Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 18:15, курс лекций
ТЕМА 1. Философия Древнего мира: философия стран Древнего Востока (Индия, Китай); античная философия. Всемирно историческое значение античной философии.
1) Социально-экономические и культурные предпосылки возникновения философии в Древней Индии. Основные направления (школы) и идеи древнеиндийской философии.
Ответ: Предпосылки:
- экономические - переход от меди к железу, развитие товарно-денежных отношений;
-социально-политические - ослабление родоплеменных отношений, возникновение и развитие государства;
-мировоззренческие - высокий уровень развития религиозно- мифологического мировоззрения.
Этика И. Канта содержит рассуждения о свободе человека. Свобода проявляется также в способности деятельности относительно природы.
В природе все происходит согласно закону причинности, а потому и наше поведение должно быть подчинено этому закону, поскольку оно воздействует на природу. В то же время моральная теория И. Канта основана на свободе человека. В заключении к «Основаниям метафизики нравов» И. Кант решает эту антиномию таким образом, что применяет к ней различие между «вещами в себе» и явлениями, которое он вводит в «Критике чистого разума». С одной стороны, наше я как «вещь в себе» принадлежит к «интеллигибельному» миру, который открывается нам нравственным поведением.
С другой стороны, мы как «представители чувственного мира» принадлежим к миру явлений.
Вывод: Из этого примера можно сказать, что И. Кант решает проблемы своей этической философии при помощи достижений теоретической философии. В действительности обе этические работы И. Канта основаны на предпосылке, что путем рефлексии нравственного поведения мы приходим к определенным заключениям, к которым нельзя прийти при помощи одной лишь теории.
Это относится и к свободе, которая остается недоказуемой для «Критики чистого разума» (возможная «каузальность через свободу» является недоказанной, потому что это утверждение является одним из членов антиномии), тогда как в этических трактатах И. Кант доказывает свободу как условие нравственного закона, который мы осознаем.
3) И. Кант об отношении чистого и практического разума.
Ответ: «Критика чистого разума» — философский труд Иммануила Канта, впервые опубликованный в 1781 году. Считается одной из наиболее фундаментальных работ в истории философии и главным сочинением философа. Ключевой вопрос Критики — это исследование познавательной возможности разума, в отрыве от знаний, получаемых эмпирическим, то есть опытным путем. На пути своего исследования, философ освещает вопросы пространства и времени, возможности доказательства посредством разума существования Бога и др. Произведение является результатом более чем десятилетнего обдумывания, однако написание самого текста заняло несколько месяцев.
Основную тему книги составляет понятие трансцендентального, которое раскрывается в двух частях работы: «Трансцендентальной эстетике» (о пространстве и времени как априорных формах созерцания) и «Трансцендентальной логике». Последняя состоит из «Трансцендентальной аналитики» (о категориях рассудка) и «Трансцендентальной диалектики» (об антиномиях разума).
Понятие трансцендентального выступает в оппозиции понятия эмпирическое и обозначает то, благодаря чему возможен опыт, таким образом основным содержанием «Критики чистого разума» является гносеология.
Кант начинает свои рассуждения со специфической классификации суждений. Он выделяет суждения синтетические — аналитические и априорные — апостериорные.
Синтетическими называются суждения, несущие новое знание, не содержащееся в понятии, которое является их субъектом.
Аналитическими называются суждения, которые всего лишь раскрывают свойства, присущие понятию субъекта, содержащиеся в нём самом, и не несут нового знания.
C другой стороны, априорные
Сам Кант приводит следующие примеры: «Все тела протяжённы» — аналитическое суждение. Действительно, нам не нужно прибегать к опыту, чтобы убедиться в том, что любое тело развёрнуто в пространстве (имеет длину, ширину, высоту); этот признак — существенный в содержании понятия «тело». Т. е. указанное суждение — априорное. С другой стороны — «Все тела имеют тяжесть» — синтетическое суждение. И хотя мы знаем, что даже самое лёгкое тело обладает тяжестью, узнаём мы это не из содержания понятия, а, скорее, из курса физики. Т. е. — это суждение апостериорное.
Критика практического разума — основное этическое произведение Канта, непосредственное продолжение Критики чистого разума.
В предисловии и введении очерчивается абрис системы чистого практического разума и подчеркивается значение центрального в ней понятия свободы. В «Аналитике чистого практического разума» рассматриваются практические основоположения, содержащие всеобщее определение воли. Единственным определяющим основанием свободной и доброй воли может служить основной закон чистого практического разума — категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства» (Кант И. Сочинения: В 8 т. М., 1994. Т. 4. С. 409). Моральный закон выражает автономию воли, способность же воли действовать независимо от чувственных склонностей и природной необходимости, но в соответствии с собственным моральным законом, является для Канта свободой. Уважение к моральному закону есть моральное чувство; принуждение же к поступкам со стороны разума, или действие согласно закону, исключающее определяющие основания склонности, — это долг. Поступки по склонности, сообразные с долгом, Кант называет легальными, а поступки из уважения к закону, по долгу — моральными. Определяя волю нравственным законом, следуя долгу, человек как интеллигибельное существо избавляется от господствующей в природе причинности, естественной необходимости и оказывается личностью, свобода которой независима от времени. Тем самым человек оказывается целью самой по себе, а не средством.
В «Диалектике чистого практического разума» рассматривается проблема высшего блага — высшей цели морально определенной воли, которое возможно лишь при соединении добродетели (нравственности) и счастья. Эта связь возможна в силу того, что человек как вещь в себе принадлежит сверхчувственному миру, а также в силу трех предположений практического разума — в существовании бессмертия, свободы и бытия Бога, называемых постулатами практического разума.
Вывод: С теоретико-познавательной точки зрения наибольший интерес в «Критике практического разума» представляет вопрос о соотношении теоретического и практического разума, проблема расширения сферы разума в спекулятивном и практическом отношении, а также истолкование каузальности.
Кант отрицает противоречивость отношений между практическим и спекулятивным разумом, однако признает «субординацию» между ними, выражающуюся в примате первого над вторым. Интерес спекулятивного применения разума — «познание объектов вплоть до высших априорных принципов» — Кант в итоге подчиняет интересу практического применения разума — «определению воли в отношении конечной и полной цели» . Расширяя посредством постулатов сферу чистого разума в практическом употреблении, Кант, однако, оставляет неизменной сферу чистого разума в спекулятивном или теоретическом применении. Он отрицает «объективную реальность сверхчувственного применения категорий в спекуляции», но признает за ними «эту реальность по отношению к объектам чистого практического разума» . В «Критике практического разума» находит свое позитивное развитие и истолкование соотношение природной каузальности и свободы, возможность которого была показана еще в «Критике чистого разума».
4) Философское учение о субъекте И.Фихте.
Ответ: Важный шаг в пересмотре кантовского учения осуществил И.Г. Фихте (1762-1814), указав на противоречивость понятия вещи в себе и на необходимость его устранения из критической философии как реликта догматического мышления. По Фихте, из чистого Я трансцендентальной апперцепции должна быть выведена не только форма знания, но и все его содержание. А это значит, что кантовский трансцендентальный субъект тем самым превращается в абсолютное начало всего сущего - абсолютное Я, из деятельности которого должна быть выведена вся полнота реальности, весь объективный мир, именуемый Фихте "Не-Я".
У Фихте нет того водораздела, который Кант проводил между миром природы, где царит необходимость, закономерность, изучаемая наукой, и миром свободы, основу которого составляет целесообразность. В абсолютном Я Фихте теоретическое и практическое начала совпадают, и природа оказывается лишь средством для осуществления человеческой свободы, утрачивая тот остаток самостоятельности, который она имела в философии Канта. Активность, деятельность абсолютного субъекта становится у Фихте единственным источником всего сущего. Мы только потому принимаем существование природных объектов за нечто самостоятельное, что от нашего сознания скрыта та деятельность, с помощью которой эти объекты порождаются; раскрыть субъективно-деятельное начало во всем объективно сущем - такова задача наукоучения Фихте. Природа, по Фихте существует не сама по себе, а ради чего-то другого: чтобы осуществлять себя, деятельность Я нуждается в некотором препятствии, преодолевая которое она развертывает все свои определения и, наконец, полностью осознает себя, достигая тем самым тождества с самой собою. Такое тождество, впрочем, не может быть достигнуто на протяжении конечного времени: оно является идеалом, к какому стремится человеческий род, никогда полностью его не достигая. Движение к такому идеалу составляет смысл исторического процесса.
Вывод: В своем учении Фихте, как видим, выразил убеждение в том, что практически-деятельное отношение к предмету лежит в основе теоретически-созерцательного отношения к нему. Фихте доказывал, что человеческое сознание активно не только тогда, когда оно мыслит, но и в процессе восприятия, когда оно, как полагали французские материалисты (а отчасти еще и Кант) подвергается воздействию чего-то вне его находящегося. Немецкий философ полагал, что для объяснения процесса ощущения и восприятия не следует ссылаться на действие "вещей в себе", а необходимо выявить те акты самодеятельности Я (лежащие за границей сознания), которые составляют невидимую основу "пассивного" созерцания мира.
5) Принцип тождества мышления и бытия Ф. Шеллинга
Ответ: Основателем объективно-идеалистической философии тождества был Ф. Шеллинг.
Исходя из теории тождества, он настаивал на приоритете природы относительно вечно существующего противоречия "Я и среда", показал диалектическое развитие единой природы и существование единства живой и неживой природы.
Философская система Шеллинга состоит из:
1) "Системы теоретической
2) "Системы практической
3) "Философии искусства" (теология и искусство).
В системе теоретической философии Шеллинг исследует проблему: как вывести объект из субъекта? Решая ее, Шеллинг создал теорию подсознательного творчества. Суть ее в том, что деятельность субъекта осознана только частично; частью она подсознательная. Поэтому продукты деятельности воспринимаются как независимые от субъекта. В целом единство субъективного и объективного воспроизводится как объект. Шеллинг абсолютизировал: все в объекте является результатом деятельности субъекта.
В системе практической философии Шеллинг рассматривает проблему свободы и необходимости. Свобода - осознанная деятельность, необходимость - подсознательная деятельность. Шеллинг исследует связь между ними. Эта связь - превращение свободы в необходимость: свободная деятельность, обьективуючись, превращается в деятельность необходимую.
В философии искусства Шеллинг рассматривал искусство как завершение философской системы. "Искусство - оружие философии". Искусство и форма его содержания ("эстетичные созерцания") и является процессом познания. "Эстетическое созерцание - интеллектуальное созерцание". Шеллинг считал, что интеллектуальное созерцание является главным методом философии, поскольку оно может объединить противоположности.
Натурфилософия Шеллинга должен показать, как природа приходит к разуму, каким образом природа в восхождении своих потенций создает в человеке ум. Шеллинг считал, что высшим результатом эмпирического познания является закон. Теоретическое мышление является выводом законов из принципов. Основным принципом натурфилософии Шеллинга есть единство мышления и бытия. "Природа есть не что иное, как окаменевшее мышление". У него нет различий между материей и сознанием. Материя - не что иное как дух, созерцающий равновесие своих деяний. Для Шеллинга сущность мышления является движение. Задача натурфилософии - раскрыть видимость противоположности материи и духа. Это можно сделать, раскрыв историю человеческого разума. Знание возможно в том случае, если между субъектом и объектом нет никакой противоположности. Сознание и мир связаны. По мнению Ш., знание возможно тогда, когда нет противоположности между субъектом и объектом.
Вывод: Таким образом, натурфилософия Шеллинга имеет диалектический характер. Основные ее принципы:
1. Принцип полярности. Этот принцип изучения природы состоит в сведении природы к противоположности, двойственности.
2. Принцип историзма: все формы природы столько ступенями ее развития.
3. Принцип системности, следует из понятия натурфилософии как вида систематизирующий знания.
4. Принцип единства сил природы. Шеллинг выдвинул этот важный принцип, который в XIX-XX вв. воплотился в естественнонаучных законах (закон сохранения и превращения энергии).
В целом философия Шеллинга оказала большое влияние на европейскую философскую мысль XIX-XX вв., Причем на разных этапах ее развития выделялись и осмысливались различные аспекты многогранного учения Шеллинга.
6) Понятие движения и развития. Развитие как универсальная связь бытия. Диалектика – учение о развитии.
Ответ: Движение – всеобщее, объективное состояние материи, выражающее внутреннюю присущую ей активность.
Понятие движения противоречиво. Его нельзя свести только к покою или устойчивости. Движение включает в себя понятие покоя, которое представляет собой момент движения. Покой – равновесие, устойчивость процессов и вещей, сохранение ими в пространстве и времени известного состояния.
Непрерывность движения – универсальное движение Вселенной, которое никогда не прекращалось. Прерывность движения – выражение того факта, что движение складывается из отдельных, приходящих процессов, которые имеют как начало, так и конец. Абсолютность движения выражается в его непрерывности. Относительность движения усматривается в том, что в движении существует понятие покоя и прерывистость.
Для движения существует ряд принципов: сохранение и изменение движения; устойчивость и изменчивость движения.
В окружающей действительности можно выделить 5 основных форм движения материи (Энгельс), которые соответствуют уровням организации материи:
1. механическая форма (перемещение макротел в пространстве)
2. физическая (тепловые процессы, магнитные взаимодействия)
3. химическая (взаимодействия между атомами)
4. биологическая (органическая жизнь, обмен веществ, процесс функционирования живой клетки)
5. социальная или общественная (любые общественные процессы, любая практическая деятельность людей).
Особым типом движения является развитие. Свойства развития:
· всеобщность (развитие существует на всех уровнях организации материи)
· необратимость (развитие связано с появлением в системе новых элементов или нового способа связи ее частей, что делает невозможным возврат объекта в исходное состояние)
· направленность (протекание процесса по восходящей или нисходящей ветви развития: прогресс, регресс, одноплоскостное развитие.