Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 20:50, реферат
Гераклит (ок.540 – 475 г.г. до н.э.) происходил из малоазиатского греческого полиса Эфес и принадлежал к царскому роду Кодридов. Он жил в напряженный период истории греческих полисов, когда в острой борьбе между демосом и родовой (земельной) аристократией верх одержал демос. Эта борьба, характерная для всей классической Греции, не прекращалась полностью и в момент нависшей над малоазиатскими греческими полисами и всей Элладой угрозы персидского порабощения. Она продолжалась и в течение всей эпохи греко-персидских войн (500 – 449 г.г. до н.э.).
I. Введение
Гераклит (ок.540 – 475 г.г. до н.э.) происходил из малоазиатского греческого полиса Эфес и принадлежал к царскому роду Кодридов. Он жил в напряженный период истории греческих полисов, когда в острой борьбе между демосом и родовой (земельной) аристократией верх одержал демос. Эта борьба, характерная для всей классической Греции, не прекращалась полностью и в момент нависшей над малоазиатскими греческими полисами и всей Элладой угрозы персидского порабощения. Она продолжалась и в течение всей эпохи греко-персидских войн (500 – 449 г.г. до н.э.).
Зрелый период жизни и творчества Гераклита падает на первый этап греко-персидских войн, на один из тех решающих моментов истории Древней Эллады, когда маленькие греческие полисы, отстаивая свою свободу и независимость, вели освободительную войну против Персидского царства.
Учение
Гераклита, его диалектика в
особенности, в известной
Гераклит занимает одно из
центральных мест в истории
древнегреческой диалектики. Его
учение, пережившее века и тысячелетия,
Диалектика
Гераклита неразрывно связана
со свойственным ему мышлением
и находит выражение в его
языке, в его оригинальном
II. Основная часть
1. Стиль Гераклита
От сочинения Гераклита до наших дней дошло свыше ста фрагментов. Многие из них насыщены антитезисами, противопоставлениями и сопоставлениями. Иные из них носят характер изречений и афоризмов, художественных сравнений и образных уподоблений, отличаются замысловатыми оборотами речи. Бросается в глаза также необычайная краткость, смысловая плотность гераклитовской фразы и ее эмоциональная емкость. На стиль Гераклита обратили внимание еще в древности: за пристрастие к парадоксам, иносказаниям и загадкам он был прозван Темным. Впрочем, известностью пользовалась эпиграмма, в которой говорилось, что для посвященного в тайны стиля Гераклита темнота была бы яснее солнца.
Стиль Гераклита органически
связан с содержанием развиваемого
им учения. Соединяя в одном предложении
противоположные образы и понятия,
он стремился выразить разгаданную
им противоречивую сущность бытия и
всех вещей, вечную борьбу противоположностей
и всегда обновляющуюся («самовозвращающуюся»,
противоборствующую себе) гармонию. Для
адекватного отображения
Гераклиту был неведом язык точно очерченных понятий науки: даже самое отвлеченное понятие «логос» часто передается им образно и наглядно. Оно и понятно: не только Гераклит, но даже те из греческих философов (Платон и Аристотель), которые достигли необычайных высот отвлеченного мышления, не оперировали чистыми абстракциями. У них абстрактно-мысленное в той или иной степени было связано с чувственно воспринимаемым. Художественные сравнения Гераклита, его образные уподобления и различного рода стилистические противопоставления – антитезы основываются преимущественно на чувственном восприятии предметов материального мира, на наблюдении явлений общественной жизни в частности.
Гераклитовские образы, выражая
особенное и всеобщее, чувственно
достоверны («вещественны») и наглядны,
предельно конкретны и
Столкнувшись с диалектикой (противоречивым единством) идеального и материального, Гераклит не проводит субстанциального различия между ними, не отрывает понятие, выражающее общее (всеобщее), от чувственно воспринимаемого, отвлеченно-рациональное – от живого созерцания, но и не отождествляет одно с другим. Так, образ реки символизирует все царство жизни, весь миропорядок: космос подобно реке есть нечто относительно постоянное, стабильное и неизменное, но в то же время и вечно изменчивое и подвижное. Динамика и статика мира даны Гераклитом одновременно и вместе, представлены через впечатляющий образ реки. Все существующее, «изменяясь, покоится (отдыхает)». Особенность гераклитовского образа мышления состоит в стремлении выразить все противоположности в их неразрывном единстве посредством многочисленных антитез.
Разумеется, антитеза не была изобретением Гераклита. Он лишь широко пользовался общепринятыми в народном языке и в народном сознании противопоставлениями, как, например: жизнь – смерть, день – ночь, лето – зима, справедливость – несправедливость, мир – война, бог – человек, бессмертные – смертные и т.д. Вместе с тем, у философа имеются антитезы, которые следует считать его собственными: всеобщий логос – собственное разумение, единое – все, скрытая (гармония) – явная (гармония), создал (космос) – всегда был, есть и будет (космос), огонь – все (вещи), изменяясь – покоится и др.
Более того, у Гераклита общепринятые антитезы сплошь и рядом получают новое звучание, приобретают новый (теоретический) смысл, нередко парадоксальный. Так, употребляя антитезу «эта река – другая река», он утверждает, что в одну и ту же реку «входим и не входим». Используя такие обычные антитезы, как сходящиеся – расходящиеся, созвучное – разнозвучное, (путь) вверх – (путь) вниз и т.д., Гераклит относит их к одному и тому же предмету, тем самым высказывает идею о единстве противоположностей. То же самое можно сказать относительно использования им многочисленных образов (реки, лиры, лука, играющего ребенка и т.д.) Гераклитовские образы – это не просто образы, а образы-понятия, «смыслообразы» и философемы.
Предположение некоторых историков философии - Бруно Снелль и др.- о том, что за гераклитовскими образами не скрываются никакие отвлеченно философские построения, равносильно исключению эфесца из числа философов, что, разумеется, несправедливо. У Гераклита, безусловно, имеются отвлеченные термины (логос, единое, борьба и т.д.) и общетеоретические формулировки, хотя они, как было сказано, большей частью даны через наглядные образы и художественные сравнения, через различные антитезы, метафоры, аналогии и т.п. В сочетании художественного образа и отвлеченного понятия заключается специфика философствования Гераклита, как и многих других древнегреческих мыслителей классического периода.
Верно, что Гераклит, в личности которого совмещались поэт и философ, оперировал по преимуществу конкретными образами, а не точными и ясными категориями, но верно и то, что гераклитовские образы всеобщи по своему смысловому значению и назначению: насыщенные философским содержанием, они выполняют роль понятий и категорий, служат средством для отвлеченных построений. Стиль Гераклита свидетельствует о том, что эфесский мыслитель находился на пути анализа понятий и образования категорий, а не об отсутствии у него философского мышления.
2. Логос как единство (гармония) и борьба противоположностей
Греческий термин «логос», впервые использованный Гераклитом в качестве одного из основных философских понятий и ставший столь популярным во всей античной философии, имеет очень много значений и непереводим на другие языки. Древние греки, которым была свойственна высокая степень единства языка и мышления, обозначали «слово» и «мысль» одним и тем же термином – «логос». Будучи в самом общем и условном смысле «словом», выражающим неотделимую от него мысль, и «мыслью» выраженной в неотделимом от нее слове, «логос» в зависимости от контекста речи у греков приобретал весьма различное значение. Неодинаковое содержание вкладывал в «логос» и Гераклит. Поэтому смысл этого термина приходится каждый раз устанавливать по контексту рассматриваемого фрагмента или по определенной совокупности фрагментов. Так, в одном из высказываний Гераклита логос означает единство всего: «Не мне, но логосу внемля, мудро согласиться, что все едино».
Единство означает здесь тождество разнообразного, гармонию «расходящихся» противоположностей. Эта идея, будучи одной из ведущих в диалектике Гераклита, проводится им со всей присущей ему решительностью и последовательностью. При этом мыслитель, нередко используя иносказания, образует необычные словосочетания и высказывает довольно парадоксальные суждения вроде «(мы) существуем и не существуем», «справедливость есть раздор» и т.п.
Гераклит резко нападает
на своих предшественников за непонимание
ими единства (совпадения, тождества)
противоположностей: Гесиода и Пифагора,
Ксенофана и Гекатея «
Мысль Гераклита сводится к следующему: то, что день и ночь, добро и зло и т.д. не одно и то же, - это известно всякому. А вот то, что день и ночь, добро и зло, как и все противоположности, составляют одно целое, - это мало кто разумеет. Нетрудно, конечно, понять, что противоположности такого типа, как день – ночь, лето – зима, мир – война и т.п., следуют друг за другом, создавая определенную периодичность, цикличность и повторяемость. А вот то, что сама эта повторяемость и цикличность определяется единством, согласованностью, гармонией противоположностей, т.е. всеобщим логосом, - этого люди не понимают, «многознающие» в том числе. «Они не понимают, как расходящееся с самим собой согласуется: (оно) противоборствующая (себе) гармония, подобная тому, что наблюдается у лука и лиры».
Общая идея приведенного отрывка, в котором использованы образы – понятия («смыслообразы») лука и лиры, сводится к тому, что гармония есть внутреннее единство, «скрытая» согласованность, напряженное равновесие полярных противоположностей, равновесие, получающееся в результате «схождения» неослабевающего « расхождения» противоборствующих сил. В самом деле, лук есть орудие стрельбы, а лира - инструмент, издающий звуки, лишь в том случае, если в них действуют противоположно направленные силы, т.е. если лук натянут, а струны лиры не расслаблены. Хотя лук неподвижен, но эта неподвижность образуется активным действием противоборствующих, противоположно направленных сил. Неподвижность лука, его гармония, «напряжена». То же самое можно сказать и о лире.
Образы лука и лиры у
Гераклита символизируют
Как же Гераклит понимал это совпадение противоположностей, их тождество? Если бы противоположности совпадали абсолютно, то все было бы слитным и неразличимым единством; тогда невозможно было бы отличить одну вещь или одно явление от другой вещи или другого явления (день от ночи, теплое от холодного и т.д.). Говоря о совпадении (тождестве) противоположностей, Гераклит имеет в виду лишь то, что противоположности предполагают друг друга и немыслимы друг без друга. Так, нельзя ценить здоровье, не зная его противоположности, т.е. болезни: «Болезнь делает сладостным и благим здоровье, голод – насыщение, усталость – отдых». То же самое можно сказать о свойствах и качестве вещей: они могут быть раскрыты, познаны не иначе как через их противоположности.
В учении эфесского мыслителя
о единстве противоположностей обращает
на себя внимание и то, что в отличие
от Пифагора и его последователей,
у которых число полярных противоположностей
ограничивалось десятью парами, Гераклит
не считает нужным устанавливать
определенное количество противоположных
пар и находит тождество
По мысли Гераклита, свойства
вещей оказываются прямо