Античная натурфилософия. Милетская школа. Элейская школа. Атомисты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 15:13, реферат

Краткое описание

Античная философия - единое и своеобразное, но не изолированное явление в развитии философского сознания человечества. Философия складывалась на основе перенесенных с Востока в греческие города зачатков астрономических, математических и тому подобных знаний, в результате обработки древней мифологии в искусстве и поэзии, а также освобождения философской мысли из плена мифологических представлений о мире и человеке. Уже в ранних философских и космологических системах миф был не столько основой воззрения, сколько образным средством выражения мысли, а философия и знание о природе еще не были отделены друг от друга. Характерная черта античной философии - это многообразие типов философского объяснения мира.

Содержание

1. Введение
2. Античная натурфилософия. Милетская школа. Элейская школа. Атомисты
3. 2.«Золотой век» античности: Сократ, софисты, Платон, Аристотель
4. 3.Основные направления в философии поздней античности: стоики, эпикуреизм, неоплатонизм
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

СРСП№4.docx

— 90.50 Кб (Скачать файл)

  Из рассуждений Пифагора  также следует, что различия и  даже противоречия во мнениях  не могут сами по себе быть  критерием истинности или ложности  одного из этих мнений. А значит, дело не в абстрактной истинности  или логичности того или иного  мнения о том, что может быть  принято данным объектом за  истину в данный момент, при  данных обстоятельствах. Иначе говоря, абстрактной истины нет, истина  всегда конкретна.

  Релятивизм теории познания  служит обоснованием и правого, нравственного релятивизма. Софисты  подчеркивали условность правовых  норм, государственных законов и  моральных оценок. Подобно тому, как человек есть мера всех  вещей, всякое человеческое существо, в том числе и государство, есть мера и справедливого  и несправедливого. «Каждая власть  устанавливает законы полезные  для нее самой: демократия - демократические, тирания - тиранические» и т.д. То, что представляется каждому государству  справедливым и прекрасным, то  и является таковым для него, пока оно таковым считается - утверждал  Протагор.

  Учеником софистов в начальный  период своего творчества, а затем  их непримиримым оппонентом был  Сократ (470-399 до н.э.). Прогрессивное значение софистики заключается в том, что она выдвинула на передний план субъективный момент в отношении человека к миру, выразившийся в требовании: все, что ценное для личности, должно быть оправдано перед его сознанием. Однако это оправдание в софистике было поставлено в зависимость от случайного хотения и мнения отдельного индивида. Сократ же выступил против релятивизма софистов. Мерилом всех вещей для Сократа является не субъективно-произвольный единичный человек, а человек как разумное, мыслящее существо, поскольку в мышлении находят свое выражение общие законы. Сократ выступил с требование вырабатывать такие истины, которые имели бы общее и объективное значение.

  Платон

  Платон (427 - 347 гг. до н. э.) - крупнейший философ древности, классик античной философии. Платон принадлежал к одному из знатных афинских родов, получил блестящее образование. Его обучали лучшие учителя. В юные годы Платон занимался живописью, сочинял трагедии, изящные эпиграммы, возвышенные дифирамбы в честь Диониса. Он преклонялся перед комедиографом Аристофаном. Обладая большой физической силой, он принимал участие в качестве борца в Истмийских общегреческих играх и даже получил там награду. Вскоре он начинает увлекаться философией софистов, берет у них уроки за большую плату. Переломным моментом в его жизни стал 408 г. до н. э. В этом году он встретился с Сократом. Беседы с ним привели к тому, что Платон оставил все другие занятия и полностью посвятил себя философии. Сократ не только привил страстную любовь к философии, но и еще внушил Платону твердую веру в существование истины и высших ценностей жизни. Дружба продлилась восемь лет. Когда казнили Сократа, Платон был на грани самоубийства. Он пережил глубокую трагедию. Он возненавидел афинскую демократию и режим, убивающий таланты.

  Пройдут годы и Платон, как  благодарный ученик, воздвигнет  памятник своему учителю: напишет  свои бессмертные «Диалоги», в  которых создаст великолепный  и привлекательный образ Сократа. Редко встретишь в истории  мировой культуры таких благодарных  учеников.

 

  Чтобы залечить свои душевные  раны, Платон отправится в длительное  и дальнее путешествие. Он посетил  ряд государств: Южную Италию, Вавилон, Ассирию, Финикию, Иудею, Кирену, Египет. Во время своего путешествия Платон знакомится с Дионом, братом жены сиракузского тирана Дионисия Старшего, и по его приглашению посещает Сиракузы с целью благотворного влияния и интеллектуального облагораживания деспотического правителя и смягчения нравов придворной жизни. Пребывание у тирана было недолгим. Дионисий его прогнал, отправил морем домой, приказав капитану вздернуть Платона. После отплытия из Сиракуз на родину он был продан капитаном корабля в рабство на о. Эгина. Платона выкупил соотечественник Анникерид и отправил его в Афины.

  В 387 г. до н.э. Платон основал в Роще учебное заведение, которое стали называть Академией. Главной целью Академии было обучение будущих царей- философов. На входе в Академию была надпись: «Негеометр да не войдет». Члены Академии платили ежемесячные взносы. Учителя и ученики проживали совместно в пригородных домах. Учебные занятия и диспуты проходили по строго определенному расписанию. Члены Академии занимались главным образом математикой и построенной на ней своеобразной диалектикой. Исходя из идеи добра и истины, они предлагали реформировать клонящийся к упадку город-государство (полис) и управлять им. Из стен Академии вышли виднейшие законодатели, государственные деятели, ораторы (Ликург, Геперид, Демосфен и др.) и, конечно, философы: Антисфен, Аристипп, Аристотель и многие другие.

  Платон совершил еще два  путешествия в Сиракузы. Однако  и они оказались безуспешными. Разочарованный и опустошенный, он возвращался в Афины, отдавая  все силы «Диалогам», в которых  он излагал вселенную идей. В 347 г. до н.э. Платон умер, завещав на пост схоларха Академа своего племянника Спевсина.

  Учение о государстве, теория  идей, этика и гносеология - основные  составляющие платоновской философии.

  Теория идей. Платон разделил  мир на две части. Первый - материальный, физический, воспринимаемый нашими  чувствами. Он текуч, изменчив, бесконечно  многообразен. Итак, наши органы  чувств воспринимают материальный  мир явлений. Но мы не ограничиваемся  анализом мира явлений. В мышлении  на понятийном уровне мы анализируем  идеальный объект. Например, мы видим  колесо, которое похоже на окружность. Но в мышлении мы анализируем  идеальную окружность. Существует  ли мир, который мы представляем  в наших понятиях? Да, существует, отвечает Платон. Это мир сущностей. Мы его постигаем умом. Это  умопостигаемый мир. Чувствами мы  его не воспринимаем. Он сверхчувственный. Таким образом, существует второй  мир - сверхчувственный, умопостигаемый, интеллигибельный (мыслимый). Этот неощутимый  мир Платон назвал миром идей, миром чистых, совершенных форм, миром Эйдосов.

  Мир идей - это мир неизменных  и вечных образов (эталонов) конкретных  вещей. «Идеальный» означает не  только сверхчувственный, но и  совершенный. Способом бытия идеи  является ее воплощаемость и воплощенность во множество материальных предметов, существующих в качестве слепков с нее и запечатлевающих в себе ее образ. Каждая вещь существует лишь постольку, поскольку является материальным воплощением, опредмечиванием идей, и именно соотнесенностью с определенной идеей определяется как самость вещи, ее равенство себе самой, так и ее вхождение в соответствующее множество. Идея, таким образом, выступает у Платона одновременно и как сущность вещи, то есть фундаментальное основание ее бытия, и как ее гипотеза - проект, воплощающий в себя закономерность перехода от идеи к субстанционально воплощенной вещи, и метод ее оформления, и принцип существования. В этом контексте Платон фактически открывает понятийную природу абстрактного мышления, отличного от чувственного восприятия. На уровне чувственного познания у нас, считал Платон, возникают мнения, а на уровне понятийного познания мы получаем подлинную науку, так как имеем дело с миром сущностей, то есть с миром идей. Мир идей иерархичен. Нижний слой - идеи конкретных вещей, средний - идеи общего характера. На самом верху - идея Блага. Благо обладает свойством Демиурга, то есть Творца. Идеи вечны, они прообразы вещей. Вещи - подобие и отражение идей.

  У Реала и Антисери мы читаем: «Здесь сразу же становится ясно, что Платон понимает свой мир идей как иерархически организованную систему, в которой идеи нижнего яруса подчинены более высоким, и дальше, и выше, вплоть до Идеи на вершине иерархии, которая есть условие всех остальных и не обусловлена никакой другой (необусловлена, значит, абсолютна).

  По поводу этого необусловленного  начала Платон красноречиво пишет  в «Государстве» о том, что  есть Благо. О Благе он говорит не только как об основании, делающем идеи познаваемыми и ум познающим, но и как о том, что производит бытие и сущность: «Благо не субстанция, или сущность, но превыше ее, будучи в своем превосходстве достоинством иерархии и ее потенцией». Об этом начале он более ничего не пишет, но оставляет для досказывания в «оральном», устном пространстве живого слова, о чем известно по его лекциям «Вокруг Блага», которые образуют финальную фазу платоновской мысли, и, как установили недавние исследования, лекции шли параллельно с созданием диалогических композиций, начиная с «Государства».

  Высшее начало, названное в  «Государстве» Благом, в параллельном  текстовом пространстве было  «Единым». Различие примечательное  и вполне объяснимое, ибо «Единое»  есть Благо в себе, поскольку  все, что ни производится им, - благостно, поэтому Благо - функциональный  аспект Единого. Единому противостоит начало, также упорядочивающее, но рангом ниже, понимаемое как безусловное и неограниченное начало множественности. Сей второй принцип получил название Диады, или Дуализма, Дуальности большого-малого, в одно и то же время бесконечно великого и бесконечно малого, ничтожного, потому назван Дуальностью неограниченной, неопределенной.

  Из соединения этих двух  начал вырастает тотальность  всех идей. Единое воздействует на неограниченную множественность в духе ограничения и детерминации, обозначения границ, т.е. как формальный принцип, дающий форму, границы и пределы. В то же время принцип множественности исполняет роль субстрата, подобно интеллигибельной материи, если использовать позднейшую терминологию. Каждая и взятые все вместе идеи, следовательно, есть своего рода «смесь» двух принципов (ограничения и безграничного). Единое, сверх того, давая границы, манифестирует себя как Благо, поскольку, определяя неопределенное, оно конфигурирует и воплощает единство множества бесформенных элементов, давая им форму, сущность, порядок, совершенство, высшую ценность. Итак, Единое есть: а) принцип бытия (ибо, как сказано, это сущность, субстанция, Идея); б) принцип истинности и познаваемости, ибо лишь то, что определено, - умопостигаемо, познаваемо; в) принцип ценности, ибо именно ограничение влечет за собой порядок, совершенствование, а значит, позитивность.

  Теория познания. Человек, как  телесное существо, смертен. Душа  же его бессмертна. Она не погибает, а продолжает жить в мире  идей. Платон - сторонник учения Пифагора  о реинкарнации. Отсюда - суть процесса познания есть воспоминания. Познание есть анамнезис - воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) - побудительная причина духовного восхождения. Любовь - движущая сила познания, основа вдохновения. Любовь есть стремление к прекрасному, к вечному, к совершенному, а, следовательно, это стремление к идее. Конечно, у человека есть стремление к чувственной, предметной красоте. В красоте предметной скрыта красота более высокого ранга, которую человек и хочет раскрыть. Этим желанием движет Эрос. Именно и только влекомый Эросом может - ступень за ступенью - постигает не только все более совершенные воплощения идей, но и воплощения ее во все более совершенном материале: от единичного прекрасного тела - к прекрасным телам вообще - затем к красоте души - затем к наукам. Обладание абсолютным знанием выступает как обладание целью познания. Рассмотрение идеи как реального бытия и как понятия о сущности предмета дает возможность представить новое знание как проникновение в сущность. Платон полагает, что знание нельзя свести ни к ощущению, ни к правильному мнению, ни к соединению правильного мнения со смыслом. Истинное знание - это познание, которое проникает в мир идей, то есть в мир сущностей.

  Теория государства. Платон  создал учение об идеальном  государстве. Идеальное государство - это государство совершенное. В  природе его нет. К такому государству  надо стремиться. Здесь Платон  выступает как утопист. Свое учение  о совершенном государстве он  развил в диалоге «Государство». Идеальное государство - иерархия трех классов: 1) крестьяне, ремесленники, купцы; 2) воины - стражники; 3) правители - мудрецы. Первый класс образован из людей, в коих преобладает вожделеющая часть души; второй - в коих преобладает волевая часть души; третий - в коих преобладает рациональная часть души: они мудрецы. В идеальном государстве господствует справедливость, все подчиняются закону, каждый выполняет добросовестно свои функции в соответствии с разделением на три класса. С детских лет ребенка воспитывают так, чтобы привить ему навыки, которые соответствуют его принадлежности к тому или иному классу. Чтобы исключить из общества корыстолюбие и алчность, Платон предлагает ликвидировать частную собственность. В одном из вариантов идеального государства он предлагает даже обобществить жен, а воспитание детей препоручить государству, независимо от их социального происхождения, и только потом в соответствии со способностями и наклонностями детей определять их место в общественной жизни. Идеальному государству Платон противопоставляет отрицательный тип государства, который проявляется в четырех формах: тимократии, олигархии, демократии, тирании. При тимократии правят честолюбцы, при олигархии - кучка богатых, при демократии - безграмотные бедняки, уничтожающие богатых, при тирании (это вырождающаяся демократия) властвует капризный, своевольный тиран.

  Всю жизнь Платон мечтал  воплотить свое учение об идеальном  государстве в правлении сиракузского тирана. С этой целью он трижды выезжал в Сиракузы. Однако каждый раз его планы неизбежно проваливались.

  Платон оставил богатое литературное  наследие (34 диалога): «Пир», «Федон», «Государство», «Федр», «Парменид», «Теэтет», «Тимей» и др. Диалоги есть сплав науки и мифа, философии и искусства, логики и софистики. Диалоги по-настоящему театрализованы. Динамичный спор собеседников сопровождается яркими характеристиками личностей, задорным юмором, комическими сценами. Диалоги трудно пересказать, их надо читать. Чтение диалогов доставит вам истинное наслаждение.

  Аристотель

  Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) - крупнейший классик античной философии. Родился Аристотель в городе Стагире, поэтому Аристотеля часто называют Стагиритом. Семнадцати лет Аристотель вступил в Академию Платона, где пробыл в течение 20 лет как слушатель, преподаватель и равноправный член содружества философов-платоников. Любя своего гениального и строптивого ученика, Платон передал ему все свои знания и пыл научного поиска. В Академии Аристотель проявлял исключительную самостоятельность, нарушая частенько правила Академии. Он не терпел, чтобы ему предписывали, как есть, как пить и одеваться. Он любил шикарную одежду, дорогие перстни и красивых женщин.

  После смерти Платона, в 347 г. до н. э., Аристотель оставил Афины по политическим мотивам, путешествовал, затем стал учителем Александра Македонского. Когда Александр стал царем, Аристотель возвратился в Афины, где и основал свою философскую школу (Ликей).

  Очень часто обучение проводилось  в аллеях Ликея. Учителя прогуливались с учениками, поэтому школу назвали перипатетической (гр. peripatetikos - прогуливающийся). Гениальный, волевой, властный, целеустремленный, гордый, справедливый, обидчивый, чистоплотный, смелый - таков портрет Аристотеля. В Ликее Аристотель завел всем понравившийся обычай. Он регулярно обедал с друзьями, ведя с ними ученые беседы. Это были своеобразные симпосионы. Аристотель любил дисциплину. Для себя он составил четкое расписание. В утренние часы он читал лекции для избранного круга слушателей по самым трудным вопросам философии. В послеполуденные часы в обширной аудитории он обучал менее подготовленных слушателей.

  Вскоре после переселения  Аристотеля в Афины умерла  его жена Пифиада. Аристотель горько оплакивал потерю жены. В память о ней он воздвиг мавзолей. Через два года после ее смерти он женился на своей рабыне Гарпимиде, от которой родился у него сын Никомах.

 

  После смерти Александра  Македонского (323 г. до н.э.). Аристотель вынужден был покинуть Афины. Причиной послужило возрастание антимакедонской оппозиции. А так как Аристотель был воспитателем и другом

Информация о работе Античная натурфилософия. Милетская школа. Элейская школа. Атомисты