестибулярного аппарата, регулирующего положение тела в пространстве. Импульсы, возникающие при этом, являются дополнительным стимулятором центральной нервной системы.

3. Упражнения в перемене положения тела. Изменяя кровенаполнение различных областей тела, такие упражнения сопровождаются раздражением чувствительных нервных окончаний, находящихся в стенке сосудов. Среди этих упражнений особенно полезны наклоны туловища, а также кратковременное принятие антиортостатического положения: "березка" обеспечивает усиленный приток крови к голове, что способствует снижению утомления в нервных клетках головного мозга. Однако при заболевании сосудов мозга это упражнение противопоказано.

4. Виброгимнастика по А. А. Микулину также рекомендуется для стимуляции умственной работоспособности. При резком опускании на пятки из положения стоя с выпрямленными ногами на носках (повторяя это упражнение несколько раз) можно достигнуть некоторого усиления кровенаполнения сосудов головного мозга (своего рода гидравлический эффект), что нормализует тонус этих сосудов и улучшает питание нервных центров. Однако при тромбофлебите такое упражнение не рекомендуется.

Показатели эффективного проведения занятий по физической культуре подразделяются на субъективные и объективные. К субъективным относятся сон, аппетит, работоспособность, желание заниматься физической культурой, настроение. Объективные включают показатели динамометрии, частоту пульса, артериальное давление, вес, пробы Штанге (задержка дыхания на вдохе) и Генче (задержка дыхания после выдоха), орто- и клиностатические пробы и др.

 

 

7. Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности

Эффективная подготовка специалистов в вузе требует создания условий для интенсивного и напряженного творческого учебного труда без перегрузки и переутомления, в сочетании с активным отдыхом и физическим совершенствованием. Этому требованию должно отвечать такое использование средств физической культуры и спорта, которое способствует поддержанию достаточно высокой и устойчивой учебно-трудовой активности и работоспособности студентов.

В цикле исследований проверялась целесообразность проведения занятий физическими упражнениями и спортом в такие периоде учебного труда студентов, когда наблюдается снижение работоспособности, ухудшение самочувствия: в конце учебного дня , в конце недели (пятница, суббота) на протяжении всего учебного года.

Динамика работоспособности в  течение  рабочего  дня  характеризуется тремя  периодами:  врабатывание,  стабилизация  и  снижение  в   результате наступившего утомления.

Полученные  материалы  свидетельствуют  о  том,   что   проведение   занятий

физическими упражнениями с небольшими нагрузками в период  врабатывания  (в

начале  учебного  дня)  обеспечивает  кратковременное  (на   1,5-2     часа) повышение работоспособности  и   поддерживает  ее  на  повышенном  уровне  в последующие 4-6 часов учебного труда. Далее во время самоподготовки,  к  18- 20 часам, уровень работоспособности постепенно  снижается до  исходного.  В течение учебной недели положительный эффект от занятий с  такими  нагрузками в целом незначительный.

     Занятия  с нагрузками  средней  интенсивности  обеспечивают  наибольший подъем уровня работоспособности  до  конца  учебно-трудового  дня,  включая время самоподготовки. В течение учебной  недели  положительное  воздействие таких занятий сохраняется на протяжении последующих 2-3  дней,  после  чего оно постепенно затухает.

    Использование   в   занятиях   нагрузок   большой   интенсивности    в непосредственном периоде последействия (до 1 часа)  незначительно  повышает уровень умственной работоспособности. В последующие часы учебного труда она снижается до 70-90%. Лишь спустя  8-10  часов ее  уровень возвращается  к исходному. Негативное отдаленное последействие таких  нагрузок  сохраняется на протяжении  3-4  дней  учебной  недели.  Лишь  в  конце  ее  наблюдается восстановление работоспособности.

 

     Проведенные   исследования   позволяют   рассмотреть   ряд   вариантов проведения занятий в зачетный и экзаменационный период, каждый  из  которых оказывает    положительное    воздействие    на     работоспособность     и психоэмоциональное состояние студентов:

      1-й вариант - занятия проводятся раз в неделю после сдачи экзаменов.

                              Продолжительность  -  90  мин.  Содержание  -  плавание,

                             спортивные  игры, легкоатлетические и общеразвивающие

                             упражнения умеренной интенсивности;

     2-й вариант - два занятия в неделю по 45 мин. со следующей структурой:

                               упражнения на внимание - 5 мин.,

                               общеразвивающие -  10  мин., 

                              подвижные  и спортивные игры - 25 мин.,

                              дыхательные упражнения -5 мин.;

      3-й вариант - два занятия в неделю по 45  мин.  по  возможности после экзамена.

                            Их содержание включает общеразвивающие упражнения,

                            Разнообразные двусторонние  и  подвижные  игры,  которые

                             избираются  самими  студентами.

                             Занятия дополняются ежедневной УГГ, а после 55-60  мин.  Учебного

                             труда - физкультурной паузой до 5-10 мин.;

     4-й  вариант  -   ежедневные   занятия   по   60-70   мин.   Умеренной

                             интенсивности,  в  содержание  которых  включаются  плавание, 

                            минифутбол, спокойный  бег,  общеразвивающие   упражнения.

                            После   каждого   экзамена продолжительность занятий

                              увеличивается  до  120  мин.  Кроме  того,  через каждые  два  часа

                            умственной  работы  выполняется   10-минутный   комплекс

                             упражнений;

5-й  вариант  -  отличается  комплексной организацией  ЗОЖ   студентов   в              экзаменационный период. Его содержание  охватывает  четкую  регламентацию сна, питания, самоподготовки, пребывания  на  свежем  воздухе  не  менее  2 -3 часов  в  день.  Физическая  активность  определяется  выполнением  15-20- минутной  зарядки  на  воздухе,  физкультурными  паузами  после  1,5-2   ч. умственного труда, прогулками на свежем воздухе по 45-60 мин, после 3,5-4,5 часов учебного труда в первой половине дня и после 3,5-4  часов  умственных занятий - во второй. По желанию студентов вторая прогулка может  заменяться играми с мячом.

      Применяемые во всех вариантах спортивные и подвижные игры  не  должны

 носить  высокоинтенсивного соревновательного  характера.

     

      При   проведении  учебно-тренировочных   занятий  в  период   экзаменов

 следует снижать  их интенсивность до 60-70% от обычного уровня.

 

     Нецелесообразно   изучать   технику   новых   упражнений   и   пытаться совершенствовать ее. Направленность этих занятий можно  характеризовать  как профилактическую, а для занимающихся спортом -  как  поддерживающую  уровень тренированности.

 

 

 

                                8. Заключение

     Динамика  учебного  процесса  с  его   неравномерностью   распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии  является  своего рода испытанием  организма  студентов.  Происходит  снижение  функциональной устойчивости  к  физическим  и  психоэмоциональным   нагрузкам,   возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда  и  отдыха,  сна  и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает  состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

     Позитивный  характер изменений умственной  работоспособности достигается во  многом  при  адекватном  для  каждого  индивида  использовании  средств физической   культуры,   методов   и   режимов   воздействия.   Обобщенными характеристиками  эффективного  внедрения  средств  физической  культуры  в учебный  процесс,  обеспечивающих   состояние   высокой   работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, являются:  длительное  сохранение работоспособности в учебном труде; ускоренная врабатываемость;  способность к  ускоренному  восстановлению;  малая  вариабельность   функций,   несущих основную нагрузку в различных видах учебного труда; эмоциональная и волевая устойчивость к  сбивающим  факторам,  средняя  выраженность  эмоционального фона; снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

1.    Здоровье  человека и профилактика заболеваний.  Учебное пособие. / Под ред.

     В.П.Зайцева. /Белгородская ГТАСМ, 1998.

 

2.    Валеология: формирование и укрепление здоровья. Учебное пособие. / Под ред.

      В.П.Зайцева. /Белгородская ГТАСМ, 1998.

 

3.  Социально-биологические   основы   физической   культуры.   Учебное пособие.

     /Под ред. ЯН.Гулько./МГСУ, 1996.

Информация о работе Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособн