История философии. Теория философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:00, лекция

Краткое описание

Мифологическое мировоззрение как самое древнее.
Мифология - фантастическое отражение действительности в виде чувственно наглядных представлений. Главная особенность мифологического мировоззрения заключается в том, что окружающий мир объясняется через человека.
Мифы Древней Греции (Собрание мифов составили Гомер и Гесиод), библейская мифология, скандинавские и славянские мифы.

Вложенные файлы: 1 файл

философия-все лекции.doc

— 584.50 Кб (Скачать файл)

В конце XIX века в России начали создаваться теософские секты в кругах интеллигенции. Теософские взгляды этих сект - своеобразная смесь элемента буддизма и христианства.

Свободная теософия представляется в виде синтеза науки, философии и религии.

У каждой и этих познавательных форм свои задачи и  источники:

- Наука дает знание о реальном мире опирается на опыт.

- Философия - знание об идеальном мире с опорой на разум.

- Религия - знание Боге, базирующееся на вере.

Сами по себе в отдельности каждая, из этих форм страдает односторонностью, и только вместе они представляют собой великий синтез и обеспечивают понимание истинного мира и знания.

Признавая равенство  всех трех форм познания, Соловьев отдавал первенство вере, как мистическому виду познания, которая способна проникать внутрь предмета, его сущность.

 

Историософия Соловьева:

Цель и смысл  исторического процесса Соловьев видит в одухотворении человечества, в соединении человека с Богом. Это соединение, как идеал, представляет собой завершение эволюции человека и превращения человечества в богочеловечество. В этом заключается смысл истории по Соловьеву.

Первым шагом на пути к богочеловечеству является христианское обращение, т.е. принятие христианства и его нравственных норм.

Идеалом государства, которое соответствует богочеловечеству, Соловье считал всемирную теократию - "божественная власть" - соединение государственно-монархической власти в лице российского абсолютизма с властью церковной, но не православно церкви, а римско-католической. Считал, что православная церковь покорна и слаба, в России государство всегда сильнее церкви. Поэтому в союзе с Российским государством должна выступить католическая церковь, т.к. католицизм обладает опытом многовекового сотрудничества с государством, при этом сохраняя свою самостоятельность.

Характерно, что  во время осуществления своей идеи Соловьев принял католичество. Этот факт высоко оценивается католической церковью.

Особенности:

- Идеалистичность и теоцентризм - для идеалиста Соловьева история предстает в виде духовно-религиозной истории человечества.

- Утопичность - нереальность, нежизненность 

 

4 семестр: Теория философии.

 

Онтология – учение о существовании.

 

(Ontos – сущее) Это раздел философии изучающий фундаментальные принципы бытия.

Предмет онтологии  пересекается с предметом естествознания: физики, астрономии.

 

Понятие бытия. Диалектика бытия и небытия.

 

В ряду многочисленных философских категорий, категория бытия занимает центральное место.

Она является исходной категорией философии  т. к. выражает самую славную характеристику любого предмета и явления: его способность быть, существовать.

Первое, что  человек узнает, это то, что все существует: сам он и мир. Первый вопрос, над которым задумывается человек: "Что, есть все, что существует и куда потом девается, откуда происходит?"

А когда человек  попытался ответить на этот вопрос, то он стал философом.

Ранняя греческая философия как раз и представляла собой попытку ответить на этот вопрос. Они отвечали: вода, воздух, огонь, число, есть еще и идеальное бытие.

Категория бытия является важнейшей, она является часто употребляемой в обычной жизни.

Бытиё - философская категория, обозначающая существование.

Бытие – самое широкое по объему понятие. Оно является первичным ко всем основным свойствам.

Но оно и  самое бедное по содержанию, т.к. оно выделяет только один признак - признак существования.

Бытиё - это что-то существующее, а небытие - это отрицания бытия, т. е. когда вещи и явления перестают существовать или быть самими собой.

Бытиё - нечто, а небытие - ничто. Это антиподы, диалектические полярности. Они тесно связаны.

Связь между  ними выражается:

- Бытиё возникает из небытия. Любая вещь имеет начало своего существования из небытия.

- Бытиё превращается в небытие. Все имеет свой срок, свое время. Вещи и явления перестают существовать.

Т. о. каждый предмет - это единство бытия и небытия. Бытиё всегда в настоящем, а небытиё в прошлом или в будущем. Бытиё – это уже или еще не небытие.

Нередко веши и явления исчезают навсегда, но они могут получать второе бытиё в сознании конкретного человека, в его памяти. Это бытиё – субъективное.

Вещи и явления могут быть не только в сознании человека, но и на другом носителе информации: книги, картины и т. д. Это бытиё - идеальное. И в такой форме бытия исчезнувшие вещи могут существовать практически вечно. В этом смысле мы можем говорить о бессмертии идей, вещей, близких людей, исторических личностей.

 

Виды и формы бытия.

 

Традиционно в философии выделяют два вида бытия:

- Материальное бытие (физический мир). Это существование вещей и процессов, личностей. Оно всегда индивидуально и неповторимо и имеет ограничение в пространстве и времени.

- Идеальное бытие (духовное бытие). Его составляют идеи, ценности, понятия, сущности. Характеристика: вечность и неизменность.

Т. о. Материальное и идеальное это противоположные  полюсы бытия.

Выделяют три наиболее значимых формы бытия:

- Неживая природа.

- Живая природа.

- Человеческая природа.

Каждая из этих форм обладает своей спецификой и включает в себя несколько уровней, и все три формы образуют пирамиду бытия.

В основе пирамиды: неживая природа. Она имеет два уровня:

- Естественная природа (первая природа). Первозданная природа, которая существует вне зависимости от человека: звезды, планеты, земля, вода. Для этого природного мира характерна постоянная изменчивость, эволюция.

- Искусственная природа (вторая природа) - это созданная человеком природа для удовлетворения его потребностей: вся инфраструктура - города, дороги, машины, производство.

Первая и  вторая природа имеют общее и различное.

Общее: у них едина основа, они вещественны, подвержены разрушению.

Различное: естественная природа бесконечна в пространстве и во времени и неуничтожима по существу. Искусственная природа очень ограничена в пространстве и во времени и в принципе уничтожима.

Выше – живая природа. Характерная черта: жизнь – это то, чем мир организмов отличается от всего остального мира. Живая природа возникла из неживой и, отмирая снова в нее возвращается.

Живая природа – это качественно более высокая ступень бытия.

Живая природа  ничтожно мала по сравнению с неживой. Её критерии:

- Способность существовать, обмен веществом и энергией.

- Способность к размножению. Только живые организмы могут производить себе подобных.

Выделяют 2 уровня живого:

- Живые неодухотворённые тела, т е. все, то, что отвечает критериям жизни, но не обладает сознанием - это флора и фауна.

- Живые одухотворенны тела или человек;

 

Второй вид  бытия – Человеческое бытиё. Оно двойственно. Своим телом человек принадлежит к живой природе, и на него распространяются критерии и законы живых организмов, но с другой стороны человек обладает сознанием, душой и психикой (идеальная природа). Это мыслящее существо способное создавать и оперировать идеальными образами. Именно это поднимает человека на качественно более высокую ступень.

Критерий человеческого  существования – неразрывное единство души и тела. Утрата этого единства - означает смерть человека. При этом тело, как природно-физическое образование продолжает существовать после смерти. Но смерть разума и означает смерть человека.

Бытиё человека делиться на три группы:

- индивидуальное бытие,

- социальное бытие,

- идеальное (духовное).

 

 

 

Проблема субстанции.

 

Бытие многообразно, но возникает  вопрос: имеется ли у этого многообразия некая единая основа, которая объединила бы различные вещи и процессы?

Философия утвердительно  ответила на этот вопрос: "Да такая единая основа есть", и для ее обозначения в философии была выработана категория субстанции.

 

Субстанция (substantia)- первооснова, первоначало основания бытия.

 

По вопросам субстанции в философии  возникли два противоположных подхода:

 

Монизм (monos – один,  единственный) – это философское учение, принимающее за основу всего сущего одно начало, одну субстанцию.

Весь мир образуется из одной  субстанции. Что может служить  в качестве этой субстанции?

По подходу к этой проблеме монизм делится на:

– материалистический объясняет единство всего сущего одной материальной субстанцией. (Фалес (вода), Гераклит, Спиноза, Фейербах).

– идеалистический – единство всего сущего объясняется одним духовным (идеальным) началом. (Гегель).

 

Плюрализм (phuralis- множество, множественный)- это философское учение, признающее несколько и даже множество субстанций. Из их совокупности возникает все многообразие мира.

Плюрализм также делится на два  направления:

Материалистический. В основе мира признает несколько материальных начал (пример: представления древних философов о четырех материальных началах: земля, огонь, воздух, вода)

Идеалистический. Признает множество духовных субстанций (пример: монады у Лейбница)

 

Разновидность плюрализма - дуализм (duo- два)- философское учение признающее два равноправных начала (материальное и духовное) Пример: Декарт.

В истории философии  доминировал монизм в его материалистическом варианте.

 

Понятие о материи. Развитие представлений о материи в философии.

 

Материя – одна из фундаментальных философских категорий. Впервые встречается у Платона.

material- вещество, mater – мать.

 

Материя – философская категория, обозначающая телесную, протяженную субстанцию.

В различных  философских направлениях было различное  отношение к материи:

  1. Объективный идеализм признает существование материи как некого телесного начала, но понимает ее как нечто вторичное, второстепенное по отношению к духовному.
  2. Субъективный идеализм рассматривает материю как комплекс человеческих ощущений, как производное субъективного духа.
  3. Материализм. Отношение к материи прямо противоположно. Материализм рассматривает материю как единственную субстанцию, а все духовное - лишь как производное от материи.

 

Представления о материи в материализме менялись на протяжении истории. Этапы развития:

 

Начальный. Доминируют наглядно-чувственные представления о материи. Древние философы первооснову всего видели в конкретном природном состоянии или свойстве: Фалес – вода, Демокрит – бескачественный атом.

 

Вещественно - субстанциональное представление о материи. Этот период характерен для философов-ученых 17-19 веков. Атомистическая гипотеза получила развитие. Материя осуществлялась с веществом. единица вещества – атом. Атому предписывали определенные свойства: неделимость, протяженность, непроницаемость, постоянство масс – чисто механические свойства.    Пример: Ньютон, Ломоносов, Декарт и другие.

 

Философское представление о материи. Этот этап связан с научными открытиями в физике, которые были сделаны в конце 19 – начале 20 веков. Эти открытия изменили прежние представления о материи: открытие электрона в составе атома; открытие поля, как другого состояния материи. Эти научные открытия показали, что атом – не мельчайшая структурная единица материи, а вещество не единственный ее вид. Возникший в связи с этим кризис в понимании материи потребовал нового определения материи. Его дал один русский философ, политический деятель - В.И. Ленин (1909)

 

Философское определение материи (по Ленину): материя есть объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. Данное определение является философским, а не физическим, поскольку в нем материя определяется не через перечисление физических видов и свойств, а через соотношение ее с сознанием.

 

Основные свойства (атрибуты материи).

 

Материя как субстанция существует в единстве своих неотъемлемых свойств (атрибутов):

- структурность (системность)

- движение

- пространство и время

- отражение

 

Структурность как всеобщее свойство материи.

 

В материальном мире наблюдаются как строгая организованность, так и хаотические процессы, причем одно может переходить в другое. Но все-таки в мире организованность преобладает над хаосом. В этом случае мы приходим к такому понятию материи как структурность.

Структурность - внутренняя расчлененность, упорядоченность материального бытия.

Структурность выражается в:

- существовании различных физических видов материи

- существовании различных уровней организации материи

- существовании различных форм движения материи

Материя включает в себя два структурных вида: вещество и поле.

Вещество – физический вид материи, состоящий из частиц, которые имеют собственную массу. Самая главная структурная единица вещества – элементарная частица (известно больше 200).

Поле – физический вид материи, состоящий из частиц, не имеющих массы покоя.

Вещество и поле – противоположные виды материи, но их противоположность относительная. Вещество может переходить в поле (пример: горение вещества) и наоборот. (пример: поглощение света растениями).

Уровни материи:

- неорганическая материя:

- микромир (мир элементарных частиц)

- макромир (10-8-1023см) уровень от размеров атомов, до размеров нашей галактики

Информация о работе История философии. Теория философии