Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 19:35, реферат
Философия изучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность
"живет" в общественном сознании; она изучает смыслы реальности для общества и
человека. Поясним сказанное. Наука изучает физическую природу, вскрывает ее законы, а
философия объясняет, как и почему понимали природу ученые разных эпох и культур,
древние греки или средневековые мыслители, или философыэпохи Просвещения и т.д.
Философия изучает не столько сам мир, сколько знание людей о мире, смысл отношения
объектов, процессов мира.
Основателями прагматизма были известные философы - Чарльз Пирс (1839-1914); Уильям
Джемс (1842-1910); ДжонДьюи (1859-1957). Эти мыслители обратили внимание на то
обстоятельство, что эффективность научной теории не сопрягается с ее истинностью.
Более того, действия человека могут быть успешными и на основе ошибочных теорий,
особенно политических, культурологических, философских. Другой факт, привлекший их
внимание, состоял в том, что потребности и интересычеловека определяют во многом его
познание. Иначе говоря, теоретическое знание никогда не развивается независимо от
потребностей и интересов
Наука - это инструмент для осуществления интересов людей, поставленных ими целей.
Человек, будучи существом деятельным, творит и реальность, и то, что называют
истиной. Поэтому наука не имеет каких-то "своих", "особых ценностей". Ценности науки
должныулучшить реальную жизнь и внести смысл в социальный опыт. Стремление
прагматической философии поста
человека, его личность, эмоциональную сферу, определило гуманистическую
направленность этого учения.
Психоанализом называется метод, разработанный 3. Фрейдом (1856-1939) для лечения
психических заболеваний. Другое значение термина - теория, объясняющая роль
бессознательного вжизни человека и общества. С 20-х гг. сначала вВене, а затем в
Европе и Америке
выдающиеся последователи
психоаналитическая доктрина Фрейда предполагала изучение скрытых основ души
человека. Ее представители полагали, что огромную роль вжизни человека и общества
играет бессознательное -
64
сфера влечений, инстинктов, неосознанных представлений. Бессознательное состоит
прежде всего из: 1) сексуальных инстинктов - либидо (Фрейд); 2) инстинкта
превосходства над другими людьми,
который позволяет
неполноценности (Адлер); 3) "архетипов"
коллективного бессознательного
образов, схожих у всех людей снов, образов и т.д. (Юнг); 4) "первичных позывов" жизни и
смерти, агрессивных комплексов, комплексов одиночества и т.д. (Фромм и др.). Весь этот
сложный пласт бессознательного, будучи вытесненным за порог сознания, и
обусловливает большинство психических действий человека (в культуре, искусстве,
политике, науке и проч.).
Действия человека тем самым
приобретают
он не управляет своим подсознанием, которое влияет на сознательные поступки,
отношение к другим людям, к обществу и т.д. Бессознательное может быть источником
как творческих, так и разрушительных тенденций в обществе. Согласно этому учению, не
только большинство действий человека, но и все исторические, культурные явления
зависят от глубинных, подсознательных влечений, комплексов, которые
"сублимируются", т.е. преобразуются в духовную деятельность, прежде всего в сферахрелигии, искусства, философии. Существует антагонизм между природным началом
человека (сексуальными и агрессивными импульсами) и культурой с ее идеалами и
нормами, противоречащимижеланиям, идущим от бессознательного начала. Культура
основана на отказе от удовлетворенияжеланий, она уменьшает счастье человека и
увеличивает в нем чувство вины,
тревоги из-за невозможности
Методология психоанализа требовала при познании явлений социума исходить из
позиций бессознательных механизмов, лежащих в основе феноменов религии, искусства,
науки, политики, морали.
Западную религиозную
персонализм (Ж. Лакруа, Э. Мунье, Дж. Ройс и др.), христианский эволюционизм (П.
Тейяр де Шарден), неопротестантизм (Ж. Маритен, Э. Жильсон, Р. Гвардини, А. Швейцер
и др.).
65
Религиозная философия, уже по определению,
сопрягает все проблемыс
как Совершенном Бытии, Боге как Творце всей реальности, чья свободная воля
прослеживается в истории и культуре. Развитие европейского гуманизма так или иначе
связано с историей развития христианства. Все вопросыэтики, эстетики, космологии
просматриваются через призму христианского учения. Большое внимание религиозная
философия уделяет проблемам сочетания верыи разума, науки и религии, возможности
синтеза философии, теологии и науки при определяющем влиянии теологии.
Центральная проблема современной религиозной философии - проблема человека. Как
относится человек к Богу? Какова его миссия в истории, в чем смысл бытия человека,
смысл скорби - явлений, которые несмотря на научно-технический прогресс так
распространены?
Кчему победынауки, исторические достижения человечества в области духа и проч.,
купленные такой дорогой ценой? Что может дать человек обществу и требовать от него?
Папа Иоанн Павел II в одной из своих энциклик наметил путь обновления современной
религиозной философии как уход от абстрактных учений о человеке и обращение к
изучению "целостной динамикижизни и цивилизации". Человеку надо показать вечные
ценности и ценности, вновь появившиеся, помочь их правильно понять и синтезировать.
Благодаря такому подходу к задачам
философии религиозно-
стали популярными в XX в.
Основной предмет исследования в персонализме - творческая субъективность человека,
которую персоналисты объясняют только через ее причастность к Богу. Человек всегда
личность - персона, сутью которой является душа. Душа, фокусирующая в себе
космическую энергию, отличается самосознательностью и самонаправленностью. Л
Философская герменевтика. Само понятие "герменевтика"обозначает искусство
понимания, истолкования текстов, памятников прошлого. Вфилософии XX в. этим
словом обозначается учение о понимании и научном постижении сферыкультуры, и шире
- человеческого духа
У истоков герменевтики стоят протестантский философ XIX в. Ф. Шлейермахер, В.
Дильтей, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер и наш современник Ганс Гадамер, наиболее яркий и
поздний представитель школы. Гадамер, ученик Хайдеггера, полагал, что основная задача
философии - это практика толкования и осмысления "текста". "Текст" в понимании - это
не страницы книги, это сама культура. Все знания человечества о мире можнорассматривать как "текст", т.е. этожизнь человечества, которую и следует понять.
Понимание - главная категория
механизмжизни, теоретически и опытно познавать ее. Философия, считает Гадамер,
пронизана "пониманием", "понимативным усилием". Человек понимает бытие как
предельную "смысловую возможность", т.е. понимает свое место в мире и свое значение.
Понимание - это не черта познания в ряду других (объяснение, дефинирование и проч.).
Это характеристика самого существования человека, способ его бытия. Фундаментальной
истиной герменевтики Гадамер считал
68
следующее положение: "Истину не может познавать и сообщать кто-то один. Всемерно
поддерживать диалог, давать сказать свое слово и инакомыслящему, уметь усваивать
произносимое им - вот в чем душа герменевтики". Вэтом смысл "понимания" как метода
философии. Понимание, согласно Гадамеру, метод проникновения в смысл текста, в "суть
дела", когда "понимающий субъект" не занимает место автора, чье произведение
анализируется. Он не вживается в ту эпоху или ситуацию, в которойжил автор, а
напротив, осмысливает текст с позиции реальных проблем своего времени
Аналитическая философия - это направление в западной философии XX в., заключающее
ряд теорий. Наиболее известныконцепции Б. Рассела, Л. Витгенштейна, философов
"Венского кружка" (Р. Карнап, М. Шлик и др.). Предметом анализа в аналитической
философии стали языковые средства науки, обыденный язык и язык философии. Ученые
рассматриваемого направления считали, что большинство философских проблем носит
логико-лингвистический характер. Они возникают в результате многозначности и
неверного понимания понятий языка. Это означает, что философия не есть
содержательная наука о какой-
основные цели:
1) устранение из науки всех псевдопроблем и не имеющих смысла рассуждений, которые
возникли из неправильного употребления языка или из идеологии;
2) обеспечение с помощью
моделей осмысленного рассуждения.
Составляя стержень национального самосознания, национальная философия открывает
такие истины, вырабатывает такие ценности, которые невозможно понять и принять, не
соучаствуя вжизни и делах своих
современников и
и ценности не усваиваются и не передаются "книжным" путем, подобно любой иной
(например, научной или научно-
просветителей, простой "экспорт" философских, мировоззренческих идей из одной страны
(культуры) в другую, с иным историческим опытом и социальным образомжизни, с иным
менталитетом и иной психологией невозможен, такие идеи не привьются, не срезонируют
с духом народа, с массовым сознанием, не вызовут широкого интереса, оставаясь - и то
лишь для любителей-
примеру, философия йоги для европейцев XX в.). Рассмотрим национальные особенности философии на примере нашей отечественной
философии XIX-XX вв. Русская философия - сравнительно позднее образование нашей
национальной культуры, хотя предпосылки ее далеко уходят в глубь российской (шире -
славянской) истории. Но предпосылки (сюда мыотнесем прежде всего историческое
сознание и самосознание народа) еще не есть само явление - они лишь подготавливают
рождение и развитие его. Саможе явление начинается с обретения формы, адекватной ее
содержанию.
Философия в России, если руководствоваться таким критерием, начинается не в XI - и
даже не в XVIII вв. (как можно прочитать во многих статьях и монографиях), а в XIX
столетии (в полную меру - во второй половине его).
74
Но это было поистине великое начало: Достоевский, Толстой, Вл. Соловьев. Вих лице и в
их творчестве философское самосознание народа заявило о себе "на весь мир" - уже не как
подражание Западу (византийцам, французам, немцам), а как совершенно
самостоятельный голос, вносящий свою собственную тему и свою собственную
тональность в многоликий диалог культур, в сложную духовную полифонию
человеческой цивилизации.
Для России (как и для Запада) веком классики стал XIX в. Классическим - не только по
совершенству, т.е. развитости сотворенных им форм и новообразований духа. Русская
философская классика XIX в., как и наша классическая литература, несли миру глубоко
выстраданную опытом поколений истину: нет и не может быть такой цели, ради которой
была быдопустимажертва хотя быв одну человеческую жизнь.
Русская философия выступила как философия Предупреждения. Ее лейтмотив -
нравственное вето на любой социальный проект, на любой "прогресс", если только они
рассчитанына принуждение, насилие над личностью. Провидческое Слово великих
гуманистов XIX столетия было обращено к нашему времени. Но чтобыбыть понятой и
услышанной потомками, истина этого ясного и мудрогоСлова должна была быть
доказана 200-миллионному народу "от противного": должныбыли пролиться не капли, а
реки невинной крови, долго не просыхать моря сиротских и вдовьих слез, должныбыли
рухнуть воздвигнутые на зыбком песке отвлеченного умозрения искусственные,
античеловеческие конструкции-
душами ложные, губительные фетиши и соблазны.
СДостоевского ("Великий Инквизитор") и Вл. Соловьева ("Три разговора") в русской
философии и литературе берет началожанр антиутопии, блестяще продолженный и
развитый мыслителями и
исповеди, проповеди, отказа от академических форм теоретизирования, от чисто
рационалистического способа доказательства и обоснования прочувствованных сердцем,
пережитых, выстраданных истин. Глубокие исследователи, подлинные знато-
75
ки истории нашей
Ф. Лосев) всегда подчеркивали, что способ и характер русского философствования не
является чисто рациональным и связывали его обычно с православием, с восточно-
христианским мировосприятием и мироощущением славянской души. "Русские не
допускают, - писал Н. А. Бердяев, - что истина может быть открыта чистоинтеллектуальным, рассудочным путем, что истина есть лишь суждение. И никакая
гносеология, никакая методология не в силах, по-видимому, поколебать того
дорационального убеждения русских, что постижение сущего дается лишь цельнойжизни
духа, лишь полнотежизни" [1].
1 Бердяев Н. А. - А. С. Хомякову // Цит. по: Лосев А. Ф. Страсть к диалектике. М., 1990. С.