Современное финансирование профессионального спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – установить особенности и эффективность финансового обеспечения футбольных клубов Украины в условиях рыночных отношений.
Задачи:
1. Охарактеризовать особенности финансового обеспечения футбольных клубов в зарубежных странах.
2. Раскрыть основные источники доходов футбольных клубов в условиях рыночных отношений.
3. Определить состояние финансового обеспечения футбольных клубов в Украине и пути его совершенствования.
4. Разработать практические рекомендации по совершенствованию финансового обеспечения футбольных клубов в Украине.

Содержание

Введение..........................................................................................................4
раздел 1. теорЕтические основы финансового обеспечения спортивной организации……………………………………………...….7

1.1. Средства финансового обеспечения спортивной организации в условиях рынка……………………………………………………………..………..…..…..7
1.2. Основные понятия финансового обеспечения спортивных
организаций…….……………………………………………………………...…10
1.3. Финансовые ресурсы спортивной организации и принципы организации финансового обеспечения……………………………………………..…….......13 1.4. Спонсорство как основной источник финансирования футбольных клубов…………………….....................................................................................16
Выводы по разделу………………………………………………………….…...18

раздел 2. методы и организация исследований.................20
2.1. Методы исследования....................................................................................20
2.2. Организация исследования............................................................................20

раздел 3. специфика и особенности финансирования профессиональных футбольных клубов….…………..........22
3.1. Финансовое обеспечение футбольных клубов в зарубежных странах....................................................................................................................22
3.2 Финансовое обеспечение футбольных клубов в Украине………………………………………………………………………......40
3.3. Финансовый «фейр-плей» ……………….……...........................................46
Выводы к разделу………………………………………………………………..49
РАЗДЕЛ 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ФУТБОЛЬНЫХ КЛУБАХ ……………….…52
Выводы к разделу…………………… ………………………………………..57
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………….58
выводы.............................................................................................................60
список использованной ЛИТЕРАТУРЫ.........................................

Вложенные файлы: 1 файл

почти_100%_диплома_111_(3).docx

— 293.35 Кб (Скачать файл)

В последнем десятилетии спорт, в том числе и футбол, превратился в большой бизнес. Особенно это заметно в начале каждого сезона, когда в Европе идет настоящий бум вокруг "распродажи" игроков. Особенно выделяются здесь владельцы итальянских клубов. Например, перед началом футбольного сезона 1997/1998 годов на закупку новых игроков руководство команд серии "А" (так называется национальный чемпионат Италии) истратило в общей сложности 250 млн. долларов. Первое место в этом списке занял "Интер", который за 29 млн. долларов приобрел знаменитого Рональдо из "Барселоны". Однако лучший футболист Бразилии смог удержать свой высокий статус самого "дорогого" игрока только несколько недель. Через некоторое время за его соотечественника Денилсона президент испанского клуба "Бетис" выложил 37 млн. долларов.

Возросшие мировые цены на игроков вынудили самый богатый клуб мира «Манчестер Юнайтед» пойти на существенные затраты. Перед этим сезоном «МЮ» купил игроков на 65,8 миллионов фунтов стерлингов, что не идет ни в какое сравнение с цифрой прошлого сезона – 11,4 миллиона. Снизились также доходы клуба: вместо 42 миллионов он получил всего 36,6. Все дело в том, что команда не играла матчи Кубка Англии, и потому провела меньше игр дома. И даже притом, что продажа товаров с символикой клуба возросла, и доход стал на 2 миллиона больше, чем год назад все равно «МЮ» зарабатывает меньше. Но хорошая работа менеджеров и клуба в целом за год доход клуба за третий квартал(2013г.) увеличился на 36 миллионов фунтов стерлингов (31,9%). Получилось это благодаря новым спонсорским сделкам, в первую очередь благодаря новому восьмилетнему контракту с Aon, который красуется на футболках.

Доход от спонсорства за третий квартал увеличился на 52,2 процента, розничная торговля, одежда, продукты и лицензии повысились на 9,5 процентов. Доходы от ТВ и радио выросли на 28,4 процентов, достигнув показателя 21,7 миллион фунтов стерлингов.

Благодаря тому, что команда играла в 1/8 финала ЛЧ, клуб заработал за третий квартал 34 миллиона фунтов стерлингов.

Прогнозируется, что годовой доход МЮ составит 350-360 миллионов фунтов стерлингов.

Из этого следует, что ситуация в Европе схожа с ситуацией в Украине, профессиональный футбол является дорогим бизнесом и он дорожает с каждым годом. Следует также отметить, что большинство средств в бюджет клубов вносят их владельцы так как доходы клубов не покрывают их содержание, также из этого следует, что модель Европейского финансирования футбольной индустрии не в полной мере может быть использована  для улучшения финансирования футбольных клубов Украины.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Артышевский В.Н. Нетрадиционные источники финансирования ФкиС в условиях рынка. – К., 1991. – 24 с.
  2. Вапнярская О.И., Золотов М.И Зарубежный опыт управления массовым спортом /www/dis.ru/manag/arhiv/2003/3
  3. Владыкин А., Савин А., «Футбол 2010. Ежегодник» Эксмо, 2010 г. 335-342 ст.
  4. Войдецкий Б.  Александр Жуков: Спорт надо уметь продавать:[Депутат Госдумы России о рыночных отношениях в спорте…] Советский спорт -2002 18 сентября с.28
  5. Гуськов С.И. Маркетинг и спорт: Зарубежный опыт (для спорт. Руководителей и менеджеров) В 2-х частях / ВНИИФК. – М., 1992. – Кн.1 – 72 с.; Кн.2 – 80 с.
  6. Гуськов С.И. Спонсор и спорт. – М., 1995. – 160 с. Гуськов С. И. Спортивный маркетинг. – К.: Олимпийская литература, 1995. – 296 с.
  7. Гуськов С. И. Социально – экономические и правовые аспекты развития спорта в заграничных странах. – М.: ВНИИФК, 1991. – 203с.
  8. Гуськов С. И. Переход к рыночной экономике и развитие физической культуры. – 1991. - № 2. – с. 11-15.
  9. Гуськов С.И, Гуськов С.С Телевидение и спорт.- М.: Полиграф сервис, 2000.- 334 ст.
  10. Гольдес И. В.   «Мировой футбол. Справочник 2006» Олимпия Пресс, 2006 г. 254-259 ст.
  11. Зеличенко В. «Методика организации и проведения чемпионатов мирового, континентального и национального уровня» / Тера- спорт, 2001.-176 ст.
  12. Золотов М., Платонова Н., Вапнярская О. Экономика массового спорта// Под редакцией В. Кузина, М: Физическая культура, 2005. – 179c.
  13. Золотов М.И. Экономика массового спорта / М.: Физическая культура, 2005. – 234c.
  14. Кузин В.В., Кутепов М.Е. Спонсорство в спорте. – М.: РГАФК. – 1994. – 192 с.
  15. Кузин В.В. Предпринимательство в зарубежном спорте / ГЦОЛИФК: Школа спортивного бизнеса. – М.,1993. – 128 с. )
  16. Кузин В.В., Кутепов М.Е. Мониторинг развития спонсорства российского спорта // Теория и практика физической культуры - научно-теоретический журнал - 1997. - №2
  17. Кутепов М. Е. Спортивный менеджмент в муниципалитетах зарубежных стран / М. Е. Кутепов, О. П. Сапронов. - М.: РИО РГАФК, 1999. - С. 13, 17.
  18. Кисель К. Маркетинг в профессиональном футболе //Наука и спорт: взгляд в третье тысячелетие // Сборник статей международной научной конференции студентов – Киев,  2001. - С. 118-120.
  19. Когут И.А  Особенности спортивного спонсорства в Украине / И.А Когут, Е. А Янишин Молодежь- науке. Актуальные проблемы теории и методики физической культуры и спорта 2009.- т.2 ст.355-358 .Тематическая подборка.- М.,2003.-Вып. 5 – С.57-59.
  20. Коль Й, Спонсорство как способ содействия спорту// Зарубежный спорт: Менеджмент и маркетинг: Тематическая подборка.- М.,2003.-Вып. 5 – С.57-59.
  21. Левченко А.В Спорт политика и бизнес. Характеристика взаимодействия в информационном обществе // Слобожанский научно спортивный вестник : 3 б наук. ст- Х, 2004.-Вып 7.-ст 293-295.
  22. Лисенчук С.Г Маркетинг в профессиональном футбое. Дис. … канд. Наук по физ. Восп. И спорту.- К.,2002.- 204 ст.
  23. Макконнелл K.P., Брю СЛ. Экономикс. - 2 том. - М Республика 1992.-С. 37.
  24. Мичуда Ю.П. Сфера физической культуры и спорта в условиях рынка. Закономерности функционирования и развития. Киев: Олимпийская литература, 2007.-216 с.
  25. Мичуда Ю.П Профессиональный спорт как разновидность предпринимательской деятельности. Теория и методика физического воспитания и спорта – 2005.-№1- ст.30-35.
  26. Мічуда Ю. П. Ринкові відносини та підприємництво в сфері фізичної культури та спорту: Навч. посібник. – К.: Олімпійська література, 1995. – 152с.
  27. . Мичуда Ю. П. Соціально-экономические аспекты развития спорта для всех // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: материалы II международного науч. конгресса: в 4 ч. – Минск, 2007.- Ч. 1. с. 544 – 546.
  28. Мічуда Ю.П. Функціонування та розвиток фізичної культури та спорту в умовах ринку: автореф. д-ра наук з ФВіС// НУФВСУ. – Київ, 2008 – 40 с.
  29. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: Учеб. пособие для вузов по специальности 033100 - "Физическая культура" - М.: Academia, 2001. - 425 с.
  30. Переверзин И.И «Менеджмент спортивной организации» «Физкультура и спорт» Москва 2006 155-159 ст.
  31. Професиональній спорт/ Под общей ред.. С.И Гуськова, В.Н Платонова.- К.: Олимпийская література, 200.-392
  32. Пилоян Р.А. Модель раздельного управления спортом для всех и спортом высших результатов/ Теория и практика физической культуры. - 1999. - N 12. - с. 26,39-42.
  33. Сергеев Е. В. «Футбол в Европе Энциклопедия» Спорт и культура – 2000 2009 г. 276-293 ст.
  34. Смоленский Д. Кто сколько зарабатывает на спорте : [спортсмены тренеры организаторы спонсоры] Спортклуб. 2000-№ 3-4 ст.40-47.
  35. Слезингер Г.Э. Социальная экономика / Г. Э. Слезингер. - М.: ДИС, 2001. - С. 159.
  36. Степанова О.Н Маркетинг в сфре физической культуры и спорта // Маркеинг.-2005.№ 1 (80).-с. 66-75.
  37. Степанова О.Н  Концепция маркетинга в сфере физической культуры и спорта //Маркетинг.- 2005. - № 1 (80). – С. 66-75.
  38. Степанова О.Н Сегментирование рынка физкультурно-спортивных услуг: концептуальный поход, технологии, примеры// Теория ипрактика физ. Культуры.- 2006. № 2.-с.49-54.
  39. Сичка С. Украинский фитнес: економические тенденции и перспективы// Фитнес ревю.-2003.-№20.- с.20-23
  40. Иванов А. В Проблемы современного этапа формирования рыночных отношений в спорте Украины // Научные труды Донецкого национального технического университета- Донецк: ДонНТУ, 2004.- 200ст.
  41. Основи економічної теорії:Підручник/ За ред.. В.Г. Федоренка.- К.: Алерта, 2005 -512с.
  42. Хольцвебер Ф. Спорт и рыночная экономика// Физкультурно-оздоровительная работа в зарубежный странах. – М., 2001.- Вып.1.- С. 10-13.
  43. Фомин Ю.А., Бурятов А.В Комерциализация как форма идеологической диверсии// Теория и пракика физ. Культуры.- 2003. - №12. –С. 51-52.
  44. www.francefootball.fr
  45. www.Football.ua
  46. http://shakhtar.com
  47. http://ua.uefa.com

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

Национальный университет физического воспитания и спорта Украины

Факультет здоровья, физического воспитания, туризма та менеджменту

Кафедра менеджмента и экономики

 

А Н К Е Т А

 

Специалиста в сфере физической культуры и спорта

С целью выявления проблем финансирования профессиональных футбольных клубов Украины, просим Вас, ответить на поставленные вопросы. Внимательно прочитайте вопрос и варианты ответа на него, отметьте тот вариант, который наиболее соответствует Вашему мнению. Анкета носит анонимный характер.

 

1. Как Вы оцениваете  финансовое положение украинских  футбольных клубов в целом?

 

а) как вполне стабильное;

б) как удовлетворительное;

в) как нестабильное;

г) как такое, что угрожает существованию отечественного футбола;

д) сложно ответить.

 

2. От чего, на Ваш взгляд, в наибольшей степени зависит  финансовое положение украинских  футбольных клубов?

 

а) от социально-экономичного положения в стране;

б) от эффективности хозяйственной деятельности футбольных клубов;

в) от финансовой поддержки государства;

д) сложно ответить.

 

3. Какие источники доходов  играют, на Ваш взгляд, решающую  роль в развитии отечественных  футбольных клубов?

 

а) доходы от продажи билетов и абонементов;

б) средства спонсорской деятельности;

в) поступление от реализации маркетинговых программ;

д) сложно ответить.

 

4. Какая организация  может оказать наиболее действенную  помощь в плане привлечения  средств для футбольных клубов?

 

а) Федерация футбола Украины;

б) Профессиональная футбольная лига;

в) сами футбольные клубы;

г) местные органы власти;

д) другие (назовите)____________________________________________

е) сложно ответить.

 

5. Следует ли футбольным  клубам Украины использовать  маркетинг с целью улучшения  своего финансового положения?

 

а) следует в полной мере;

б) возможно использование отдельных элементов маркетинга;

в) не следует;

г) сложно ответить.

 

6. Заинтересованы ли, на  Ваш взгляд, представители украинского  бизнеса выступать в качестве  спонсоров футбольных клубов?

 

а) не заинтересованы;

б) заинтересованы в очень малой степени ;

в) заинтересованы быть спонсорам только отдельных, наиболее известных, клубов;

г) очень заинтересованы;

д) сложно ответить.

 

7. Может ли, на Ваш  взгляд, отечественное телевидение  положительно повлиять на финансовое  положение украинских футбольных  клубов?

 

а) не окажет никакого влияния;

б) будет способствовать популяризации футбольных клубов, привлечению дополнительного числа зрителей;

в) будет способствовать снижению посещаемости игр;

г) будет способствовать привлечению рекламодателей;

д) сложно ответить.

 

8. Какая, на Ваш взгляд, организационно-правовая форма футбольных  клубов Украины в наибольшей  мере способствует их стабильному  финансовому положению?

 

а) общественная организация;

б) общество с ограниченной ответственностью;

в) открытое акционерное общество;

г) закрытое акционерное общество;

д) другая (назовите)_______________________________________________

е) сложно ответить;

 

9. Организация представителем которой вы являетесь:

 

а) Федерация футбола Украины;

б) Федерация футбола г.Киева;

в) Профессиональная футбольная лига;

г) футбольный клуб;

д) ФСТ «Динамо» Украина;

е) другая (назовите)_______________________________________

 

10) Ваш стаж работы  в сфере физическая культура  и спорт:

 

а) до 5 лет

б) 5-15 лет

в) 15-25 лет

г) более 25 лет

 

БЛАГОДАРИМ ЗА РАБОТУ !!!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение В

СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ

результатов анкетного опроса с целью выявления проблем финансирования профессиональных футбольных клубов Украины

содержание вопроса

количество ответов

%

ранг

1. Как Вы оцениваете финансовое положение украинских футбольных клубов в целом?

                                а)

как вполне стабильное

5

16.5

2

                                б)

как удовлетворительное

12

40

1

                                 в)

как нестабильное

10

33

3

                                 г)

как такое, что угрожает существованию отечественного футбола

3

9.9

4

                                 д)

сложно ответить

0

0

5

2.От чего, на Ваш взгляд, в наибольшей степени зависит финансовое положение украинских футбольных клубов?

а)

от социально-экономичного положения в стране

12

40

1

б)

от эффективности хозяйственной деятельности футбольных клубов

15

49.9

2

в)

от финансовой поддержки государства

2

6.6

3

                                 д)

сложно ответить

1

3.3

4

3. Какие источники доходов  играют, на Ваш взгляд, решающую  роль в развитии отечественных  футбольных клубов?

а)

доходы от продажи билетов и абонементов

9

29.7

2

б)

средства спонсорской деятельности

12

40

1

в)

поступление от реализации маркетинговых программ

9

29.7

3

                                 д)

сложно ответить

0

0

 

4. Какая организация может оказать наиболее действенную помощь в плане привлечения средств для футбольных клубов?

                               а)

Федерация футбола Украины

5

16.5

4

                              б)

Профессиональная футбольная лига

7

23.1

2

                                в)

сами футбольные клубы

13

42.9

1

                                г)

местные органы власти

3

9.9

3

                               д)                 

сложно ответить

2

6.6

5

 

 
       

5. Следует ли футбольным  клубам Украины использовать  маркетинг с целью улучшения  своего финансового положения?

а)

следует в полной мере

23

75.9

1

б)

возможно использование отдельных элементов маркетинга

7

23.1

2

                                 в)

не следует

0

0

4

                                 г)

сложно ответить

0

0

3

6. Заинтересованы ли, на  Ваш взгляд, представители украинского  бизнеса выступать в качестве  спонсоров футбольных клубов?

а)

не заинтересованы

3

9.9

2

б)

                 

заинтересованы в очень малой степени

 

7

23.1

1

                                 в)

заинтересованы быть спонсорам только отдельных, наиболее известных, клубов

13

42.9

3

г)

очень заинтересованы

5

16.5

4

                                 д)

сложно ответить

2

6.6

5

7. Может ли, на Ваш взгляд, отечественное телевидение положительно  повлиять на финансовое положение  украинских футбольных клубов?

а) 

не окажет никакого влияния

0

0

 

б)

будет способствовать популяризации футбольных клубов, привлечению дополнительного числа зрителей

13

42.9

2

в)

будет способствовать снижению посещаемости игр

3

9.9

1

г)

будет способствовать привлечению рекламодателей

14

46.2

3

д)

сложно ответить

0

0

4

         

8. Какая, на Ваш взгляд, организационно-правовая форма футбольных  клубов Украины в наибольшей  мере способствует их стабильному  финансовому положению?

а)

общественная организация

3

9.9

1

б)

общество с ограниченной ответственностью

17

56.1

2

в)

открытое акционерное общество

5

16.5

3

г)

закрытое акционерное общество

5

16.5

4

                                 д)

сложно ответить

0

0

5

9. Организация представителем которой вы являетесь:

а)

Федерация футбола Украины

1

3.3

4

б)

Федерация футбола г.Киева

2

6.6

3

в)

Профессиональная футбольная лига

6

19.8

5

г)

футбольный клуб

6

19.8

2

д)

ФСТ  «Украина»

14

46.2

1

е)

другая организация

1

3.3

6

10.  Ваш стаж работы  в сфере физическая культура  и спорт:

1)

до 5 лет

5

16.5

4

2)

5-15 лет

6

19.8

3

3)

15-25 лет

9

29.7

2

4)

более 25 лет

10

33

1


 

РЕЦЕНЗИЯ

на дипломную работу

«Современное финансирование профессионального спорта»

студента 4 курса, группы 114

Специализация: « Менеджмент и управления физическим воспитанием и спортом»

Симаков Евгений Игоревич

          Дипломная  рабата сделана на актуальную  тему, потому что она раскрывает  основные современные проблемы  в профессиональном спорте.

          В работе  правильно сформированы цель  та задачи исследования, правильно  выбраны методы.

          Содержание  работы свидетельствует о том, что студент в полной мере  овладел нужными навыками и  инструментарием научных исследований.

           В работе также используется необходимое количество литературы и результаты собственных социологических исследований.

           Следует  заметить, что работа имеет практическое  значение, потому что исследование  проводились в Центральной раде  Физкультурно-спортивного общества  Украина, Федерации футбола Украины, Профессиональной футбольной лиге  Украины, различных профессиональных  футбольных клубах и результат может быть использован менеджерами футбольных клубов и различных физкультурно-спортивных организаций.

            Студент показал достаточный  набор умений и навыков при  работе с документами и компьютерными  технологиями. Работа хорошо оформлена  и содержит иллюстрированный  материал.

            Дипломная работа студента Симаков  Е.И. соответствует установленным  требованиям и может быть рекомендована  к защите с оценкою «отлично».

Рецензент

Заслуженный тренер Украины                                                      Залойло В.В.

 


 



Информация о работе Современное финансирование профессионального спорта