Классический подход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 19:35, реферат

Краткое описание

Философия изучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность
"живет" в общественном сознании; она изучает смыслы реальности для общества и
человека. Поясним сказанное. Наука изучает физическую природу, вскрывает ее законы, а
философия объясняет, как и почему понимали природу ученые разных эпох и культур,
древние греки или средневековые мыслители, или философыэпохи Просвещения и т.д.
Философия изучает не столько сам мир, сколько знание людей о мире, смысл отношения
объектов, процессов мира.

Вложенные файлы: 1 файл

Классический подход.doc

— 267.00 Кб (Скачать файл)

возможен прогресс в обществе на основе применения законов разума, на основе

просвещения людей, а также возможно управление природой и безграничное развитие

духовных и физических способностей и сил человека.

Однако этой безграничной вере ученых и философов в силу человеческого  разума и

неизбежность общественного прогресса  был нанесен тяжелый удар Французской

революцией 1789 г. Общество, провозгласившее разум  божеством и официально

положившее рациональные идеи в основу политики, на поверку оказалось неразумным и

бесчеловечным. Террор и невиданные ранее зверства правительства, основанного "на

принципах разума", заставили задуматься над  действительными возможностями  науки и

разума. Оказалось, что они не всегда смягчают нравыи устанавливают общую гармонию,

что процесс добывания истинытоже доступен не всем и каждому, что знание

"аристократично". Оказалось,  что история в большей степени  наполнена мифами и

стереотипами, чем разумом. И главное - люди не столько нуждаются в  научной истине,

сколько в устраивающих ихжизненных мифах, "внутри" которых легчежить. Развитие

науки и техники может не только облегчитьжизнь общества, но при известных  условиях

способно вообще уничтожить самую  жизнь.

Иррационалистическая философия  АртураШопенгауэра (1788-1860) стала своеобразным

ответом на эти обсто-

44 ятельства. Всвоей основной  работе "Мир как воля и представление"  философ выступает

как продолжатель делаКанта. Мир, считает  он, не основан на принципах разума. Вмире

вообще нет разума, а есть воля. Последнюю, поШопенгауэру, надо понимать широко - не

как качество человеческой души, а  как "порыв", существующий в природе  и в обществе.

Например, в миреживотных есть "порыв" - стремление к сохранению жизни, в

физическом мире есть притяжение, тяготение, магнетизм, в обществе существуют воля

государств, рас, народов и отдельных  людей, воля "разлита" в природе  и обществе. Но она

слепа, не имеет разумной цели, иррациональна. Воля порождает все явления и  процессыв

мире, но сама она безосновна и беспричинна. Она выступает как бесцельная потребность

выжить. На человеческом уровне воля выступает в виде страстей (аффектов):

властолюбия, мстительности, половой  любви и т.д. Если основа мира - воля - неразумна,

то и мир, по сути дела, неразумен. История лишена смысла, в ней нет  никакого разумного

обоснования. Наука постоянно заходит  в тупик, когда пытается обосновать мир иззаконов

разума. Мир не стал Лу

Фридрих Ницше (1844-1900) считал себя учеником Шопенгауэра и разделял его

иррационалистический взгляд на мир, который он понимал как вечное становление,

вечный поток, где все возвращается "на круги своя". Человек не должен бояться смерти,

потому что мир повторяегся  во времени с незначительными  вариациями. Мир - этожизнь.

Другого мира нет. Вмире действует  слепая воля, но "воля кжизни" на человеческом

уровне проявляется как "воля к власти". Последняя является основой самоутверждения в

формах искусства, морали, религии  и науки, движущей причиной человеческой культуры.

Человек воплощает в себе "волю к власти". Он выделяется из мираживотных, создавая

мораль, религию, стремясь к истине, но в этом кроется величайшая ошибка. Истинынет.

Познание всегда не более чем  истолкование фактов, которые можно  толковать как

вздумается. Человек "истолковывает" мир, в котором онживет, создавая свой "маленький

мир". Этот мир иллюзии, где проявляется воля человека к власти.

Вработах "Воля к власти", "Человеческое, слишком человеческое", "Так  говорил

Заратустра" Ницше дает оригинальное понимание человеческой морали, которая

предельно относительна. Истин морали нет. Но у моральных действий (поступков) есть

критерий. Критерий действия, или "практической морали" - степень приближения

человека к власти. Никакой общей  морали "для всех" не существует. То, что морально(справедливо, хорошо, полезно) для одних, не морально для других. Раньше, до Сократа,

мораль отражала интересысильных, умных, богатых, благородных людей. Сократ был

"первым декадентом" в философии,  человеком, который пытался найти  "общую" мораль -

правила нравственности, которых должныпридерживаться все люди без исключения. Но

главным искажением морали стало христианское учение, которое восторжествовало в

европейской культуре. Христианская мораль стала "... суммой условий сохране-

46

ния бедных, полуудачных и полностью  неудачных видов человека". Христианская мораль

перевернула истинные идеалылюдей  в целях сохранения стадного большинства, убогого

и физически, и умственно. Она провозгласила  добром смирение, нищету духа, аскетизм

тела. Эта стадная мораль даже не может быть критически осмыслена, поскольку  она

приписывается Богу, а догматыне обсуждаются, но исполняются.

Ницше считал, что сложившиеся ценности европейской культурыследует подвергнуть

переоценке. Однако такая способность  к переоценке ценностей - свойство особого

человека, носителя творчества и воли, который вскоре должен появиться в мире. Ницше

предрекал появление "сверхчеловека".

"Сверхчеловек" - это не герой и не великий  человек, как Бетховен, Наполеон, Шопенгауэр

или Гете. Это  новая порода людей, которой еще  не было в мире. Кстати сказать,

"сверхчеловек" не появляется из какой-либо определенной нации, он - плод развития

всего человечества (прежде всего европейцев). Эта новая  каста "сверхлюдей" преобразует

будущую культуру и мораль человечества. Она даст народам новые мифывзамен старых.

Эти люди не будут иметь иллюзий  старой морали и культуры. Справедливость для них

будет состоять в неравенстве. Никаких  общих законов морали для "слабых" и "сильных"

не должно быть.

Истинная справедливость есть функция  силыи власти и должна служить "сильным"

людям. Для "слабых" высшая справедливость - это погибнуть и освободить место  для

нового поколения "сверхлюдей". Идеи Ницше были использованы в нацистской Германии

как одна из основ идеологии Третьего рейха, однако не надо забывать, что  нацисты и

Гегеля, и Фихте причисляли чуть ли не к своим предшественникам. Ницше, конечно, не

был идеологом античеловечности и  нацизма. Таких людей, как Гитлер, он глубоко

презирал, идеи национализма и социализма (национал-социализма) не разделял. Но из его

работ, часто написанных в афористической, поэтической манере, можно сделать и

антигуманные, бесчеловеческие выводы.

47

Постклассическая европейская  философия включала в себя не только иррациональные, но

и мощные рациональные системы. Наиболее известнымарксизм и позитивизм.

Карл Маркс (1818-1883) - один из величайших экономистов и социологов XIX в. В

области философии Маркс считал себя учеником Гегеля. Его философия  стала

значительным шагом в развитии европейской мысли. Вряде своих  работ ("Тезисыо

Фейербахе", "Немецкая идеология", "Капитал" и др.) Маркс формулирует свой метод

философии как диалектико-материалистический. Он говорил о том, что диалектика

должна помочь объяснить реальный мир из него самого, а не из абстрактно выведенных

понятий духа. Главное - не объяснить мир, а изменить его. Философияже есть духовное

оружие такого изменения. Наиболее интересны философские взгляды  Маркса наобщество. Он развивает материалистическое понимание истории, где применяет  метод

диалектического материализма. Вобщественном  производстве люди независимо от своей

воли, с необходимостью вступают в  производственные отношения, которые  образуют

"базис" общества. Вих основе  лежит отношение к собственности  на средства

производства. Базисные отношения  влияют на "надстройку", которая  состоит из

политических, правовых, религиозных, моральных и др. отношений людей. Маркс считал,

что духовные отношения зависят  от материальных, а не наоборот. Вцелом не сознание

определяет бытие, а общественное бытие определяет сознание.

Поскольку базис общества непрерывно изменяется, изменяется само производство, то

меняется и надстройка общества. Совокупность конкретно-исторических отношений

базиса и надстройки называется "общественно-экономическая формация". Всамом общем

виде в концепции Маркса три  формации: доклассовая, классовая и бесклассовая.

Общество закономерно и естественно  двигается к бесклассовой формации, т.е. к

коммунизму. Это движение сложно, противоречиво, но в конечном счете неизбежно.

Экономические отношения на последней  фазе подчинены социальным (отсюда -

социализм). Вобществе будет отсутствовать  эксплуатация человека человеком,

эксплуатироваться будет труд машин, человек будет

48

только управлять сложным автоматическим производством и большую часть  своего

времени потратит на свое духовное и  телесное самосовершенствование. Общее

социально-культурное развитие человечества на фоне чрезвычайно развитой материально

технической базы, изобилие продуктов  и доступность услуг искоренит  негативные

проявления общества: насилие, воровство  и пр. Однако механизмом сменыобщественно-

экономических формаций является социальная революция, включающая насилие. В

конечном счете, считал Маркс, изменится  вся социальная реальность, начнется

"подлинная история", изменится  человек. Государство отомрет  как аппарат насилия, 

ненужными окажутся ранее существовавшие формысемейных отношений, появится

всемирный язык, сам человек станет "универсальным в своей деятельности и гармонично

развитым".

ОгюстКонт (1798-1857) - известнейший французский  философ, основатель школы

"позитивизма", отвергал идеи немецкой классической философии, противопоставив

"старой" философии как науке  о первоначалах бытия новый  "позитивный" взгляд на

теорию и историю науки. Вся "старая" философия от греков до Гегеля объявляется

Контом "спекулятивной", т.е. ненаучной, необъективной, чем-то вроде сказок и мифов.

Дело в том что никаких  первопричин бытия нет и быть не может. Есть явления в мире,

которые и должна познавать наука, опираясь на методы, которые она  сама и

вырабатывает. Например, химия имеет  свои методы, а математика - свои. Общихже

методов, действующих во всех науках, по мнению Конта, не существует.

Общество изучает новая наука - социология, основателем которой  и был философ.

Главная идея Конта достаточно четко  просматривается: 1) философия не наука, 2) а наука

сама себе философия. Всвоих работах  он выделял три стадии интеллектуальной

эволюции человечества: теологическую, метафизическую и позитивную, научную. На

первых двух стадиях человечество объясняет мир неверно, через  сверхъестественные

причиныили выдуманные абстракции. На последней стадии, опираясь на наблюдения и

эксперимент, а также на законыформальной

49 логики, человечеств способно  понять действительные законыявлений.  Однако каких-то

особых "мировых" или философских  закономерностей в мире нет.

Новая позитивная философия, поКонту, должна обобщать данные естественных наук, их

главные результаты и методы, тем  самым помогая возникновению  нового синтетического

знания. Вконечном счете новая  позитивная философия сможет помочь человечеству

изменить общество к лучшему состоянию.

Современная западная философия XX в. отличается от "классического" этапа  своего

развития рядом особенностей, понять которые можно только сопоставив этапы.

Классическая западная философия  вьщвинула требование познания природыи общества с

целью их разумного преобразования. При этом большинство мыслителей исходило из

тезиса доступности познания и  достижения истинылюбым человеком. Такой

гносеологический "демократизм" дополнялся "оптимизмом"

Надлом классической философии  произошел уже в учениях АртураШопенгауэра,

Фридриха Ницше и их последователей. Эти выдающиеся философыпоказали, что  и

познание и процесс добывания  истиныдоступны далеко не всем и каждому, что мир вовсе

не является рациональной единой системой, а прогресс наук привел к ужасным для

человечества последствиям. История  скорее иррациональна, а познание аристократично и

преисполнено мифами. Попыткаже  создать всеобъемлющее мировоззрение  выглядит

просто смешной на фоне крайней  индивидуализации человеческого бытия, его

автоматизации. Проблема человека повернулась доселе невидимой гранью. С одной

стороны - нивелировка, "усреднение" человека, становление и распространение  в мире

"человека толпы"; с другой  стороны - одиночество, отчаяние  и беспомощность человека

перед миром и обществом как предел индивидуализма. Уже у Шопенгауэра, Ницше,

Киркегора мынаходим мотивыболее  позднего этапа западной философии, которые

доминируют в ней с 20-х гг. XX вв. Если коротко определить основные тенденции

современного философского мышления на Западе, то мыназовем сциентизм,

антропологизм, возврат к основам  мистико-религиозной философии. Коротко  очертим

Информация о работе Классический подход