Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:41, курс лекций
Философская мысль Древнего Востока.
Характер взаимоотношений первобытного человека с природой вызывал ощущение неразрывной связанности.
Этика и политические взгляды Конфуция.
Главное учение – «Практическая этика» - о правилах поведения человека; и «политическая этика» - принципы, которыми должен пользоваться .правитель.
III. Критика техногенной цивилизации.
В истории особое внимание привлекают 2 переломных момента: возникновение христианства и возникновение гуманизма. Христианство было воспринято как религия послушания и необходимости. В новое время получила развитие гуманистическая мировоззренческая установка- вера в «самобытные силы» человека, «не ведомого уже никакой высшей силой».
С XVIII века на авансцену истории вышла принципиально новая реальность- техника, которая радикально изменяет условия человеческого существования. В работах «Человек и машина», «Судьба человека в современном мире», «О рабстве и свободе человека» Бердяев рисует картину отчуждения, дегуманизации человека. Пишет о возрастании духовного одиночества человека при его социализации, о безмерной власти общества над личностью, о господстве государства и нации, заменивших христианство. Он считал, что процесс дегуманизации человека зашел настолько далеко, что вопрос о том, можно ли будет называть человека человеком, становится весьма актуальным. По географическим, историческим, религиозным обстоятельствам в процессе спасения человечества от грозящей катастрофы особенную роль д. сыграть Россия. Бердяев выражает надежду на то, что Россия сможет выполнить предназначенную её миссию - стать объединительницей восточного (религиозного) и западного (гуманистического) начал истории.
Русский космизм.
Из всех направлений русской философии в советский период наибольшего взлета достигла философия космизма.
а) К.Э. Циолковский (1857-1935).
Сам Циолковский верующим себя не считал, и решительно отвергал наличие двух начал во Вселенной: материального и духовного. "Я - чистейший материалист, - писал он. - Ничего не признаю, кроме материи". Если же существуют и духи, полагал мыслитель, то это отнюдь не потусторонние существа, а просто "неизвестные силы неба", состоящие из той же материи, но только "более разреженной и элементарной, чем известная нам". Все дело в ограниченности наших знаний, и чем глубже проникаем мы в бездны космоса, тем доступнее становится и "естественное объяснение" таинственных явлений и загадок природы.
Циолковский любил соотносить свои воззрения с библейским учением. В частности, он охотно рассуждал на темы евангельских "чудотворений". Но в них он видел прежде всего "очаровательные мечты", изначально пленявшие воображение человечества. Даже девство Богоматери Циолковский интерпретировал как мечту "о будущей женщине, которая будет давать детей, но не будет подвержена животным страстям"! Если это действительно "согласование" науки с христианством, то что же тогда остается от христианской веры?
Обращаясь к рассмотрению материи, Циолковский выдвигал три "начала", или "принципа": время, пространство и силу. С его точки зрения, это не обычные свойства материи, хотя они и могут признаваться таковыми. Время, пространство и сила – это прежде всего "элементы суждений", понятия и оттого они "вполне субъективны". "Без материи не существует ни времени, ни пространства, ни силы. И обратно, где есть одно из этих понятий, там есть и материя. Она определяется этими тремя понятиями". Главным для него было учение о монизме материи.
Его материя (а равно и атом!) оживотворена, действует по законам не только физического, но и психического мира.
Согласно Циолковскому, материя не только вся без исключения чувствительна, но и "периодически, неизбежно, через громадные промежутки времени, принимает сложный организованный вид, называемый нами жизнью". С разрушением организма, смертью живого существа его атомы обратно переходят в "неорганическую обстановку", чтобы через сотни миллионов лет снова воплотиться в каком-либо живом теле или человеке. Это возможно потому, что "атом всегда жив", а следовательно, ему свойственно чувство радости и страдания, более того, к его сущности относится и само "Я" - сознание, или разум. Поняв, что он является лишь временным собранием бессмертных атомов, человек, по Циолковскому, утратит страх смерти.
Одной из главных причин несовершенства, страданий в космосе Циолковский признавал "автогонию", т.е. самозарождение жизни. Земля первой прошла этот путь, начиная от бактерии до человека. В человечестве воссиял разум, и хотя он овладел не всеми людьми, а только "несколькими тысячами особей", тем не менее этого достаточно вполне, чтобы дальнейшее заселение космоса разумными существами совершалось не путем самозарождения, а путем размножения и расселения. На долю земного населения выпадал "тяжкий жребий", но это, полагал Циолковский, "гораздо выгоднее и разумнее", чем "допускать агонию зарождения на каждой солнечной системе". Так человек овладеет Вселенной, разум возвысится и зло исчезнет.
Для этого потребуются новая этика, новое миропонимание. Циолковский броско, с фанатической раскрепощенностью первотворца жизни космоса набрасывает общие принципы "нравственности земли и неба". В первую очередь должно быть усовершенствовано само человечество. В нем еще слишком крепки "звериные задатки", связанные с его животным происхождением. Во имя будущего "блаженства Вселенной" он настаивал на применении "подбора" к человечеству. "Сознательные существа", составляющие его меньшую часть, должны взять на себя труд по "исправлению" человеческой природы. "Совершенные" будут заселять своим "собственным зрелым родом" все те планеты, на которые распространится их могущество. Через тысячи лет везде во Вселенной будет царить счастье и блаженство.
Создатель "космической философии" хотел соответствовать "духу времени": влияние: "научного социализма "тяжким клеймом ложилось на его идейные пророчества. Но мечтая о космическом самоутверждении разума, Циолковский хотел целесообразности и ненасилия..
б) В.И. Вернадский (1863-1944).
Смысл его философии также заключался в стремлении определить место человека "не только на нашей планете, но и в космосе". Этой проблеме он посвятил свою главную книгу "Научная мысль как планетное явление" (1937-1938), ставшую вершиной его научного творчества.
Фундаментальное открытие Вернадского - осознание того, что современная эпоха ознаменовывается переходом от биосферы к ноосфере. Биосферу Вернадский определял как область Земли, охваченную "живым веществом", или, иначе, "совокупностью живых организмов". Однако биосфера не ограничивается только живым веществом; последнее в нем соседствует с косными телами, которые резко преобладают "по массе и по объему". Между этой косной безжизненной частью и живыми веществами идет непрерывный материальный и энергетический обмен, выражающийся в движении атомов, вызываемом живым веществом.
"Растет мощность выявления живого вещества" в биосфере, увеличивается его значение и степень воздействия на косное окружение. Это обусловливает направленность эволюции биосферы, ее постепенное изменение, в результате которого формируются "начала жизненной среды на нашей планете". Вернадский признавал, что "явления жизни наряду с энергией, материей (атомами), электричеством, эфиром и т.п." следует рассматривать "как искони существующие части космоса". Появление человечества приводит к возникновению "новой небывалой геологической силы". Биосфера меняется прямо на глазах, порождая благоприятные условия для размножения человечества и заселения им таких частей космоса, "куда раньше не проникала его жизнь". Человечество все более становится единым и неделимым, оно начинает "мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государства или их союзов, но в планетном аспекте". Все это свидетельствует о переходе биосферы в новое состояние - ноосферу.
С ноосферой
открывается новая эра в
Зарождение ноосферы обусловливается "взрывом научного творчества", которое выступает как "природный процесс истории биосферы". От сознательного преобразования своей земной жизни человечество со временем устремляется "за пределы своей планеты в космическое пространство". Именно наука рассеивает опасения за будущее человеческой цивилизации, открывая перед ней новые общепланетарные перспективы.
в) Фёдоров.
Для Федорова исходным мотивом философствования становится острое чувство несовершенства мира, «скорбь» о всех тех страданиях и зле, которые наполняют жизнь людей. Он полагает, что истоком зла и несовершенства мира является разделение бытия, находящее выражение в разделенном, «небратском» бытии людей и в конечности их бытия — в феномене смерти.
Мысль о смертности человека настолько подавляет его, что он отказывается рассматривать в своих трудах любые серьезные философские проблемы, кроме проблемы преодоления смерти. Именно через решение этой проблемы Федоров приходит к своей интерпретации «истинного» смысла христианства.
По существу, все христианство Федоров сводит к одной единственной идее — идее воскрешения и бессмертного существования всех людей на земле. Провозглашение этой цели, вера в ее реальную осуществимость силами человека, является, согласно Федорову, главной заслугой христианства и его главным отличием от противостоящих ему религий — буддизма и мусульманства, которые не дают человеку надежды на вечную жизнь. Человек, как высшее творение Бога, не может быть радикально несовершенным (именно это предполагается в мусульманстве). Человек по своей божественной сущности, по тем потенциям, которые заложены в него Богом, является столь же всемогущим, как и сам Бог.
Отвергая традиционное понимание воскресения как сверхъестественного акта, он полагает, что идея воскресения является реальным заданием для человечества, взятого в его настоящем земном виде. Он утверждает, что человеческое задание преодоления смерти и воскресения всех ушедших поколений должно быть реализовано с помощью развития науки, за счет раскрепощения ее всемогущества по отношению к природе и ее законам.
Федоров совершенно не видит духовной сложности человека; следствием этого оказывается абсолютное непонимание смысла и значения личностного начала в человеке и, по существу, отрицательное отношение к этому началу.
Выдвигая в центр своей утопии процесс «воскрешения отцов», Федоров резко критикует современное общество, его культуру и порожденный им идеал непрерывного прогресса (как духовного, так и материального). «Торжество младшего поколения над старшим — существенная черта прогресса». Федоров не признает возможности принципиального развития человека, для него человек есть существо раз и навсегда заданное и притом очень простое и ясное в своей сущности.
Несмотря на явную оригинальность идей Федорова, его невозможно назвать глубоким мыслителем, его значение в истории русской мысли связано с тем, что он стал своеобразным символом религиозного отношения русской интеллигенции и всего русского общества к научному познанию, символом веры в возможность материальной «переделки» земного бытия и воплощения Царства Божия на земле.
Идеи Федорова породили течение русского космизма, в котором человечество рассматривалось как космическая сила, призванная преобразовать всю вселенную «по законам разума», используя при этом всю мощь науки. Непосредственным продолжателем идей Федорова можно считать К. Циолковского (1857—1935), который встречался с Федоровым в 1873—1876 гг.
Космисты (их волнует не будущее или прошлое России, а будущее человечества связанное с развитием космоса) Федоров: Цель религии оживить всех предков, их нужно будет расселять по вселенным. Их идеи: жизнь не возникала, не исчезала, она была заселена. Цилковский считал что можно создать новые виды скрестив человека с растением. Космизм – это то оригинальное что русские принесли в философиию
11 вопрос
Современная западная философия: иррационализм.
иррациональность – неразумность
Основные черты неоклассической философии.
Основные направления неоклассической философии.
Центральное понятие – жизнь. Противопоставляется материи. Жизнь не доступна чувствам, разуму, а постигается интуитивно.
Понятие воли – некое космическое начало, лежащее в основе мироздания. Всей органической природе свойственна воля к жизни. Воля экоцентрична (вызывает конфликты индивидуума с др. людьми).
Шопенгауэр: умиротворение (укрощение) воли; Ницше: концепция сверхчеловека, который преодолеет нравственные принципы и создаст новые совершенные формы жизни. Сверхчеловек – существо, отказавшееся от морали.
Общество будущего – общество рабов и господ. Причина культурного кризиса – торжество идей разума и христианской морали.