Диалектика и ее сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:06, контрольная работа

Краткое описание

В истории философии понятие диалектики пpетеpпело коренные изменения: от пеpвоначального понимания, близкого к однокоренным словам "диалект" или "диалог" и обозначавшего искусство спора и классификации понятий, до современного, научного понимания диалектики, в основе которого лежит понятие развития. Напpимеp, в философском словаре диалектика определяется как "наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления", а в учебнике по философии (под редакцией академика И. Т. Фpолова, 1989 г.) диалектика pассматpивается "как наиболее полное и всестороннее учение о развитии".
В источниках, авторы которых дистанцируются от марксизма, часто определение диалектики не дается, а говорится о диалектическом методе (Гегеля). Напpимеp, в курсе лекций А. А. Радугина, 1995 г.: "Диалектический метод предполагает pассмотpение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развития". Грамматически выражено неясно (по-видимому, надо читать: "и в их развитии"), но очевидно, что сутью признается системность, причинность и развитие.
Знание универсальных законов развития раскрывает содержание материалистической диалектики как философской теории. Но здесь важно еще раз напомнить, что в истории духовной культуры всегда обнаруживались различные альтернативы в концептуальном осмыслении мира, что и объясняет актуальность выбранной темы.
Цель данной контрольной работы – на основании литературных источников изучить диалектику и ее альтернативу.

Содержание

Введение
1. Диалектика как теория и метод
2. Диалектика как система принципов, законов и категорий
3. Метафизика, эклектика, софистика
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Диалектика и ее альтернативы.docx

— 52.52 Кб (Скачать файл)

    Закон единства и борьбы противоположностей

    Движущую  силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Сущность этого закона состоит в том, что  предметы и явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего  из взаимодействия и противоречия между  различными предметами и явлениями  и различными сторонами внутри предметов  и явлений, переходят из состояния  незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон, тенденций к существенным различиям  моментов целого и к противоположностям, которые вступают между собой  в противоречие, борьбу, составляющую внутренний источник развития данного  явления. Каждый предмет содержит в  себе иное самого себя. Внутренняя противоречивость любого объекта состоит в том, что в едином предмете в одно и  то же время имеет место и взаимопроникновение  и взаимоисключение противоположностей. Развитие возможно только благодаря  противоречию, т. е. возникновению активного  взаимодействия, столкновения, борьбы противоположностей. Борющиеся противоположности  находятся между собой в единстве в том смысле, что они присущи  одному предмету, явлению. Противоречие, выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного единства, составляет источник развития.

    Будучи  отраженным в системе теоретического знания, этот закон входит основным стержнем или ядром в диалектический метод научного познания. В собственном  смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов". Диалектика, т. о., дает возможность усматривать стимулы развития мира внутри самого мира.

    Закон перехода количественных изменений в качественные

    Развитие  как движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого  качественного состояния к более  высокому, новому качеству есть одновременно и непрерывный, и прерывный процесс. При этом количественные изменения  явлений до известного предела носят  характер относительно непрерывного роста  одного и того же по своему качеству объекта, который, изменяясь количественно  в пределах одной и той же меры, не перестает быть тем, что он есть. Только на определенной ступени развития, при определенных условиях объект теряет свое прежнее качество и становится новым. Развитие, т. о., есть единство прерывности  и непрерывности, революционного, скачкообразного  и эволюционного изменения явлений.

    Закон перехода количественных изменений  в качественные показывает, как осуществляется возникновение нового.

    Закон отрицания отрицания

    Всякое  развитие есть определенным образом  направленный процесс. Эту сторону  развития выражает закон отрицания  отрицания. Каждое явление относительно и в силу своей конечной природы  переходит в другое явление, которое  при определенных условиях может  стать противоположностью первого  и выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет необходимое  условие развития, поскольку оно  есть не только отрицание старого, но и утверждение нового. Но процесс  развития не останавливается на этом. Вновь возникшее качество также  переходит в иное качество. Отрицание  снимается вторым отрицанием, а вся  цепь развития представляет собой процесс  отрицания отрицания. В результате этого нарастающего отрицания отрицания  получается движение предмета от простого к сложному, от низшего к высшему  с элементами повторения пройденного, временного отступления назад и  т. д. Закон отрицания отрицания  дает обобщенное выражение развития в целом, вскрывая внутреннюю связь, поступательный характер развития; он выражает такой переход явлений  из одного качеств.состояния в другое, при котором в новом качестве воспроизводятся на более высоком  уровне некоторые черты старого  качества. Словом, этот закон выражает и процесс коренного изменения  старого качества, повторяющуюся  связь между различными этапами  развития, т. е. основную тенденцию развития и преемственность между старым и новым. Развитие совершается так, что высшая ступень развития выступает  как синтез всего предшествующего  движения в его снятом виде. Каждый момент развития, как бы он ни был  отличен от предыдущего, происходит из него, является результатом его  развития, поэтому заключает, сохраняет его в. себе в преобразованном виде. В сущности он есть это первое, ставшее иным. Из этого вытекает важное требование к научному познанию, выступающее в качестве метода: только то историческое познание может быть плодотворным, которое каждый момент исторического развития рассматривает как результат предшествующего момента и в органичной связи с ним.

    Основные  диалектические закономерности и категории

    Диалектика  не исчерпывается тремя основными  законами. Кроме них так же существует ряд диалектических закономерностей, конкретизирующие и дополняющие  основные законы диалектики, выраженные в категориях: сущность и явление, содержание и форма, случайность  и необходимость, причина и следствие, возможность и действительность, единичное, особенное и всеобщее и т.д.

    Категории и закономерности диалектики существуют в определенной системе, в которой  и выражено само содержание диалектики.

    Сущность  и явление

    Сущность  и явление - категории, отражающее всеобщие формы предметного мира и его  познание человеком. Сущность — это  внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и  противоречивых форм его бытия; явление  — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории Сущности и  явления выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему  содержанию и единству — к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.

    Сущность  и явление — универсальные  объективные характеристики предметного  мира; в процессе познания они выступают  как ступени постижения объекта. Категории Сущности и явления  всегда неразрывно связаны: явление  представляет собой форму проявление сущности, последняя раскрывается в  явлении. Однако единство С. и я. не означает их совпадения, тождества: "...если бы форма проявления и сущность вещей  непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня...".

    Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение внутреннего  содержания, существующих связей объекта, но и всевозможные случайные отношения, особенные черты последнего. Явления  динамичны, изменчивы, в то время  как сущность образует нечто сохраняющееся  во всех изменениях. Но будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность также изменяется: "...не только явления  преходящи, подвижны, текучи..., но и  сущности вещей...". Теоретическое  познание сущности объекта связано  с раскрытием законов его развития: "...закон и сущность понятия однородные..., выражающие углубление познания человеком явлений, мира...".

    Содержание  и форма

    Содержание  и форма - категории, во взаимосвязи  которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а  форма есть способ существования  и выражения содержания. Термин "форма" употребляется также для обозначения  внутренней организации содержания и связан, т.о., с понятием структуры. Отношение Содержания и формы  характеризуется единством, доходящим  до их перехода друг в друга, однако это единство является относительным. Во взаимоотношении С. и ф. содержание представляет подвижную, динамичную сторону  целого, а форма охватывает систему  устойчивых связей предмета. Возникающее  в ходе развития несоответствие С. и  ф. в конечном счёте разрешается "сбрасыванием" старой и возникновением новой формы, адекватной развившемуся содержанию.

    Диалектическое  понимание формы, предполагает рассмотрение её как развивающейся и становящейся структуры: необходимо, по мысли Маркса, "... генетически вывести различные  формы..." и понять "...действительный процесс формообразования в его  различных фазах", с учётом объективной  субординации С. и ф.

    Развивая  анализ особенностей развития как борьбы С. и ф., составными моментами которой  являются взаимопереход С. и ф. и "наполнение" старой формы новым  содержанием, В. И. Ленин сформулировал  важное положение о том, что "...всякий кризис, даже всякий перелом в развитии, неизбежно ведет к несоответствию старой формы с новым содержанием". Разрешение противоречий между С. и  ф. может протекать по-разному  — от полного отбрасывания старой формы, переставшей соответствовать  новому содержанию, до использования  старых форм, несмотря на существенно  изменившееся содержание. Но в последнем  случае и форма не остаётся прежней, новое содержание "... может и  должно проявить себя в любой форме, и новой и старой, может и  должно переродить, победить, подчинить  себе все формы, не только новые, но и старые...".

    Применительно к мышлению проблема взаимоотношения  С. и ф. рассматривается в диалектике на основе принципа, согласно которому мышление отражает объективный мир  как содержанием, так и формой. Содержание мышления — это результат  отражения в совокупной духовной культуре человечества природных и  социальных явлений. В содержание мышления входят все многообразные определения  действительности, воспроизводимые  сознанием, в т.ч. её всеобщие связи  и отношения; эти последние при  определенных условиях приобретают  специфически логические функции, выступают в качестве форм мышления. Категориальная структура мышления развивается по мере развития познания, и чем полнее, глубже и всестороннее содержание мышления, тем в более развитых и конкретных формах оно выражается.

    Случайность и необходимость

    Необходимость и случайность - категории, которые  конкретизируют представление о  характере зависимости явления, выражают различные аспекты, типы связей, степень детерминированности явления. При определенных условиях необходимость  – вещь, явление в их всеобщей закономерной связи внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений  действительности, основных направлений  ее развития; выражение такой ступени  движения познания в глубь объекта, когда вскрываются его сущность, закон; способ превращения возможности  в действительность, при котором  в определенном объекте имеется  только одна возможность, превращающаяся в действительность.

    Случайность – отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных  связей действительности; выражение  начального пункта познания объекта; результат  перекрещивания независимых причинных  процессов, событий; способ превращения  возможности в действительность, при котором в данном объекте, при данных условиях имеется несколько  различных возможностей, могущих  превратиться в действительность, но реализуется только одна из них; форма  проявления необходимости и дополнение к ней.

    Необходимость выражается главными, регулярными причинам процесса, полностью ими детерминирована  в данном отношении, характеризуется  строгой однозначностью и определенностью, часто неизбежностью, подготовлена всем предшествующим ходом развития явлений. Необходимость не сводится к неизбежности. Последняя – только одна из стадий ее развития, одна из форм ее осуществления. Случайность столь  же причинно обусловлена, как и необходимость, но отличается от нее особенностью своих причин. Она появляется в  результате действия отдаленных, нерегулярных, непостоянных, незначительных, малых  причин или одновременного воздействия  комплекса сложных причин, характеризуется  неоднозначностью, неопределенностью  своего протекания. Один и тот же комплекс причин может обусловливать  необходимые процессы на одном структурном  уровне материи, в одной системе  связей и одновременно вызывать случайности  на др. уровне или в др. системе  связей.

    Причина и следствие

    Причина и следствие - категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой другое явление; последнее называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Различие между причиной и условием относительно. Каждое условие в определенном отношении является причиной, а каждая причина в соответственном отношении есть следствие. П. и с. находятся в единстве: одинаковые причины в одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия. В области общественных наук причины отличаются от поводов — процессов, способствующих их проявлению.

    Знание  причинно-следственных связей отражает с большим или меньшим приближением реальные, объективно существующие связи  и взаимодействия вещей и процессов  объективного мира.Диалектика признаёт отправным пунктом анализа понятия  причины самодвижение материи, которое  выступает как взаимодействие. Совокупность всевозможных взаимодействий вещей  и процессов природы составляет всеобщее (универсальное) взаимодействие, исходя из которого "... мы приходим к  действительному отношению".

Информация о работе Диалектика и ее сущность