Дхарма - центральная категория буддизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 11:41, курсовая работа

Краткое описание

Шакьямуни (букв.: Просветленный мудрец из рода Шакьев) стал во главе большой общины, исповедовавшей Дхарму – учение о несуществовании вечной души, о причинно обусловленном безначальном круговороте рождений, о страдании как неотъемлемом свойстве этого круговорота и о пути прекращения страдания. Дхарма – это и есть подлинное название того вероучения, которое люди привычно именуют буддизмом.

Содержание

I. Вступление……………………………………………….... 3
II. Основная часть……………………………………………..6
1. Термин «dharma»……………………………………….6
2. Классификация дхарм………………………………….11
3. Добуддийкое понятие дхармы………………………...18
4. Интерпретация термина «dharma» буддийскими школами периода классики……………………………………….21
III. Заключение……………………………………………...29
IV. Список использованной литературы…………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая111.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Другая подшкола Мадхьямики, Сватантрика, исходила из признания  факта реального существования  дхарм, определяемых как «носитель, безраздельно совпадающий с собственным  признаком» (свалакшана). Дхармы реально существуют только в настоящем времени, полагали сватантрики, но не в прошлом и будущем. Последователи этой подшколы Мадхьямики проводили резкое различие между аффективным и неаффективынм неведением. Содержанием аффективного неведения для них выступала вера в  реальность индивидуального Я, неаффективного – допущение реальности дхарм.

Те сватантрики, которые  принимали посылки саутрантиков о номинальном существоавнии  ряда дхарм из списка классической (строгой) Вайбхашики, получили наименование последователей школы Саутрантика-мадхьямика-сватантрика. К ней принадлежал Бхававивека, он же Бхавья (конец V – VI в.), автор «Мадхьямика-хридаи» и комментария к ней «Таркаджвала» - двух текстов, в которых и был изложен метод Сватантрики. Этот метод «прямой аргументации» обосновывал возможность позитивных диалектических высказываний в рамках общей для всех подшкол Мадхьямики установки дхарм как «пустоты».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Заключение

«Будда постоянно учил, что самостоятельного Я нет, что нет и обособленного от него мира. Нет самостоятельных предметов, нет обособленной жизни - все лишь неразрывные корреляты.»9

Учение  о  дхармах возникло уже  после  Будды  и развивало более раннюю концепцию  всеобщей изменчивости. Согласно этому  учению,  дхармы  непостоянны,  мгновенны, появляются и исчезают во времени, но соединяясь друг с другом, они порождают те движения состояний, потоки состояний, которые и называются жизнью.  Детальная  разработка  "теории дхарм" отражает новую стадию в развитии буддизма,  стадию,  когда сложные философские проблемы  стали занимать в нем значительно большее место, чем в раннем буддизме.

Буддийская философия  никогда не была чисто умозрительной  дисциплиной, направленной на поиск  истины, ценной как таковая, но была органической частью буддийского «проекта», направленного на трансформацию личности и «преобразование» человека из страдающего сансарического существа, управляемого аффектами и влечениями, в свободное и «исцеленное» от страданий пробужденное (просветленное) существо. И, кстати, только буддизм отстаивал теоретически единую всеобщую дхарму для царей и подданных, но он предпочитал не вмешиваться в мирские дела.

«Отбросим вопросы о  Начале и Конце − говорил он. − Я буду учить вас Дхамме. Если есть то − возникает это. Из появившегося того возникает это. Если то отсутствует − не появится и это. Если прекращается то − прекратится и это». «Кто видит причинную связь − тот видит и Дхамму, кто видит Дхамму − тот видит причинную связь». 10

Хочу добавить, что  в махаяне последующее развитие теории дхармы определялось общей идеей, согласно которой существование — это переплетение множества тончайших предельных элементов материи, разума и сил, причем эти элементы и представляют собой единственную реальность, а сочетание их — не более чем название, покрывающее множество дхарм. Целые направления в буддийской философии занимались изучением дхарм, определением их свойств и качеств. Несмотря на существенные различия между школами буддизма и на трансцендентный характер дхарм (по крайней мере, так считали многие авторитеты в области буддизма), понимание их как элементов существования выделяет буддизм среди всех других направлений.

Введением понятия дхармы как онтологически релевантного элемента сознания и опыта вообще и как элемента языка описания сознания (и опыта) буддисты, по существу, нашли один из вариантов имманентного сознанию языка его описания. В этом несомненный вклад буддизма в индийскую и мировую философию.

Цель и задачи данной работы были в том, чтобы понять, что есть дхарма, показать значение дхарм для всего буддийского  учения, в том, чтобы разобраться в тонкостях интерпретации понятия дхармы различными ответвлениями буддизма, проанализировать различия между буддийским и добуддийским пониманием дхармы, обозначить классификацию дхарм. Я думаю, что цель была достигнута.

Несмотря на проделанную мной работу, закончить мне хочется цитатой из «Избранных трудов по буддизму» Ф.И. Щербатского: «Что такое dharma? Она непостигаема! Она тонка! Никто никогда не в состоянии будет сказать, какова ее истинная природа (dharma-svabhava)! Она трансцендентальна!»11

 

 

 

IV. Список использованной литературы:

    1. Розенберг О.О. Труды по буддизму. М.: «Наука», 1991, с. 44-254, 6-17
    2. Ермакова Т.В., Островская Е.П., Рудой В.И. Классическая буддийская философия. СПб.: «Лань», 1999
    3. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М.: «Наука», 1988 (пер. Б.В. Смичова), с.112-198
    4. Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб.: «Азбука-классика», «Петербургское востоковедение», 2007
    5. Иллюстрированная энциклопедия буддизма / [авт.-сост. Е. Авадяева] М.: «Эксмо», 2009
    6. Т. В. Ермакова, Е. П. Островская. Классический буддизм. СПб.: "Петербургское Востоковедение", 1999
    7. Королев Кирилл, Королева К., Под ред. Королева К. Буддизм: энциклопедия, М.: «Эксмо», 2008 г.
    8. Дхаммапада, перевод с пали, введение и комментарии Топорова В.Н., М., 1960
    9. Васубандху, Абхидхармакоша
    10. Пятигорский А.М., 4 лекции о буддизме (http://www.gnozis.info/?q=node/4137)
    11. Торчинов Е.А. Введение в буддологию. СПб., 2000
    12. Минаев И.П. Буддизм. Исследования и материалы. СПб, 1887
    13. Щербатской Ф.И. Философское учение буддизма// Восток-Запад: Исследования. Переводы. Публикации. М., 1989
    14. Рудой В.И. Отечественная историко-философская школа в буддологии: вклад в проблему научного истолкования буддийских философских текстов // Буддизм: проблемы истории, культуры, современности. М., 1990
    15. http://www.avataram.ru/religia/osnbuddism1.html
    16. Наталья Рокотова (Е.И. Рерих) «Основы буддизма» (http://agnivesti.ru/wp-content/uploads/2009/10/rokotova.zip)

1  Наталья Рокотова (Е.И.Рерих) «Основы буддизма» (http://agnivesti.ru/wp-content/uploads/2009/10/rokotova.zip), с.37

2  Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М.: «Наука», 1988, с. 112-113

3  О.О. Розенберг «Труды по буддизму» М.: «Наука», 1991

4  http://www.klex.ru/books/india/abhidharmakosha.rar

5  Дхаммапада, перевод с пали, введение и комментарии Топорова В.Н., М., 1960, с. 43

6  Брихадараньяка упанишада 1.4.14 (из Под ред. Королева К. Буддизм: энциклопедия, М.: «Эксмо», 2008 г)

7  http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/DHARMA.html

8  Т. В. Ермакова, Е. П. Островская. Классический буддизм. СПб.: "Петербургское Востоковедение", 1999, с. 85-86

9   Наталья Рокотова (Е.И.Рерих) «Основы буддизма», с.1 (http://www.avataram.ru/religia/osnbuddism11.html)

10   Наталья Рокотова (Е.И.Рерих) «Основы буддизма», с.1 (http://www.avataram.ru/religia/osnbuddism11.html)

11  Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М.: «Наука», 1988, с. 198


Информация о работе Дхарма - центральная категория буддизма