История философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 13:15, лекция

Краткое описание

Для древнеиндийской культуры основополагающее значение имели Веды (в переводе «знание») – совокупность религиозно-философских текстов. Их состав: «Ригведа» – «Веда гимнов», «Самаведа» – «Веда обрядовых песнопений», «Яджурведа» – «Веда жертвенных изречений», «Атхарваведа» – «Веда заклинаний». В каждой из Вед выделяются четыре пласта – самхиты («собрания»), брахманы («толкования»), араньяки («лесные книги») и упанишады («наставления»).

Вложенные файлы: 1 файл

Istoria_filosofii.doc

— 719.50 Кб (Скачать файл)

Неокантианцы выдвинули лозунг «следует вернуться назад к Канту»: главное достижение его они философии видели в идее, что формы чувственного созерцания (пространство и время) и рассудка (категории) – это инструменты познающего субъекта, из мышления с его «априорными» законами выводимы закономерности бытия. Эта идея легла в основу исследования «логики чистого познания» в Марбургской школе и «логики наук о культуре» в Баденской школе. Главная ошибка И.Канта усматривалась в признании объективного бытия «вещей-в-себе», которые, по мнению неокантианцев, существуют лишь в сознании.    

Мышление обладает огромной творческой силой и является источником бытия. Марбургская школа разрабатывала учение о конструировании мышлением объектов культуры, задача философии виделась в изучении этого процесса. Согласно Баденской школе, всеобщее и необходимое знание возможно, если признать его предметом общеобязательные ценности, с которыми оно должно соотноситься для достижения истины, философия – это «наука о ценностях».

Школа

Мыслитель

Главная идея

 

 

 

 

 

 

Марбургская

 

Герман Коген (основатель)

По И.Канту, мышление порождает логическую форму познания с помощью априорных форм, содержание познания объективно, не зависит от субъекта. По Г.Когену, мышление порождает и логическую форму, и его содержание. Познание – это чисто понятийное конструирование предмета, «переплетение логических отношений», заданное наподобие математической функции

 

Пауль Наторп

И.Кант разграничил априорные формы чувственности и категории рассудка. По П.Наторпу, все содержание научного познания определяется изначальным актом мышления («первоисточником»). Классикой науки он считал математику: в ней существует вытеснение объектов конструкциями «чистой мысли»

 

 

Эрнст Кассирер

Вместо кантовских сфер чистого и практического разума существует единый «мир культуры». Сферы культуры – это «символические формы» (язык, миф, религия, искусство, наука). Они являются самостоятельными, не сводимыми друг к другу реальностями со своими ценностями. Человек – «животное, созидающее символы» и живущее в символическом мире культуры

 

 

 

 

 

 

 

Баденская

 

 

Вильгельм Виндельбанд (основатель)

Ценности априорны, общезначимы, трансцендентальны (являются высшими аспектами бытия). Логические, этические, эстетические и религиозные ценности – это восходящие ступени. Цель исторического прогресса – самосознание человечества в соответствии с абсолютным «этическим идеалом». Он противопоставил естественные (номотетические) и исторические (идиографические) науки. Предмет первых – природа, изучают общее, закономерное, вторых – культура, изучают единичные явления, здесь невозможен поиск закономерности, должны осуществлять процедуру «отнесения к ценностям»

 

 

 

Генрих Риккерт

Данная в познании действительность находится только в сознании субъекта, но существует и объективная трансцендентная реальность (недоступна эмпирически). Остальная реальность – результат деятельности сознания субъекта, конструирующего природу (естествознание) и культуру (науки о культуре). Естествознание использует «генерализирующий» (обобщающий) метод, свободный от ценностей, история – «индивидуализирующий» метод (отнесения к ценностям). Ценности образуют «самостоятельное царство», мир трансцендентного смысла, предшествуют бытию и субъекту (как у Платона – «идеи»). История – это процесс осознания и принятия ценностей


 

6. ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ.

Это направление в философии науки получило развитие в конце XIX – начале XX веков («критика опыта», «второй позитивизм» или махизм).

 

Мыслитель

ПРИНЦИПЫ

Главная идея

 

 

 

 

Эрнст Мах

(основатель)

 

 

«Экономия мышления», описание, «комплекс ощущений»

«Экономия мышления» – главная характеристика познания, ее источник – в биологической потребности организма в самосохранении. Из этого следует тезис об «описании» как идеале науки: объяснение излишне и должно быть устранено. Прежде всего, излишним является понятие причинности: вместо него нужно ввести понятие «функциональной зависимости» процессов и явлений. Понятие субстанции является мнимым: любые понятия необходимо определять через непосредственно, чувственно наблюдаемые данные, выделять основные «элементы», лежащие в основе познания, являющиеся «пределом разложения» опыта. Понятия «вещь», «Я» – условные наименования «комплексов элементов», ощущений. Мир – это «комплекс ощущений», задача науки состоит в их описании

 

 

Рихард

Авенариус

«Принципиальная координация», «наименьшая трата сил»

В опыте исчезает противоположность материи и сознания, физического и психического, объекта и субъекта познания: «принципиальная координация» состоит в том, что между нашим «Я», сознанием и окружающей средой существует неразрывная связь, объективный мир не может существовать без сознания субъекта, его воспринимающего. Объективной истине он противопоставил идею биологической значимости познания со стороны наименьшей траты сил субъектом на этот процесс


 

 

 

ЧАСТЬ II. Направления ЗАПАДНОЙ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ XX ВЕКА

 

  1. Философия прагматизма.
  2. Аналитическая философия.
  3. Феноменология.
  4. Философия психоанализа.
  5. Немецкая философская антропология.
  6. Философия экзистенциализма.

7.  Философская герменевтика.

  1. Постмодернизм.

 

1. ФИЛОСОФИЯ  ПРАГМАТИЗМА.

Это субъективно-идеалистическое учение развилось в первой половине XX века в США. Окружающую человека реальность его сторонники отождествляли с «опытом», понимаемым как все содержание сознания человека. В опыте объекты познания формируются нашими познавательными усилиями в ходе возникающих жизненных задач. Мышление – это средство не познания объективной реальности, а приспособления организма к среде в интересах успешного действия. Истина понималась как полезность, практическая значимость знания.

 

Мыслитель

Понятие

Главная идея

 

 

Чарльз Пирс (основатель)

 

 

Вера (уверенность)

Свел знание к вере как готовности действовать. Мышление должно не познавать мир, а устранять сомнение как помеху для действия. Способы закрепления веры – метод упорства (использует религиозный фанатик), авторитета, априорный, метод науки. Ч.Пирс отдал предпочтение методу науки. Истина – это вера, вызывающая действие, ведущее «заинтересованного субъекта» к поставленной цели. Значение идеи, понятия, теории исчерпывается их практическими последствиями («принцип Пирса»)

 

 

 

Уильям Джеймс

 

 

 

«Радикальный эмпиризм»

Отрицал дилеммы материализма и идеализма, эмпиризма и рационализма, противопоставление субъекта и объекта. «Чистый опыт» – это непрерывный поток сознания, из которого субъект в соответствии со своими интересами выделяет вещи. «Перцепт» (восприятие) и «концепт» (понятие) не имеют качественных отличий. Чувства дают знание единичного, понятия – всеобщего в вещах, но если между восприятием и понятием нет различия, его нет и между единичным и всеобщим. Знание о всеобщем невозможно, реальны гипотезы, познание подчинено практическому интересу, реализации целей. Истина – это работоспособность, успешность, полезность идеи

 

 

 

 

Джон Дьюи

 

 

 

 

Инструментализм

Выдвинул проект «реконструкции философии», чтобы сделать ее практически значимой: она должна быть не размышлением о началах бытия, а методом решения «проблемных» ситуаций. Функция интеллекта – установление наиболее эффективных отношений с объектами окружающего мира. Опыт (и научный метод) складывается из серии проблемных ситуаций: затруднение, определение его содержания и границ, образование гипотезы, выведение следствий, принятие или отклонение гипотезы. В каждом случае нужно идти вперед путем проб и ошибок: ситуации уникальны и обобщения невозможны. «Обучение посредством делания» – формирование практических навыков решения жизненных проблем


 

2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Распространилась в первой половине XX века в США и Великобритании.  Это направление сводит философию к анализу употребления языковых средств, порождающих философские проблемы, большая часть которых базируется на неправильном употреблении языка. Цель этого подхода – обосновать отсутствие реальных философских проблем. Аналитическая философия отрицает специфику философии, ее самостоятельность как особой формы познания.

 

Мыслитель

Понятие

Главная идея

 

 

 

Джордж Мур (основатель)

 

 

 

 

Обыденный язык

Философские суждения ложны в силу неверного употребления слов. Выражения обыденного языка употребляются для описания конкретных вещей и ситуаций и не могут быть ошибочными; понятия философии противоречат элементарному здравому смыслу. Философы потратили много сил и времени на доказательства бытия мира, что не нуждается в обосновании, есть вещи, о которых люди просто знают, даже если не могут это доказать. Эти знания и фиксирует обыденный язык. Предмет философии – не мир и отношение к нему человека, а средства языка, переформулировка двусмысленных выражений в ясные и простые

 

 

 

 

Бертран Рассел

 

 

 

Дескрипция,

«логический атомизм»

Существуют единичные вещи, философские понятия неправомерны: не каждому грамматически правильному выражению соответствует реальный объект. Теория дескрипции (описания): нужно выявить связь языка с реальностью, он часто вводит в заблуждение. Называя абстрактные сущности, язык порождает веру в их объективное бытие (так родилось учение Платона об «идеях»). Философы не понимали отношение языка к реальности. Концепция «логического атомизма»: действительны имена единичных вещей, а не абстрактные понятия, на которых основаны философские построения. Нужно отказаться от решения философских вопросов в силу их некорректности и заняться анализом языка

 

 

 

 

Людвиг

Витгенштейн

 

 

 

 

 

Языковая игра

Имена – простые знаки («логические атомы»), обозначающие объекты. Мир – совокупность «фактов», осмысленными являются предложения естествознания, этические, эстетические, религиозные и философские положения бессмысленны, противоречивы, неправильно выражены в языке, не фактичны. Значения слов зависят от их употребления в различных контекстах (понятие «языковой игры»). Философия – это не теория о мире, а аналитическая деятельность по прояснению языка, устранению неточностей, порождающих безосновательные «метафизические» предложения. Задача философии – «терапевтическая» – устранение обобщений как «заболеваний». Философ не должен пытаться объяснить единство и сущность языка, его задача состоит в описании и разграничении «языковых игр» при обнаружении их «семейного сходства»


 

3. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ.

Эдмунд Гуссерль. Он отверг идею, что акт познания определяется эмпирически, что нет истины, не зависящей от субъективности познающего (Д.Юм, И.Кант). Этот подход ошибочно не признает объективности истин сознания человека. Обоснование истинному знанию способна дать философия как «строгая наука» – феноменология. Для этого надо обратиться к непосредственному опыту сознания, и в его структуре обнаружить «последние очевидности» – то, что определяет наше осмысленное видение внешнего мира. Настоящая истина не выводима из фактов, едина для всех, абсолютна, вневременна. Как ее достичь?

Сначала необходима феноменологическая редукция – очищение сознания от эмпирического содержания. Результатом этой процедуры будет «чистая субъективность». Второй шаг – трансцендентальная редукция – предполагает воздержание от суждений (эпохэ) сначала о мире, хотя он и существует, а потом о самих себе как чувственных существах и перенос внимания на сферу «чистого сознания». Здесь уже нет мнений о мире, субъективных представлений, откроются структуры чистого сознания, определяющие истинное знание.

В «чистом сознании» существуют феномены – единства идеального предмета и смысла. Сознание активно, направлено на «внутренний предмет»: суждение – всегда о чем-то, восприятие – чего-то. Это свойство называется интенциональность. Ее виды – воспоминание, фантазирование, восприятие и др. Сознание относится определенным образом к полагаемому предмету и создает смысл (значение). Мир чистого сознания – это мир смыслов. Сознание – это целостный поток феноменов, усматриваемые путем идеации – интуитивного созерцания.

Интенциональность образуют два момента: предметный – ноэма («что» сознания) и осмысливающая направленность сознания на объект – ноэза («как» сознания). К ноэме относятся чувственные данные, предметное «нечто» и смысл, не равный самому предмету (дерево, существующее в моем сознании, не есть само дерево). Ноэза – это способы полагания идеального предмета: воспоминания и мечты, предвосхищения и желания, представления и оценки. Сознание деятельно, создает смыслы, которые мы придаем окружающей действительности. 

Впоследствии Э.Гуссерль осознал противоречие своей концепции: мир – это продукт развертывания субъективности, приписывающей всему смыслы, но люди способны понимать друг друга, и даже очищенное сознание включает в себя инородное – социально-исторические и культурные элементы. Поэтому возникли вопросы: 1 – как конституируется для нас целостность мира? 2 – как создается целостность сознания, если оно – поток? 3 – как возможно бытие «объективного мира», где мы взаимодействуем с Другими – носителями иных смыслов?

Информация о работе История философии