Лекция по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 17:42, лекция

Краткое описание

1. Предмет, метод и функции философии
2. Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции философия2.docx

— 322.54 Кб (Скачать файл)

Космология. Здесь Платон развивает учение о творении божеством  Космоса из первобытного Хаоса. Творца мира Платон называет божественным демиургом, устроителем мира. Согласно Платону, божественный демиург был добр и  пожелал устроить все так, чтобы  было хорошо. Застав все в нестройном и беспорядочном движении, он из беспорядка привел в порядок, полагая, что последний всячески лучше  первого. Далее он пришел к мнению, что неразумное творение не будет  прекрасно, вселил ум в душу Космоса, а душу в тело.

Теория познания. Теория познания Платона опирается на его  учение о бессмертии души. Когда  человек умирает, его душа не погибает, а лишь освобождается от телесного  покрова как своей темницы  и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время  этого путешествия она соприкасается  с миром идей и созерцает их. Поэтому суть процесса познания, по Платону, состоит в припоминании душой тех идей, которые она  уже когда-то созерцала. Истинное знание дает только мышление. Мышление же - это  независимый от чувственных восприятии абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей. Чувственное восприятие порождает лишь мнения о вещах. В связи с этим процесс познания определяется Платоном как диалектика, то есть искусство вести устную речь, искусство ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая воспоминания. На этом принципе была построена работа созданной Платоном Академии.

Этика. Главная часть учения Платона - нравственно - этическая. Платон считает, что условием нравственных поступков является истинное знание. Этим истинным знанием, в принципе, обладает душа. По учению Платона, душа состоит из трех частей:

1) разумной;

2) пылкой (волевой);

3) вожделеющей (чувственной). Разумная часть - основа добродетели  мужества, преодоления чувственности  - это добродетель умеренности,  благополучия. Гармоническое сочетание всех этих трех частей души, под руководством разума, дает начало добродетели справедливости.

Платоновская этика ориентирована  на самосовершенствование личности, на создание совершенного общества - государства. Платон общественное, государственное  начало ставит над индивидуальным, личным. Поэтому этика Платона органически сочетается с концепцией государства. В соответствии с тремя частями души, Платон делит людей на три типа: носители добродетели мудрости - философы должны стоять во главе государства, управлять им. Мужество - добродетель стражей, задача которых защита государства от внешних и внутренних врагов. Добродетелью третьего сословия должно быть благоразумие, т.е. добросовестное выполнение своих производственных функций. Справедливость не относится Платоном к какому-то одному из сословий, а характеризуется им как некая общегосударственная добродетель

Платон дал начало идеалистической  линии в философии, которая в  античной философии получила свое дальнейшее развитие у Аристотеля и неоплатоников, а наиболее ярко представлена в средневековой  философии.

Неоплатонизм является завершающей  систематизацией платонизма (синтезировавший  идеи аристотелизма, пифагореизма с  собственно Платоновским учением) в  период позднего эллинизма (в эпоху  заката Римской империи). У последователей Платона - неоплатоников Плотина (3 в. н. э), Порфирия - понятие Единого  приобретает центральное значение: Единое характеризуется ими как  божественное начало, первопричина всего  сущего, высшая истина, высшее благо  и высшая красота. Бытие целиком  зависит от божественного первоначала. Плотин устанавливает целую лестницу постепенного снижения первоначала: божественное первоначало, божественный ум, божественная душа и, наконец, природа. Природа создается  из материи путем проникновения  в нее обожествленного первоначала. Сравнивая это первоначало со светом, Плотин уподобляет материю  тьме. На вершине лестницы стоит  божественное первоначало, наиболее яркий  свет, внутри материи - тьма. Мир образуется из материи благодаря проникновению  в нее света, путем эманации (с  лат. букв. - истечение, излучение) божества. Единое первоначало в божественном уме дробится, теряет свое единство, переходит в множественность умов. Эти умы Плотин истолковывает как идеи, формы. Следующей стадией эманации божественного света является мировая душа, в свою очередь, подразделяющаяся на отдельные души. И, наконец, последняя стадия дробления света - это природа. Это схема в последующем была заимствована христианской философией.

3.3 Философия Аристотеля. Влияние Аристотеля

Большую работу по систематизации всей предшествующей философии проделал Аристотель (384-322 гг. до н. э). В его  системе философское знание той  эпохи приобретает наиболее всесторонний характер.

Аристотель в молодости  входил в кружок Платона. Несколько  лет (с 343 по 340 гг. до н. э) был воспитателем и учителем Александра Македонского. В 340 г. до н.э. основывает свою философскую школу в роще Ликея (ликей - лицей). Являясь мыслителем - энциклопедистом, Аристотель оставил сочинения по всем важным областям знания. Ему принадлежит заслуга впервые провести разграничение наук, выделив для каждой из них специальные области исследований, и установить различие между теоретическими, практическими и творческими науками. Теоретические науки: метафизика ("что после физики") - изучает первопричины всех вещей, первоначала всего сущего; физика - изучает состояние тел и определенные "материи"; математика - абстрактные свойства реальных вещей. Практические: этика - наука о норме поведения людей; экономика; политика. Творческие науки, связанные с деятельностью творцов: поэтика - теория стихосложения; риторика - теория ораторского искусства.

Учение о бытии (онтология). Основное содержание философского учения Аристотеля изложено им в работе (сборнике лекций) "Метафизике". Аристотель сохраняет характерное для элеатов (Парменида) и Платона понимания бытия как чего-то устойчивого, неизменного, неподвижного. Однако Аристотель не отождествляет бытие с идеями. Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. В результате Аристотель дает понятию бытия иное, чем Платон, толкование. Сущность - это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос: "Что есть вещь?" и представляет собой то, что делает предметы именно этим, не позволили ему слиться с другими.

Аристотель делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Материя у Аристотеля, также как и у Платона, - это первичный материал, потенция вещей. Придает же материи актуальное состояние, то есть превращает ее из возможности в действительность, форма. Таким образом, Аристотель понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма - это активное начало, начало жизни и деятельности. Чистые формы - идеальные сущности. Наивысшей сущностью Аристотель считает чистую, лишенную материи, форму - Перводвигатель, который служит источником жизни и движения всего Космоса. В соответствии с учением о сущности, Аристотель проводит классификацию причин бытия, выделяя четыре вида причин:

1. Материальные, то, из чего  состоят вещи, их субстрат.

2. Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то, что она есть.

3. Действующие или производящие - рассматривающие источник движения  и превращения возможности в  действительность, энергетическая  база формирования вещей.

4. Целевая или конечная  причина, отвечающая на вопросы  "Почему?" и "Для чего?".

Аристотель всегда связывал движение с соответствующей энергией (в пер. с греч. - действие, осуществление; понятие, впервые сформулированное Аристотелем), без которой не может произойти превращение потенциального в актуальное (возможного в действительное). Завершение развития, воплощение энергии у Аристотеля носит название энтелехии (достигнутый результат, цель движения, завершение процесса). Каждое бытие содержит в себе внутренние цели. Благодаря цели, заключенной в предмете, результат находится в бытии до его осуществления (телеологизм, полная целесообразность всего). Свое высшее развитие телеологизм Аристотеля находит в учении о перводвигателе, вечном двигателе. Указав, что движение вечно, Аристотель предполагал, что должно существовать нечто, что приводит все тела в движение. Это и есть первый двигатель. Сам он не может находиться в движении, ибо тогда следовало бы предположить наличие еще одного двигателя. Он сам есть энергия, чистая деятельность, не обладающая материей, в нем нет косного, он есть чистая форма - цель.

Учение о душе. Душа является формой по отношению к материи, однако, по Аристотелю, присуща лишь живому существу. Душа - это проявление активности живительной силы. Ею обладают только растения, животное и человек. Но в  каждом проявлении душа носит своеобразный характер. "Растительная душа" ведает функциями питания, роста и размножения, общими для живых существ. У животных к функциям души прибавляется способность  желания, то есть стремление к приятному  и избеганию неприятного.

Разумной же душой обладает только человек. Аристотель определяет разумную душу как такую часть  души, которая познает и думает. Разум составляет основное начало этой души. Он не зависит от тела. Он бессмертен и находится в тесной связи  с вселенским разумом. Будучи вечным и неизменным, он один способен к  постижению вечного бытия и составляет сущность первого двигателя, который  есть чистое мышление и которым живет  все в мире.

Учение о человеке. Главное  отличие человека от животного, по Аристотелю, основывается на способности человека к интеллектуальной жизни. Интеллектуальная же жизнь предполагает нравственную позицию, следование определенным нравственным правилам и нормам. Только человек  способен к восприятию таких понятий  как добро и зло, справедливость и несправедливость (идеи, выраженные в работе "Политика"). Центральное  понятие аристотелевской этики - добродетель. Аристотель разделял добродетель  на два главных вида: дианоэтические (интеллектуальные) и этические (волевые). Дианоэтические возникают преимущественно  путем обучения, этические складываются благодаря привычки. Решающее значение, для Аристотеля, имеют дианоэтические добродетели мудрость, разумная деятельность, благоразумие.

Добродетелью обладает не каждый человек, а лишь тот, кто сумел  ее активно обнаружить, тот, кто действует. Высшей формой деятельности является познавательная, теоретическая. Человек  получает высшее наслаждение не в  потреблении материальных благ, не в почестях, не в деятельности, направленной на достижение каких-то целей, пользы, а в самом процессе теоретической  деятельности, в созерцании. Общим  мотивом, звучащим в этических предписаниях Аристотеля, является стремление найти  среднюю линию поведения: "Середина - принадлежность добродетели".

Согласно Аристотелю, человек  есть политическое животное. Человек  родился политическим существом  и носит в себе инстинктивное  стремление к "совместному сожительству". Поскольку Аристотеля занимали, прежде всего, добродетели, применяемые и  осуществляемые в общественной жизни, постольку центральное место  он отводил понятию справедливости. Справедливым можно быть лишь по отношению  к другому человеку. Забота о другом, в свою очередь, есть проявление заботы об обществе. В справедливости человек обнаруживает себя, прежде всего, политическим общественным существом.

Аристотелевское влияние  европейская философия испытала только в средние века. К этому  времени относится огромный интерес  к мыслям и произведениям Аристотеля у многих представителей христианского  богословия периода схоластики (наиболее известным среди них был Фома Аквинский). Но известен Аристотель средневековым  философам был только со стороны  теоретико-познавательной, прежде всего - логической. Именно на логике Аристотеля базируются все логические разработки средневековой философии, именно она  сослужила огромную службу теологии ("Философия служанка богословия" - эта средневековая максима относится прежде всего к теории обоснования, доказательства, аргументации, тем логическим искусствам, которые применялись в целях защиты и подтверждения доводов схоластических богословов). Интересно отметить также, что Аристотель попал в средневековую европейскую философию через философскую традицию арабов (благодаря, напр., таким арабам-аристотеликам, как Ибн Сина и Ибн Рушд), которым он стал известен несколько ранее благодаря тому, что многие культурные центры античного мира оказались в их распоряжении в результате арабских завоеваний (напр., Александрия).

3.4 Эллинистически-римская  философия: стоицизм, скептицизм, эпикуреизм 

Период эллинизма и  эллинистических школ (эпоха Александра Македонского (2-я пол. IV в. до н. э) - до конца языческой эры (V-VI в. н. э) характерен переориентацией интереса с бытийных, онтологических, теоретико-познавательных проблем на решение проблем трагического человеческого существования, развитием предшествующей гуманистической проблематики прежде всего Платона, Аристотеля и Гераклита, привлечением идей восточной философии - египетской, персидской, индийской, а также сближением философии с религиозными мистическими и религиозными культами Ближневосточных цивилизаций. Мировоззренческая ориентация философии всё более сосредотачивается на жизни отдельного человека, социальная этика (столь развитая у Платона и Аристотеля) уступает место индивидуальной этике новых философских направлений. Если Платон и Аристотель главное средство нравственного совершенствования индивида видели в его включённости в общественное целое, то теперь, напротив, философы считают условием добродетельной и счастливой жизни освобождение человека от власти внешнего мира, и, прежде всего, от политической и социальной сфер. Ведущими школами этого периода были: эпикурейцы, стоики и скептики. Возникнув еще в рамках греческой культуры, они перешли почти без изменений в Римскую цивилизацию, которая в художественном и интеллектуальном планах полностью заимствовала достижения греков.

Эпикуреизм - материалистическое направление в древнегреческой  и римской философии, названное  по имени его основателя Эпикура (341-270 до н. в), древнегреческого философа-материалиста. Он основал в Афинах философскую  школу, получившую название "Сад  Эпикура". Порвав с философской  традицией классической эпохи, Эпикур не придавал знанию самостоятельной  ценности. Цель философии - обеспечение  безмятежности духа, свободы от страха перед смертью и явлениями  природы. Источником наших знаний являются чувственные восприятия, согласие с  ними и с основанными на них  общими представлениями - критерий истинности знания. Все заблуждения возникают  лишь вследствие ошибок нашей мысли. Эпикур и его последователи восприняли атомистическое учение Демокрита: во Вселенной  существуют только тела, находящиеся  в пространстве, воспринимаемые чувствами  и состоящие из атомов. Душа также  состоит из атомов - особо тонких и рассеянных по всему телу - и  похожа на ветер. Любые возникшие  тела со временем разлагаются, в том  числе и тело человека, а вместе с ним и его душа. Но "смерть не имеет к нам никакого отношения: когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас  уже нет". Ссылаясь на общее мнение всех людей, Эпикур признавал существование  богов (не вмешивающихся в мир). В  этике эпикуреизма основным понятием является наслаждение - единственное благо  для человека, причём наслаждение  понимается как отсутствие страдания. Лучшим средством избегнуть страданий  является самоустранение от тревог и  опасностей, от общества и государственных  дел, достижение независимости от внешних  условий, что возможно, если "жить незаметно". Среди римлян самым  выдающимся эпикурейцем был Лукреций (1 в. до я. э).

Информация о работе Лекция по "Философия"