Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 19:35, реферат
Философия изучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность
"живет" в общественном сознании; она изучает смыслы реальности для общества и
человека. Поясним сказанное. Наука изучает физическую природу, вскрывает ее законы, а
философия объясняет, как и почему понимали природу ученые разных эпох и культур,
древние греки или средневековые мыслители, или философыэпохи Просвещения и т.д.
Философия изучает не столько сам мир, сколько знание людей о мире, смысл отношения
объектов, процессов мира.
философия начинается с VI в. до н. э. и продолжается по сей день, т.е. существует 2600
лет. За это время было выдвинуто достаточно большое количество идей, проблем и их
решений. Разумеется, в западной философии есть т. н. "сквозные" идеи: идея обоснования
свободы человека и его "естественных" прав, идея познаваемости мира, идея человека как
центра Универсума и многие другие. Вразные исторические эпохи философия выдвигает
на первый план те или другие идеи, предполагает те или иные решения поставленных
проблем.
Античная философия - философия древних греков и древних римлян, охватывающая
период с VI в. до н. э. до VI в. н. э. Она внесла исключительный вклад в развитие мировой
цивилизации, в ней заключено начало западной философии, почти всех ее последующих
школ, идей и представлений, категорий, проблем
Философ" - человек, стремящийся к истине, полной и завершенной. Философ - это
человек, ищущий, любящий истину. Поэтому цель философа - понять "целое как целое",
понять, в чем первопричина всего сущего, первопричина бытия. Понять с помощью
разума, используя рациональную аргументацию. Надо объяснить мир как целое, избегая
мифа, верыи фантазии, как это делают искусство и религия. Аристотель считал, что
начало философии - в удивлении человека перед миром и самим собой, а способность
удивляться присуща природе человека. Следовательно, философствование присуще
человеку и человечеству. Философия - это чистая любовь человека к истине и правде, это
- "знание ради самого
30
знания" (Аристотель). Это знание ради достижения свободы духа
Этапыантичной философии. Традиционно выделяют: раннюю классику (натуралисты,
досократики - Зенон, Парменид, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Ксенофан,
Демокрит и др.; главные проблемы - "Физис" и "Космос", его строение); среднююклассику (Сократ и его школа; софисты: Горгий, Гиппий, Антифонт, Антисфен и др.;
главная проблема - сущность человека); высокую классику (Платон, Аристотель и их
школы; главная проблема - синтез философского знания, его проблем и методов и др.);
эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики раннего периода - Панэций, Посидоний, поздние
римские стоики или неостоицизм: Сенека, Эпиктет, Аврелий и др.; главные проблемы -
мораль и свобода человека, проблема познания и т.д.). Кним прибавляются вопросы
структурыкосмоса, судьбыкосмоса и человека, отношение Бога и человека (Плотин,
Порфирий, Прокл, Филон Александрийский).
Античная философия выдвинула ряд фундаментальных идей и проблем, которые не
потеряли значения по сей день.
1. Проблемы начала всех вещей, бытия, небытия, материи и ее форм. Выдвигались идеи о
принципиальной
космоса; о тождестве и
(атомыи пустота), текучести бытия и его противоречивости и т.д. Главные проблемы: как
возник Космос? какова его структура? (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Зенон,
Демокрит).
2. Проблемы человека, его познания,
его отношение с другими
человеческой морали, есть ли не зависящие от обстоятельств нормы морали? Что такое
политика и государство по отношению к человеку? Как соотносится рациональное с
иррациональным в человеческом познании? Есть ли абсолютная истина и до-
31
стижима ли она человеческим разумом? На эти вопросы давались различные, часто
противоположные ответы (Сократ, софисты: Горгий, Гиппий, Антифонт, Пиррон, Секст
Эмпирик, Эпикур, Посидоний и др.)
3. Проблемы воли и
ничтожности человека перед силами природыи общественными катаклизмами и
одновременно могущества и силы его духа в стремлении к свободе, к благороднойжизни,
к познанию, в котором философыпрежде всего и видели счастье свободного человека
(Сенека, Эпиктет, Аврелий, Эпикур, ТитЛукреций Кар и др.). Главная проблематика -
гносеологическая и моральная.
4. Проблемы отношения человека и Бога, божественной воли, строения БогомКосмоса.
Выдвигались идеи конструктивного Космоса и бытия, структурыматерии, души,
общества как взаимопроникающие и обусловливающие друг друга (Плотин, Филон
Александрийский и др.).
5. Проблемы
синтеза чувственного и
формулировок основных философских проблем, построения метафизических систем,
признававших два мира - мир идей и текучий, подвижный мир вещей. Проблема поиска
рационального метода познания этих миров (Платон, Аристотель и их последователи).
Разумеется, здесь перечислены не все проблемыи идеи, как и не все философы, их
Выдвигавш
Средневековая европейская христианская философия - занимает большой период времени
- с I до XV
в. Главная особенность этого
этапа развития философии - ее
сопряженность сверованиями
Основные этапысредневековой философии - патристика и схоластика. Обычно этап
патристики (от слова "патер" - "отец", имеются в виду "отцы Церкви") в истории
философии определяется с I по VI в. Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий
Нисский, Тертуллиан, Ориген и другие разработчики основных догматов христианской
религии были одновременно и крупнейшими философами своего времени.
Главные проблемыпатристики: 1) проблема сущности Бога и его тройственности
(тринитарная проблема); 2) отношение верыи разума, откровения христиан и мудрости
язычников (греков и римлян); 3) понимание истории как движения к определенной
конечной цели и определение этой цели - "Град Божий"; 4) свобода воли человека и
возможность спасения его души; 5) проблема происхождения зла в мире, причины, по
которым его терпит Бог, и другие проблемы.
На построение основных концепций и категориального аппарата философии "отцов
Церкви" определенное влияние оказало учение Платона. С V по VIII в. - этап так
называемой поздней патристики (ИоаннДамаскин, Максим Исповедник, Петр Ивер и
другие). Этот период не принес в философию значительных новаций.
Этап схоластики (IX-XV вв.) продолжает проблематику патристики, являясь ее развитием.
Основные догмыи положения уже разработаны, они шлифуются, уточняются,
систематизируются. Сам термин "схоластика" обозначает "школьную, учебную"
философию, преподававшуюся в
науками, и особенно философией, были "схоластами", это звание было почетным, по
смыслу близким понятию "ученый теоретик".
Схоластическая философия в лице ее представителей (Эриугены, Бонавентуры, Альберта
Великого, Фомы Аквинского, Росцеллина, Абеляра, Ансельма Кентерберийского и
многих
других) сохраняла интерес к поднятым
патристикой философским
Однако если эти
33
проблемыпо содержанию по-прежнему были связаны с Божеством и тайной спасения, то
на первый план всеже выходят отношения разума и веры, религии и науки, а также
вопрос соотношения общего и единичного. Последний вопрос был связан с догмой о
троичности единого Бога и решался с позиций "номинализма" (общее существует только в
имени или в уме, реально существуют только единичные вещи) или с позиций "реализма"
(общее существует реально в виде некой сущности). Схоластическая философия ставила
задачу постижения сущности христианского учения не только верою, но и нарациональной основе с помощью науки - философии. Отсюда последняя обретала статус
науки, вполне сочетаемой с религией и помышляющей о спасении человеческой души.
Античная философия теперь уже не считается враждебной христианству, и ей уделяется
большое внимание, ряд ее положений переосмысливается, ее категориальный аппарат
находит применение при разработке проблем христианской философии
Что касается христианского учения, то схоластика больше анализирует учения "отцов
Церкви", чем Священное Писание. Вэто время влияние философии Платона падает и
усиливается влияние Аристотеля с его четко выраженной философской позицией
"реализма" и развитым логическим мышлением.
Философия Ренессанса (Возрождения) в Европе (прежде всего в Италии) занимает период
с XIV по XVI в. Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной
философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом
знания становится не религиозное, а светское знание. Наряду с авторитетом Священного
Писания признается авторитет античной
34
мудрости. Вместе с тем происходит возрождение "истинной" христианской духовности,
переосмысливается христианская традиция, появляются ревнители христианства, такие
как монахДжироламо Савонарола во Флоренции (1452-1498), резко протестующие против
роскоши папства, извращения учения Христа клиром, зовущие к возрождению
первоначального "апостольского" христианства.
Поэтому связывать эпоху Возрождения только с античным наследием неверно. Духовного
и христианского в нем тоже было много. Главная особенность философии Ренессанса -
антропоцентризм. Теперь не Бог, а человек поставлен в центр исследований. Место
человека в мире, его свобода, его судьба волнуют таких мыслителей, какЛеонардо да
Винчи, Микеланджело, Эразм Роттердамский, Никколо Макиавелли, Томас Мор, Мишель
де Монтень и др. (XV-XVI вв.)
Возникла новая система
религия с ее проблемами. Человек - природное существо. Отсюда другая особенность
ренессансной культурыи
влияния. Постепенно и проблемыгосударства,
морали, науки перестают
всецело сквозь призму теологии. Эти области бытия обретают самостоятельное
существование, законыкоторого могут изучаться светскими науками. Сказанное вовсе не
означает, что религиозные проблемы, касающиеся бытия Бога, добра и зла, спасения
души, забыты. Просто они не находятся более в центре внимания философии. Это время
становления опытных наук, которые постепенно выдвигаются в ранг важнейших наук,
дающих истинное знание о природе (Коперник, Кеплер, Галилей, Бруно и др.).
Мыслителям Ренессанса присуще
нежелание анализировать
(как это делали схоласты) мельчайшие оттенки категорий. Они стремятся осмысливать
сами явления природыи общества, а не спорить о дефинициях (определениях). Большинство из них опираются на опыт и разум, а не на интуицию и откровение.
Развивается и своеобразный
35
скептицизм (Монтень). На основе рационального сознания создаются и первые утопии,
рисующие идеальное
др.
Философия Нового времени охватывает период XVI- XVIII вв. Это время становления и
оформления естественных наук, отпочковавшихся от философии. Физика, химия,
астрономия, математика, механика превращаются в самостоятельные науки. Однако
остается проблемой выработка общенаучных методов познания, возникает необходимость
обобщения и систематизации данных естественных наук. Отсюда возникают новые задачи
и приоритетыв философии Нового времени.
Вцентре внимания новой философии - теория познания, отработка методов истинного
знания для всех наук. Если специальные "частные" науки открывают законыприроды, то
философия призвана обнаружить законымышления, действующие во всех областях
знания. Этим занимаются такие известные мыслители, как Френсис Бэкон, Томас Гоббс,
РенеДекарт, ДжонЛокк, Бенедикт Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц (XVII в.). Они
ищут законыразума, возможности которого представляются безграничными. Однако
разум в реальнойжизни "затуманен", "затемнен" некими ложными представлениями и
понятиями - "идолами" (Бэкон). Возникает идея "чистого разума", т.е. свободного от
"идолов", который проникает в сущность явлений. Активно ищут истинный, главный
метод познания, который приведет к истине вечной, полной, абсолютной, признанной
всеми людьми. Основой нового метода считают чувственный опыт, выдвигая идею
сверхзначимости эмпирического индуктивного знания (Бэкон, Гоббс, Локк), или
интеллект, дающий логическое, дедуктивно-математическое знание, не сводящееся к
человеческому опыту (Декарт, Мальбранш, Спиноза).
Влюбом случае, торжествуют рационализм и методыаналитического порядка,
применяемые ко всем областям реальности. "Всерасчленяющий" и "всеанатомирующий"
анализ (Ф. Энгельс), давший большой эффект (прежде всего в механике и математике),
провозглашается основой
36
научного знания. Такое направление
в современной методологии
"механицизм" и "метафизичность". Вфилософии Нового времени появляется ряд
специфических проблем и установок:
- полная секуляризация науки. Синтез науки с религией, верыс разумом - невозможен.
Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета самого разума (Т. Гоббс);
- выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества. Именно она способна
обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап