Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 19:21, лекция
Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Природа - материя во всём многообразии своих проявлений и форм движения, Космос – мир, вселенная как единое связное целое. Природа - первый предмет философии. Именно природу изучали первые греческие философы. Их интересовали возникновение звезд, Солнца, Земли. Рождение и гибель с их первоистоками, первопричинами - самая широкая все единящая тема философии. Грек-философ одновременно и физик, и космолог, и этик. Он разыскивает одно первоначало, сославшись на которое можно разом ответить на все проблемы. И общекосмическое начало разыскивается не где-нибудь, а в самой природе.
Он
выступал с резкой критикой скептицизма
и релятивизма, обвиняя их в психологизме, когда всякий познавательный
акт определяется по своему содержанию
структурой эмпирического сознания. Если
так, то ни о какой истине, которая бы не
зависела от нашей субъективности, нечего
и говорить: она невозможна. В первом томе
своих «Логических исследований» Гуссерль
атакует психологизм своей эпохи, критикует
попытку обосновать логику психологией,
говоря, что логические законы не психологичны
по своей природе. По Гуссерлю, науки о
природе и обществе непременно нуждаются
в определенном философском обосновании.
В «Логических исследованиях» Гуссерль
так определил объект, цели и метод философии:
Ее основной объект — это научное знание
и познание, Ее цель — построить науку
о науке, т.е. «наукоучение». Решающая проблема
теории познания— проблема объективности
познания. Философу, говорит Гуссерль,
недостаточно того, что мы ориентируемся
в мире, что мы имеем законы как формулы,
по которым мы можем предсказывать будущее
течение вещей и восстанавливать прошедшее.
Он хочет привести в ясность, что такое
по существу «вещи», «события», «законы
природы» и т.п. И если наука строит теории
для систематического осуществления своих
проблем, то философ спрашивает, в чем
сущность теории, что вообще делает возможным
теорию и т.п. Лишь философское исследование
дополняет научные работы естествоиспытателя
и математика и завершает чисто и подлинное
теоретическое познание. Гуссерль, повторяем,
рассматривал философию как строгую науку
— науку о феноменах сознания. Вслед за
рационалистом Р. Декартом Гуссерль стремился
отыскать последние самоочевидные, собственно
логические принципы, чтобы очистить сознание
от эмпирического содержания, что осуществимо
лишь с помощью редукции, т.е. сведения
высшего к низшему, простому. Для этого
философия призвана освободиться от всех
догматических принципов, которые вырастают
на почве обычной «естественной установки»
сознания в своем отношении к миру. С его
точки зрения, философия призвана стать
борцом и за необходимое человечеству
самосознание: как раз это и было основанием
всего логического здания его системы.
Гуссерль призывал к свершению «эпохе»
— воздержанию от какого-либо утверждения.
В результате редукции остается последнее
неразложимое единство сознания — интенциональность,
т.е. направленность сознания на предмет
(заметим, что со времен древних мыслителей
так и понимали отношение сознания к объекту).
Гуссерль под интенциональйостью понимал
такую направленность сознания на предмет
как обобщенно-чистую структуру сознания,
свободную от индивидуально-психологических,
социальных и иных факторов. Таким своеобразным
способом Гуссерль стремился решить гносеологический
вопрос о связи субъекта и объекта. Феноменология
призвана служить своего рода связующим
звеном между ними, быть одновременно
представителем духовного мира и трансцендентного
мира сущего. В этом мыслитель видел метод
постижения сущности событий. Правда,
сами сущности у Гуссерля выступают как
«значения», не обладающие собственным,
самодостаточным статусом существования.
В последний, период жизни он обратился
к идее «жизненного мира», что вело его
к философии жизни. Он выступал против
господства сциентизма и натуралистически-
(Камю. “Миф и Сизифе. Эссе об абсурде”, Сартр. “Экзистенциализм - это гуманизм”).
Экзистенциализм - Философия существования. Иррационалистическая фил. Наиболее крупные представители: М. Хейдеггер, К Ясперс, Г.Марсель, Ж.П.Сартр, А.Камю, Н.Аббаньяно.
В Германии э. стал
Э. поставили вопрос о смысле
жизни, о судьбе чел, о выборе и
личной ответственности.ности.
Исходный пункт фил. Э. - изолированный,
одинокий индивид, все
Э объявляет предметом ф. - бытие. “Современная фил, как и в прошлые времена занята бытием” - (Сартр). Они утверждают, что понятие бытия является неопределимым., и что никакой лог анализ его невозможен. Поэтому ф. не м.б. наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для проникновения в него.
Хотя бытие
вещей совершенно непонятно,
Э - это фил, единственный предмет кот - человеческое сущ-е, точнее преживание сущ-я. Среди всех способов бытия существования Э ищут такой, в кот сущ раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное переживание, лежащее в основе всего сущ-я. В конечном счете это страх перед смертью.ертью.
Для Сартра все вещи, кроме человека есть ”бытие в себе”, а чел. сущ. есть “бытие для себя” или ничто. Поскольку всякое бытие возникает из бытия и не может превр в ничто, то для чел сущ-я, понимаемого как переживание, не может найтись такого бытия, из кот оно могло бы возникнуть и куда уйти. Значит бытие чел есть ничто. Осознавая свое ничожество чел испытывает страх “человек есть его страх”.
Ясперс полагает, что чел существования
раскрывается лишь в “
Свобода. Человек сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, кем он себя сделает. Чел - это постоянная возможность, замысел , проект. Он свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор. Свобода составляет само чел. существование, чел и есть свобода.
Однако своб понимается ими как нечто неизъяснимое, не поддающеся выраж в понятиях, иррациональное. Своб они мыслят как своб вне общества. Это внутр состояние, настроенность, переживание индивида. Свобода противопоставляется необходимости. Такая свобода, противопост необходимости и отрешенная от общества, - есть пустой формальный принцип. Свобода - это свобода выбора отношения к окруж действительности. Раб может быть свободным, соответственно самоопределяя отношение к своему бытию. Свобода становится неотвратимым роком. “Человек осужден быть свободным” свобода есть мучительная необходимость.
Характ чертой чел сущ
Личность и общество Общество - всеобщая безличная сила, подавляющая и разрушающая индивидуальность, отнимающая у чел его бытие., навязыв личности трафаретные вкусы, нравы, взгляды ... Человек, преследуемый страхом смерти, ищет прибежища в обществе. Растворяясь в нем он утешает себя тем, что люди смертны. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине чел скрыто истинное, одинокое сущ-е. Каждый умирает в одиночку.
Экзистенциальная философия (основные положения, проблемы, понятия)
Применение феноменологических методов к структурам человеческого бытия. Основатель - Мартин Хайдеггер. Экзистенция - существование.
Основные представители:
М. Хайдеггер,
Ж. П. Сартр.
Основные вопросы: человеческое бытие, ответственность, нравственный выбор. На человека давит чуждый внешний мир.
Теоретические основы: разделение бытия на
подлинное |
и неподлинное |
¯ главная черта - существование предшествует сущности (основной принцип экзистенциализма). |
Все, что нас окружает, - сущность, предшествующая существованию (сначала проект, потом вещь). Человек существует в тех же рамках (по образу и подобию бытия).
Человек - свобода, проект, замысел, неопределенность, возможность выбора. Сначала он приходит в этом мир, а потом становится. Человек отвечает за свой выбор.
Неподлинное бытие - человек ведет стандартный образ мысли. В большинстве случаев он живет в неподлинном бытии. Можно из него вырваться в пограничных ситуациях.
Экзистенциализм представлен множеством учений и школ. По решению одного из важных мировоззренческих вопросом - отношение к сверхъестественному, выделяются религиозная и секулярная формы Э.
Э. сформировался в Зап. Европе в период между двумя мировыми войнами. Наибольшее влияние на идеи Э. оказали работы Киркегора и Гуссерля. Именно Киркегор заложил основные категории Э: страх, отчаяние, вина, абсурд и т.д.
Э характеризуется в отечественной литературе как философское выражение глубоких потрясений. Его называли “философией кризиса”.
Э отталкивается от наиболее типичных форм разочарования в истории, которые приводят к истолкованию современного общества как периода кризиса цивилизации, кризиса гуманности и разума.. Э протестует против капитуляции личности перед этим кризисом. Считает, что катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость и хрупкость человеческого бытия. Индивиду, чтобы устоять в этом мире необходимо разобраться со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности. На передний план встает проблема человека.
Э характеризуют как реакцию философии человека против крайностей философии идей и вещей. Э сосредоточивает внимание на духовной выдержке человека перед враждебным миром. Человек - не объект, а субъект, свободное ответственное бытие. Человек должен занять активную жизненную позицию и противодействовать миру.
Объект философского осмысления - бытие индивидуальности, смысл, знания, ценности, образующие жизненный мир личности. Жизненный мир - это не фрагмент отдельного материального мира, а мир духовности, субъективности.
Главенствующая установка Э - противопоставления социального и индивидуального бытия, утверждение их разорванности. Это противопоставление выливается в способ решения проблем человека в форме антитез и парадоксов.
Э. утверждает, что человек не определяется никакой сущностью: ни природой, ни обществом, ни собственной сущностью человека. Имеет значение только его существование.
Основная установка Э - существование предшествует сущности. Это означает, что человек сначала существует, появляется в мире, в потом появляется как личность.
Вводя термин “существование” Хайдеггер подчеркивает, что человека можно рассматривать как историческое существо, пребывающее “здесь и теперь” в этом остановленном моменте времени. Следовательно задача философии - анализ наличного бытия человека.
Человек - временное, конечное существо, предназначенное к смерти. Представление о смерти занимает такое же место как и в религии, но человеку не отводится никакой потусторонней перспективы. Э считает, что человек не должен убегать от сознания своей смертности и должен ценить все, что напоминает о суетности его практических начинаний.
Этот мотив выражен в учении о “пограничных ситуация”, в которые попадает человек. Главная пограничная ситуация - смерть - в секулярном Э и Бога - в религиозном Э. Пограничные ситуации ставят человека перед необходимостью выбора. Сама ситуация выбора потрясает душу человека своей неизбежностью, ибо она ущемляет свободу. Неизбежность выбора несет трагедию, психическое переживание.
Человек - свобода, он способен творить себя и других людей. Человек свободен совершенно, независимо от его целей и возможностей. Т.о. Свобода - это свобода выбора духовно-нравстенной позиции, свобода сознания. Т.е. деятельность людей направляется не внешними обстоятельствами, а внутренними побуждениями. Люди свободны и в выборе средств для достижения своих целей.
Со
свободой связана и ответственность
человека. без свободы нет
Э. выступает против того, что человека можно изучить подобно машине. Э. говорит что такой подход граничит с опасными попытками обращаться с людьми также как и с вещами.
Если
в XIX веке отцом экзистенциальной мысли
был Серен Кьеркегор,для