Контрольная работа по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 19:04, контрольная работа

Краткое описание

4.Истоки и генезис философии: социально-исторические, социально-экономические и духовные предпосылки.
5.Специфика философского знания. Содержание, метод и цель. Основной вопрос философии и его решени (Ф. Энгельс). Материализм и идеализм.
6.Проблема научности философского мировоззрения. Философия и наука: родство и различие функций.Философия и методология. Познание и нравственность.
7.Философия Древнего Востока: Китай и Индия. Основные мировоззренческие принципы и понятия. Особенности восточной медицины.
8.Античная философия: становление и этапы развития. Космоцентризм. Ранняя классика: милетская, пифагорейская, элейская и атомистическая школы. Философия Гераклита.

Вложенные файлы: 1 файл

4.docx

— 77.45 Кб (Скачать файл)

Философское мировоззрение выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.

Основные черты философского мировоззрения:

концептуальная обоснованность;

систематичность;

универсальность;

критичность.

Несмотря на свою максимальную критичность и научность, философия чрезвычайно близка и к обыденному, и к религиозному и даже к мифологическому мировоззрению, ибо так же как и они, она выбирает направление своей деятельности весьма произвольно.

ФИЛОСОФИЯ И НАУКА

Наука — это сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не у всех народов и не во все времена.

Философия является учением об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

При рассмотрении вопроса о взаимоотношении науки и философии имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации:

— является ли философия наукой;

— взаимодействие философии и частных (конкретных) наук;

— соотношение философии и вненаучного знания. Научного характера философии нельзя отрицать, она — наука о всеобщем, свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

Взаимодействие философии и частных (конкретных) наук — конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои методы и законы, свой уровень обобщения знания, у философии же предметом анализа являются обобщения частных наук, т. е. философия имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. При этом уровень первичный приводит к формулированию законов конкретных наук, а задача уровня вторичного — выявление более общих закономерностей и тенденций.

Философия сама оказывает воздействие на развитие частных наук, а не только испытывает влияние с их стороны. Это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным.

Влияние философии осуществляется через мировоззрение, которое так или иначе воздействует:

— на первоначальные позиции ученого;

— его отношение к миру и познанию;

— на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, генной инженерии и т. п.).

Философия и вненаучное знание Вненаучное знание можно разделить:

— на заблуждения, связанные с исследованиями людей, убежденных, что они создают подлинную науку, в которую входят такие «науки», как астрология, оккультные «науки», магия, колдовство и т. д.;

— отношение философии и паранауки, некоторые авторы призывают использовать любые учения, вплоть до мистики, магии, суеверий, астрологии и т. д., лишь бы они оказывали терапевтическое воздействие на современное больное общество. Они выступают за беспредельный мировоззренческий плюрализм. Необходимо сказать, что наиболее велико влияние паранауки именно в критические моменты развития общества, потому что паранаука действительно выполняет некоторую психотерапевтическую функцию, служит определенным средством адаптации к жизни в период социальной и индивидуальной нестабильности.

В науке различают:

— эмпирический уровень исследования — направляется на непосредственно изучаемый объект и реализуется посредством эксперимента и наблюдения;

— теоретический уровень исследования — сконцентрирован вокруг обобщающих идей, принципов, законов, гипотез.

Наука имеет стремление к вершинам человеческого знания, дороги, ведущие к этим вершинам, составляют идеалы науки.

Идеалы науки — это экспериментальные и теоретические методы в науке, которые позволяют достигнуть максимально обоснованного и доказательного знания.

8.Античная философия: становление  и этапы развития. Космоцентризм. Ранняя классика: милетская, пифагорейская, элейская и атомистическая школы. Философия Гераклита.

Античная философия

Это философия древних греков и римлян, зародившаяся в VI веке до нашей эры в Греции и просуществовавшая до V века нашей эры. Формально датой её завершения считают 529 год, когда римский император Юстиниан закрыл Платоновскую Академию - последнюю философскую школу античности.

Возникновение и формирование античной философии шло в русле общественной жизни, в рамках определения отношения человека к миру. Оно осуществлялось через критику антропоморфизма мифологии, через создание категориального каркаса мыслительного процесса. В поисках первоначала мира и его осмысления философы античного мира выходят на уровень таких абстрактных понятий, как хаос и космос, материя и идея, душа и ум.

Философия возникла в рабовладельческом обществе, развитие которого способствовало появление первых философских учений. Медленно развивалось производство не мифологического, а естественных объяснений природы. Объяснения мира из самого себя, таковым, каков он есть. Ответ на эти требования в обществе появились зачатки натурального объяснения природы, что все произошло из вед океана и воздух присутствует во всех вещах. Древние индусские мыслители в своих философских книгах – ведах, тоже пытаются объяснить мир, исходя из натурал. предписаний. Древние китайские философы говорили, сто всё природные явления состоят из материальной частицы «ци» и подчинение в своем развитии зак–ти «дао» .

Зачатки натурального подхода к об – ию природы стали идейная истоя древних философских учений.

В 6-7 вв. до н.э. бурно развивалась философская мысль в Греции, здесь создаются новая не мифологическая картина мира, центральный элемент – это учение о космосе – «космология».Согласно взглядам древнегреческих натурфилософам, космос охватывает всю землю, человека, растительный и животный мир, все небесные святила. Он имеет сферическую форму, конечную по своим размерам. В нем все возник вопрос: к чему все возвращается. Ответы на эти вопросы философии не одинаковы:

1.Натурфилософы считали основой  всех вещей воду, воздух, огонь, землю  ( из воды все происходит в воду все превращается).

2.Пифагоренцы видели основы  всех вещей в математических  цифрах.

3.Эмматы считают первоосновой  всех вещей в ед-м: недвиж. бытии.

4.Анатомисты первоосновой всего  сущего считали атом. Атомы разл. между собой размерами и формат. и двиг. в пустате образ. Леногор. предметов мира.

Материализм носил наив. характер, он не был подкреплен научными доводами, но содержал в себе гениальные догадки. Представители наивн. материализма – Энфур, Лукрецки кар, Демокрит.

Большое внимание уделялось древнегреческим мыслителям и развитию диалектики. Они видели взаимосвязь вещей, их пост. Развитие предметов диалектической мысли древности был Гераклит.

Диалектика древних философов носила стихийный характер, ее выводы нельзя было доказать на практике научно. Тем не менее наивный материализм и стихийная диалектика древних философов способствовала развитию, как философской мысли, так и естествознания.

На виду с материализмом развивалась и идеалистическая философия. В древнем мире она представляла пифагорейцами, утверждалось, что сущ-ю является число. Представители Сократ и Платон.

С возникновением 2 направлений (материализма и идеализма) начинается борьба между ними. Материализм был представлен «линией Демокрита», а идеализм «линией Платона»

Выводы:

1.Особенность античной философии  – это наивный материализм  и стихийная диалектика.

2.В это время были созданы 2 основных направления философии- материализм и идеализм.

3.В философских учениях древности  были заложены основные тенденции  развития всей философской мысли.

4.Наивный материализм и стихийная  диалектика положило начало научному  пониманию мира, стали основой  для возникновения разных наук.

Эллинские философы заложили основы классического типа философствования, то есть создали метод познания, опирающийся только на авторитет разума и отказывающийся от мифов, фантазий, выдумок, голых предположений и т. д. Переход от мифологического мышления к строгим рациональным приемам исследования действительности является основной характеристикой античной философии и основной её заслугой.

 

Ориентация на разум подкреплялась у эллинов активной разработкой законов рационального познания, поиском методов обоснованной аргументации и форм правильного мышления (логики). Ориентированность древнегреческой философии на разум и логику стала методологической основой всей западноевропейской философии.

 

Античную философию отличает также способность развиваться. Она не канонизировала, как на Востоке, свои открытия и прозрения, не загоняла их в страницы священных книг или текстов, и, благодаря этому избежала догм и ограничений.

 

Кроме того, уникальной чертой античной философии является настрой её мыслителей на уважительное отношение к философскому наследству предшественников. Эллины жили в твердом убеждении, что каждая высказанная сегодня мысль, завтра будет улучшена и видоизменена, и поэтому древнегреческая философия развивалась не только свободно, но и логически цельно, органически сохраняя и усиливая в себе всё лучшее, что в ней появлялось.

 

Если говорить о специфике её мысли, то античная философия была космоцентристской, то есть понимала миропорядок как «Космос».

 

Слово «космос» для эллинов не было названием какой-либо природной сферы окружающего мира, наоборот, этим термином древние греки характеризовали некую неприродную суть мира. Термин «космос» применялся ими как понятие, отвлеченное вообще от конкретики вещей, понятие, в котором соединяются вместе:

 

идеи порядка, организованности, гармонии, совершенства и красоты.

 

Поэтому естественно, что, понимая мир как космос, античные философы пытались выявить источники космической разумности, порядка и гармонии мира. И начали они эти попытки с наиболее наглядной данности мира — с окружающей природы.

 

Именно на этом этапе древнегреческая мысль стала философией, поскольку отказалась от мифологических объяснений возникновения мирового порядка из хаоса, и предприняла поиск архэ — изначальной стихии мира, его первоэлемента, первоначала, первовещества. Гениальность древних греков состояла в том, что они осознали необходимость сначала ответить на вопрос — «из чего всё в мире возникло?», а потом уже браться за вопрос — «почему мир есть Космос?». Так возник метод рассуждений, исходящий из исследования реальных фактов бытия в их мировой всеобщности, и так возник принцип всеохватных обобщений в умозаключениях, то есть, непосредственно, философия, как способ познания мира.

 

Со временем накопленные эллинами сведения о природе сформировались в определенную систему знаний, натурфилософию, то есть в учение о природе. Древнегреческая натурфилософия характеризуется конкуренцией различных школ, каждая из которых внесла свой вклад в развитие древнегреческой мысли.

 

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА

Основная изучаемая проблема первоначала всех вещей: из чего состоят вещи и окружающий мир?

Представители Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.

Основное достижение первый вывод о том, что многообразие мира возникло из одного источника — из некоего первоэлемента, изначальной стихии, первоначала, архэ.

Именно здесь, в Милете, началось переосмысление мифологических представлений о начале мира и формирование классической философской традиции. Представители Милетской школы выдвинули несколько концепций архэ.

 

ФАЛЕС. Архэ — это вода:

1. Мир есть, несомненно, явление живое, и вот доказательство этому — магнит притягивает другие вещи не чем иным, как своей волей, а, следовательно, наделен душой, и, следовательно, живой. Всё неживое в мире, как и магнит, только кажется неживым, а на самом деле — живое.

2. Но всё живое влажно по  своей природе, «питание всех  вещей влажно», «семена и зерна  всего сущего имеют влажную  природу» и т. д. Следовательно, мир  жив, потому что влажен, и высыхание его означало бы смерть всего.

3. Но мир не умирает, и нет  ничего в его природе, что уготовляло  бы ему смерть. Следовательно, основу  мира составляет нечто, постоянно  животворящее мир, а что же  еще может быть животворящим, как не что-либо влажное?

4. Поскольку мир — это несомненная  реальность, то реальностью является  и его влажная животворящая  основа. А такой фундаментальной  реальностью, сочетающей в себе  понятия «влажность» и «животворение» является, прежде всего, вода.

И мы, стало быть, должны предположить, что вода есть изначальная стихия мира, его первоначало, его архэ.

5. Кроме того, фундаментальная основа  мира должна не только поддерживать  жизнь мира, но и позволять  ему быть изменчивым, потому что  мир постоянно меняется. Но, постоянно  меняясь, мир остается, в сущности, тем же самым. Следовательно, основа  мира должна иметь способности  к превращениям, оставаясь в своей  сущности постоянной, то есть  обладать жидкими, текучими свойствами при постоянной сущности.

То есть — это опять вода.

6. Мир разумно упорядочен и  разумно гармоничен, то есть мир, несомненно, разумен. Следовательно, вода, как животворящая влажная основа  мира, способная совершать превращения  и изменения в пределах постоянного, должна еще и формировать упорядоченную природу вещей, то есть

вода должна обладать разумностью.

7. Следовательно, изначальная стихия  мира, его первоначало, вода, это  не та вода, которую мы пьем  или которая наполняет моря. Эта  вода есть особая разумная  первосущность мира, влажная как его жизнеисточник и текучая как его постоянные видоизменения и формообразования.

8. Таким образом, когда-то все  вещи произошли из океана, в  котором вода представляет собой  сущность каждой отдельной вещи, независимо от её, вроде бы, иной  внешней качественности по отношению  к этим вещам.

Закончив срок своего земного существования, любая вещь теряет свои очертания, утрачивает качественную определенность и возвращается в исходное «водное» состояние.

По истечении «мирового цикла» произойдет разрушение мира, и всё сущее погрузится в первоокеан, вернувшись в исходное состояние.

Информация о работе Контрольная работа по «Философии»