Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 16:44, курсовая работа
Аристотель, величайший из древнегреческих философов, ученик и решительный противник Платона, родился в 384 г. до н. э. в Стагире-городе на северо-западном побережье Эгейского моря. Его отец Никомах, принадлежавший к роду врачей Асклепиадов, был придворным врачом македонского царя Аминты III. В семнадцатилетнем возрасте Аристотель приезжает в. Афины, где становится учеником Платона.
и добродетель) определяет целостность нравственной природы человека
таким образом, что он совершает нравственный поступок не только ради
естественных благ (что не противоречит добродетели), но и ради блага
как такового. Нельзя не видеть здесь влияния платонизма, возможно
идущего от ранних трудов Аристотеля.
Подобно Теофрасту, автору "Мнений физиков", Евдем создал ряд
трудов по истории науки: математики (арифметики и геометрии),
астрономии, а также теологии. В сохранившихся фрагментах труда,
возможно носившего название "Разыскания о божественном", (Диогеном
Лаэрцием он, впрочем, приписывается Теофрасту), излагаются
теокосмогонии Акусилая, Эпименида, Ферекида, Орфиков, персидских
"магов", финикиян. Здесь содержатся также сведения о мифологии Гомера,
Гесиода, египтян (см.: Мул. III, Евдем. фр. 117, 118).
Аристоксен из Тарента пришел в Ликей уже получив глубокое
образование в духе пифагореизма. Отсюда его любовь к музыке и
склонность к исследованиям по теории музыки, музыкальных инструментов,
хорового пения. Отход его от пифагореизма, вызванный влиянием
аристотелизма, выразился в отказе от абстрактно-математического
подхода пифагорейцев и обращении к чувственному восприятию
человеческого голоса и восхождении от него к законам гармонии.
Впрочем, для истории философии гораздо важнее его учение о душе.
Опять-таки, отталкиваясь от пифагореизма с его представлением о том,
что душа есть гармония, Тарентинец идет дальше, провозглашая ее
телесной гармонией. Как сообщает Цицерон, "Аристоксен, музыкант и
философ, утверждал, что душа есть некоторое [внутреннее] напряжение,
подобное тому, что называют гармонией в пении и игре на струнных
инструментах..." (Верли II, фр. 120а). Еще выразительнее высказался
христианский писатель конца III - начала IV в. Лактанций. "Кто таков
этот Аристоксен, который отрицает какую бы то ни было душу вообще,
даже в живом теле? Но как в струнном инструменте от натяжения струн
возникает согласное звучание, так в телах по причине соединения тканей
и жизненной силы членов существует способность чувствовать" (там же,
фр. 120с).
Сохранившиеся этические фрагменты Аристоксена позволяют судить о
том, что в этой области он сильно зависит от пифагорейской нормативной
этики долга. Он писал также о законах воспитания и политике, ему
принадлежат биографические труды о Пифагоре, Архите, Сократе и
Платоне.
Сходно с учением Аристоксена о душе учение, выдвинутое Дикеархом
из Мессины в Сицилии. По словам Цицерона он учил, что "души вообще
нет, это пустое и вводящее в заблуждение слово, обозначающее живые
существа. Духа и души нет ни в человеке, ни в животном, а вся та сила,
благодаря которой мы приводимся в движение и чувствуем, равно разлита
во всех живых телах. Она неотделима от тела, ибо [сама по себе] она
ничто. Нет ничего, кроме тела, устроенного так, что на основе
природного движения оно живет и чувствует" (Верли I, фр. 7). То, что
именуют душою - гармоническое смешение и соответствие в теле четырех
элементов-теплого и холодного; сухого и влажного (см.: фр. 11,
12a-12d). Естественно,
при распадении тела
фр. 10a-b). Отсюда очевиден возврат Дикеарха в его учении о душе к
воззрениям древних фисиологов, своего рода попятное движение,
вызванное реакцией на идеализм и телеологию Платона и Аристотеля.
Однако Дикеарх распространяет это свое учение и на этику, в которой он
отдает предпочтение практической жизни перед теоретической. Последнюю
Дикеарх по существу сводит к рассуждательству, и, сравнивая
современность с прошлым, утверждает: "Мудрость была когда-то поистине
упражнением в прекрасных делах, со временем же стала искусством речей,
отвечающих вкусам толпы... И те (древние. - A. Б.) не спрашивали,
следует ли им управлять политическими делами или как [ими управлять],
но сами прекрасно управляли... Это были дела мужей и мудрый образ
жизни" (там же, фр. 31).
Вне сомнения, здесь сказывается недовольство Дикеарха порядками,
установившимися в Элладе в связи с упадком полисного устройства и
отходом от классических образцов непременного участия граждан в жизни
города. Стремясь возвеличить прошлое, он пишет [ряд сочинений,
посвященных истории и политическому устройству государств Эллады. Мы
знаем, что он описывал политическое устройство Спарты, Пеллены,
Коринфа, а возможно, и Афин. Он пытался начертать картину развития
человеческого общества от "естественного", т. е. дикого, состояния и
до развитой культуры, писал о взаимодействии эллинской и восточной
культур. В "Триполитике" он проанализировал соотношение монархии,
аристократии и демократии, отдав предпочтение смешанной форме
государства, соединяющей достоинства всех трех. Ему следовали в этом
историк Полибий и Цицерон.
Ученик Теофраста Стратон из Лампсака (ок. 340-268 гг. до н. э.)
был прозван "Физиком", поскольку науке о природе он отводил первое
место в своих изысканиях. Он писал, правда, так же и по вопросам
логики, этики, политики, психологии, физиологии, медицины. Физика
Стратона основывается на утверждении, что природу следует объяснять,
исходя из нее самой и не обращаясь к божеству. Цицерон так оценивал
крупнейших представителей аристотелизма: "А непостоянство Теофраста
просто невыносимо: ведь он приписывает божественное главенство то
разуму, то небу, то небесным звездам и созвездиям. Не следует также
слушать его ученика Стратона, прозванного Физиком. Он полагает, что
вся божественная сила заключается в природе, которая содержит в себе
причины рождения, роста, уменьшения, но лишена всякого чувства и
формы" (Верли III, фр. 33). В другом месте Цицерон указывает, что
Стратону представляется, что все сущее произведено действием природы и
должно объясняться, исходя из "естественных тяжестей и движений". Тем
самым он "освободил бога от великих трудов, а меня - от страха [перед
ним] " (там же, фр. 32). По Стратону, сами начала природы отданы во
власть, самопроизвольности, а природа понимается, в свою очередь, как
самопроизвольная деятельность, не нуждающаяся во внешних ей силах.
Борьба Стратона против учения о богах послужила для древних
основанием для сближения его с Демокритом. Важнейшее здесь -
устранение божества от всякого вмешательства в природные и
человеческие дела. Мысль эта была подробно развита современником
Стратона - Эпикуром. В то же время это показывает, что не только
атомизм мог быть теоретической основой атеизма. В отличие от
количественного подхода атомистов, Стратон развивает физику
качественную, именно качества считая "началами". Качества - это теплое
и холодное, причем активная сила - это теплота. "Стратон из Лампсака
называл теплую сущность причиной всего существующего" (там же, фр.
48). Впрочем, тут существует неясность. Качества, по Стратону, суть
силы, присущие определенным субстратам: холод связан с водою, тепло -
с огнем. В то же время, по некоторым сведениям, он "говорил, что
движение не только находится в движущемся, но есть то, из чего, в чем
и во что все [превращается]... говоря [о нем] как о субстрате движения
как изменения, из чего и во что [происходит] с одной стороны
уничтожение, а с другой - рождение" (там же, фр. 72). Как связано это
убеждение с представлением о тепле как первоначале - мы не знаем, но
возможно, что здесь перед нами первый намек на учение о теплоте как
движении.
В космологии Стратон признавал конечность мира. Он отрицал
существование пустоты вне мира, но признавал ее в мире, в первую
очередь в виде пор в телах, что позволяет, например, свету проникать в
воду. А следовательно, здесь компромисс между Демокритом, признание
которым внемировой пустоты означало множественность миров, и
Аристотелем, определявшим пространство как границу объемлющего тела. В
результате Стратон сближается с платониками, определявшими
пространство как расстояние (diastena), содержащее в себе нечто
телесное и могущее вместить тело. Стратон отходит от Аристотеля и в
понимании времени. Если Аристотель определил его как число движения,
то Стратон усмотрел противоречие между этим определением и понятием
движения: число всегда выражает дискретную величину, движение же
непрерывно. Сам он понимал время так: оно есть "мера всякого движения
и покоя, поскольку оно равновелико всему движущемуся, когда оно
движется, и всему неподвижному, когда оно неподвижно, а поэтому все
происходящее происходит во времени" (там же, фр. 79а). От времени
отличается то, что происходит во времени. Поэтому день, ночь, год - не
части времени, но реальные процессы, время же - это только
длительность самих процессов.
Душевную деятельность Стратон связывал с движением: движениями
являются как восприятие, так и мышление. Причем, по свидетельству
Секста Эмпирика, он сводит рассудок к ощущениям, Плутарх же
утверждает, наоборот, что с его точки зрения мышление отлично от
ощущения. Ведь если наш ум занят каким-нибудь другим делом, мы имеем
ощущения, но они не доходят до сознания (ср.: там же, фр. 109 и 112).
Видимо, все же прав Плутарх, поскольку Стратон подчеркивает значимость
центрального органа психической деятельности, находящегося "между
бровями", т. е. в определенной части мозга. Оттуда истекает "пневма",
связывающая центр и периферию тела. Она движется по нервам (философ
использует, видимо, открытие врачей Герофила и Эрасистрата). Стратон
не различает человеческой и животной души, приписывая им одинаковые
функции. Душа погибает вместе с телом.
Этика Стратона трудно поддается реконструкции. Видимо, он
основывался на понятии природы человека и подчеркивал, подобно
Аристотелю, осуществление нравственной возможности, достигаемое в
результате деятельности (см.: фр. 132). В своем комментарии к этому
месту Ф. Верли замечает: "Хотелось бы знать, насколько развил Стратон
его (Аристотеля.-А. Б.) антропологические наметки" (там же).
Стратон - последний творчески мысливший представитель перипатетиче
ской школы., Однако элементы философии Аристотеля, в том числе и в
трактовке его учеников, остаются действенной силой на протяжении всего
развития эллинистической философии. С ними соглашаются и их
опровергают, их включают в чужеродные системы.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта
http://www. filreferat. popal. ru/
Работы, похожие на Курсовая: Жизнь и творчество Аристотеля
Школа Аристотеля (перипатетики)
Школа Аристотеля (перипатетики) В 223 г. до н. э., накануне своей
последней эмиграции из Афин, Аристотель поручил руководство Ликеем
своему ученику ... Лишь в последние годы, основываясь на несомненном
сходстве обзора мнений философов в первой книге "Метафизики"
Аристотеля и изложений Теофраста, некоторые историки истории ...
10a-b). Отсюда очевиден возврат Дикеарха в его учении о душе к
воззрениям древних фисиологов, своего рода попятное движение,
вызванное реакцией на идеализм и телеологию Платона и ... ...
Похожие работы
Аристотель - самая универсальная голова среди философов Древней
Греции
Московский Государственный Технический Университет имени Н.Э.
Баумана Кафедра философии РЕФЕРАТ Аристотель - самая "универсальная
голова" среди ... Основной вопрос философии для Аристотеля - это
вопрос о том, существует ли помимо материи и чувственных сущностей еще
какая-либо самостоятельная причина; как замечает философ в ... В
отличие от первой философии, которая изучает неподвижное и от материи
обособленное, и от математики, которая изучает неподвижное и
необособленное, обособляемое только мыслью ... ...
Похожие работы
Философское мировоззрение Аристотеля
смотреть на рефераты похожие на "Философское мировоззрение
Аристотеля" Министерство образования Республики Беларусь Гродненский
Государственный ... С другой стороны, метафизический Ум, о котором
говорит Стагирит, есть аналог платоновского мира идей во главе а
верховной идеей Единого или Блага, но он гораздо богаче и полнее ... К
теоретическим наукам помимо метафизики ("первой философии") он относит
физику ("вторую философию"), в которую включается психология - учение
о душе, и математику....
Похожие работы
Философия Платона (MS WORD 2000)
смотреть на рефераты похожие на "Философия Платона (MS WORD 2000)