Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 17:42, лекция
1. Предмет, метод и функции философии
2. Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения
Второй этап - этап вещественно-субстратного
представления о материи. Материя
отождествлялась с веществом, с
атомами, с комплексом их свойств, в
том числе свойством
Третий этап - философско-гносеологическое представление о материи (с точки зрения теории познания, противопоставления субъекта и объекта, сознания и материи). Сформировалось в условиях кризиса вещественно-субстратного понимания материи в 19 - 20вв. (немецкий идеализм, марксистская философия).
Четвертый этап - этап философского
субстанциально-
В материалистической философии материя определяется как субстанция (от лат. substantia - то, что лежит в основании), основа всех вещей и явлений в мире. К числу универсальных свойств материи относят ее несотворимость и неуничтожимость, вечность ее существования во времени и бесконечность в пространстве, неисчерпаемость ее структуры. Материи присуще движение как всякое изменение вообще (физическое, химическое, биологическое, социальное движения материи).
С понятием материального неразрывно связно понятие идеального (так как они определяются как правило друг через друга, нельзя представить сознание вне носителя, содержания, и материю - вне ее отражения).К. Маркс следующим образом определяет идеальное: "Идеальное - это материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней". Идеальными образами называются потому, что они, хотя по содержанию и соответствуют объективным предметам и явлениям, но не заключают в себе ни одного материального свойства, то есть они лишены массы, протяженности и т.д. Идеальное отличается от материального в том плане, как мысль о том или ином предмете и сам предмет.
Идеальное - субъективный образ объективной реальности, результат освоения мира человеком, представленный в формах его сознания, деятельности и культуры. Сферу идеального образуют многообразные формы отражения действительности: чувственные и мысленные образы, способы их построения и оперирования ими, духовные ценности и ориентации. Идеальное выступает как система отношений между независимыми от сознания и воли объективными явлениями и человеком, способным эти явления воспроизводить и преобразовывать в процессе своей теоретической и практической деятельности. Будучи производным от материального, идеальное приобретает относительную самостоятельность, становясь активным началом жизнедеятельности.
Возникнув на высоком уровне организации живой материи, идеальное первоначально выступает в форме чувств, образа мира, который служит необходимым фактором регуляции поведения. Благодаря преобразовательной деятельности людей, благодаря созданным ею продуктам - орудиям труда, искусству, религии, науке, нравственности, праву - развиваются различные формы идеального - формируются умственные образы, схемы и операции, складывается богатство ценностей и идеалов.
Основной вопрос философии
(с точки зрения марксистской философии,
диалектического материализма) - вопрос
об отношении идеального и материального,
материи и сознания, мышления и
бытия. Философы соответственно делятся
на два больших лагеря сообразно
тому, как отвечали они на этот вопрос
- лагерь материализма (берет начало
от Демокрита) и лагерь идеализма (восходит
к Платону). Материалистическое решение
основного вопроса философии
говорит о первичности
С точки зрения диалектического материализма, от характера решения основного вопроса философии, в конечном счете зависит рассмотрение не только всех без исключения проблем самой философии, но и мировоззренческих проблем любой конкретной науки, а также практических. вопросов политики, проблем морали, искусства, воспитания, юридической практики.
Идеализм принимает духовное
за основополагающий (первичный) принцип
бытия и мышления, тем самым
абсолютизируя идеальное, отъединяя
его от объективной действительности,
исторического процесса и реальной
деятельности людей. В различных
системах идеалистического мировоззрения
идеальное истолковывается в
виде изначальных нематериальных сущностей
- "идей" как прообразов всех вещей
(объективный идеализм Платоновского
типа); как особая субстанция наряду
с материальной (дуализм Декартовского
типа); как деятельность абсолютного
духа или мирового разума (объективный
идеализм Гегелевского типа); как особый
мир ценностей и значений (современный
критический реализм и
10. Закономерность и случайность
В философии понятия
Необходимость - отражение преимущественно внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношении действительности, основных направлений её развития; движение познания в глубь объекта, когда вскрываются его сущность, закон; способ превращения возможности в действительность, при котором в определенном объекте имеется только одна возможность, превращающаяся в действительность.
Случайность - отражение
внешних, несущественных, неустойчивых,
единичных связей действительности;
начальный пункт познания объекта;
результат перекрещивания независимых
причинных процессов, событий; способ
превращения возможности в
Необходимость вызывается регулярными
и постоянными причинами
В зависимости от степени
детерминированности (определённости),
причин возникновения, форм проявления,
структуры и характера
· необходимость, выражающая объективно существующие стороны и связи природы и общества;
· необходимость, выражающая объективно существующие стороны и связи идеальных явлений;
· внутренняя необходимость, вызванная к жизни природой самих явлений и процессов объективного мира;
· внешняя необходимость, порождаемая привходящими обстоятельствами;
· необходимость более общего, фундаментального порядка, действие которой распространяется на сравнительно широкий круг явлений действительности;
· сложная необходимость, определяющая поведение совокупности объектов, которая выражается статистическими закономерностями;
· простая необходимость, определяющая поведение индивидуальных макрообъектов, которая выражается динамическими закономерностями.
Случайность также подразделяется на ряд видов:
внутренняя случайность, органически связанная с данной необходимостью;
внешняя случайность, выступающая
как нечто постороннее по отношению
к данной необходимости и вызываемая
преимущественно побочными
объективная случайность, которая вызывается влиянием различных объективных условий; субъективная случайность, порождаемая субъективизмом, волюнтаризмом (волей), нарушением объективно действующих законов.
В истории философии в рамках материалистических учений признавался объективный (реальный) характер необходимости (закономерности) и случайности. В идеалистических философии эти категории выводились либо из некой духовной сущности (Платон, Гегель), либо из человеческого разума (Юм, Мах, неопозитивизм). Кант считал необходимость и случайность априорными (доопытными) формами рассудка.
Метафизические материалисты
(Спиноза, Гольбах) и некоторые естествоиспытатели
(К.Ф. Вольф, Ж. Ламарк) не видели связи
между необходимости и
Гегель показал
Фридрих Энгельс (переосмыслив
материалистически Гегелевскую
диалектику) подверг критике метафизических
материалистов, а также показал
несостоятельность
В ходе развития научного познания представления о соотношении и природе необходимости и случайности претерпели существенные изменения. Модель мира, созданная в классической механике, отвергая объективные основы случайности, ориентировала познание лишь на раскрытие необходимости - строго однозначных связей и отношений в природе (Ньютон: "Наука враг случайности"). Развитие термодинамики и утверждение статистических идей и методов (альтернативных жестким причинно-следственным динамическим связям действительности) привело к перестройке наук о природе, которая основывалась на признании случайности как самостоятельного начала, элемента строения и фактора эволюции материального мира (например, в эволюционном учении Дарвина развитие живой природы происходит путем постепенного накопления случайных изменений, которые на определённом этапе вызывают необходимые изменения и возникновения новых видов животных и растений).
Для понимания природы
случайности важное значение имело
создание квантовой механики (Нильсом
Бором, Гейзенбергом, в нач. 20-го века),
которая раскрыла вероятностный (случайностный)
характер поведения микрообъектов
(микрочастиц, из которых состоят
атомы), а также глубокую диалектическую
взаимосвязь необходимости и
случайности в квантовых
Лекция 2
1. Идея развития в философии
Идея развития выражает необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений:
обратимость изменений характеризует процессы функционирования;
отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофического типа;
при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и потому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии.
В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры (т.е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей). Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания.
Существенную характеристику процессов развития составляет время: во-первых, всякое развитие осуществляется в реальном времени, во-вторых, только время выявляет направленность развития.
Древняя философия и наука (натурфилософия, философия природы) не знали идеи развития в точном смысле этого слова, поскольку время тогда мыслилось как протекающее циклически (по кругу) и все процессы воспринимались как совершающиеся по заданной "oт века" программе (возникновение - становление - исчезновение - новое возникновение). Для античного мировоззрения не существовало проблемы необратимых изменений, а вопрос о происхождении мира в целом и его объектов сводился главным образом к вопросу о том, из чего происходит нечто. Идея замкнутого, совершенного космоса, лежавшая в основании всего античного мышления, исключала даже постановку вопроса о направленных изменениях, порождающих принципиально новые структуры и связи.
Представления о времени и его направлении меняются с утверждением христианства, выдвинувшего идею линейного (вперед, от сотворения мира) направления времени, которая распространялась им, однако, лишь на сферу духа (души). С возникновением эмпирической (опытной, экспериментальной) науки нового времени идея линейного направления времени в исследовании природы ведет к формированию представлении о естественной истории, о направленных, и необратимых изменениях, в природе и обществе. Переломную роль здесь сыграло создание научной космологии (Коперник, Галилей, Ньютон) и теории эволюции в биологии (Дарвин) и геологии. Идея развития прочно утверждается в естествознании и почти одновременно становится предметом философского исследования. Глубокую ее разработку даёт немецкая классическая философия, в особенности Гегель, диалектика которого есть по существу учение о всеобщем развитии, но выраженное в идеалистической форме (развивается, эволюционирует абсолютная идея, сначала в логике, потом в природе, истории, наконец, в обществе и философии). Опираясь на диалектический метод (рассмотрение явлений в их противоречивости - тезис и антитезис - и разрешение противоречий в синтезе, являющемся новым этапом развития), Гегель не только показал всеобщность принципа развития (закон перехода количественных изменений в качественные), но и раскрыл его всеобщий механизм и источник - возникновение, борьбу и преодоление противоположностей (в мысли, природе и обществе).