Современное финансирование профессионального спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – установить особенности и эффективность финансового обеспечения футбольных клубов Украины в условиях рыночных отношений.
Задачи:
1. Охарактеризовать особенности финансового обеспечения футбольных клубов в зарубежных странах.
2. Раскрыть основные источники доходов футбольных клубов в условиях рыночных отношений.
3. Определить состояние финансового обеспечения футбольных клубов в Украине и пути его совершенствования.
4. Разработать практические рекомендации по совершенствованию финансового обеспечения футбольных клубов в Украине.

Содержание

Введение..........................................................................................................4
раздел 1. теорЕтические основы финансового обеспечения спортивной организации……………………………………………...….7

1.1. Средства финансового обеспечения спортивной организации в условиях рынка……………………………………………………………..………..…..…..7
1.2. Основные понятия финансового обеспечения спортивных
организаций…….……………………………………………………………...…10
1.3. Финансовые ресурсы спортивной организации и принципы организации финансового обеспечения……………………………………………..…….......13 1.4. Спонсорство как основной источник финансирования футбольных клубов…………………….....................................................................................16
Выводы по разделу………………………………………………………….…...18

раздел 2. методы и организация исследований.................20
2.1. Методы исследования....................................................................................20
2.2. Организация исследования............................................................................20

раздел 3. специфика и особенности финансирования профессиональных футбольных клубов….…………..........22
3.1. Финансовое обеспечение футбольных клубов в зарубежных странах....................................................................................................................22
3.2 Финансовое обеспечение футбольных клубов в Украине………………………………………………………………………......40
3.3. Финансовый «фейр-плей» ……………….……...........................................46
Выводы к разделу………………………………………………………………..49
РАЗДЕЛ 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ФУТБОЛЬНЫХ КЛУБАХ ……………….…52
Выводы к разделу…………………… ………………………………………..57
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………….58
выводы.............................................................................................................60
список использованной ЛИТЕРАТУРЫ.........................................

Вложенные файлы: 1 файл

почти_100%_диплома_111_(3).docx

— 293.35 Кб (Скачать файл)

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА УКРАИНЫ

факультет здоровья, физического воспитания, туризма та менеджмента

кафедра менеджменту та экономики

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к дипломной работе

образовательно-квалификационного уровня «бакалавр»

на тему: « Современное финансирование профессионального спорта»

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 4 курсу, группы 114 направление подготовки 6.010202 Спорт (менеджмент и управление в сфере физического воспитания и  спорта)

Симаков Е.И.

Руководитель: Черноморова А.В.

Рецензент: 

 

 

 

 

 

Киев – 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение..........................................................................................................4

раздел 1. теорЕтические основы финансового обеспечения спортивной организации……………………………………………...….7

 

1.1. Средства финансового обеспечения  спортивной организации в условиях  рынка……………………………………………………………..………..…..…..7

1.2. Основные понятия финансового  обеспечения спортивных 

организаций…….……………………………………………………………...…10

1.3. Финансовые ресурсы спортивной  организации и принципы организации  финансового обеспечения……………………………………………..…….......13 1.4.  Спонсорство как основной  источник финансирования         футбольных клубов…………………….....................................................................................16

Выводы по разделу………………………………………………………….…...18

 

раздел 2. методы и организация исследований.................20

2.1. Методы исследования....................................................................................20

2.2. Организация исследования............................................................................20

 

раздел 3. специфика и особенности финансирования профессиональных футбольных клубов….…………..........22

3.1. Финансовое  обеспечение футбольных клубов  в зарубежных странах....................................................................................................................22

3.2  Финансовое обеспечение футбольных  клубов в Украине………………………………………………………………………......40

3.3. Финансовый «фейр-плей» ……………….……...........................................46

Выводы к разделу………………………………………………………………..49

РАЗДЕЛ 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ФУТБОЛЬНЫХ КЛУБАХ ……………….…52

Выводы к разделу……………………  ………………………………………..57

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………….58

выводы.............................................................................................................60

список использованной ЛИТЕРАТУРЫ...........................................62

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...66

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования.  Футбол является одним из самых массовых видов спорта. Миллионы болельщиков всего мира смотрят футбольные матчи  на стадионах, по телевизору, а некоторые слушают радиотрансляции.

Эта  игра по праву называется самым популярным видом спорта на планете. Международная федерация футбольных ассоциаций (FIFA) включает в себя 208 национальных федераций – это больше, чем число стран, являющихся членами ООН.[6]

Учеными было подсчитано что половину населения Земли старше 10 лет в той или иной степени  относятся к  любителям футбола, включающей как болельщиков, так и лиц, симпатизирующих этой игре. В абсолютном исчислении они составляют почти 2,9 миллиарда жителей планеты. Это лучший показатель среди всех видов спорта.[12]

Футбол является не только самым зрелищным и популярным видом спора, но и прибыльным. В Европе бюджеты лучших клубов исчисляются сотнями миллионов евро. В Украине футбол в последние годы также заметно улучшил свои показатели. Этот спорт стал значимой частью социальной сферы, а футбольные клубы – полноправными хозяйствующими субъектами. Бюджеты большей части представителей отечественной Премьер Лиги уже преодолели отметку в $10 млн.[36]

В то же время украинский футбол находится на переломном этапе своего развития. Ведется активная проработка вопросов, связанных с переходом футбола в новое качество - на путь профессионализма. С другой стороны, футбольные клубы испытывают жесточайший дефицит финансовых средств, что существенно затрудняет движение к их профессиональному статусу. В связи с этим, данный вопрос становится всё более актуальным. Возникает настоятельная необходимость обобщения опыта зарубежных футбольных клубов в решении вопросов финансового самообеспечения с целью его адаптации к условиям Украины.

Проблема. Финансирование футбольных клубов в Украине осуществляется в неблагоприятных экономических условиях. Руководители отечественных футбольных клубов  не располагают необходимыми знаниями  по вопросам финансового обеспечения в спорте.

Цель исследования – установить особенности и эффективность финансового обеспечения футбольных клубов Украины в условиях рыночных отношений.

Задачи:

1. Охарактеризовать особенности финансового обеспечения футбольных клубов в зарубежных странах.

2. Раскрыть основные источники  доходов футбольных клубов в  условиях рыночных отношений.

3. Определить состояние  финансового обеспечения футбольных  клубов в Украине  и пути  его совершенствования.

4. Разработать практические  рекомендации по совершенствованию  финансового обеспечения футбольных  клубов в Украине.

Объект исследования – хозяйственная деятельность зарубежных и отечественных футбольных клубов в условиях рынка.

Предмет исследования - источники финансирования футбольных клубов зарубежных стран и Украины.

Методы исследования:

1. Анализ отечественных  и зарубежных литературных источников.

2. Методы теоретического  уровня исследования - синтез и  анализ.

3. Метод системного анализа.

4. Методы сравнения и  сопоставления.

5. Социологический опрос

6. Методы математической  статистики

Научная новизна данного исследования заключается в том, что в нём впервые осуществлен сравнительный анализ и обобщен опыт финансовой деятельности футбольных клубов разных стран, в том числе и Украины.

Практическая значимость: исследования данной работы могут быть использованы менеджерами, маркетологами, директорами для усовершенствования финансирования футбольных клубов.

Структура работы. Дипломная работа состоит из 4 разделов, введения, выводов, практических рекомендаций, списка использованной литературы, приложений.

 

РАЗДЕЛ 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

 

    1.   Средства финансового обеспечения спортивных организаций в условиях развитого рынка

 

Анализ литературных источников свидетельствует о том, что проблема финансового обеспечения спортивных организаций, в частности футбольных клубов, является предметом изучения зарубежных и отечественных исследователей. В этих трудах подробно освещаются следующие вопросы: о успешной финансовой деятельности спортивных организаций и футбольных клубов в странах Западной Европы и США; о первых незначительных попытках осуществления финансовой стратегии, в Украине, России и других странах СНГ .[15]

В такой ситуации следует обратиться к опыту тех стран, где профессиональный спорт успешно функционирует на протяжении длительного периода. Профессиональные клубы по игровым видам спорта, в том числе и по футболу, взяли на вооружение методы деятельности, которые соответствуют рыночной экономике [10].

На протяжении 40 лет наш спорт в отличие от других сфер деятельности стал составной частью мировой спортивной системы. Поэтому на его развитие, помимо внутренних процессов, серьёзное влияние оказывают изменения, происходящие в спорте развитых стран и мировом спорте в целом.

Во второй половине 60-х годов стало ясно, что международные спортивные организации, признали преимущества государственного участия в развитии спорта, опираются в своей деятельности на процессы, ставшие характерными для развития спорта в ведущих западных странах, его коммерциализацию и профессионализацию. Мировой спорт высших достижений, включая олимпийский, развивается сегодня по законам предпринимательской деятельности. Спорт, а вернее спортивные зрелища и его атрибутика, стали «товаром», который продаётся и покупается [30].

С 80-х годов профессиональные клубы Запада, особенно США, активно используют в своей хозяйственной деятельности маркетинг. Маркетинг это способ решения экономических проблем клуба, который ориентируется на потребности рынка, т.е. на удовлетворение нужд потребителей спортивно-зрелищных услуг.[33]

Взгляды специалистов на проблему каналов финансирования спортивных организаций и футбольных клубов различны.

Часть из них склоняются к тому, что львиная доля финансового вливания в футбольные клубы должна осуществляться спонсорами.

На сегодняшний день в Украине одно из наиболее распространённых занятий   в различных сферах деятельности - поиск спонсоров. Не является исключением и спорт, в том числе его игровые виды. Спорт, а вернее спортивные зрелища и его атрибутика, стали «товаром», который продаётся и покупается. Испытывая серьёзные финансовые затруднения, футбольные, баскетбольные, хоккейные и другие спортивные клубы пытаются поправить своё положение, а часто это означает попросту выжить, за счёт средств, которые они надеются получить от спонсоров.[12]

Спонсорство - один из ключевых элементов маркетинговой политики во многих стран. Доходы, получаемые от спонсорских контрактов, зачастую играют важнейшую роль в обеспечении деятельности спортивных организаций  клубов. Причём доля спонсорских вкладов в спорт значительно отличается в разных странах и зависит во многом от социально - экономических условий, вида спорта, его развития и уровня проводимого мероприятия.

В условиях рыночной экономики получает всё большее распространение точка зрения, связанная с рассмотрением спонсорства как  инструмента материального обеспечения развития различных форм общественной жизни, в том числе спорта. Данное мнение исходит из того, что имеют место динамические изменения и спорта, и окружающей его среды, которые проявляются в различных явлениях и процессах.[43]

Спортивные организации уже практически не в состоянии противостоять давлению расходов на проведение спортивных соревнований. Спортивные рекорды (достижения вообще) уже не могут воплотиться в жизнь с помощью взносов членов спортивных организаций, государственных ассигнований и идеализма общественных сотрудников. Рекорды должны ставиться профессионально и дорого оплачиваются: такова новая ориентация на спортивные достижения.

Спорт расширяет свои границы. Новых расходов в крупных масштабах требует строительство и оборудование физкультурно-спортивных и оздоровительных комплексов, разработка и производство специальных спортивных товаров, профессиональная подготовка специалистов и так далее. Немаловажную роль в получении дополнительных средств играет и необходимость поддержания конкурентоспособности с коммерческими спортивными организациями [30].

Дополнительных средств требует происходящая  «профессионализация» деятельности спортивных организаций, т. е. переход от использования труда специально подготовленных и профессионально действующих кадров.

Эти и другие факты всё более стимулируют поиск спортивными организациями новых источников финансирования, одним из которых как раз и является спонсорство .[3]

Спонсорство спорта с региональных и национальных рынков вышло на рынки международные и даже всемирные. Этот процесс соответствует общей тенденции глобализации и интернационализации экономики.  Новые перспективы развития ожидают спонсорскую деятельность в связи с созданием Европейского экономического общества и подобных ему объединений.[2]

Вместе с тем некоторые специалисты полагают, что первоисточником финансового обеспечения спортивных организаций и футбольных клубов выступают не спонсоры, а потребители спортивно - зрелищных услуг.

 

 

1.2 Основные понятия финансового  обеспечения спортивной организации

В условиях рыночной конкуренции залогом устойчивого развития организации является его оптимальное финансовое обеспечение, под которым понимается обеспечение спортивной организации основными и оборотными активами, собственными и заемными финансовыми ресурсами, достаточными для функционирования. Финансовое обеспечение предполагает бесперебойность процесса производства и реализации услуг, минимизацию затрат организации.

Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств, в целях воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества.

Выделяют три основные стадии процесса общественного воспроизводства: производство, распределение и потребление. Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, когда происходит распределение стоимости произведенного общественного продукта. Именно на этой стадии появляются финансовые отношения, связанные с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов.[32] Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой. Однако реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована.

Информация о работе Современное финансирование профессионального спорта