Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 12:46, курсовая работа
Цель исследования – установить особенности и эффективность финансового обеспечения футбольных клубов Украины в условиях рыночных отношений.
Задачи:
1. Охарактеризовать особенности финансового обеспечения футбольных клубов в зарубежных странах.
2. Раскрыть основные источники доходов футбольных клубов в условиях рыночных отношений.
3. Определить состояние финансового обеспечения футбольных клубов в Украине и пути его совершенствования.
4. Разработать практические рекомендации по совершенствованию финансового обеспечения футбольных клубов в Украине.
Введение..........................................................................................................4
раздел 1. теорЕтические основы финансового обеспечения спортивной организации……………………………………………...….7
1.1. Средства финансового обеспечения спортивной организации в условиях рынка……………………………………………………………..………..…..…..7
1.2. Основные понятия финансового обеспечения спортивных
организаций…….……………………………………………………………...…10
1.3. Финансовые ресурсы спортивной организации и принципы организации финансового обеспечения……………………………………………..…….......13 1.4. Спонсорство как основной источник финансирования футбольных клубов…………………….....................................................................................16
Выводы по разделу………………………………………………………….…...18
раздел 2. методы и организация исследований.................20
2.1. Методы исследования....................................................................................20
2.2. Организация исследования............................................................................20
раздел 3. специфика и особенности финансирования профессиональных футбольных клубов….…………..........22
3.1. Финансовое обеспечение футбольных клубов в зарубежных странах....................................................................................................................22
3.2 Финансовое обеспечение футбольных клубов в Украине………………………………………………………………………......40
3.3. Финансовый «фейр-плей» ……………….……...........................................46
Выводы к разделу………………………………………………………………..49
РАЗДЕЛ 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ФУТБОЛЬНЫХ КЛУБАХ ……………….…52
Выводы к разделу…………………… ………………………………………..57
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………….58
выводы.............................................................................................................60
список использованной ЛИТЕРАТУРЫ.........................................
НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА УКРАИНЫ
факультет здоровья, физического воспитания, туризма та менеджмента
кафедра менеджменту та экономики
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к дипломной работе
образовательно-
на тему: « Современное финансирование профессионального спорта»
Выполнил: студент 4 курсу, группы 114 направление подготовки 6.010202 Спорт (менеджмент и управление в сфере физического воспитания и спорта)
Симаков Е.И.
Руководитель: Черноморова А.В.
Рецензент:
Киев – 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение......................
раздел 1. теорЕтические
основы финансового обеспечения спортивной
организации……………………………………………..
1.1. Средства финансового
1.2. Основные понятия финансового обеспечения спортивных
организаций…….…………………………………………
1.3. Финансовые ресурсы спортивной
организации и принципы
Выводы по разделу………………………………………………………….
раздел 2. методы
и организация исследований.................
2.1. Методы исследования...........
2.2. Организация исследования......
3.2 Финансовое обеспечение
3.3. Финансовый «фейр-плей» ……………….…….....................
Выводы к разделу……………………………………………………………
РАЗДЕЛ 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ФУТБОЛЬНЫХ КЛУБАХ ……………….…52
Выводы к разделу…………………… ………………………………………..57
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………….58
выводы........................
список использованной
ЛИТЕРАТУРЫ....................
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
Введение
Актуальность темы исследования. Футбол является одним из самых массовых видов спорта. Миллионы болельщиков всего мира смотрят футбольные матчи на стадионах, по телевизору, а некоторые слушают радиотрансляции.
Эта игра по праву называется самым популярным видом спорта на планете. Международная федерация футбольных ассоциаций (FIFA) включает в себя 208 национальных федераций – это больше, чем число стран, являющихся членами ООН.[6]
Учеными было подсчитано что половину населения Земли старше 10 лет в той или иной степени относятся к любителям футбола, включающей как болельщиков, так и лиц, симпатизирующих этой игре. В абсолютном исчислении они составляют почти 2,9 миллиарда жителей планеты. Это лучший показатель среди всех видов спорта.[12]
Футбол является не только самым зрелищным и популярным видом спора, но и прибыльным. В Европе бюджеты лучших клубов исчисляются сотнями миллионов евро. В Украине футбол в последние годы также заметно улучшил свои показатели. Этот спорт стал значимой частью социальной сферы, а футбольные клубы – полноправными хозяйствующими субъектами. Бюджеты большей части представителей отечественной Премьер Лиги уже преодолели отметку в $10 млн.[36]
В то же время украинский футбол находится на переломном этапе своего развития. Ведется активная проработка вопросов, связанных с переходом футбола в новое качество - на путь профессионализма. С другой стороны, футбольные клубы испытывают жесточайший дефицит финансовых средств, что существенно затрудняет движение к их профессиональному статусу. В связи с этим, данный вопрос становится всё более актуальным. Возникает настоятельная необходимость обобщения опыта зарубежных футбольных клубов в решении вопросов финансового самообеспечения с целью его адаптации к условиям Украины.
Проблема. Финансирование футбольных клубов в Украине осуществляется в неблагоприятных экономических условиях. Руководители отечественных футбольных клубов не располагают необходимыми знаниями по вопросам финансового обеспечения в спорте.
Цель исследования – установить особенности и эффективность финансового обеспечения футбольных клубов Украины в условиях рыночных отношений.
Задачи:
1. Охарактеризовать особенности финансового обеспечения футбольных клубов в зарубежных странах.
2. Раскрыть основные источники доходов футбольных клубов в условиях рыночных отношений.
3. Определить состояние
финансового обеспечения
4. Разработать практические
рекомендации по
Объект исследования – хозяйственная деятельность зарубежных и отечественных футбольных клубов в условиях рынка.
Предмет исследования - источники финансирования футбольных клубов зарубежных стран и Украины.
Методы исследования:
1. Анализ отечественных
и зарубежных литературных
2. Методы теоретического уровня исследования - синтез и анализ.
3. Метод системного анализа.
4. Методы сравнения и сопоставления.
5. Социологический опрос
6. Методы математической статистики
Научная новизна данного исследования заключается в том, что в нём впервые осуществлен сравнительный анализ и обобщен опыт финансовой деятельности футбольных клубов разных стран, в том числе и Украины.
Практическая значимость: исследования данной работы могут быть использованы менеджерами, маркетологами, директорами для усовершенствования финансирования футбольных клубов.
Структура работы. Дипломная работа состоит из 4 разделов, введения, выводов, практических рекомендаций, списка использованной литературы, приложений.
РАЗДЕЛ 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Анализ литературных источников свидетельствует о том, что проблема финансового обеспечения спортивных организаций, в частности футбольных клубов, является предметом изучения зарубежных и отечественных исследователей. В этих трудах подробно освещаются следующие вопросы: о успешной финансовой деятельности спортивных организаций и футбольных клубов в странах Западной Европы и США; о первых незначительных попытках осуществления финансовой стратегии, в Украине, России и других странах СНГ .[15]
В такой ситуации следует обратиться к опыту тех стран, где профессиональный спорт успешно функционирует на протяжении длительного периода. Профессиональные клубы по игровым видам спорта, в том числе и по футболу, взяли на вооружение методы деятельности, которые соответствуют рыночной экономике [10].
На протяжении 40 лет наш спорт в отличие от других сфер деятельности стал составной частью мировой спортивной системы. Поэтому на его развитие, помимо внутренних процессов, серьёзное влияние оказывают изменения, происходящие в спорте развитых стран и мировом спорте в целом.
Во второй половине 60-х годов стало ясно, что международные спортивные организации, признали преимущества государственного участия в развитии спорта, опираются в своей деятельности на процессы, ставшие характерными для развития спорта в ведущих западных странах, его коммерциализацию и профессионализацию. Мировой спорт высших достижений, включая олимпийский, развивается сегодня по законам предпринимательской деятельности. Спорт, а вернее спортивные зрелища и его атрибутика, стали «товаром», который продаётся и покупается [30].
С 80-х годов профессиональные клубы Запада, особенно США, активно используют в своей хозяйственной деятельности маркетинг. Маркетинг это способ решения экономических проблем клуба, который ориентируется на потребности рынка, т.е. на удовлетворение нужд потребителей спортивно-зрелищных услуг.[33]
Взгляды специалистов на проблему каналов финансирования спортивных организаций и футбольных клубов различны.
Часть из них склоняются к тому, что львиная доля финансового вливания в футбольные клубы должна осуществляться спонсорами.
На сегодняшний день в Украине одно из наиболее распространённых занятий в различных сферах деятельности - поиск спонсоров. Не является исключением и спорт, в том числе его игровые виды. Спорт, а вернее спортивные зрелища и его атрибутика, стали «товаром», который продаётся и покупается. Испытывая серьёзные финансовые затруднения, футбольные, баскетбольные, хоккейные и другие спортивные клубы пытаются поправить своё положение, а часто это означает попросту выжить, за счёт средств, которые они надеются получить от спонсоров.[12]
Спонсорство - один из ключевых элементов маркетинговой политики во многих стран. Доходы, получаемые от спонсорских контрактов, зачастую играют важнейшую роль в обеспечении деятельности спортивных организаций клубов. Причём доля спонсорских вкладов в спорт значительно отличается в разных странах и зависит во многом от социально - экономических условий, вида спорта, его развития и уровня проводимого мероприятия.
В условиях рыночной экономики получает всё большее распространение точка зрения, связанная с рассмотрением спонсорства как инструмента материального обеспечения развития различных форм общественной жизни, в том числе спорта. Данное мнение исходит из того, что имеют место динамические изменения и спорта, и окружающей его среды, которые проявляются в различных явлениях и процессах.[43]
Спортивные организации уже практически не в состоянии противостоять давлению расходов на проведение спортивных соревнований. Спортивные рекорды (достижения вообще) уже не могут воплотиться в жизнь с помощью взносов членов спортивных организаций, государственных ассигнований и идеализма общественных сотрудников. Рекорды должны ставиться профессионально и дорого оплачиваются: такова новая ориентация на спортивные достижения.
Спорт расширяет свои границы. Новых расходов в крупных масштабах требует строительство и оборудование физкультурно-спортивных и оздоровительных комплексов, разработка и производство специальных спортивных товаров, профессиональная подготовка специалистов и так далее. Немаловажную роль в получении дополнительных средств играет и необходимость поддержания конкурентоспособности с коммерческими спортивными организациями [30].
Дополнительных средств требует происходящая «профессионализация» деятельности спортивных организаций, т. е. переход от использования труда специально подготовленных и профессионально действующих кадров.
Эти и другие факты всё более стимулируют поиск спортивными организациями новых источников финансирования, одним из которых как раз и является спонсорство .[3]
Спонсорство спорта с региональных и национальных рынков вышло на рынки международные и даже всемирные. Этот процесс соответствует общей тенденции глобализации и интернационализации экономики. Новые перспективы развития ожидают спонсорскую деятельность в связи с созданием Европейского экономического общества и подобных ему объединений.[2]
Вместе с тем некоторые специалисты полагают, что первоисточником финансового обеспечения спортивных организаций и футбольных клубов выступают не спонсоры, а потребители спортивно - зрелищных услуг.
1.2 Основные понятия финансового
обеспечения спортивной
В условиях рыночной конкуренции залогом устойчивого развития организации является его оптимальное финансовое обеспечение, под которым понимается обеспечение спортивной организации основными и оборотными активами, собственными и заемными финансовыми ресурсами, достаточными для функционирования. Финансовое обеспечение предполагает бесперебойность процесса производства и реализации услуг, минимизацию затрат организации.
Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств, в целях воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества.
Выделяют три основные стадии процесса общественного воспроизводства: производство, распределение и потребление. Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, когда происходит распределение стоимости произведенного общественного продукта. Именно на этой стадии появляются финансовые отношения, связанные с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов.[32] Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой. Однако реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована.
Информация о работе Современное финансирование профессионального спорта