Совершенствование двигательной активности младших школьников с трудностями в обучении посредством подвижных игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 15:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучить эффективность влияния подвижных игр на повышение двигательной активности младших школьников классов коррекционно-развивающего обучения.
Задачи:
1. Изучить теоретические подходы к пониманию проблемы совершенствования двигательной активности у младших школьников.
2. Изучить особенности двигательной активности младших школьников классов коррекционно-развивающего обучения.
3. Разработать и апробировать систему подвижных игр по повышению двигательной активности у учащихся младших классов коррекционно-развивающего обучения и определить ее эффективность.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования двигательной активности у детей младшего школьного возраста……………………………….6
1.1. Понятие «двигательная активность». Общая характеристика ………………6
1.2. Влияние двигательной активности на состояние организма ………………15
1.3. Нормирование двигательной активности…………………………………….24
1.4. Возрастные изменения двигательной активности…………………………...31
1.5. Роль физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня начальной школы…………………………………………………………………...33
Глава 2. Подвижные игры как средство совершенствования двигательной активности у младших школьников с трудностями в обучении………………...39
2.1. Изучение уровня развития двигательной активности у детей 2 «Б» класса с трудностями в обучении………………. ……………….........................................39
2.2. Разработка и определение эффективности использования системы подвижных игр, направленных на совершенствование двигательной активности младших школьников классов коррекционно-развивающего обучения…………………………………………………………………………….45
Заключение………………………………………………………………………….54
Список литературы……………………………………………………………........56

Вложенные файлы: 1 файл

двигательная система.doc

— 362.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

1.3. Нормирование двигательной активности

Здоровье как отсутствие болезней и повреждений, гармоничное физическое и психическое развитие, нормальное формирование органов и систем, высокая работоспособность, устойчивость к неблагоприятным воздействиям и достаточная способность адаптироваться к различным нагрузкам и условиям внешней среды, является основой успешной разнообразной деятельности человека, его долголетия.

Каждому возрастному  периоду свойствен определённый уровень двигательной активности, который  определяется как биологическими, так  и социальными факторами. На начальных этапах развития ведущими являются биологические потребности, а у детей старшего возраста двигательная активность формируется в процессе воспитания, то есть она социально обусловлена. Среди биологических факторов можно выделить суточные, сезонные и возрастные.

В результате специальных  исследований учёными установлены  ориентировочные нормы двигательной активности младших школьников. Средняя норма двигательной активности, включая все её разновидности для младших школьников должна составлять не менее 12-18 тысяч движений в сутки с обязательным включением 1-1,5 часов организованных занятий физической культуры. На уроки физического воспитания в среднем приходится 16,6-37,5% общей суточной двигательной активности школьника.

Суточная двигательная активность - это число движений за весь период бодрствования в течение суток. К ним относится все виды движений: прыжки, бег, ходьба, наклоны, повороты. Суточная двигательная активность регистрируется специальным прибором - актометром или шагомером. С возрастом она увеличивается. Этот процесс носит поступательный, но не равномерный характер, зависящий также от пола ребёнка. С возрастом суточная двигательная активность сначала стабилизируется, а затем снижается. За 1 час ребёнок совершает минимум 500-1000 движений.

Неравномерно распределение  движений и в течение суток. Подъёмы двигательной активности наиболее выражены в первой половине дня - с 9 до 12 часов, во второй половине дня - с 16 до 18 часов, то есть в соответствии с суточными биологическими ритмами. Двигательная активность неравномерно распределяется не только в течение дня, но и в течение недели и в разное время года. Отмечается некоторое снижение суточной двигательной активности в четверг и пятницу, и последующее увеличение в воскресение. Такое изменение суточной двигательной активности обусловлено социально. Зимой двигательная активность снижается на 30% по сравнению с осенью и весной. У детей наибольшая двигательная активность наблюдается летом. Такое изменение имеет биологическую основу (у многих животных отмечается подобная сезонная периодичность).

Строгая ритмичность  двигательной активности указывает  на наличие генераторов или пейсмеккеров – внутренних механизмов, определяющих периодичность и объем суточной активности. Можно предполагать, что основа регуляции суточного объема движений сосредоточена в состоянии гомеостаза и процессах метаболизма. Их воздействие на объем движений опосредуется через нейроэндокринную и нервную системы, в которых можно выделить структурно - функциональные образования, стимулирующие и тормозящие двигательную активность.

При сокращении суточной двигательной активности в 2-3 раза ниже нормы наблюдается гипокинезия, что особенно опасно для детского организма. Проблема гипокинезии наиболее остро возникает в период поступления ребёнка в школу. Ребёнок попадает в ситуацию резкого ограничения его двигательной активности, хотя потребности организма в движении возрастают.

Потребность в двигательной активности тесно связана с энергетическим обменом. Дефицит энергобаланса  активирует моторную активность, а избыток – тормозит. На базе потребности в движениях формируется две системы: система активации моторики и система дезактивации моторики. Одним из мощных факторов стимуляции системы активации моторики является проприоцепция. Вместе с экстерорецепцией она выполняет ведущую роль в стимуляции двигательной активности. Интероцепция - ведущий фактор стимуляции системы дезактивации моторики. В норме доминирующая роль принадлежит проприоцепции. Гипокинезия сопровождается ослаблением проприоцептивной стимуляции. При этом человек не только не ощущает радостных эмоций от движения, но и становится рабом интероцепции: у него возникают различные неприятные ощущения во внутренней среде, которые проходят при регулярных физических занятиях. Изменение интенсивности проприоцептивной стимуляции находит отражение в эмоциональных состояниях. При ее недостатке возникают неприятные ощущения "моторного голода". Субъективным отражением потребности в движении является эмоциональный подъем ("мышечная радость" по И.П. Павлову), физиологически основанный на проприоцепции. Таким образом, рассмотрение процессов регуляции двигательной активности с позиций потребностно – мотивационного подхода позволяет понять их физиологический смысл и основу механизмов управления двигательной активностью. На этой базе могут быть сформулированы новые подходы к оптимизации двигательной активности и физических нагрузок человека.

Следует также отметить, что негативно отражается на школьниках резкое увеличение статической нагрузки, которую они испытывают на уроке. Известно, что из всех новых факторов, воздействующих на первоклассника (учебные и статические нагрузки, новый коллектив и т. д.), именно статическая нагрузка наиболее трудно переносится ребёнком. Статическое напряжение, обеспечивающее поддержание рабочей позы школьника, приводит к быстрому утомлению детского организма.

Ограничение двигательной активности в зависимости от степени  и длительности воздействия вызывают в организме разнообразные изменения - от адаптационных до патологических. Последние нарушения встречаются у детей довольно редко, но возможно возникновение предпатологического состояния. К признакам, характеризующим это состояние, относятся снижение сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям, падение работоспособности, быстрая утомляемость, отставание в развитии двигательной функции, избыточная масса тела, нарушение деятельности нервной системы и т. д.

Двигательная нагрузка – в значительной степени управляемый фактор внешней среды, влияние которого можно направить на оздоровление и функциональное совершенствование систем детского организма и способствовать адаптации детей к существующему уровню учебных нагрузок. Поэтому необходимо удовлетворить естественную потребность организма в движении и обеспечить оптимальную двигательную активность детей в школе и дома.

Нормой ежедневной двигательной активности ребенка принято считать 15-30 тыс, шагов. Возрастные и половые нормы приведены в таблице 2.

Таблица №2

 Гигиеническая  норма суточной двигательной активности детей (по А.Г. Сухареву) [16, с.64].

Возрастные группы

Тыс. шагов

        Величина                      энергозатрат      ккал/сут.

Продолжительность двигательной активности, час

Младшая

15-20

2500-3000

3,0-3,6

Средняя

20-25

3000-4000

3,6-4,8

Старшая:

Юноши

девушки

 

25-30

25-30

 

3500-4300

3000-4000

 

4,8-5,8

3,6-4,8


 

Для того чтобы определить ежедневный объем специальной активирующей нагрузки, необходимо учесть общее  время выполнения всех физических нагрузок с интенсивностью по ЧСС выше 90-100 уд\мин. Затем надо сопоставить результат  с возрастной и половой нормами  двигательной активности и установить разницу (в часах), которая и показывает соответствующую величину дополнительной нагрузки.

Норма обучающих нагрузок зависит от индивидуальных особенностей занимающихся. В процессе обучения используются развивающие и активирующие нагрузки. Обучающая нагрузка, выполняемая на уроках физкультуры и в домашних условиях, определяется по критерию эффективности обучения и овладения школьником соответствующими умениями и навыками.

Учебный день школьников насыщен значительными умственными и физическими нагрузками. Наиболее эффективен активный отдых в виде умеренного физического труда или занятий физическими упражнениями.

Изменение умственной работоспособности  и сенсорики зависит от времени  проведения физических занятий в  режиме учебного дня. Занятие с 8 до 10 и с 12 до 14 часов в большей степени способствуют повышению умственной работоспособности, быстроте сенсорных движений, а координация движений при этом снижается.

Наибольшее повышение  умственной работоспособности и  быстроты движений отмечается в начале и конце учебной недели. В эти дни также отмечено наименьшее снижение координации микродвижений. Следовательно, в течение недели есть два периода наиболее эффективного влияния по физическому воспитанию на умственную работоспособность школьников. Немаловажную роль играет активный отдых в каникулярное время. Развитие двигательных качеств школьников, учащихся, их поддержание на нормативном уровне осуществляется на уроке физической культуры, во время самостоятельных тренировок, на занятиях в спортивных кружках и т.д. Эффективность этих занятий во многом определяется рациональной структурой и нормированием нагрузок.

Большинство учащихся не занимаются спортом. Поэтому именно на уроках физкультуры они должны получить необходимую дозу развивающих нагрузок.

Для развития основных двигательных качеств до нормального уровня необходимо затратить около 45 мин., а для их поддержания на нормальном уровне около 30 мин. Однако помимо развития двигательных качеств, должны решаться и другие задачи. В связи с этим на уроке физкультуры могут быть использованы определенные методические приемы, дающие как бы дополнительные резервы времени.

Силовые нагрузки в развивающем  объеме можно выполнить преимущественно  на уроках по разделу «гимнастика», а в поддерживающих объемах - на занятиях легкой атлетикой, а также с использованием спортивных и подвижных игр.

Нагрузка для развития скоростно-силовых качеств на занятиях легкой атлетикой, в играх может  способствовать развитию выносливости и ловкости при сложно координационных движениях.

На занятиях в группе «Здоровье» формирование структуры  и дозирования нагрузок должно основываться на тех же принципах, что и на уроках физической культуры. На каждом занятии  в структуре нагрузок должны быть силовые упражнения на все группы мышц в сочетании с развитием гибкости, скоростно-силовые, сложно координационные упражнения для развития ловкости и выносливости. Для повышения эмоциональности занятий, развития ловкости, скоростно-силовых качеств, включаются спортивные и подвижные игры.

Для решения каждой задачи, упражнения следует варьировать: это повысит эмоциональность занятий и тренировочный эффект.

Остановимся подробнее  на показателях тренированности при нормировании двигательной активности.

Во врачебно-педагогической практике обычные исследования в покое не могут вскрыть существенных отклонений от нормы в длительности сердца и сосудов. Для этого применяют так называемые функциональные пробы сердечно-сосудистой системы, которые являются одним из способов определения уровня тренированности школьников: помогают выявить уровень приспособляемости организма к физическим нагрузкам, а также состояние мышцы сердца, кровеносных сосудов, вегетативной нервной системы. Сейчас применяют различные функциональные пробы с разной дозировкой. Однако для определения уровня тренированности они должны соответствовать следующим требованиям:

•    нагрузка   пробы   должна   соответствовать   анатомо-физиологическим особенностям школьников;

•    проба должна  выявить  приспособленность  организма  к  физическим напряжениям;

•    проба должна быть проста и  пригодна в любых  условиях деятельности педагога.

Указанным требованиям  отвечает шестимоментная функциональная проба сердечно-сосудистой системы.

Техника проведения:

1. После 5-минутного отдыха, лежа подсчитывают пульс в течение минуты;

2. Ученик спокойно поднимается и стоит 1 минуту, после этого подсчитывают пульс в течение 1 минуты;

3. Учитель высчитывает разницу между величинами пульса в положении стоя и лежа и умножает эту цифру на 10;

4. Ученик делает 20 глубоких приседаний в течение 40 секунд: во время приседаний энергично поднимает руки вперед, а при вставании опускает вниз;

5. После нагрузки учитель снова подсчитывает пульс в течение одной минуты;

6. Подсчитывает пульс в течение второй минуты после нагрузки;

7. Подсчитывает пульс в течение третьей минуты.

Большое значение имеет  не абсолютный суммарный показатель, а его изменения под влиянием систематических занятий физическими  упражнениями и спортом у одного итого же ученика или группы учащихся. С этой целью учитель проводит функциональную пробу 3 раза: осенью, перед зимними каникулами и весной. При прочих равных условиях уменьшение суммарного показателя будет свидетельствовать об улучшении состояния здоровья и повышения уровня тренированности, а его увеличение - об ухудшении самочувствия и снижении уровня тренированности.

Информация о работе Совершенствование двигательной активности младших школьников с трудностями в обучении посредством подвижных игр