Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 19:04, контрольная работа
4.Истоки и генезис философии: социально-исторические, социально-экономические и духовные предпосылки.
5.Специфика философского знания. Содержание, метод и цель. Основной вопрос философии и его решени (Ф. Энгельс). Материализм и идеализм.
6.Проблема научности философского мировоззрения. Философия и наука: родство и различие функций.Философия и методология. Познание и нравственность.
7.Философия Древнего Востока: Китай и Индия. Основные мировоззренческие принципы и понятия. Особенности восточной медицины.
8.Античная философия: становление и этапы развития. Космоцентризм. Ранняя классика: милетская, пифагорейская, элейская и атомистическая школы. Философия Гераклита.
И тогда, исходя из того, что противоречие, каково бы оно ни было, но оно есть, а также из того, что наличие внутреннего противоречия есть знак ошибочного мнения, следует признать,
что любое тело останется на месте и не сможет даже тронуться по истинному, логически непротиворечивому смыслу движения. И даже Ахиллес никогда не сможет догнать черепаху в этом истинном смысле движения, потому что видимое нами движение есть ложное мнение, поскольку оно внутренне логически противоречиво.
7. Приведем еще один аргумент против движения:
— движущееся тело, например, летящая стрела, в каждый момент своего движения занимает определенное место в пространстве, равное своей длине;
— в факте того, что любое тело всегда занимает пространство, равное своей длине, нет еще никакого противоречия, поскольку это истина естественного порядка;
— однако следует всегда помнить еще одну истину естественного порядка — если тело занимает пространство, равное своей длине, то оно находится в состоянии покоя;
— таким образом, получается, что если тело всегда, в любой момент движения занимает пространство, равное своей длине (а это так и есть), то всё движение есть не что иное, как набор моментов покоя этого тела;
— а вот здесь уже возникает внутреннее противоречие, поскольку покой — это не что иное, как отсутствие движения, то есть ноль движения, а если всё движение состоит из нулей, то оно и само есть ноль, то есть — отсутствие самого себя, поскольку из нулей нельзя составить положительную величину.
8. Таким образом, мы видим, что
множественность бытия и
В таком случае истинно сущим может быть только то, что постоянно, едино, неизменно, неделимо и неподвижно. Мир, данный в чувственных ощущениях, является набором ложных мнений человека, искажающих действительное положение вещей. И только ум ведет к достоверной и незыблемой истине, даже если его выводы противоречат опыту, данному в чувственных ощущениях.
АТОМИСТЫ
Основная изучаемая проблема первоначало всех вещей: из чего состоят вещи?
Представители Левкипп и Демокрит.
Основные достижения создание атомистики (учения о прерывном строении материи).
Рациональные причины возникновения атомизма не достаточно ясны исследователям философской мысли — часть из них полагает, что учение об атомах, о конечных физических частях мира, явилось продолжением учения элеатов, в частности, Парменида, о неизменяемости и неделимости истинного бытия.
Принимая это учение в общем, Левкипп и Демокрит, однако, якобы признавали возможность движения истинного бытия и его делимость. В этом случае им ничего не оставалось, как допустить существование реального небытия, которое существовало бы между частицами разделенного истинного бытия.
Это реальное небытие они предъявили в качестве самостоятельного начала мира, пустоты, и в этой же пустоте происходило у них движение истинного бытия.
Таким образом, у них возникла идея прерывного в своей структуре мира, состоящего из мельчайших неизменяемых частей, атомов. Этот мир лишь внешне кажется цельным и единым, так же, как видится цельным и единым издалека куча песка или куча зерна, также состоящие из мельчайших частиц.
Атомистическая концепция Левкиппа и Демокрита содержит в себе много ошибочных выводов о характере природных процессов и слабо проработана в деталях. Но основные, наиболее существенные положения их концепции сохраняют свою ценность, и состоят в следующем:
1. Первоначала мира — это
атомы и пустота. Атомы постоянно
двигаются в пустоте, соединяются
и разъединяются. При их соединении
образуются вещи разного
2. Атомы неделимы, неизменны, вечны и непроницаемы. Они невидимы по причине своей малости. Все атомы отличаются друг от друга формой и величиной.
3. При сцеплении атомов между собой тела образуются, а при расцеплении — распадаются.
4. Все сцепления и расцепления
атомов обусловлены некоей
Основные термины
АПЕЙРОН — качественно неопределенное, вечное первоначало мира.
АРХЭ — изначальная стихия мира, его первоначало, первовещество, первоэлемент.
АТОМИСТИКА — учение о дискретном, то есть о прерывном строении материи (атомы и пустота).
ГОМЕОМЕРИИ — первовещество мира, «семена вещей», каждое из которых качественно отличается от другого, а все вместе они составляют бесконечный набор качественного многообразия мира.
КОСМОС (античн.) — отвлеченное от конкретики вещей понятие, в котором соединяются вместе идеи порядка, организованности, гармонии, совершенства и красоты.
КОСМОС (совр.) — пространство Вселенной.
КОСМОЦЕНТРИЗМ — античное философское мировоззрение, понимающее мир как порядок, организованность, гармонию, а также совершенство и красоту.
ЛОГИКА — наука о формах правильного мышления.
НАТУРФИЛОСОФИЯ — античная философия природы.
НУС — вселенский ум, который управляет «семенами вещей», гомеомериями.
СТАНОВЛЕНИЕ — непрерывная изменчивость вещей и явлений.
ХАОС — беспорядок, неорганизованность.
Трудности
Первая трудность: весьма часто упускается из виду, что все эти физико-природные по названию первоэлементы — вода, воздух, земля и огонь — не являются водой, воздухом, землей и огнем в привычном нам понимании. Это не физические явления и не природные феномены — натурфилософы не были настолько просты и наивны. Это лишь словесные ярлыки для неприродного, обозначающие его специфику, способную соотноситься с тем или иным природным.
Все эти первоэлементы являются некими первосущностями особого состава, и занимают как бы надматериальную позицию. Но при этом нельзя сказать, что они совсем нематериальны. Они — материя, которая до материи. То есть они — это тот особый вид материи, праматерия, или сверхматерия, или «первая материя», которая предшествует в своём существовании вот этой материи, данной нам в ощущениях. Такова была общая идея натурфилософов.
Вторая ошибка — переходя к атомистам, забывают, что первоначал у них два: пустота и атомы. Пустота, обычно опускается, что неверно. Атомистика, собственно, и началась с признания пустоты, недопустимой ранее другими школами. Поэтому пустота это такое же действительное первоначало мира, как и атомы.
Кое-что о Гераклите. А именно — «противоположности». Слово впервые прозвучало из его уст, но это не повод делать из него диалектика. В диалектике также важна служебная роль противоположностей, и это слово также бросается в глаза, как некий знаковый символ учения. Однако диалектика — это нечто совсем другое. Диалектика исследует развитие, не будем этого забывать, а Гераклит исследует изменение. В чем разница, если очень кратко и очень поверхностно? Разница — в необратимости. Если некое изменение необратимо, то это развитие, и этим занимается диалектика. А если некое изменение обратимо, то это становление, и этим занимается натурфилософия.
То есть, в диалектике через противоположности происходит переход старого качества в новое, а у Гераклита качественно всё остается принципиально тем же самым, потому что противоположности лишь плещутся туда-сюда, перетекая через некое срединное состояние вещи или явления, занимают там на время лидирующую позицию, но ничего принципиально не меняют качественно. Это не диалектика.
Точно также Гераклит и не дуалист, потому что в дуализме, если мы говорим о философии, нет противоположностей вообще. То есть дуализм в философии — это не тот бытовой дуализм, который подхвачен сейчас повсеместно из восточных концепций. Дуализм в философии — это принцип равно необходимого признания и материи, и сознания в качестве первоначал мира, что вообще никак и нигде не соотносится с философией Гераклита.
Чисто эстетический момент: лучше обойтись без имён богинь вражды и любви (Афродита и Нейкос) у Эмпедокла, поскольку это сразу же создает антураж обзора по языческим верованиям. С философской стороны привлечение этих богинь Эмпедоклом в свою концепцию ничего не добавляет. Это было просто данью литературной традиции того времени — олицетворять различные космические силы (в данном случае притяжения и отталкивания) деятельностью различных богов. Литературные традиции конечно важны, но в основном при изучении литературы. В философии можно обойтись.
9. Зрелая классика. Антропоцентризм. Софисты (Протагор), Сократ, Платон и Аристотель (основные идеи и учения).
Античная классика: моральная философия Сократа; проблема «эйдосов-идей» в философии Платона; Аристотель о материи и форме. Сократ
Философский интерес Сократа к проблематике человека и человеческого познания знаменовал собой поворот античной мысли от прежней натурфилософии к человеку и к моральной философии.
Сократ не искал натурфилософских истин, потому что натурфилософия, по его мнению, не решает главного вопроса — откуда взялись сами первовещества? А без ответа на этот вопрос натурфилософия исследует только следствия, но не сами причины, что ошибочно как метод.
Натурфилософы пытались ответить на вопрос: «Что такое природа и в чем сущность вещей?». Сократа же волновала другая проблема: «В чем природа и сущность человека?».
В молодости Сократа поразило изречение, начертанное над входом в храм Аполлона: «Познай самого себя». Этот призыв к самопознанию стал и целью его философии, и её инструментом одновременно. Общее обоснование этого принципа разворачивается у Сократа следующими положениями:
1. Человек создан для счастья,
и абсолютный смысл жизни
2. Точно так же, как и счастье,
самоочевидно по своей пользе
и по своему удовольствию
3. Если счастье — это абсолютный смысл жизни, то добро, как условие счастья, как средство его достижения, является абсолютной ценностью мира.
Таким образом, чтобы стать счастливым, человеку следует выполнить главное условие к этому: полностью обладать абсолютной ценностью мира — добром.
4. Но добро в человеке может
появиться только в том случае,
если у человека есть
Следовательно, если добро — это абсолютная ценность, то и знание о добре, как главное условие обладания этой ценностью — также абсолютная ценность.
5. Таким образом, если и добро и знание по своей сути — это есть абсолютные ценности, то они абсолютно не могут быть отделены друг от друга, и, собственно говоря, они есть одно и то же.
Следовательно, мы можем сказать, что
добро — это знание, а знание — это добро.
И это очевидно, потому что, если человек знает, что такое хорошо, а что такое плохо, то он, как существо разумное, которое стремится к счастью по разумным основаниям, никогда не поступит дурно, то есть вопреки самоочевидной пользе и удовольствию от добра.
6. Исходя из этого, следует сказать, что
добро — это продукт правильного знания о том, что такое хорошо, а
зло — это продукт незнания или неправильного знания о том, что такое хорошо
Однако неправильное знание о добре можно считать, по сути, тем же самым, что и полное незнание добра. Потому что и в первом, и во втором случае правильное знание о добре отсутствует.
Следовательно, добро — это всегда последствие какого-либо знания, а зло — это последствие незнания
7. Однако, знание или незнание — это лишь конечный итог познания. Прежде этого итога должен быть путь познания, который проходит разум. Таким образом,
познание — это путь к знанию, а поскольку знание это добро, то познание — это путь к добру.
8. Следовательно, единственная ценность,
имеющая цену сама по себе
и наделяющая ценностью всё, где
она присутствует — это
9. Но единственно возможное
Следовательно, главная задача человека для достижения счастья — это познание самого себя.
Как реально практический метод познания, философия Сократа характеризуется тремя особенностями:
1. Разговорный характер. Сократ
работал устно, утверждая свои
философские позиции в
2. Индуктивный метод определения
понятий. Сократ приходил в своих
умозаключениях к нужному
3. Этический рационализм. Сократ полагал, что добродетельную мораль можно рационально обосновать, и любой человек, знающий эти обоснования, примет их аргументацию разумом и станет добродетельным.
Таким образом, внешне путь логических умозаключений Сократа выглядел как поиск истины сообща со своим собеседником. Сократ обосновывал это тем, что:
1. Сам он ничего не знает и не учит людей мудрости, а наоборот, чтобы стать мудрым, он сам расспрашивает других людей;
2. Кроме того, если мы ищем
знание, то совершенно очевидно,
что оно находится не в