Античная философия досократического периода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 11:37, контрольная работа

Краткое описание

Большинство исследователей единодушны в том, что философия как целостный феномен культуры является созданием гения древних греков (VII--VI вв. до н.э.). Уже в поэмах Гомера и Гесиода делаются впечатляющие попытки представить мир и место человека в нем. Желаемая цель достигается преимущественно средствами, характерными для искусства (художественными образами) и религии (верой в богов).

Содержание

1. Периодизация античной философии,
поиск первоосновы мира в натурфилософских
школах досократического периода.
2. Милетская школа: основные представители и их идеи.
3. Философская значимость воззрений Пифагора и пифагоризма.
4. Философские воззрения Гераклита.
5. Философия элеатов.
6. Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Гот. кон. философ..docx

— 62.16 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Заочный факультет

 

                                                 КАФЕДРА «ФИЛОСОФИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по «_____________»

За _________курс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Студент: Ф.И.О.___________________________ 

                                                                          Адрес___________________________

                                                                                     ___________________________

Группа___________ Шифр___________

(номер зачетной книжки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Ростов-на-Дону

                                                                2012

Тема 6. Античная философия досократического периода

План:

Введение.

  1. Периодизация античной философии,

поиск первоосновы  мира в натурфилософских

школах досократического периода.

  1. Милетская школа: основные представители  и их идеи.
  2. Философская значимость воззрений Пифагора и пифагоризма.
  3. Философские воззрения Гераклита.
  4. Философия элеатов.
  5. Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Большинство исследователей единодушны в том, что  философия как целостный феномен  культуры является созданием гения  древних греков (VII--VI вв. до н.э.). Уже в поэмах Гомера и Гесиода делаются впечатляющие попытки представить мир и место человека в нем. Желаемая цель достигается преимущественно средствами, характерными для искусства (художественными образами) и религии (верой в богов).

Философия дополнила  мифы и религии усилением рациональных мотивировок, развитием интереса к  систематическому рациональному мышлению на основе понятий. Первоначально становлению  философии именно в греческом  мире способствовали и достигнутые  греками в городах-государствах политические свободы. Философы, число  которых увеличивалось, а деятельность становилась все более профессиональной, могли противостоять политическим и религиозным властям. Именно в  древнегреческом мире философия  впервые конституировалась в  самостоятельное культурное образование, существовавшее наряду с искусством и религией, а не как их составляющая.

Античная  философия развивалась на протяжении XII--XIII веков, с VII в. до н.э. по VI в. н.э. В  историческом плане античную философию  можно разделить на пять периодов:

 

1) натуралистический период, где основное внимание уделялось  проблемам природы (фюзиса) и Космоса (милетцы, пифагорейцы, элеаты, короче досократики);

 

2) гуманистический период  с его вниманием к проблемам  человека, прежде всего к этическим  проблемам (Сократ, софисты);

 

3) классический период  с его грандиозными философскими  системами Платона и Аристотеля;

 

4) период эллинистических  школ (стоики, эпикурийцы, скептики), занятых моральным обустройством людей;

 

5) неоплатонизм, с его универсальным  синтезом, доведенным до представления  о Едином-Благе.

 

В представленной работе рассматриваются  основные понятия и школы античной философии.

 

 

1.  Периодизация античной философии,поиск первоосновы мира в натурфилософских школах досократического периода.

В развитии античной философии можно с некоторой  долей условности выделить несколько  этапов:

Античная предфилософия, которая охватывает период с 8 до 7 вв. до н.э.

Досократический период - охватывает период с 7 до 5 в. до н. э. Первоначально античная философия развивается в Малой Азии (Милетская школа, Гераклит), затем в Италии (пифагорейцы, Элейская школа, Эмпедокл) и на материковой Греции (Анаксагор, атомисты). Главная тема ранней греческой философии – первоначала мироздания, его происхождение и устройство. Философы этого периода – преимущественно исследователи природы, астрономы, математики.

Полагая, что  рождение и гибель природных вещей  происходит не случайно и не из ничего, они искали начало, или принцип, объясняющий  закономерную изменчивость мира. Первые философы полагали таковым началом  единое первовещество: вода (Фалес) или воздух (Анаксимен), бесконечное (Анаксимандр), пифагорейцы считали началами предел и беспредельное, порождающие упорядоченный космос, познаваемый посредством числа. Последующие авторы (Эмпедокл, Демокрит) называли не одно, а несколько начал (четыре элемента, бесконечное множество атомов). Подобно Ксенофану, многие из ранних мыслителей критиковали традиционную мифологию и религию.

Философы  задумывались о причинах порядка  в мире. Гераклит, Анаксагор учили  о правящем миром разумном начале (Логос, Ум). Парменид формулировал учение об истинном бытии, доступном одной только мысли. Все последующее развитие философии в Греции (от плюралистических систем Эмпедокла и Демокрита, до платонизма) в той или иной степени демонстрирует отклик на поставленные Парменидом проблемы.

Классический период охватывает период примерно с половины 5 в. и до конца 4 в. до н. э. Период досократиков сменяет софистика. Софисты – странствующие платные учителя добродетели, в центре их внимания – жизнь человека и общества. В знании софисты видели прежде всего средство для достижения жизненного успеха, самым ценным признавали риторику – владение словом, искусство убеждать. Софисты считали относительными традиционные обычаи и нормы морали. Их критика и скептицизм по-своему содействовали переориентации античной философии от познания природы к осмыслению внутреннего мира человека.

Ярким выражением этого «поворота» была философия  Сократа. Главным он полагал знание добра, т.к. зло, по Сократу, происходит от незнания людьми своего подлинного блага. Путь к этому знанию Сократ видел в самопознании, в заботе о своей бессмертной душе, а  не о теле, в постижении сущности главных нравственных ценностей, понятийное определение которых было основным предметом бесед Сократа. Философия  Сократа вызвала появление т.н. сократических школ (киники, мегарики, киренаики), различавшихся своим пониманием сократовской философии.

Самым выдающимся учеником Сократа был Платон, создатель  Академии, учитель другого крупнейшего  мыслителя античности – Аристотеля, основавшего перипатетическую школу (Ликей). Они создали целостные философские учения, в которых рассмотрели практически весь спектр традиционных философских тем, разработали философскую терминологию и свод понятий, базовый для последующей античной и европейской философии.

Общим в их учениях было: различение временной, чувственно-воспринимаемой вещи и ее вечной неуничтожимой, постигаемой  умом сущности; учение о материи  как аналоге небытия, причине  изменчивости вещей; представление  о разумном устройстве мироздания, где все имеет свое предназначение; понимание философии как науки  о высших началах и цели всякого  бытия; признание того, что первые истины не доказываются, но непосредственно  постигаются умом. И тот, и другой признавали государство важнейшей формой бытия человека, призванной служить его нравственному совершенствованию. При этом у платонизма и аристотелизма были свои характерные черты, а также расхождения.

И учение Платона, и учение Аристотеля, создавшего вторую после Платона систему воззрений  объективного идеализма, полны противоречий. Учения эти — не только два фазиса в истории борьбы идеализма с материализмом, но и два фазиса в развитии древнегреческой науки. В школе Платона ведутся важные математические исследования. Аристотель создает грандиозную энциклопедию всей современной ему науки.

Но и в  области философии Платон и Аристотель — не только творцы реакционных  доктрин идеализма. Платон разрабатывает  вопросы диалектики, теории познания, эстетики, педагогики. Аристотель создает  основы логики, разрабатывает проблемы теории искусства, этики, политической экономии, психологии.

Эллинистический период в развитии античной философии - конец 4 в. - 1 в. до н. э.). В эпоху эллинизма самыми значимыми наряду с платониками и перипатетиками стали школы стоиков, эпикурейцев и скептиков. В этот период основное назначение философии видят в практической жизненной мудрости. Главенствующее значение приобретает этика, ориентированная не на общественную жизнь, но на внутренний мир отдельного человека. Теории мироздания и логика служат этическим целям: выработке правильного отношения к действительности для достижения счастья.

Стоики представляли мир как божественный организм, пронизанный и полностью управляемый огненным разумным началом, эпикурейцы – как различные образования атомов, скептики призывали воздерживаться от какого-либо утверждения о мире. Различно понимая пути к счастью, все они сходно усматривали блаженство человека в безмятежном состоянии духа, достигаемом путем избавления от ложных мнений, страхов, внутренних страстей, приводящих к страданиям. Соответственно в римской философии можно выделить три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм.

Следующий этап античной философии (1 в. до н. э. - 5 - 6 вв. н. э.) приходится на период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция. В последние века своего существования главенствующей школой античности была платоническая, воспринявшая влияния пифагореизма, аристотелизма и отчасти стоицизма. Для периода в целом характерен интерес к мистицизму, астрологии, магии (неопифагореизм), различным синкретическим религиозно-философским текстам и учениям (Халдейские оракулы, гностицизм, герметизм).

Особенностью  неоплатонической системы было учение о первоначале всего сущего –  Едином, которое превыше бытия  и мысли и постижимо только в единении с ним (экстазе). Как  философское направление неоплатонизм отличался высоким уровнем школьной организации, развитой комментаторской  и педагогической традицией. Его  центрами были Рим (Плотин, Порфирий), Апамея (Сирия), где была школа Ямвлиха, Пергам, где основал школу ученик Ямвлиха Эдесий, Александрия (главные представители – Олимпиодор, Иоанн Филопон, Симпликий, Элий, Давид), Афины (Плутарх Афинский, Сириан, Прокл, Дамаский).

Детальная логическая разработка философской системы, описывающей  иерархию мира, рожденного от первоначала, сочеталась в неоплатонизме с  магической практикой «общения с  богами» (теургией), обращением к языческой  мифологии и религии.

В античных философских  системах уже выражены философский  материализм и идеализм, которые  во многом повлияли на последующие  философские концепции. История  философии всегда была ареной борьбы двух основных направлений — материализма и идеализма. Непосредственность и  в определенном смысле прямолинейность  философского мышления древних греков и римлян дают возможность осознать и легче понять сущность важнейших  проблем, которые сопровождают развитие философии от ее зарождения до нынешних дней.

В философском  мышлении античности в гораздо более  ясной форме, чем это происходит позже, проецируются мировоззренческие  столкновения и борьба. Первоначальное единство философии и расширяющихся  специальных научных познаний, их системное выделение объясняют  весьма наглядно взаимосвязь философии  и специальных (частных) наук. Философия  пронизывает всю духовную жизнь  античного общества, она была интегральном фактором античной культуры. Богатство античного философского мышления, постановка проблем и их решение были источником, из которого черпала философская мысль последующих тысячелетий.

 

2. Милетская школа: основные представители и их идеи.

Милетская школа  известна как первая философская  школа. В ней впервые сознательно  был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. И хотя философия  в этот период представляет, собственно, совокупность всех видов и форм познания (как теоретического, так и практического), главный интерес всех представителей милетской школы охватывает определенный круг проблем.

На первом месте здесь стоит вопрос о  сущности мира. И хотя отдельные  представители милетской школы  этот вопрос решают по-разному, их взгляды  имеют общий знаменатель: основу мира они видят в определенном материальном принципе. Можно сказать, что эта первая греческая философская школа стихийно тяготеет к материализму.

Вообще вопрос о взаимном отношении материального  и духовного принципов, естественно, еще не ставился, он был сформулирован  позже. Представители этой школы  интуитивно понимали мир как материальный. Вместе со стихийным материализмом  в мышлении этих философов проявляется  и «наивная» диалектика, с помощью  понятийных средств которой они  стремятся постичь мир в динамике его развития и перемен.

Стихийный материализм  ионических философов был преодолением старых религиозно-мифологических представлений  о мире. На основной вопрос предшествующей космогонии о первопричине, или первопринципе, мира они давали, в отличие от всех мифологических концепций, вполне материалистический ответ, хотя еще и наивный.

 

Фалес. Первый из ионических философов — Фалес из Милета — жил приблизительно в 640—562 гг. до н. э.  Он происходил из богатой семьи и помимо теоретических исследований занимался торговлей и политической деятельностью. Приобрел огромные знания и множество сведений в различных теоретических и практических областях человеческой деятельности.

Это стало  возможным благодаря развитию Милета, а также его выгодному положению и торговым контактам. Милет поддерживал торговые связи с Египтом, Персией и Индией. Сам Фалес очень много путешествовал и собирал все доступные сведения, и знания. Интересовался, в частности, астрономией, геометрией и арифметикой. Вавилонское образование дало ему возможность познакомиться с работами халдейских ученых. Традиция гласит, что Фалес предсказал затмение солнца, которое произошло 28 мая 585 г. до н. э.

Интересной  является мысль, относящаяся к разделению "небесной сферы". Согласно Фалесу, она делится на пять полос, из которых одна называется арктической (она постоянно видима), вторая полоса — летняя тропическая, третья — равноденствия, четвертая — зимняя тропическая и пятая — антарктическая (постоянно невидимая).

Информация о работе Античная философия досократического периода