Лекции по «Философия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 16:58, курс лекций

Краткое описание

Мировоззрение: структура, исторические типы и их специфика.

Мировоззрение – это обобщённая и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношений и взаимосвязи с этой действительностью.
В структуру мировоззрения входят следующие основные компоненты: знания; ценности; убеждения, чувства, эмоции.
Выделяют 3 основных исторических типа мировоззрения: мифологию, религию и философию.

Вложенные файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ философия вопросы.docx

— 114.05 Кб (Скачать файл)

 

 

  1. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.

 

Слово «эстетика» происходит от греческого aisthetikos - чувствующий, чувственный. Сферой практического  применения эстетики является художественная деятельность, продукты которой - произведения искусства - подлежат оценке с точки  зрения их эстетической ценности. В  процессе воспитания у человека формируются различные эстетические ценности (вкус), отвечающие представлениям о добре и красоте, прекрасном и безобразном, трагическом и комическом. 

Красота есть мера соответствия сущности вещи и ее внешнего облика, ее чувственного образа. Вещь, которой в полной мере выразить свою природу в своем наличном, чувственно воспринимаемом бытии, именуется «прекрасной» (в противном случае она считается «безобразной»).

Принципом, уравновешивающим противоположности, является гармония, служащая мерилом эстетических ценностей. В античной философии гармония означала порядок и согласованность космоса, доступный в понимании и чувствах человека через музыку, т.е. последовательность тонов. В эпоху Возрождения поиск гармонии был связан с исследованием строения тела человека, признанным эталоном красоты и пропорции.

В настоящее  время господствует релятивистский взгляд на категории эстетики, художественные ценности, которые рассматриваются соотносительно с индивидуальными потребностями в красоте, добре, истине, что значительно затрудняет их понимание и философское объяснение.

 

 

  1. Религиозные ценности и свобода совести.

 

Религия - это  особая форма человеческого самосознания, т.е. своего рода «зеркало», в котором  человек видит самого себя, свой собственный облик. Религию рассматривают  и как особый вид духовного освоения действительности, наиболее ранний по историческому времени возникновения и устойчивый по масштабам распространения.

Религиозное мышление отличается иррациональностью и  верой в сверхъестественное, оно  глубоко символично и не нуждается  в формальной логике для понимания  и объяснения таинств. Религиозное начало культуры противостоит светскому, признающему исключительное положение разума человека, способного ниспровергать веру в сверхъестественное. Побочным проявлением религиозного мышления является фанатизм веры, продуктом светского (секулярного) мышления - воинствующий атеизм. Свобода совести регулирует религиозное и светское противостояние в культуре, провозглашая равнозначной ценностью, как веру в сверхъестественное, так и веру в его отсутствие. Религиозные убеждения и атеизм, в свою очередь, образуют антогонистическую систему ценностей. Религиозные ценности связаны с отправлением культа, атеистические - с его развенчанием.

 

 

  1. Нравственные ценности. Мораль, справедливость, право.

 

В системе человеческих ценностей  особое место занимает нравственность ибо именно данная этическая категория детерминирует поведение людей, их взаимоотношения - межличностные, групповые, социальные. Нравственный критерий применим в качестве оценочного основания ко всем областям деятельности индивида. Нравственные представления человека, складывавшиеся на протяжении веков, нашли отражение в таких категориях, как добро, справедливость, совесть, долг, смысл жизни, счастье, любовь. Они закреплены в моральных нормах и принципах, регулирующих отношения людей.

Этика – философское учение о морали и нравственности, о системных  побуждениях человеческого поведения, определяемых представлениями о добре, зле и справедливости. При этом под понятием "мораль" подразумевается система внешних, коллективно определяемых побуждений поведения (стимулов), а под "нравственностью" – система внутренних побуждений (мотивов) социальной деятельности личности или группы.

Мораль - это специфический способ нормативной регуляции поведения человека в обществе, утверждающий примат ценностного отношения и действительности; система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей с целью гармонизации интересов индивида и общества.

Справедливость - категория  не только морального сознания, но также  правового, экономического и политического. Не случайно великие античные философы (Платон и Аристотель) выделяли эту категорию в качестве основной для оценки состояния всего общества. Тем не менее, в той степени, в какой политические решения и законы рассматриваются как справедливые или несправедливые, речь всегда идет об их нравственной оценке, то есть о том, согласны ли люди жить в обществе, проводящем данную политику, или же отвергают его как несправедливое, бесчеловечное, унижающее достоинство человека или отдельных групп людей.

Право - это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

 

 

  1. Основные проблемы философии техники.

 

Философия техники как  специфическая область философского знания зародилась на Западе более  ста лет назад.

Философия техники, во-первых, исследует феномен техники  в целом, во-вторых, не только ее имманентное развитие, но и место в общественном развитии в целом, а также, в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу.

К философскому анализу техники сложились различные  подходы. В одних случаях техника  трактуется в чисто инструментальном плане, в других как явление культуры, в третьих в ее взаимоотношениях с научным знанием. Иногда технику рассматривают в таких аспектах, как мировоззренческий, натуралистический, волевой, рациональный и т.д.

Аспекты философского анализа техники:

- техника как  особый вид человеческой деятельности,

- техника как  средство этой деятельности,

- техника как  реализованное знание,

- техника как  социальный феномен.

В отличие от феноменальных  описаний, используемых в философии  техники как эмпирический материал, анализ сущности техники – это ответ на такие фундаментальные вопросы, как: в чем природа техники, как техника относится к другим сферам человеческой деятельности (наукой, искусством, инженерией, проектированием, практической деятельностью), когда техника возникает и какие этапы проходит в своем развитии, каково влияние техники на человека и природу, каковы перспективы развития и изменения техники.

 

 

  1. Наука и техника: проблема взаимоотношений.

 

Поскольку техника выступает  как материализованное знание, ее существование невозможно без науки. Ни техника, ни наука еще не оформились как отдельные системы. Когда наука и техника восстанавливают свои дружеские отношения - это эпоха "сциентификации" техники. Технические проблемы достигают такой сложности, что их решение требует научных методов, выработки специальных технических теорий, основанных на систематических экспериментах и на математическом описании.

Взаимоотношения между наукой и техникой в ходе своей эволюции прошли четыре этапа. На первом (донаучном) формируются различные типы технических знаний, на втором - происходит зарождение технических наук, на третьем (классическом) строятся ряд фундаментальных технических теорий, наконец, на четвертом (современном) осуществляются комплексные исследования, происходит интеграция технических наук с естественными и общественными и дальнейшее "отпачковывание" технических наук от других областей научного знания.

 

 

  1. Социальные и этические проблемы научно-технического прогресса.

 

На протяжении веков научная  и техническая деятельность считались  морально нейтральными (в силу непредсказуемости  последствий того или иного открытия, изобретения). Соответственно вопрос об ответственности ученого или инженера вообще не ставился. Но уже в настоящее время мы не можем себе позволить пренебрегать этическим контекстом деятельности ученого и инженера. Ученые и инженеры должны осознавать свою ответственность перед человеческой цивилизацией. Человечество все больше оказывается зависимым от последствий технического развития. В этой связи управление техническим прогрессом, его сдерживание, регулирование, осуществление его целей, оценка результатов оказываются не только инженерной, управленческой, государственной, но и этико-философской проблемой.

Общество стоит перед  проблемой выработки ясных ценностных и целевых представлений о  достойной жизни в будущем. Поэтому  дальнейшее развитие техники немыслимо  без осознания социальной ответственности. Недостаточно говорить об ответственности какого-либо отдельного человека или оценивать возможные последствия какого-либо отдельного действия. В рамках философии техники этика должна быть ориентирована на все человечество. Наряду с этим ведутся серьёзные дискуссии в инженерной среде необходимости разрабатывать принципы профессионального поведения и этику социальной ответственности.


Информация о работе Лекции по «Философия»