Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 15:13, реферат
Античная философия - единое и своеобразное, но не изолированное явление в развитии философского сознания человечества. Философия складывалась на основе перенесенных с Востока в греческие города зачатков астрономических, математических и тому подобных знаний, в результате обработки древней мифологии в искусстве и поэзии, а также освобождения философской мысли из плена мифологических представлений о мире и человеке. Уже в ранних философских и космологических системах миф был не столько основой воззрения, сколько образным средством выражения мысли, а философия и знание о природе еще не были отделены друг от друга. Характерная черта античной философии - это многообразие типов философского объяснения мира.
1. Введение
2. Античная натурфилософия. Милетская школа. Элейская школа. Атомисты
3. 2.«Золотой век» античности: Сократ, софисты, Платон, Аристотель
4. 3.Основные направления в философии поздней античности: стоики, эпикуреизм, неоплатонизм
Список использованной литературы
Из рассуждений Пифагора
также следует, что различия и
даже противоречия во мнениях
не могут сами по себе быть
критерием истинности или
Релятивизм теории познания
служит обоснованием и правого,
нравственного релятивизма. Софисты
подчеркивали условность
Учеником софистов в начальный
период своего творчества, а затем
их непримиримым оппонентом
Платон
Платон (427 - 347 гг. до н. э.) - крупнейший философ древности, классик античной философии. Платон принадлежал к одному из знатных афинских родов, получил блестящее образование. Его обучали лучшие учителя. В юные годы Платон занимался живописью, сочинял трагедии, изящные эпиграммы, возвышенные дифирамбы в честь Диониса. Он преклонялся перед комедиографом Аристофаном. Обладая большой физической силой, он принимал участие в качестве борца в Истмийских общегреческих играх и даже получил там награду. Вскоре он начинает увлекаться философией софистов, берет у них уроки за большую плату. Переломным моментом в его жизни стал 408 г. до н. э. В этом году он встретился с Сократом. Беседы с ним привели к тому, что Платон оставил все другие занятия и полностью посвятил себя философии. Сократ не только привил страстную любовь к философии, но и еще внушил Платону твердую веру в существование истины и высших ценностей жизни. Дружба продлилась восемь лет. Когда казнили Сократа, Платон был на грани самоубийства. Он пережил глубокую трагедию. Он возненавидел афинскую демократию и режим, убивающий таланты.
Пройдут годы и Платон, как
благодарный ученик, воздвигнет
памятник своему учителю: напишет
свои бессмертные «Диалоги», в
которых создаст великолепный
и привлекательный образ
Чтобы залечить свои душевные
раны, Платон отправится в
В 387 г. до н.э. Платон основал в Роще учебное заведение, которое стали называть Академией. Главной целью Академии было обучение будущих царей- философов. На входе в Академию была надпись: «Негеометр да не войдет». Члены Академии платили ежемесячные взносы. Учителя и ученики проживали совместно в пригородных домах. Учебные занятия и диспуты проходили по строго определенному расписанию. Члены Академии занимались главным образом математикой и построенной на ней своеобразной диалектикой. Исходя из идеи добра и истины, они предлагали реформировать клонящийся к упадку город-государство (полис) и управлять им. Из стен Академии вышли виднейшие законодатели, государственные деятели, ораторы (Ликург, Геперид, Демосфен и др.) и, конечно, философы: Антисфен, Аристипп, Аристотель и многие другие.
Платон совершил еще два путешествия в Сиракузы. Однако и они оказались безуспешными. Разочарованный и опустошенный, он возвращался в Афины, отдавая все силы «Диалогам», в которых он излагал вселенную идей. В 347 г. до н.э. Платон умер, завещав на пост схоларха Академа своего племянника Спевсина.
Учение о государстве, теория
идей, этика и гносеология - основные
составляющие платоновской
Теория идей. Платон разделил
мир на две части. Первый - материальный,
физический, воспринимаемый нашими
чувствами. Он текуч, изменчив, бесконечно
многообразен. Итак, наши органы
чувств воспринимают
Мир идей - это мир неизменных и вечных образов (эталонов) конкретных вещей. «Идеальный» означает не только сверхчувственный, но и совершенный. Способом бытия идеи является ее воплощаемость и воплощенность во множество материальных предметов, существующих в качестве слепков с нее и запечатлевающих в себе ее образ. Каждая вещь существует лишь постольку, поскольку является материальным воплощением, опредмечиванием идей, и именно соотнесенностью с определенной идеей определяется как самость вещи, ее равенство себе самой, так и ее вхождение в соответствующее множество. Идея, таким образом, выступает у Платона одновременно и как сущность вещи, то есть фундаментальное основание ее бытия, и как ее гипотеза - проект, воплощающий в себя закономерность перехода от идеи к субстанционально воплощенной вещи, и метод ее оформления, и принцип существования. В этом контексте Платон фактически открывает понятийную природу абстрактного мышления, отличного от чувственного восприятия. На уровне чувственного познания у нас, считал Платон, возникают мнения, а на уровне понятийного познания мы получаем подлинную науку, так как имеем дело с миром сущностей, то есть с миром идей. Мир идей иерархичен. Нижний слой - идеи конкретных вещей, средний - идеи общего характера. На самом верху - идея Блага. Благо обладает свойством Демиурга, то есть Творца. Идеи вечны, они прообразы вещей. Вещи - подобие и отражение идей.
У Реала и Антисери мы читаем: «Здесь сразу же становится ясно, что Платон понимает свой мир идей как иерархически организованную систему, в которой идеи нижнего яруса подчинены более высоким, и дальше, и выше, вплоть до Идеи на вершине иерархии, которая есть условие всех остальных и не обусловлена никакой другой (необусловлена, значит, абсолютна).
По поводу этого
Высшее начало, названное в «Государстве» Благом, в параллельном текстовом пространстве было «Единым». Различие примечательное и вполне объяснимое, ибо «Единое» есть Благо в себе, поскольку все, что ни производится им, - благостно, поэтому Благо - функциональный аспект Единого. Единому противостоит начало, также упорядочивающее, но рангом ниже, понимаемое как безусловное и неограниченное начало множественности. Сей второй принцип получил название Диады, или Дуализма, Дуальности большого-малого, в одно и то же время бесконечно великого и бесконечно малого, ничтожного, потому назван Дуальностью неограниченной, неопределенной.
Из соединения этих двух начал вырастает тотальность всех идей. Единое воздействует на неограниченную множественность в духе ограничения и детерминации, обозначения границ, т.е. как формальный принцип, дающий форму, границы и пределы. В то же время принцип множественности исполняет роль субстрата, подобно интеллигибельной материи, если использовать позднейшую терминологию. Каждая и взятые все вместе идеи, следовательно, есть своего рода «смесь» двух принципов (ограничения и безграничного). Единое, сверх того, давая границы, манифестирует себя как Благо, поскольку, определяя неопределенное, оно конфигурирует и воплощает единство множества бесформенных элементов, давая им форму, сущность, порядок, совершенство, высшую ценность. Итак, Единое есть: а) принцип бытия (ибо, как сказано, это сущность, субстанция, Идея); б) принцип истинности и познаваемости, ибо лишь то, что определено, - умопостигаемо, познаваемо; в) принцип ценности, ибо именно ограничение влечет за собой порядок, совершенствование, а значит, позитивность.
Теория познания. Человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Она не погибает, а продолжает жить в мире идей. Платон - сторонник учения Пифагора о реинкарнации. Отсюда - суть процесса познания есть воспоминания. Познание есть анамнезис - воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) - побудительная причина духовного восхождения. Любовь - движущая сила познания, основа вдохновения. Любовь есть стремление к прекрасному, к вечному, к совершенному, а, следовательно, это стремление к идее. Конечно, у человека есть стремление к чувственной, предметной красоте. В красоте предметной скрыта красота более высокого ранга, которую человек и хочет раскрыть. Этим желанием движет Эрос. Именно и только влекомый Эросом может - ступень за ступенью - постигает не только все более совершенные воплощения идей, но и воплощения ее во все более совершенном материале: от единичного прекрасного тела - к прекрасным телам вообще - затем к красоте души - затем к наукам. Обладание абсолютным знанием выступает как обладание целью познания. Рассмотрение идеи как реального бытия и как понятия о сущности предмета дает возможность представить новое знание как проникновение в сущность. Платон полагает, что знание нельзя свести ни к ощущению, ни к правильному мнению, ни к соединению правильного мнения со смыслом. Истинное знание - это познание, которое проникает в мир идей, то есть в мир сущностей.
Теория государства. Платон
создал учение об идеальном
государстве. Идеальное государство
- это государство совершенное. В
природе его нет. К такому государству
надо стремиться. Здесь Платон
выступает как утопист. Свое учение
о совершенном государстве он
развил в диалоге «Государство»
Всю жизнь Платон мечтал
воплотить свое учение об
Платон оставил богатое
Аристотель
Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) - крупнейший классик античной философии. Родился Аристотель в городе Стагире, поэтому Аристотеля часто называют Стагиритом. Семнадцати лет Аристотель вступил в Академию Платона, где пробыл в течение 20 лет как слушатель, преподаватель и равноправный член содружества философов-платоников. Любя своего гениального и строптивого ученика, Платон передал ему все свои знания и пыл научного поиска. В Академии Аристотель проявлял исключительную самостоятельность, нарушая частенько правила Академии. Он не терпел, чтобы ему предписывали, как есть, как пить и одеваться. Он любил шикарную одежду, дорогие перстни и красивых женщин.
После смерти Платона, в 347 г. до н. э., Аристотель оставил Афины по политическим мотивам, путешествовал, затем стал учителем Александра Македонского. Когда Александр стал царем, Аристотель возвратился в Афины, где и основал свою философскую школу (Ликей).
Очень часто обучение
Вскоре после переселения Аристотеля в Афины умерла его жена Пифиада. Аристотель горько оплакивал потерю жены. В память о ней он воздвиг мавзолей. Через два года после ее смерти он женился на своей рабыне Гарпимиде, от которой родился у него сын Никомах.
После смерти Александра Македонского (323 г. до н.э.). Аристотель вынужден был покинуть Афины. Причиной послужило возрастание антимакедонской оппозиции. А так как Аристотель был воспитателем и другом
Информация о работе Античная натурфилософия. Милетская школа. Элейская школа. Атомисты