Скоростные способности и основы методики их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:10, контрольная работа

Краткое описание

Несмотря на важность развития быстроты реагирования на действия партнера или соперника, в профессиональной деятельности и спорте наибольшее значение имеет скорость выполнения целостных двигательных действий - перемещений, изменений положения тела, атак и защит в поединке и т.д.
Максимальная скорость движений, которую может проявить человек, зависит не только от скоростных характеристик его нервных процессов и быстроты двигательной реакции, но и от других способностей: динамической (скоростной) силы, гибкости, координации, уровня владения техникой выполняемых движений. Поэтому скоростные способности считают сложным комплексным двигательным качеством.

Содержание

1. Общая характеристика понятия «двигательные способности»
1.1 Физические качества и двигательные способности.
1.2 Классификация двигательных способностей
2. Теоретические основы скоростных способностей
2.1 Понятие о скоростных способностях, их виды

2.2 Механизмы, обеспечивающие скоростные способности
2.3 Задачи развития скоростных способностей
2.4 Средства развития скоростных способностей
3. Методика развития скоростных способностей
3.1 Методы воспитания скоростных способностей
3.2 Способы измерения уровня развития скоростных способностей
3.3 Особенности методики развития скоростных способностей
3.3.1 Методика развития быстроты двигательных реакций
3.3.2 Методика развития скорости одиночного движения и частоты движения
3.3.3 Методика развития комплексных форм проявления скоростных способностей
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

физра.docx

— 44.25 Кб (Скачать файл)

При использовании метода вариативного упражнения чередуют движения с высокой интенсивностью (в течение 4-5 с) и движения с меньшей интенсивностью - вначале наращивают скорость, затем  поддерживают ее и замедляют скорость. Это повторяют несколько раз  подряд.

Соревновательный метод  применяется в форме различных  тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты, гандикапы - уравнительные  соревнования) и финальных соревнований. Эффективность данного метода очень  высокая, поскольку спортсменам  различной подготовленности предоставляется  возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным  подъемом, проявляя максимальные волевые  усилия.

Игровой метод предусматривает  выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью  в условиях проведения подвижных  и спортивных игр. При этом упражнения выполняются очень эмоционально, без излишних напряжений. Кроме того, данный метод обеспечивает широкую  вариативность действий, препятствующую образованию «скоростного барьера» (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., 2003).

 

 

 

 

 

 

3.2 Способы измерения  уровня развития скоростных способностей

Контрольные упражнения (тесты) для оценки скоростных способностей делятся на четыре группы: для оценки простой и сложной реакции; для  оценки скорости одиночного движения; для оценки быстроты движений в разных суставах; для оценки скорости, проявляемой  в целостных действиях, чаще всего  в беге на короткие дистанции.

Контрольные упражнения для  оценки простой и сложной реакции. Время простой реакции измеряют в условиях, когда заранее известен и тип сигнала и способов ответа. Время реакции на свет, звук, прикосновение  определяется с помощью различных  реакциометров, измеряющих время реакции с точностью до 0,01 или 0,001 с. Для оценки простой реакции используют не менее 10 попыток и определяют среднее время реагирования. Сложная реакция характеризуется тем, что тип сигнала и вследствие этого способ ответа неизвестны (реакции в играх и единоборствах).

В лабораторных условиях время  выбора измеряют с помощью слайдов  с игровыми или боевыми ситуациями, которые предлагаются испытуемому. Оценив ситуацию, последний реагирует либо нажатием кнопки, либо словесным ответом, либо специальным действием.

Контрольные упражнения для  оценки скорости одиночных движений. Время удара, передачи мяча, броска, одного шага и т.п. определяют с помощью  биомеханической аппаратуры.

Контрольные упражнения для  оценки максимальной частоты движений. Частоту движений ног, рук оценивают  с помощью теппинг-тестов. Регистрируется число движений за 5-20 с.

Контрольные упражнения для  оценки скорости, выполняемой в целостных  двигательных действиях. Бег на 30. 50, 60, 100 м на скорость преодоления дистанции (Холодов Ж.К., 2000).

 

 

 

 

 

3.3 Особенности  методики развития скоростных  способностей

3.3.1 Методика развития  быстроты двигательных реакций

Быстрота двигательных реакций может быть простой и сложной. Простая реакция - это ответ заранее известным движением на заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал (зрительный, слуховой, тактильный). Примерами такого вида реакций являются начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике или в плавании, прекращение игры при свистке арбитра и т.п. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции - временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения.

Основной метод при  развитии быстроты реакции - метод повторного выполнения упражнения. Он заключается  в повторном реагировании на внезапно возникающий (заранее обусловленный) раздражитель с установкой на сокращение времени реагирования (Менхин Ю.В., 2006).

Упражнения на быстроту реакции  вначале выполняют в облегченных  условиях (учитывая, что время реакции  зависит от сложности последующего действия, ее отрабатывают отдельно, вводя  облегченные исходные положения  и т.д.). Например, в легкой атлетике (в беге на короткие дистанции) отдельно упражняются в скорости реакции  на стартовый сигнал с опорой руками о какие-либо предметы в положении  высокого старта и отдельно без стартового сигнала в быстроте выполнения первых беговых шагов.

Как правило, реакция осуществляется не изолированно, а в составе конкретно  направленного двигательного действия или его элемента (старт, атакующее  или защитное действие, элементы игровых  действий и т.п.). Поэтому для совершенствования  быстроты простой двигательной реакции  применяют упражнения на быстроту реагирования в условиях, максимально приближенных к соревновательным, изменяют время между предварительной и исполнительной командами (вариативные ситуации) (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., 2003).

В простой двигательной реакции  выделяют два основных ее компонента:

1. Латентный (запаздывающий), обусловленный задержками, накапливающимися на всех уровнях организации двигательных действий в ЦНС. Латентное время простой двигательной реакции практически не поддается тренировке, не связано со спортивным мастерством и не может приниматься за характеристику быстроты человека.

2. Моторный, за счет совершенствования которого, в основном, и происходит сокращение времени реагирования.

Для простых реакций характерен значительный перенос быстроты: тренировка в различных скоростных упражнениях  улучшает быстроту простой реакции, а люди, быстро реагирующие в одних  ситуациях, будут быстро реагировать  и в других (Захаров Е.Н., Карасев  А.В., Сафонов А.А., 1994).

Чтобы избежать чрезмерной стабилизации быстроты простой реакции, необходимо использовать, особенно с  детьми школьного возраста, игровой  метод, который предполагает выполнение заданий в условиях постоянного  и случайного изменения ситуаций. Простые реакции обладают свойством  переноса: если человек быстро реагирует  на сигналы в одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них  и в других ситуациях (Менхин Ю.В., 2006).

Для целенаправленного развития быстроты простой двигательной реакции  наиболее эффективны повторный, расчлененный и сенсорный методы.

Повторный метод заключается  в максимально быстром повторном  выполнении тренируемых движений по сигналу. Продолжительность таких  упражнений не должна превышать 4-5 секунд. Рекомендуется выполнять 3-6 повторений тренируемых упражнений в 2-3 сериях.

Расчлененный метод сводится к аналитической тренировке в  облегченных условиях быстроты реакции  и скорости последующих движений.

Например, при совершенствовании  старта в спринтерском беге, возможна следующая схема использования расчлененного метода тренировки быстроты реакции на стартовый сигнал:

1. Сначала выполняется  бег со старта под команду  с контролем времени в облегченных  условиях (со специальных колодок,  под уклон или с помощью  тяги растянутого вперед резинового  амортизатора).

2. Затем выполняется бег  со старта на 10-20 м самостоятельно, без команды, но с контролем  времени бега, для отработки стартового  ускорения.

3. В заключение выполняется  групповой старт на 20-50 м, реагируя  по движению одного из участников  забега. «Лидер» меняется по очереди  в каждом забеге.

Сенсорный метод основан  на тесной связи между быстротой  реакции и способностью к различению микроинтервалов времени. Этот метод направлен на развитие способности различать отрезки времени порядка десятых и, даже, сотых долей секунды. Тренировка по этому методу подразделяется на три этапа:

1. На первом этапе занимающиеся выполняют двигательное задание с максимальной быстротой. После каждой попытки руководитель сообщает время выполнения упражнения.

2. На втором этапе повторяется  выполнение первоначального двигательного  задания, но занимающиеся самостоятельно  оценивают по своим ощущениям  быстроту его реализации, а затем  сравнивают свои оценки с реальным  временем выполнения упражнения. Постоянное сопоставление своих  ощущений с действительным временем  выполнения упражнений совершенствует  точность восприятия времени.

3. На третьем этапе  предлагается выполнять задание  с различной, заранее определенной  скоростью. Результат контролируется  и сравнивается. При этом происходит  обучение свободному управлению  быстротой реагирования.

Сложность расчлененного  и сенсорного методов тренировки быстроты реакции состоит в том, что для их реализации необходимы определенные технические средства: электронные секундомеры с автоматической регистрацией начала и конца выполнения задания под команду и без  команды (Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А., 1994).

Сложные двигательные реакции  встречаются в видах спорта, характеризующихся  постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). В  сложных реакциях выделяют: реакцию  на движущийся объект (мяч, шайба и  т.п.) и реакцию «выбора» (когда  из нескольких возможных действий требуется  мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации) (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., 2003).

Период реакции на движущий объект складывается из четырех элементов:

1. Человек должен увидеть  движущий объект (мяч, игрока).

2. Оценить направление  и скорость его движения.

3. Выбрать план действий.

4. Начать его осуществление.

Основная доля этого времени (более 80%) уходит на зрительное восприятие, т.е. на умение увидеть предмет. Для  тренировки этой способности используются упражнения, при выполнении которых  следует:

- постоянно увеличивать  скорость движения объекта;

- сокращать дистанцию  между объектом и занимающимся;

- уменьшать размеры движущегося  объекта.

Реакции выбора связана с выбором двигательного ответа из нескольких возможных. Время реакции выбора во многом зависит от большого запаса тактических действий и технических приемов (Курамшин Ю.Ф. Выдрин В.М. Латышева Н.Е. и др., 2004).

Развитие и совершенствование  реакции выбора связано с принятием  необходимого двигательного решения  из нескольких возможных вариантов. Сложность осуществления реакции  выбора зависит от разнообразия возможного изменения обстановки. Например, в  рукопашной схватке противник может  атаковать любой рукой или  ногой в самой неожиданной  последовательности. Аналогичная ситуация может сложиться и при атакующих  действиях в волейболе, футболе  и в других играх (Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А., 1994).

Для развития быстроты реакции  с выбором следует:

1. Постепенно усложнять  характер ответных действий и  условия их выполнения. Например, сначала обучают выполнять защиту  в ответ на заранее обусловленный  удар, затем ученику предлагают  реагировать на одну из двух  возможных атак, затем трех и  т.д.

2. Развивать способность  предугадывать действия противника. Другими словами, реагировать  не столько на соперника или  партнера, сколько на малозаметные  движения (осанку, мимику, эмоциональное  состояние и т.п.) (Курамшин Ю.Ф. Выдрин В.М. Латышева Н.Е. и др., 2004).

 

3.3.2 Методика развития  скорости одиночного движения  и частоты движения

Быстрота одиночного движения проявляется в способности с  высокой скорость выполнять отдельные  двигательные акты. Это, например, скорость движения ноги при ударе по футбольному мячу, скорость движения руки при ударе по волейбольному мячу или при метании копья.

Наибольшая быстрота одиночного движения достигается при отсутствии добавочного внешнего сопротивления. С увеличение внешнего сопротивления  повышение скорости движений достигается  за счет повышения мощности проявляемых  при этом усилий. Последняя определяется взрывными способностями мышц. В данном случае развитие быстроты одиночного движения целесообразно проводить совместно с развитие силовых способностей, используя упражнения с отягощениями (утяжеленные перчатки у боксера, утяжеленную обувь в прыжка и т.п.). Но подобные упражнения следует применять лишь после того, как будет хорошо освоена техника основного навыка без отягощения.

Наряду с усложнением  условий используют также облегченные  условия: а) «уменьшают» вес тела занимающегося за счет приложения внешних  сил (например, непосредственная помощь преподавателя или партнера с  применением подвесных лонж и  без них (в гимнастических упражнениях);

б) ограничивают сопротивление  естественной среды (например, бег по ветру, плавание по течению и т.п.);

в) используют внешние условия, помогающие занимающемуся произвести ускорение за счет инерции движения своего тела (бег под гору, бег по наклонной дорожке и т.п.).

Эффективным методом является контрастный (вариативный) метод, предполагающий чередование выполнения скоростных упражнений в затрудненных, обычных  и облегченных условиях. В циклических  видах физических упражнений (бег, плавание и др.) скорость передвижения зависит  от оптимального соотношения длины  шага и темпа движений (частота  движений в единицу времени). Оба  эти показателя тренируемы, но каждый имеет свою природу и методику развития. Если длина шага определяется силовыми и скоростно-силовыми показателями, то темп отражает скоростную характеристику.

Информация о работе Скоростные способности и основы методики их развития