Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 19:35, реферат
Философия изучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность
"живет" в общественном сознании; она изучает смыслы реальности для общества и
человека. Поясним сказанное. Наука изучает физическую природу, вскрывает ее законы, а
философия объясняет, как и почему понимали природу ученые разных эпох и культур,
древние греки или средневековые мыслители, или философыэпохи Просвещения и т.д.
Философия изучает не столько сам мир, сколько знание людей о мире, смысл отношения
объектов, процессов мира.
суть названных тенденций
В XX в. выдвигается целый ряд смелых и новых идей, удачно конкурирующих со старой
"классической" философской системой. Какиеже это идеи?
1. Идея изученияжизни отдельного
человека и важности ее
жизни индивида над изучением больших человеческих общностей (классов, народов,
наций, этносов и т.д.).
2. Идея движения от свободного и разумного человека, способного кардинально
переделать природу и общество и себя лично, к человеку, жестко детерминированному
экономикой, политикой, религией и пр. Оказалось, что у человека есть не только "разум"
и "сознание", но и "подсознание", которое вместе с интуицией становятся центром
современной антропологии.
51
3. Идея о том, что сознание и разум отдельного человека и (что важнее) общественное
сознание - это не независимые структуры. Напротив, объявляется, что они - объекты
манипуляции со стороныразличных сил: государств, партий, авторитетов (и даже
иррациональных сил) - масонов, магов, тайных орденов и т.д.
4. Идея двух не пересекающихся линий человеческого знания - научного и философского,
имеющих своим конечным продуктом "научную истину" и "философскую правду".
Соответственно, оптимистические взгляды "классической" западной философии
продолжаются в идеях "технотронного" "постиндустриального" общества. Но куда
больший вес имеют идеи антигуманистической сущности науки, которая может привести
к физической гибели мира в огне ядерного взрыва или к его деградации путем
промывания мозгов средствами современной
электронной техники и
над огромными массами людей, - возможность, которую тоже открыла современная наука.
Возникают принципиально новые философские картины мира и стили мышления.
Например, социально-экологический стиль мышления и картинымира, определяющие
современную науку и культуру. Ссередины 50-х гг. XX вв. проблемы развития
человечества в связи с бурной научно-технической революцией начали разрабатываться в
мировом масштабе. У истоков научных дискуссий стояли различные научные
объединения, из которых наиболее заметным был так называемый "Римский клуб",
возглавляемый Аурелио Печчеи. Страх за будущее человечества побудил ученых
выставить три основных вопроса: возникает ли между человеком и природой
катастрофическое противоречие? Если это так, то можно ли сказать, что это противоречие
вытекает из существа научно-технического прогресса? Можно ли остановить гибель
природыи человечества и каким путем?
Несмотря на различные варианты ответов на заданные вопросыи различные
аргументации, основные чертыдуховной позиции "нового гуманизма" и новой картины
мира таковы: малое против большого, базис против центра, самоопределение против
определения извне, есте-
52
ственное против искусственного, ремесленное против промышленного, деревня против
города, биологическое против химического, дерево, камень против бетона, пластики, химических материалов, ограничение потребления против потребления, экономия против
расточительства, мягкость противжестокости.
Новая картина мира поставила в зенит истории ее прогресса - человека. Человек - центр
деятельности общества, а не производительная или какая-либо другая сила. Культурное
развитие человека отстало от энергетических и технических возможностей общества.
Выход видится в развитии культурыи формировании новых качеств человека. Вэти
новые качества (основу нового гуманизма) входят глобальность мышления, любовь к
справедливости, отвращение к насилию. Отсюда видны и новые задачи человечества:
1. Сохранение культурного
сверхгосударственной общности. 3. Сохранение естественной средыобитания. 4.
Увеличение эффективности
природы. 6. Развитие внутренних (интеллектуальных), сенситивных (чувственных),
соматических (телесных) способностей челове
Необычайно распространившаяся астрология относится к оккультным наукам, т.е. формам
знания, основанным на мантических учениях (гадание по руке, по рельефу че-
53
репа, внутренностям и
которое объяснит строение всего космоса, пути творения мира и покажет судьбу
отдельного человека. Коккультным наукам относится и алхимия, совершающая
"трансмутацию" вещества (качественный переход свинца в золото, угля в алмазыи т.д.) и
занимающаяся постижением тайн природычерез магические действия и процедурытипа:
"перегонка", "сублимация", "созревание металлов", "рост души металлов", "влияние
зеленой звезды" и т.д. и т.п.
Впаранормальные явления входят: ясновидение, духовидение, телепатия, телекинез,
полтергейст и проблемы НЛО. Восновном эти явления объясняются видами природной
энергии, о которых мыпока ничего не знаем, или особыми свойствами сознания
отдельных неординарных лиц (экстрасенсов, белых и черных колдунов, шаманов и т.д.)
или наличием внеземных формжизни. Если характеризовать все эти явления с точки
зрения "нового" взгляда на мир (новая картина мира) и "нового" мышления XX в., следует
отметить следующие основные положения:
1. Магия, астрология, духовидение
и пр. рассматриваются как
возможностей, заложенных в природе или в сознании человека, еще неизвестных науке,
но в принципе познаваемых. 2. Магические и мистические явления не противоречат науке, а дополняют ее, объясняя
духовную сущность человека и космоса не рациональным по преимуществу путем
(откровением, озарением и пр.)
3. Новое видение мира основано на мистических переживаниях, особых состояниях
сознания (вне обыденности и рациональности), особом языке, описывающем реальную и
"загробную" жизни в
практика не достигла уверенного объяснения, всегда находится место для магии,
паранормальных явлений и пр. Поскольку природа неисчерпаема, то наука и практика
всегда ограниченны. А следовательно, мывсегда будем сталкиваться с иррационально-
мистическим, магическим представлением о мире.
54
Известный вклад в иррационально-
психоаналитическое
вполне рациональное учение об особенностях психики человека, объясняющее глубины
его подсознания, влияние эмоций, чувств, впечатлений на поведение человека и
особенности культурычеловека.
Однако учение основателей психоанализа 3. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера было
истолковано в иррационально мистической плоскости. Взяв за точку отсчета идеи
психоаналитиков о врожденности и наследственности "первичных влечений" человека,
сексуальных комплексов, природыбессознательного как внутреннего и сущностного ядра
человека, ряд мыслителей говорили о принципиальной необъяснимости человеческой
деятельности, мистической сущности
сексуальной свободы и
человечества, исключающем рациональность (В. Рейх, Карен Хорн и др.)
Феноменология. Современная феноменология так или иначе связана с концепцией
Эдмунда Гуссерля (1859- 1938), разработавшего основные принципы
феноменологической философии. До него феноменология понималась в качестве
описательного исследования, которое должно предшествовать всякому объяснению
интересующего явления. Гуссерль впервые
рассматривает феноменологию
философию с присущим ей новым, феноменологическим методом, являющимся
фундаментом науки
Главные цели феноменологии - построить науку о науке, наукоучение и раскрыть
жизненный мир, мир повседневнойжизни как основу всего познания, в том числе
научного. Гуссерль считал, что начинать изучениежизненного мира и науки следует с
исследования сознания, потому что реальность доступна людям только через него. Важна
не сама реальность, а то, как она воспринимается и осмысливается человеком. Сознание
должно изучаться не как средство исследования мира, а как основной предмет философии.
Тогда закономерно встают следующие вопросы: 1) что есть сознание? и 2) чем оно
отличается от того, что не является сознанием?
55
Феноменологи стремятся
или "субъективный поток", и определить его особенности. Делают они это потому, что
сознание - очень сложное образование с различными функциями. Выделив "чистое"
сознание, мыпоймем сущность сознания вообще. Главная характеристика последнего -
это его постоянная направленность на предметы. Такая "наивная" направленностьсознания на внешние предметы называется "интенциональностью". Сознание всегда
ннтенционально, т.е. направлено на что-либо
Философская антропология как школа западной современной философии возникает в
начале XX в. У истоков этого направления стояли немецкие философы Макс Шелер
(1874-1928), Гельмут Плеснер (1892-1985), Арнольд Гелен (1904-1976). Разумеется, у них
были предшественники, поскольку в европейской философии всегда одним из основных
вопросов был вопрос о месте человека в мироздании. Ряд мыслителей антропологию
ставили в центр всей философии (Монтень, Паскаль, Кант, Ницше и др.). Кант даже
сводил все главные
учение. Основные идеи направления были изложеныв работе Шелера "Положение
человека в космосе" (1927).
Человек, в отличие отживотных, может освободить себя от давления биологических
потребностей. Он способен сказать "нет" влечениям и инстинктам, которые получил от
природы. Человек отличается отживотного не наличием интеллекта (здесь отличие
только количественное), он может выйти за пределы заданной ему природой вечной
биологической программы. У человека в отличие отживотного есть внутреннее Я,
самосознание и самоидентичност
животных) у человека есть духовность. Дух деятелен, он различает добро и зло, уважение,
красоту и т.д. Центром духа является личность. Инстинкты, психические функции,
биохимические процессы, которые названыу Шелера "порывом", и духовность могут в
человеке гармонизироваться. И человек, который разорван между своими инстинктами и
своей духовностью, способен к сочетанию чувственных влечений и духовных актов в
рамках персоны.
Гельмут Плеснер указывал на то, что человека отживотных отличает особое "поле
взаимоотношений" со средой. Не "дух", а структуражизненных взаимоотношений со
средой определяет телесную и духовную организацию
59
живых существ. Эти отношения Плеснер назвал "позициональностью". Особенности
"позициональности" человека
в том, что он не слит
животные, а выходит за рамки телесного. Вработе "Ступени органического и человек"
(1928) Плеснер называет отношение человека к миру "эксцентричной
позициональностью". Это состояние, когда человек как быдистанцируется от своего тела,
противопостовляя его
плоть, чего нет у животных.
Втруде Арнольда Гелена "Человек. Его природа и положение в мире" (1940)
прослеживается идея понимания сути человека через совокупные данные множества
научных дисциплин. Главное - понять то, что существует единство человеческого рода
поверх всех расовых, национальных, этнических и других особенностей, а также имеется
целостное единство человеческого индивида. Человек - это действующее существо, он
может выжить только действуя, так он физически устроен. Действительно у человека нет
специальных органов нападения и защиты (когтей, шерсти и т.п.), нет остротыобоняния
или зрения, высокой скорости передвижения и т.п.
Вэтом плане, по Гелену, человек - "недостаточное существо", он отличается от всех
животных физиологически. Следовательно, дарвиновский принцип естественного отбора
не действует по отношению к человеку. Именно эта "нехватка" приспособлений для
выживания в природе требовала замещения инстинктов и специализированных органов
интеллектом и рукой, способной к орудийной деятельности. Человек творит свой особый
мир "вторую природу", которая
состоит в орудийной
"Вторая природа" - это мир культуры, человек може выжить только в культуре. Мир
человека - это и есть мир культуры. Человек приспосабливается к любой природной среде
через мир культуры, поэтому он
не зависит прямо и
особенностейживотного мира, как другиеживотные. Но тогда человек никогда не бывает"естественным", а всегда - социальным существом. Животноеживет "здесь" и "теперь", а
человек, кроме этого, способен понимать будущее, т.е. то, чего еще нет
Прагматизм - философия дела, действия, учение, возникшее в 70-е гг. XIX в. в США.