Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 14:37, контрольная работа
1. Второй вопрос философии (вопрос о развитии). Диалектика и метафизика. 2
2. Общественное сознание: понятие, структура, формы 9
1) оно имеет внутреннюю
логику развития и поэтому
может отставать от уровня
общественного бытия или
2) оно обладает преемственностью и активно воздействует на общественное бытие;
3) разные стороны общественного
сознания развиваются
Идеалисты абсолютизируют самостоятельность
общественного сознания, отрывают его
от общественного бытия. Другая крайность
– вульгарный материализм – отрицает
относительную
Политическое форма сознания – это система идей, отражающая отношения между классами, нациями и государствами и отношение к власти. Эти идеи лежат в основе политического поведения классов, социальных групп и личностей.
Важнейшим элементом политической системы является государство, которое защищает общественный строй, регулирует экономику, отстаивает интересы на международной арене. Осуществляет свою власть государство с помощью демократического или тоталитарного режима.
Функции политического сознания многообразны: регулятивная, познавательно-информационная, оценочная, мобилизующая.
Правовая форма сознания – это идеи и взгляды, выражающие отношение людей к действующему праву, знание меры ив поведении людей с точки зрения законности и противозаконности.
Существует два подхода к пониманию сущности права: традиционный, или запретительный, и либеральный, опирающийся на идею естественных прав и свобод личности, Традиционный подход фактически отождествляет право с законом, как сводом запретов и карательных санкций за их нарушение. До XVIII в. это была общепринятая концепция. Во второй половине XVII в. возникает либеральная концепция права, которая основана на праве человека на жизнь, собственность, безопасность, свободу совести, слова и т.д. В правовом государстве осуществляется соблюдение основных прав и свобод личности, верховенство закона, разделение власти (законодательной, исполнительной и судебной).
Правосознание неоднородно, оно может быть обыденным, основанным на житейском опыте, и теоретическим, основанным на понимании сущности права, его возможностей и границ.
Нравственная форма сознания – это исторически сложившаяся система правил и норм, регулирующих поведение людей. Она проявляется в отношении человека к семье, коллективу, народу, родине. В основе нравственной жизни человека лежит чувство ответственности перед обществом и самим собой за свои поступки.
Характерными чертами морали являются: всеобъемлющий характер, внеинституционнность и императивность.
Субъективные идеалисты выводят мораль из человеческого сознания, объективные идеалисты считают, что она дана свыше и выражает веление Бога. Материалисты полагают, что исторична и конкретна и является закономерным продуктом общественного развития. Истоки ее восходят к обычаям, закрепившим те поступки, которые по опыту поколений оказались полезными для сохранения и развития общества и человека. Так, мораль первобытного общества не осуждала людоедства, убийства престарелых и больных, в то же время люди не знали алчности, корыстолюбия, лживости. В классовом обществе мораль носит классовый характер, хотя в ней присутствуют и общечеловеческие элементы.
Функции морали: регулятивная, оценочно-императивная, познавательная. Мораль оказывает большое влияние на экономику общества, находится в сложном взаимодействии с политикой, правом, искусством, религией. Основными категориями морали являются такие понятия, как зло, добро, долг, совесть, честь, достоинство, счастье.
Эстетическая форма сознания наиболее полное выражение находит в искусстве, когда отражение общественного бытия происходит в форме художественных образов.
Первые следы искусства относятся к эпохе верхнего палеолита, 40-50 тыс. лет тому назад. В эстетике распространены разные теории (гипотезы) генезиса искусства – теория игры, теория магии и трудовая теория. Важно, что искусство выросло из потребности человека познавать и творить.
Основным предметом искусства является человек со всеми его переживаниями и взглядами.
Искусство отражает действительность с помощью художественных образов. Последние являются единством общего, типического и единичного, конкретного. Художественный образ всегда несет какую-либо обобщающую идею и выражает ее через единичное явление. Художественный образ является также единством материального и идеального, объективного и субъективного.
Социальные функции искусства
многообразны. Они включают эстетический,
познавательный, воспитательный, развлекательный,
компенсаторный и другие моменты. Главная
функция – эстетическая, выражающаяся
в оценке общественных или природных
явлений как прекрасных или безобразных,
героических или низменных, трагических
или комических и т.д. Прекрасное
в искусстве – это обобщенный,
типический образ, художественное отражение
действительности. Ни познавательный,
ни воспитательный моменты в искусстве
не могут выступать
Религиозная форма сознания – это фантастическая форма отражения действительности, связанная с верой в сверхъестественное, Абсолют. Возникновение религии является закономерным явлением развития общества. Она имеет свои социальные, гносеологические и психологические корни. Вера в сверхъестественные обусловлена объективными отношениями зависимости людей от природы и от господствующих над ними общественных сил, она коренится в ограниченности общественной практики. Еще древние говорили: «Страх создал богов».
Гносеологические корни религии заключаются в развитии человеческого сознания, возможности создания абстрактных понятий.
Психологические корни религии заключаются в том, что религия обращается не к человеческому разуму, а к чувствам. Страх, неуверенность, скорбь, горе создают почву для религии.
Главная функция религии
определяется как иллюзорно-компенсаторная.
Другие функции религии –