Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:41, курс лекций

Краткое описание

Философская мысль Древнего Востока.
Характер взаимоотношений первобытного человека с природой вызывал ощущение неразрывной связанности.
Этика и политические взгляды Конфуция.
Главное учение – «Практическая этика» - о правилах поведения человека; и «политическая этика» - принципы, которыми должен пользоваться .правитель.

Вложенные файлы: 1 файл

Filosofia (3).doc

— 659.00 Кб (Скачать файл)
  1. Философия психоанализа (фрейдизм): З.Фрейд (1939), К.Г.Юнг (1961), Э.Фромм (1980).

Идеи: бессознательное – особенные, вечные психические силы, которые лежат за пределами сознания, но управляют поведением человека. Среди бессознательных стремлений выделяют стремление к наслаждениям (либидо). Они вступают в конфликт с принципом реальности (социальные идолы: законы, мораль, табу).

Психические конфликты являются глубинной причиной поведения индивидуумов и всех людей

  1. Экзистенциализм.

Центральное место – экзистенция (существование).

Протест против конформизма, против тоталитарного общества, которое подавляет личность.

Экзистенция, под которой понимали бытие отдельного индивидуума, постигается интуитивно. В обыденной жизни человек не может осознать свою экзистенцию, поскольку его сознанием владеют социальные институты и нормы.

Отрицательно относились к науке. Для раскрытия бытия человек должен оказаться в пограничной ситуации (выбор). Человек обретает внутреннюю свободу. Идея свободы и ответственности. Свобода и ответственность мира человеческого в человеке (свобода – его внутреннее состояние).

Камю: идея бессмысленности человеческой жизни (после смерти нас ничего не ждет).

  1. Герменевтика (от греческого бога – Гермес): Шлейермахер, Дильтей, Тадамер..Герменевтика – неклассическое философское направление, возникло в результате попытки объяснить древние тексты. Например: писменность индейцев мая

Универсальный метод гуманитарных наук; метод «вживания» в текст.

19 в. – развитие востоковедения, прочтения текстов, а значит возникает  проблема их понимания.

Предмет философского знания – мир человеческого общения и глубокий анализ языка как средства общения.

Шопенгауэр (1788-1860) – немецкий философ, представитель  философского иррационализма, один из разрушителей классического типа философствования. Ш., рассматривает данный мир как совокупность явлений, феноменов – как «представление». Мир сам по себе, вне нашего восприятия – ничто.  Для  человека, который встал на эту философскую позицию, нет ни солнца, ни земли, а есть только глаз, который видит солнце, рука, которая осязает землю. Мир как поток представлений противоречив и  античеловечен.

Неразрывная связь между субъектом  и объектом лишает человеческую жизнь  осмысленности, стирает границы между сном и бодрствованием, между прошлым и будущим, межу человеком и животным. Но человек, не только субъект познания, но еще и телесное существо, наделенное «хотением». То, что обнаруживает человек, не делает его счастливее. Воля лежит не только в основе  нашего представления о мире, в основе наших поступков. Воля – это основа мира, это «голос тела». Волевое начало мира толкает все существующее на борьбу. Общество потребительски относиться к природе, человек – к другому человеку.  Все человеческое знание,  мир как представление с его раздвоением на субъекты и объекты есть продукт вечной раздвоенности воли. Воля постоянно хочет утвердить себя через другое, хочет поглотить это другое, овладеть им.  В воле изначально заложено противоречие, которое в человеке осознается как трагедия. Эгоизм воли делает человека прикованным к другому человеку, но не узами любви.  Другой – вечный враг, покушающийся на мое счастье; но другой – это так же объект удовлетворения моих потребностей, это потенциальная часть моего «я». 

Ш. полагает, что человек способен вырваться из тисков мировой воли. Первое, что может помочь ему в этом – искусство.  Особое внимание Ш. уделяет категории возвышенного. Это сложная гамма чувств,  возникающая при встрече с чем-то безграничным. Субъект уже не ощущает себя центром мира; в то же время у него появляется предчувствие единства с миром.

Ницше понимает весь мир как бесконечную борьбу усилий воли. Из концепции воли Ницше создает концепцию сверхчеловека, который отрицает моральные законы, ориентируется на свои желания, волю, превращается в высшее более совершенное существо.

Воля к власти – черта сильных личностей. Наука – средство стремления к власти, истина ставшая под сомнение. Воля к власти – власть над миром (мир – борьба центров сила). Воля к власти – естественное состояние организмов. Разум – источник разрушения жизни. Научная рациональность ведет к заблуждениям.  Препятствование власти: разум, мораль, интеллект. Мораль – источник разложения культуры. Христианскую мораль он не признавал. Природного равенства нет, а христианство приравнивает людей. Он считал, что все относительно (добро и зло). Христианство в истории позволило слабым навязывать свою волю сильным.

Концепция сверхчеловека (мораль будущего):

1. будущее общество – общество  господ и подчиненных.

2. субъект морали Ницше –  сверхчеловек, а не связывающий  себя моральными свойствами.

3. взгляд на религию: религиозный  человек,  но религия исчерпала  себя. «Бог умер?», главный вопрос  – кто превзойдет человека.

      Ницше – нигилист(отрицает  старые христианские ценности), декадент (упадок культуры).

Философия психоанализа. Основоположник Фрейд. Основные понятия – понятие бессознательного, это особые вечные психологические силы, которые лежат за пределами сознания. В то же время это силы управляющие всем поведением человека. Ведущий побудительный мотив – истинное стремление к наслаждению. С помощью этого мотива Фрейд объясняет истинные явления, исторические события. Особую роль играет сексуальный процент. Это побудительный мотив вступления в конфликт с принципом реальности, то есть с внешней необходимостью (нормы поведения, соц запреты, общественная мораль). В основе поведения человека – психологические конфликты, невозможность сексуальной реализации, причина всей духовной культуры. Сдав свои позиции философии фрейдизм оказал большое влияние на искусство (сюрреализм).

Экзистенциализм. Идейные источники: философия жизни; религиозно мистическое учение датского ученого Кьеркегора.; русская философия середины века (Бердяев и Шестов)

Основные идеи:

1)бытие постигается человеком  интуитивно, непосредственно через  личные ощущения индивида –  экзистенция.

2)противопоставляют философию  и науку в силу того, что  они отвергают идею освоения  мира (рационально).

3) В обыденной жизни человек  не всегда сознание себя как экзистенцию, причина --  наше сознание искажено вмешанием  общества, среды, научной рациональностью, схемами, которые навязываются человеку из вне. Способ, которым человек может познать свое истинное существо (экзистенцию), нахождение в пограничной ситуации(особое состояние, когда человек оказывается перед проблемой сложного выбора или угрозой смерти). Следовательно человек делает выбор, обретает свободу, формирует себя как личность, осознает ответственность за происходящее в мире.

4) свободу они трактуют в чисто этической форме.

Экцистенция в позднелатинском языке буквально означает существование. Само это существование понимается в экзистенциализме как непосредственное единство субъекта и объекта, направленность субъекта вовне, открытость перед иным и движение к этому иному. В религиозном варианте экзистенциализма (Яспер) этим иным является бог,  к нему движется личность в своей свободе.  В атеистическом варианте экзистенциализма (Хайдеггер, Сартр, Камю) иное выступает как ничто,  это означает, что человек спонтанно самосоздает себя, осуществляя свою свободу.  Перед человеком – бездна последствий,  он вынужден сделать свой выбор. Осуществляя его,  человек творит свободу. Он ответственен за свой выбор прежде всего перед самим собой, и совсем нелегко постоянно бремя этой ответственности, сознавая, что, «самосозидая» себя, ты тем же самым актом творишь других, мир в целом. В своем подлинном существовании человек «заброшен» в мир, он постоянно находиться перед лицом будущего, в том числе и смерти, в ситуации ответственности за свои действия. Экзистенция выступает как страх,  экзистенциональня тревога, ожидание, иначе говоря, как  пограничная экзистенциональная ситуация, в которой,  по Камю,  основным философским вопросом является вопрос о самоубийстве. Быть или не быть в условиях, когда и страшно,  и скучно,  абсурдно?

Экзистенциализм – это онтология,  учение о бытие,  о существовании.  Для экзистенциалиста человек существует в мире, вопрос о  самостоятельном существовании природы для него мало интересен.  Природа дана человеку изначально. Экзистенция – это не просто переживание, а переживание бытия-в-мире. Уже отмечалось, что в экзистенции человек свободен. Быть свободным – это значит быть самим  собой, не ориентироваться на «посторонних».

Знание общества для личности состоит в том,   что в лучшем случае оно может дать предпосылки экономических, политических и других свобод. Чаще же общество ограничивает личность. По Хайдеггеру, общество есть сфера безличного, усредненности.  Прорыв этой усредненности совершается  опять же в экзистенции, применительно к которой неуместны содержательные нравственные критерии.  Будь подлинным – вот главный призыв экзистенциализма. Во внешнем мире, по отношению к другим, это вряд ли вообще возможно, но чем отношение к другим является более личным, тем оно подлиннее.

Экзистенциализм сумел обратиться к таким интимным сторонам человеческого бытия. Которые отчасти невыразимы на языке науки. Важное значение имели предупреждения экзистенциализма против безоглядной веры в науку и технику, против недобросовестности приспосабливающегося к реалиям сознания. Экзистенциализм по новому весьма продуктивно поставил и разрешил проблему свободы человека, выбора жизненных путей. Экзистенциалисты разработали   новый способ философствования, который усвоен новейшей философией.

 

13 вопрос

Предмет философии.

Исторические формы мировоззрения (миф, религия, философия, наука). Особенности философского мировоззрения. Понятие, метод, функции философии. Структура философского знания.

 Исторические формы мировоззрения.

Мировоззрение – система принципов, взглядов, ценностей, определяющих отношение человека к действительности (это совокупность взглядов человека на  мир и  место человека  в  этом мире).

На разных этапах человеческой истории в мировоззрении общества преобладали  те или иные убеждения, идеалы, нормы жизнедеятельности, то есть тот или иной тип мировоззрения, тот или иной интеллектуальный, эмоциональный, духовный настрой.

История человеческого общества знает следующие основные типы мировоззрения:

  1. Миф (греч mifos – сказание, предание) - форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы существовали у всех народов мира. В духовной жизни первобытного общества мифология была универсальной формой общественного сознания.

Мифы — древние сказания разных народов о фантастических существах, о богах и героях — многообразны. Но у мифов есть принципиальное отличие от легенд и сказок, прежде  всего, с точки зрения тематики мифов. Много мифов разных народов посвящено космическим темам. Они заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии и т.д. Интерес к проблеме  происхождения мира как бы сам собою ставил вопрос и о происхождении людей. Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей — добывании огня, изобретении ремесел, земледелии, обычаях, обрядах.

Миф выступал как единая, нерасчлененная (синкретическая), универсальная форма сознания Он выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание эпохи, в которую создавался. Сточки зрения мифологического сознания, миф - не выдумка, а самая подлинная реальность. Миф наивен, понятен, потому что он не имеет ничего общего с научным знанием, а значит, он научно неопровержим. Все, происходящее в мифе, осязаемо, видимо, возможно, реально.

Этот мир населяют люди, герои и боги. Боги отличаются от людей только тем, что бессмертны и всемогущи. Во всем остальном они ведут вполне земную жизнь. Герои могущественны, но смертны, они часто вступают в борьбу с богами, с судьбой. Герой - нравственный идеал, образец для подражания.

Мифы были универсальным учебником, включавшим не только знания о мире, но представления о нормах поведения, ценностях и идеалах.

Мифологические образы, сюжеты сохранились в культуре различных народов — в литературе, живописи, музыке, скульптуре. Мифами наполнены мировые религии — христианство, ислам, буддизм. В рамках мифологического мировоззрения определился круг универсальных, значимых для всего человечества вопросов: о мире, о человеке, о боге, о нравственном идеале. Их унаследовали от мифа две другие, более поздние формы мировоззрения — религия и философия.

  1. Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – возникла в первобытную эпоху как и миф. В религиозном мировоззрении мир раздваивается на физический мир (земной) и мир сверхъестественный (потусторонний). Эти миры существуют по разным законам.

Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей.

По мере того, как продолжалось познание мира человеком, появлялось все больше и больше фактов, которые не "вписывались" в традиционное мифологическое мировоззрение. Прежде всего, потому, что в устойчивой системе сложившихся отношений человека с богами неожиданно, но довольно часто, возникали не стандартные ситуации негативного характера: с одной стороны, поведение человека соответствовало установленным правилам поведения, но с другой, на него (человека), по совершенно непонятным причинам обрушивались неприятности, или даже несчастья. Эти таинственные силы не вписывались в стройную мифологическую систему мира, а значит, неизбежно возникали вопросы об их сущности и месте обитания. Видимо, на первых порах человеку казалось, что эти силы везде, в каждом из окружающих человека предметах. Отсюда, вероятно, и "одушевление" всего окружающего. Возможно, это и был первый шаг на пути "отделения" души от тела, как материальной оболочки. Следующим шагом стало "переселение" этих душ в иной мир. Таким образом, происходит удвоение мира:  на материальный, земной мир, который понятен человеку и  познаваем, и некий нематериальный мир, непознаваемый, чуждый.

Информация о работе Лекции по "Философии"