Современное финансирование профессионального спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – установить особенности и эффективность финансового обеспечения футбольных клубов Украины в условиях рыночных отношений.
Задачи:
1. Охарактеризовать особенности финансового обеспечения футбольных клубов в зарубежных странах.
2. Раскрыть основные источники доходов футбольных клубов в условиях рыночных отношений.
3. Определить состояние финансового обеспечения футбольных клубов в Украине и пути его совершенствования.
4. Разработать практические рекомендации по совершенствованию финансового обеспечения футбольных клубов в Украине.

Содержание

Введение..........................................................................................................4
раздел 1. теорЕтические основы финансового обеспечения спортивной организации……………………………………………...….7

1.1. Средства финансового обеспечения спортивной организации в условиях рынка……………………………………………………………..………..…..…..7
1.2. Основные понятия финансового обеспечения спортивных
организаций…….……………………………………………………………...…10
1.3. Финансовые ресурсы спортивной организации и принципы организации финансового обеспечения……………………………………………..…….......13 1.4. Спонсорство как основной источник финансирования футбольных клубов…………………….....................................................................................16
Выводы по разделу………………………………………………………….…...18

раздел 2. методы и организация исследований.................20
2.1. Методы исследования....................................................................................20
2.2. Организация исследования............................................................................20

раздел 3. специфика и особенности финансирования профессиональных футбольных клубов….…………..........22
3.1. Финансовое обеспечение футбольных клубов в зарубежных странах....................................................................................................................22
3.2 Финансовое обеспечение футбольных клубов в Украине………………………………………………………………………......40
3.3. Финансовый «фейр-плей» ……………….……...........................................46
Выводы к разделу………………………………………………………………..49
РАЗДЕЛ 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ФУТБОЛЬНЫХ КЛУБАХ ……………….…52
Выводы к разделу…………………… ………………………………………..57
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………….58
выводы.............................................................................................................60
список использованной ЛИТЕРАТУРЫ.........................................

Вложенные файлы: 1 файл

почти_100%_диплома_111_(3).docx

— 293.35 Кб (Скачать файл)

«ФК НЬЮКАСЛ»

Цифры за год по состоянию на 30 июня 2012 года

Собственность: клубом владеет компания Майка Эшли MASH Holdings Limited

Оборот: 7-й показатель в чемпионате, 93 миллиона фунтов (89 млн. фунтов в 2011-м)

Доход matchday: 24 млн фунтов

Телевидение и радиовещание: 56 млн. фунтов

Коммерческий доход: 14 млн. фунтов

Зарплатная ведомость: 8-й показатель в чемпионате, 64 млн. фунтов (54 млн фунтов в 2011-м)

Заработная плата в процентах от оборота: 69%

Прибыль до налогообложения: 1 млн. фунтов (33 млн. фунтов в 2011-м)

Чистый долг: 129 млн. фунтов

Проценты к уплате: 0.07 млн. фунтов

Самый высокооплачиваемый директор: неизвестен, 266 тысяч фунтов (исполнительный директор — Дерек Лламбиас)

Нынешнее положение дел:

После неожиданно успешного сезона Сорок под руководством Алана Пардью в управленческие способности Майка Эшли наконец начали понемногу верить. Эшли очистил клуб от долгов, лично заняв Ньюкаслу 129 млн. фунтов, после чего назначил Дерека Лламбиаса управлять коммерческими вопросами. Но футбол по-прежнему является нестабильным бизнесом: зарплатная ведомость возросла, доходы снизились, результаты ухудшились, несмотря на потраченные 27 млн. фунтов на новых футболистов. Желание получать прибыль и добиваться с командой успеха присутствует, но даже это не объясняет, каким образом было заключено невыгодное спонсорское соглашение с Wonga.

 «ФК ТОТТЕНХЭМ»

Цифры за год по состоянию на 30 июня 2012 года

Собственность: 85% акций принадлежат компании Enic International Limited, зарегистрированной на Багамах. Джо Льюис, проживающий на Багамских островах, имеет контрольный пакет акций Enic, остальные находятся во владении председателя правления клуба Даниэла Леви и его семьи.

Оборот: 6-й показатель в чемпионате, 144 млн фунтов (163 млн фунтов в 2011-м)

Доход matchday: 21 млн. фунтов

Лига Европы и кубки: 11 млн. фунтов

Телевидение и радиовещание: 59 млн. фунтов

Спонсорские соглашения и корпоративные мероприятия: 35 млн. фунтов

Мерчандайзинг: 9 млн фунтов

Коммерческий доход: 9 млн. фунтов

Зарплатная ведомость: 6-й показатель в чемпионате, 90 млн. фунтов (91 млн фунтов в 2011-м)

Заработная плата в процентах от оборота: 63%

Убыток до налогообложения: 7 млн. фунтов (0.4 млн. фунтов прибыли в 2011-м)

Чистый долг: 70 млн. фунтов

Проценты к уплате: 6 млн. фунтов

Самый высокооплачиваемый директор: Даниэл Леви, 2,2 млн. фунтов

Нынешнее положение дел:

Клуб хорошо управляем, однако цифры финансового отчета вызывают разочарование по причине низких темпов развития. Противопоставляя себя другим лондонским клубам, Тоттенхэм не может с ними тягаться без постройки новой вместительной арены. Прибыль от matchday у Арсенала почти втрое выше, но благодаря общим ценам в столице Шпоры и так имеют приличные цифры (6-е место в чемпионате). Зарплатная ведомость у них также шестая среди всех клубов АПЛ, поэтому занятое командой Харри Реднаппа четвертое место может расцениваться только как успех.[46]

С этого финансового отчета видно, что клубы АПЛ успешно ведут свои  финансовые дела. Пример английских клубов позволяет и другим чемпионатам и клубам в них строить свои успешные проекты и заключать все более и более выгодные контракты и работать не в убыток, а в прибыль.

Есть и альтернативные источники доходов. Так в Жероне была торжественно открыта первая автозаправочная станция под маркой каталонского клубы «Барселоны». Всего планируется в предстоящие месяцы построить пять бензоколонок, которые будут регулярно приносить доход в клубную казну клуба.

Многие футбольные клубы выпускают свои акции. Руководители некоторых английских клубов в 1998 году объявили о размещении на Лондонской фондовой бирже 50 миллионов простых акций стоимостью по полфунта стерлингов. Один из этих клубов "Бирмингем Сити" по объему "футбольной эмиссии" - 25 миллионов фунтов стерлингов - теперь занимает одно из первых мест во всей Великобритании, ровно в два раза опережая по совокупной стоимости акций шотландский "Селтик" и английский "Челси". Интересно проследить дальнейшую судьбу выставляемых акций. Сначала основными владельцами акций, которые распространялись в пакетах по тысяче штук, становятся многочисленные болельщики "Бирмингема". Аккумулированные суммы руководство клуба намерено израсходовать на рекламу команды, повышение гонораров футболистов и срочную покупку новых игроков. Но "Бирмингем Сити" - один из середняков в английском футболе. А что же такие гиганты, как "Манчестер Юнайтед"? Представители этой команды подсчитали, что реализация клубной атрибутики, сувениров, формы и т.д. в прошлом году принесла доход в сумме 8,5 млн. фунтов стерлингов. "Ливерпуль" и "Ньюкасл Юнайтед", например, заработали по 6 миллионов. Вообще топ-менеджеры "Манчестер Юнайтед" считаются самыми опытными не только в Великобритании, но не имеют себе равных в мировом футбольном бизнесе. Чего только стоит одна только рекламная кампания по раскрутке торговой марки фирмы. Ее итогом стала повальная узнаваемость брэнда «Манчестер Юнайтед» (см. диаграмму), несмотря на достаточно скромные по меркам суперклуба спортивные результаты на европейских соревнованиях.

 

Приведем еще один факт. Когда менеджеры решили, что в Европе возможности для расширения продаж почти исчерпаны, началась подготовка к новому сезону в Малайзии и Таиланде. Ведь всем известно, что рынок Восточной Азии очень прибылен и на нем можно хорошо заработать. А что касается биржи, то из восемнадцати английских и шотландских клубов, уже рискнувших выйти на биржу, только акции "Манчестер Юнайтед" и "Бирмингем Сити" поднялись в цене за полгода с 644 пенсов до 667,5. Стоимость на лондонской фондовой биржи клуба «Манчестер Юнайтед» превысила 1 млрд. фунтов стерлингов (около 1,6 млрд. долларов). «Манчестер Юнайтед» стал первым в мире клубом, сумевшим преодолеть миллиардную отметку, а также доказать, что современный футбол является одним из наиболее доходных бизнесов.

Но не все клубы так удачливы. Ведь на стоимость акций влияют многие факторы. Например, после тяжелой травмы лучшего бомбардира предпоследнего чемпионата Европы Алана Ширера цена на акции его клуба "Ньюкасл Юнайтед" на бирже упала на 10 пенсов, что принесло убытков на сумму около 12 млн. фунтов стерлингов. Поняв, что это ведет к банкротству, менеджеры клуба сразу же вывели на рынок футболки знаменитых игроков своей команды - Леса Фердинанда и Дэвида Жинолы, что пополнило казну команды на 17 млн. фунтов.[11]

В остальных четырех ведущих европейских чемпионатах (Германия, Италия, Испания, Франция) этот процесс только начинается. Лишь три итальянских клуба – «Лацио», «Удинезе» и «Рома» – и один немецкий, «Боруссия» из Дортмунда, в течение двух последних лет вышли со своими акциями на биржевые площадки Милана и Франкфурта. Даже президент богатого германского клуба «Бавария» Франц Беккенбауэр до сих пор заявляет, что сильно сомневается в экономической  целесообразности такого шага. Во Франции и Испании вовсе нет ни одного клуба, чьи акции торговались бы на бирже.

А как обстоят дела у наших соседей? В конце февраля у московского ЦСКА появился новый акционер – английская компания Blue Castle Enterprises Limited. Отныне акции футбольного клуба ЦСКА распределены между Macasyng Holding B.V. (через Blue Castle Enterprises владеет 49%), российским банком «Еврофинанс» (через компанию «АВО –Капитал» владеет 25%) и Министерством обороны РФ (26%). Размер инвестиций в будущее ЦСКА определят между собой два инвестора - Macasyng Holding B.V. и российский банк «Еврофинанс». Инвесторы намерены привлечь консультантов из западной аудиторской компании. По словам председателя совета директоров ЗАО ПФК ЦСКА сейчас ведутся переговоры с офисом консалтинговой компании Deloitte & Touche в Англии.

Столь большая разница в развитии футбольного бизнеса кроется в коренном отличии подходов к игре номер один в ведущих футбольных державах. Для англичан это в первую очередь бизнес, зачастую в ущерб спортивным результатам. Благодаря этому клубы премьер-лиги в среднем по своему финансовому состоянию заметно превосходят европейских конкурентов. Финансовый оборот 22 клубов этой лиги по итогам сезона 1998/99 годов составил около 972 млн. долларов, что на 18% превысил уровень предыдущего сезона.[7]

 

Общий профицит клубов премьер-лиги составил около 100 млн. долларов, и только четыре команды из двадцати двух имеют небольшой отрицательный баланс.

 

Многое в современном футболе зависит также и от букмекерских контор. Особенно популярны лондонские букмекеры, которые в начале каждого нового сезона предлагают своим клиентам весьма любопытные ставки. Например, в начале  футбольного года 1998 они принимали ставки на вероятность смещения тренеров клубов со своих постов в течение сезона. По мнению букмекерской конторы "Уильям Хилл", самыми серьезными перспективами сохранить свой пост до следующего лета обладает тренер "Арсенала" Арсен Венгер. Как ни странно, несмотря на несколько проигрышей, руководители "Арсенала" не думают о том, чтобы уволить А. Венгера.

 Самые большие деньги  крутятся в Международной ассоциаций футбольных федераций (FIFA). Приведем несколько примеров. Каждая сборная, которая получила право выступить на чемпионате мира в 1998 году, получит от ФИФА миллион долларов. И в зависимости от дальнейших успехов команды, эта сумма будет увеличиваться.

На 140 миллионов швейцарских франков выросли в этом сезоне доходы UEFA от Лиги Чемпионов по сравнению с турниром – 99/2000. В связи с этим Европейский союз футбольных ассоциаций принял решение увеличить бонус за участие в Лиге каждому из 32 клубов с полутора до двух с половиной миллионов франков. Таким образом, после 9 сыгранных матчей сумма, вырученная московским «Спартаком» составляет 9,5 млн. франков: 2,5 млн. составляет выплата за участие в групповом турнире, 4,5 млн. – премиальные за 9 сыгранных матчей, а еще 2,5 млн. – бонус за набранные очки.

Благодаря тому, что московский «Спартак» не уступил на своем поле французскому «Лиону», лондонский «Арсенал» заработает 20 млн. фунтов стерлингов. Англичане в ходе выступления в Лиге Чемпионов уже получили от UEFA 6,5 млн., однако, успешное продвижение в следующий раунд турнира сулит большую наживу. Часть средств поступит из того же кошелька Европейской футбольной организации, часть благодаря рекламе спонсоров команды. Финансовые средства нужны лондонцам как никому другому. Намеченное строительство нового стадиона, по предварительной оценке, обойдется в 111,6 млн. фунтов.

Группа компаний «Итера» установила призовой фонд Кубка Содружества - 100 тысяч долларов, из них обладателю трофея достались 35 тысяч.

Очень доходным в последнее время стало проводить чемпионаты мира и Европы. Организаторы этих первенств получают немало прибыли. Например, матчи чемпионата Евро-96 смотрели 400 миллионов зрителей, что принесло 65 млн. долларов от продажи прав на трансляцию матчей. Самое интересное, что организаторы Евро-96 ограничились выделением достаточно скромного бюджета на проведение церемонии открытия - всего 600 тысяч долларов. Но это только чемпионат Европы.

В спортивном бизнесе многое зависит от трансляций. Поэтому многие болельщики приветствовали предложение Европейской Комиссии о том, чтобы все передачи с крупных спортивных событий были без всяких ограничений доступны широкой публике. Для этого их предлагают не кодировать - последнее однако не лишает компании возможности бороться за эксклюзивное право трансляции. Таким образом ЕК поддержала инициативу Европейского парламента о внесении поправки в союзный закон о "телевидении без границ". Пробел в союзном законодательстве позволял платным и, следовательно, более богатым телеканалам покупать право на трансляцию репортажей с самых интересных спортивных событий и показывать их в закодированном виде, что лишало 80 процентов телезрителей в странах ЕС возможности смотреть их. Еврокомиссия готова консультироваться с правительствами и профессиональными организациями всех 15 стран союза. На сегодняшний день составлен список спортивных событий, которые вообще не могут транслироваться на основе эксклюзивного права и доступ к которым будет гарантирован всем гражданам ЕС. Это крупнейшие международные состязания: Олимпийские Игры, чемпионат Европы по футболу, чемпионат мира по легкой атлетике и др. Странам ЕС дается право определять свой собственный перечень состязании на национальном уровне, которые могли бы заинтересовать широкую публику как внутри страны, так и за ее пределами. Отметим, что на сегодняшний день 8 из 15 стран ЕС приняли законы, регулирующие приобретение эксклюзивных прав на трансляцию по телевидению крупных спортивных событий.[43]

Всемирная известность и высокие спортивные достижения делают этот футбольный клуб весьма привлекательным для рекламных инвестиций глобального масштаба. Любой болельщик знает, что «МЮ» играет в форме Umbro. Но срок контракта с этой фирмой у богатейшего клуба заканчивается в 2002 году. Все ведущие производители спортивной экипировки выстроились в очередь за право поместить название своей фирмы  на футболку этого клуба. У Umbro, конечно, приоритет, но предложение Nike было более щедрым.

Почти полмиллиарда долларов «Манчестер Юнайтед» получит только за то, что будет в течение 15 лет носить форму Nike. Это очередной мировой рекорд в футбольно-финансовой области.

Теперь ежегодно «МЮ» будет получать 20 миллионов фунтов или 30 миллионов долларов, а общая сумма контракта составила 450 миллионов долларов. Такого в истории футбола еще не было. Что ж, единственному в мире клубу, чьи активы оцениваются более чем в полтора миллиарда долларов, подстать иметь таких поставщиков.[44]

Nike же побила собственный рекорд. За 10-летний контракт со сборной Бразилии эта фирма за 4 года выложила 100 миллионов долларов. Nike одевает такие известные во всем мире клубы, как «Интер», «Барселона», «Арсенал», «Лидс», «Рейнджерс».

Кроме рекламы Nike получает практически эксклюзивную возможность изготовлять сувенирные майки с символикой «МЮ». Процент от продаж идет клубу, но и Nike перепадает огромная сумма, которая с лихвой перекрывает все расходы на производство экипировки для клуба. Кроме того Nike будут рекламировать игроки команды, а нынешний ее тренер Алекс Фергюсон будет так называемым послом этой фирмы во всем мире.

Рекламируя товары известных фирм, зарабатывают и наши футбольные клубы. Самый популярный из них «Спартак» подписал соглашение о спонсорстве с парфюмерно-косметической компанией Procter & Gamble. Футболисты будут рекламировать торговую марку P&G – Old Spice.

 По условиям договора  логотип Old Spice будет размещен на левом рукаве футболки каждого из футболистов «Спартака». Контракт подписан сроком на один год с возможностью последующего продления. Генеральным спонсором команды по-прежнему остается нефтяная компания «ЛУКОЙЛ».

Договор с футбольной командой также предусматривает возможность съемок игроков команды в рекламных роликах дезодоранта.

 

 

3.2 Финансовое  обеспечение футбольных клубов  в Украине

Анализ источников финансирования профессиональных футбольных клубов Украины в настоящее время существенно усложнен. Несмотря на введенную в Украине систему лицензирования ведущих футбольных клубов в соответствии с требованиями УЕФА, в том числе и относительно обеспечения прозрачности финансовой деятельности клубов, источников официальной информации как таковой не существует. Поэтому приходится опираться на данные, полученные отечественными журналистами а также данные полученные в результате собственных исследований.[47]

Информация о работе Современное финансирование профессионального спорта