Специфика организации и проведения физкультурного занятия в группе детей с нарушением слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 21:49, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие специфики организации и проведения физкультурного занятия в группе с нарушением слуха.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить структуру, способы организации, приемы регулирования нагрузки на физкультурном занятии;
Изучить гигиенические требования к организации и проведению занятий.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
І. Теоретическая часть
1.1 Физкультурные занятия дошкольников: структура, способы организации, приемы регулирования нагрузки………………………………
1.2 Гигиенические требования к организации и проведению занятия. Коррекционная направленность физкультурных занятий………………………
ІІ. Практическая часть
Конспект занятия в средней группе для слабослышащих детей…..
Анализ занятия………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КР.docx

— 53.78 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 федеральное  государственное автономное образовательное  учреждение

 высшего  профессионального образования 

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

филиал в г. Северодвинске Архангельской области

 

Психофизиологии и специальной психологии и педагогики

(наименование кафедры)

Галашева Наталия Андреевна

(фамилия, имя, отчество  студента)


 

Институт

гуманитарный

курс

3

группа

 
           

050400.62 Психолого-педагогическое  образование

(код и наименование  направления подготовки / специальности)


 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине

Теория и методика физического воспитания

 

детей с ограниченными возможностями здоровья

На тему

Специфика организации и проведения физкультурного занятия

 

в группе детей с нарушением слуха


 

 

Отметка о зачете

     
         

(дата)

           

Руководитель

доцент

     

Е.Н.Мазур

 

(должность)

 

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

           
 

(дата)

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Северодвинск 2013

Содержание

 

Введение………………………………………………………………3

І. Теоретическая часть

1.1 Физкультурные занятия дошкольников: структура, способы организации, приемы регулирования нагрузки………………………………

1.2 Гигиенические требования к организации и проведению занятия. Коррекционная направленность физкультурных занятий………………………

ІІ. Практическая часть

    1. Конспект занятия в средней группе для слабослышащих детей…..
    2. Анализ занятия………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………

Список литературы……………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В России отмечается устойчивая тенденция роста детской инвалидности. В настоящее время 1,7 миллионов детей относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Как отечественная, так и зарубежная статистика показывает, что число детей с отсутствием или понижением функции органа слуха постоянно увеличивается. В 2007 году дети с нарушенным слухом  составили 6,4% к числу детской инвалидности.1

Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

Полноценное развитие детей, имеющих нарушение слуха, невозможно без физического воспитания, обеспечивающего не только необходимый уровень физического развития, но и коррекцию отклонений различных сфер деятельности глухого ребенка.

Физическое воспитание – это педагогический процесс формирования физической культуры личности.

Целью данной работы является раскрытие специфики организации и проведения физкультурного занятия в группе с нарушением слуха.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить структуру, способы организации, приемы регулирования нагрузки на физкультурном занятии;
  • Изучить гигиенические требования к организации и проведению занятий.

 

 

 

І. Теоретическая часть

1.1 Физкультурные занятия дошкольников: структура, способы организации, приемы  регулирования нагрузки

 

Физкультурное занятие – это основная форма физического воспитания, направленная на ознакомление детей с основными, общеразвивающими движениями, играми. Физкультурное занятие в зависимости от задач проводится фронтально, подгруппами, индивидуально руководителем физического воспитания и (или) воспитателем.

Физическое развитие глухих и слабослышащих дошкольников также имеет некоторое своеобразие, причинами которого являются перенесенные ребенком заболевания, соматическая ослабленность. У этих детей отмечаются более низкие по сравнению со слышащими ребятами показатели роста, массы тела, окружности грудной клетки.

Физическое воспитание детей с нарушениями слуха – это одно из важных направлений коррекционно-педагогической работы – находится в тесной связи со всеми другими сторонами воспитания и обучения. Правильно организованное физическое воспитание создает основу для укрепления здоровья детей, развивает их активность, повышает работоспособность, становится базой для успешного проведения воспитательной и коррекционно-образовательной работы.

Физическое воспитание осуществляется в процессе всей коррекционно-воспитательной работы. Основными формами физического воспитания являются: утренняя гимнастика, подвижные игры на прогулках и в перерыве между занятиями, физкультминутки, фонетическая ритмика, музыкальные занятиями, занятия по физическому воспитанию.

Утренняя гимнастика способствует переходу организма ребенка от сна к бодрствованию, готовит к активной деятельности в течение дня, создает необходимый тонус. Утренняя гимнастика проводится во всех возрастных группах под руководством воспитателя. Комплекс упражнений соответствует возрасту, индивидуальным возможностям детей и включает знакомые детям, отработанные упражнения на развитие и координацию основных движений, развитие равновесия, формирование правильной осанки. Перед началом выполнения упражнений важно создать у детей хорошее настроение, можно использовать звуковые сигналы (музыкальные инструменты) или музыкальное сопровождение (аудиозаписи). Зарядка проводится в хорошо проветренном помещении, где заранее подготавливаются необходимые атрибуты (мячи, флажки и др.).

Обычно при проведении утренней гимнастики соблюдается следующая последовательность: ходьба, бег, улучшающие кровообращение и усиливающие дыхание, общеразвивающие упражнения, прыжки, подскоки, дыхательные упражнения.

Подвижные игры проводятся на прогулках и в перерывах между занятиями. Они позволяют детям сменить вид деятельности, отдохнуть после активной работы на занятиях. Игры между занятиями должны быть хорошо знакомы детям, просты и доступны для участия всех.2

Организация игр на прогулке зависит от времени года и состояния погоды. Необходимо также учитывать характер предшествующей деятельности детей. В холодное время года целесообразно начать прогулку с бега, подвижных игр. В дождливую погоду организуются малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Во время прогулок можно широко использовать бессюжетные игры, например серсо, кольцеброс, кегли; в старших группах – элементы спортивных игр: волейбол, футбол, бадминтон и др. На прогулках можно обучать детей катанию на велосипеде, зимой – на санках, лыжах, коньках. На прогулках организуются спортивные развлечения, проводятся спортивные праздники.

В содержание прогулок могут включаться также и различные упражнения на развитие движений и двигательных качеств, закрепление разученных на занятиях упражнений.

Свободная деятельность детей в дневное и вечернее время создает хорошие возможности для двигательной активности, когда дети занимаются играми, рисованием, чтением, упражнениями на гимнастических снарядах. Их двигательной активностью необходимо руководить и следить, чтобы активные движения чередовались с занятиями за столом, спокойными играми, не допускать перевозбуждения в процессе коллективных игр.

Физминутки обеспечивают смену деятельности детей на занятиях, создают возможности для кратковременного отдыха. Физкультминутки проводятся, как правило, в середине занятия, после появления признаков утомления. Длительность физкультминутки – 3-5 минут, в нее включаются несколько упражнений, которые обычно носят игровой характер, или подвижная игра. Целесообразно связывать движения с содержанием занятия: например, имитировать катание на коньках или лыжах, бросание снежков в процессе занятия по теме «Зима», подражать движениям животных при изучении соответствующей темы.3

В некоторых случаях, по желанию сурдопедагога, взамен физкультминутки может быть проведена фонетическая ритмика, в которой различные движения сочетаются с произнесением речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз), отработкой ритмико-инто-национной стороны речи.

Музыкальные занятия – это также одна из форм физического воспитания дошкольников с нарушениями слуха. Они направлены на восприятие музыки, развитие голоса, развитие ритма движений. На музыкальных занятиях дети много двигаются: танцуют, играют, выполняют упражнения, участвуют в подвижных играх. В содержание музыкальных занятий включаются простые движения (ходьба, бег, прыжки, хлопки, притопы) и более сложные (элементы танца). В процессе музыкальных занятий у детей формируется чувство ритма, которое положительно влияет на движения детей, делает их более координированными, ритмичными. В процессе танцев, пения нормализуется дыхание и связанная с этим слитность речи.

Часть занятий по физической культуре проходит с группой детей в специально оборудованном зале, остальные – на участке или с группой в комнате.

Структура занятий по физическому воспитанию в специальных садах, как и в массовых включает три части: вводную, основную и заключительную4:

1. Во  вводной части важно подготовить  детей к основной физической  нагрузке. Вводная часть включает в себя построение, объяснение задач, ходьбу, кратковременный бег и несложные упражнения, подготавливающие к выполнению основной нагрузки.

2. В основную  часть входят обще-развивающие  упражнения, развитие основных движений  и подвижная игра. Комплекс общеразвивающих  упражнений состоит из упражнений  для разных групп мышц: упражнения  для мышц шеи, плечевого пояса  и рук; для мышц туловища; для  ног.

3. В заключительной  части предлагается легкий бег, спокойная ходьба, упражнения на внимание, координацию движений, подводятся итоги.

Структурные части занятия отчетливо выделяются в старшей и подготовительной группах, а в младших группах выделение частей занятия довольно относительно.

Моторная плотность занятий зависит от способов организации детей. На занятиях по физическому воспитанию используются фронтальный, поточный, поочередный и индивидуальный способы организации детей. Дети преддошкольного и младшего дошкольного возраста чаще всего выполняют движения вместе (фронтально) или индивидуально; старшие дошкольники по подгруппам. Все способы организации должны сочетаться таким образом, чтобы физическая нагрузка, приходящаяся на каждого ребенка, была равномерной, а моторная плотность занятий – высокой.

Во время проведения занятий используется имеющееся оборудование зала: гимнастическая стенка, скамейки, лестницы, доски, мостик-качалка, стойки для прыжков, мячи, обручи, канат и др. На занятиях во всех возрастных группах используется звуковое сопровождение: удары в бубен или барабан, которые служат сигналом для начала и окончания движений, их смены, регулирования скорости ходьбы, бега, частоты прыжков.

На разных этапах обучения используются такие методы, как показ, помощь, страховка, действия по словесной инструкции, однако их объем на разных годах обучения различается.

Показ как метод обучения используется в работе и с младшими дошкольниками, и на занятиях со старшими детьми. В процессе показа детям дается образ движения в его целостном виде, без акцентирования внимания на отдельных элементах. Правильность показа, его точность – одно из важных условий обучения. Небрежная, неточная демонстрация движений может повлечь неправильное воспроизведение детьми. Для старших детей движение может быть предложено в расчлененном виде с целью обучения элементам техники. Наблюдая движение, дети должны хорошо его видеть, а также наблюдать за выполнением движения другими детьми.5

Информация о работе Специфика организации и проведения физкультурного занятия в группе детей с нарушением слуха