Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 13:11, контрольная работа
Семнадцатый век открывает следующий период в развитии философии, который принято называть философией нового времени. Начавшийся еще в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества расширяется и углубляется в XVII веке.
Развитие нового – буржуазного общества – порождает изменения не только в экономике, политике, и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения общественного сознания оказывается наука, и прежде всего, экспериментально-математическое естествознание, которое как раз в XVII веке переживает период своего становления: не случайно этот век обычно называют эпохой научной революции.
Введение
1. Ф. Бекон – родоначальник философии Нового времени.
2. Философский материализм и социально-политические взгляды Т. Гоббса и Дж. Локка.
2.1. Т. Гоббс – идеи и философские взгляды.
2.2. Материализм Дж. Локка.
2.3. Сенсуализм Дж. Локка: происхождение знаний из ощущений и рефлексий.
2.4. Учение Локка об истине и видах знания.
2.5. Учение Локка о государстве и праве.
3. Английский идеализм XVIII в. (Дж. Беркли, Д. Юм).
3.1. Философское учение Дж. Беркли: исходные позиции.
3.2. Атака на материю.
3.3. О бытии.
3.4. Философское учение д. Юма: основные положения.
3.5. Ассоциации и абстракции.
3.6. О существовании субстанции.
Заключение
Список использованной литературы
• память;
• воображение;
• рассудок.
Памяти соответствуют исторические науки, воображению – поэзия, рассудку – философия, что составляет основу всех наук. Философию Бэкон определяет как науку о:
• Боге;
• природе;
• человеке.
Каждый из трех предметов философии человек познает по-разному:
• природу – непосредственно с помощью чувственного восприятия и опыта;
• Бога – через природу;
• себя – через рефлексию (то есть обращенность мысли на саму себя, изучение мыслью мысли).
Философия Ф. Бэкона оказала огромное влияние на философию нового времени, английскую философию, философию последующих эпох:
• было положено начало эмпирическому (опытному) направлению в философии;
• гносеология (наука о познании) поднялась из второстепенной отрасли философии до уровня онтологии (науки о бытии) и стала одним из двух главных разделов любой философской системы;
• определена новая цель философии – помогать человеку добиваться практических результатов в его деятельности (тем самым Бэкон косвенно заложил основы будущей философии американского прагматизма);
• предпринята первая попытка классифицировать науки;
• дан импульс антисхоластической, буржуазной философии как Англии так и Европы в целом.
Идеи Ф. Бекона систематизировал Т. Гоббс. Он усилил роль дедуктивного метода в познании, отдав надлежащее математике в научном знании. Мыслитель признавал роль как эмпирического, так и рационального познания, правда, рациональное толковал как механическое объединение и разъединения чувствительных идей. Гоббса роднит с эмпириками номинализм относительно понимания природы общих понятий.
2. Философский материализм и социально-политические взгляды
Т. Гоббса и Дж. Локка.
Томас Гоббс (1588-1679), ставший учеником и продолжателем философской традиции Ф. Бэкона:
• решительно отвергал теологическую схоластическую философию;
•
целью философии видел
• в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступил на стороне эмпиризма; критиковал рационалистическую философию Декарта;
• был убежденным материалистом;
• считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства;
• разработал теорию государства;
• первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный (совместный) договор.
Основной предмет философских интересов Гоббса – гносеология (учение о познании) и проблема государства.
Т. Гоббс считал, что человек осуществляет познание главным образом благодаря чувственному восприятию. Чувственное восприятие – это получение органами чувств (глаза, уши и т.д.) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка. Данные сигналы Т. Гоббс именует «знаками» и дает их следующую классификацию:
• сигналы – звуки, издаваемые животными для выражения своих действий или намерений («пение» птиц, рычание хищников, мяуканье и т.д.);
• метки – различные знаки, придуманные человеком для общения;
• естественные знаки – «сигналы» природы (гром, молния, тучи и т.д.);
• произвольные коммуникативные знаки – слова различных языков;
• знаки в роли «меток» – специальная «закодированная» речь, понятная немногим (научный язык, язык религии, жаргон и т.д.);
• знаки знаков – имена имен – универсалии (общие понятия).
В качестве метода познания Т. Гоббс выступал за одновременное использование как индукции, так и дедукции.
Проблема общества и государства, по Гоббсу, – главная в философии, поскольку цель философии – помогать человеку добиваться практических результатов в своей деятельности, а человек живет и действует в обществе и конкретном государстве.
Философ стал автором всемирно известной книги «Левиафан» («Чудовище» – вышла в 1651 г. в период диктатуры Кромвеля), в которой обосновал теорию общества и государства. Суть Данной теории в следующем:
• человек обладает изначально злой природой;
• движущей силой действий человека являются личная выгода и эгоизм, страсти, потребности, аффекты;
• указанные качества приводят к осознанию каждым человеком права на все;
• право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех», в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и экономический прогресс;
• в целях совместного выживания люди заключили общественный (совместный) договор, в котором ограничили свои притязания и «право всех на все»;
• для предотвращения «войны всех против всех», подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для регулирования жизни в обществе – государство;
• чтобы эффективно выполнять свои очень трудные функции, государство должно стать всесильным;
• государство – непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище-«Левиафан», которое «пожирает и сметает все на своем пути» – сила, которой невозможно противостоять, но которая необходима для поддержания жизнеспособности общества, порядка и справедливости в нем.
Джон Локк (1632-1704) развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эмпирическую и материалистическую традицию английской философии нового времени.
Можно выделить следующие основные положения философии Дж. Локка:
• мир материалистичен;
• в основе познания может лежать только опыт («нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах»);
• сознание – пустое помещение (empty cabinet), которое в течение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о «чистой доске», на которой записывается опыт – tabula rasa);
• источником опыта выступает внешний мир;
• цель философии – помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности;
• идеал человека – спокойный, законопослушный, добропорядочный джентльмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии;
• идеал государства – государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.
Система философских взглядов Локка строится как теоретико-познавательная концепция. Его онтологические воззрения обнаруживаются при решении им различных, но взаимосвязанных вопросов теории познания. Свою материалистическую позицию Локк определяет, рассматривая теоретико-познавательный статус понятий «материальная субстанция», «идеальная субстанция», понятий первичных и вторичных качеств и т.д.
Многие философы рассматривали и рассматривают Локка как дуалиста. У Локка можно ясно различить двоякую постановку проблемы об отношении материи и сознания: во-первых, он рассматривает это отношение, исследуя первопричину мира и всего богатства его явлений; во-вторых, он ставит вопрос о том, возможно ли в принципе, чтобы материя обладала свойством мышления. Локк предлагает вниманию читателей «Опыта» несколько различных вопросов, ответы на которые объяснили бы отношение между материей и сознанием.
Эти вопросы таковы:
1. Порождает ли материя движение;
2. Порождает ли материя сознание;
3. Возможно ли, «чтобы материя, с движением или без него могла первоначально иметь в себе и от самой себя чувство, восприятие и познание»;
4.
«Материально ли вечное
5. Создает ли вечно мыслящее существо материю?
Ясно,
что материалистическое решение
проблемы происхождение и сущности
сознания возможно лишь при условии
положительного ответа на первый вопрос
– признания движения атрибутом
материи, ибо материя, лишенная атрибута
движения не может последовательно
мыслиться как причина и
Как же Локк отвечает на эти вопросы? Что касается первого, то он считает, что «материя… не обладает способностью произвести в себе движение».Отрицательный ответ Локк дает и на второй вопрос: точно также не способна она и породить сознание.
Вслед за тем он отвергает и гилозоизм. Особый интерес представляет его отрицательный ответ на четвертый вопрос, т.к. причины побудившие Локка к этому, дают представление о том, почему философ дает отрицательные ответы и на первые два вопроса. По поводу предположения, что «мыслящее существо (бог) может быть также и материальным». Локк совершенно справедливо считает, что спинозовская форма признания бога делает его слишком призрачным. Он ясно видит, что признание материи вечной, даже если она персонифицируется в боге, легко ведет к атеизму. Атеизм был тем последним шагом, на который он не отважился.
Проблему происхождения человеческих знаний Локк формулирует как проблему происхождения идей. Там где нет идей, нет и знаний. «Если спросят, – пишет Локк, – когда же человек начинает иметь идеи, то верный ответ, на мой взгляд, будет: «когда он впервые получает ощущение. Так как оказывается, что в душе не бывает идей до доставления их чувствами, то полагаю, что идеи в разуме одновременны с ощущением, т.е. с таким впечатлением или движением в какой-нибудь части нашего тела, которое производит в разуме некоторое восприятие. Этими-то впечатлениями, произведенными на наши чувства внешними объектами, впервые, кажется, занимается душа в деятельности, называемой нами восприятием, воспоминанием, размышлением, рассуждением и т.д.». Изначально, до соприкосновения с материальным миром, человеческая душа, по Локку, – белая бумага без всяких знаков и идей. И поскольку чувственный опыт, согласно Локку, источник знаний о материальном мире, постольку его теоретико-познавательная позиция – материалистический сенсуализм.
Достоинство локковского сенсуализма в том, что он не вырождается в плоский сенсуализм, в представление, что коль скоро знания происходят из чувств, ощущений, то, следовательно, между знаниями и чувствами, ощущениями можно поставить знак равенства. Наоборот, Локк пытается проследить переход от ощущений к знаниям. Исследование природы и разнообразных функций разума позволяет не только показать, что ощущения – «богатый источник большинства наших идей, которые всецело зависят от наших чувств и через них входящих в разум», но и выявить другие познавательные способности, развивающиеся по мере обогащения тем материалом знания, который доставляют ощущения. Стремление, исходя из чувственного, материального мира, постепенно подняться до высших рациональных форм человеческого знания, показать детерминированность их чувствами, опытом означало попытку доказать важнейший тезис материалистической гносеологии.