Лекция по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 17:42, лекция

Краткое описание

1. Предмет, метод и функции философии
2. Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции философия2.docx

— 322.54 Кб (Скачать файл)

7. Сознание и  язык

Проблемы сознания и языка, соотношения мысли и слова  интересовали философов с самого начало возникновения философии. Полагают, что сами философские проблемы, как  они были сформулированы у первых философов (Анаксимандра, Гераклита, Парменида, Платона, Аристотеля), сама форма их постановки, в значительной мере были обусловлены именно возможностями  языка выражать и формулировать  мысли. Сама мысль, мышления понималось уже в Древней Греции неразрывно связанным с языком (это нашло  выражение в понятии логоса, термине, обозначающем одновременно мысль и  слово в их единстве). Полагают также, что анализ поставленных проблем, например, представлении о строении вещей, предметов, самого вещества из простейших элементов, далее неделимых атомов было выведено из наблюдения над грамматическим строением предложения и самого слова (предложение совокупность связанных слов, слово состоит из простейших элементов - букв; даже философское понятие "элемент" было образовано от последовательности букв в латинском языке - L - M - N).

В современной философии  также большое значение имеют  проблемы, связанные с анализом языка  и его связью с мышлением и  познанием действительности. Эти  проблемы нашли свое наиболее полное выражение в возникшем еще  в 19 веке и продолжающем существовать в 20 веке философском направлении, получившем название "философия языка" (берет  своё начала от языковеда и философа Вильгельма Гумбольдта). Также уже  в 20-м веке в Англии, а затем  в Северной Америке, возникает направление, которое назвали "лингвистической  философией" (Людвиг Витгенштейн, Остин, Райл). В этом философском течении  анализируются прежде всего проблемы того, как структуры языка преобразовывают мысль, как мысль, неотделимая от языка, начинает жить по законам языка и тем самым отрывается от действительности (происходит гипостазирование, наделение самостоятельным бытием отвлечённого понятия, свойства, идеи, числа). Именно из гипостазирования языковых понятий (бытия, души, духа, сознания), полагают последователи этой школы, и возникли многие проблемы философии, которые не имеют никакого значения, если отвлечься от языкового выражения и обратиться к реальности. В рамках этого философского направления делались даже попытки полностью преодолеть философские проблемы, свести всю философию и ее вопросы к анализу языка, к "критике языка", которая будет равна очищению сознания от гипостазированных и пустых (выдуманных, выговоренных) сущностей.

В общем, язык обычно определяют как систему знаков, служащую средством  человеческого общения, мышления и  выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется  самосознание личности. Язык является специфически социальным средством  хранения и передачи информации, а  также управления человеческим поведением.

Диалектическая философия  рассматривает язык как общественно-историческое явление, служащее средством выражения  и объективации идеального, поскольку "идеи не существуют оторвано от языка" (Энгельс). Формирование и развитие категориальной структуры языка  отражает формирование и развитие категориальной структуры человеческого мышления.

С т. зр. Материалистической (натуралистической) трактовки, язык возник одновременно с возникновением общества в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей. "Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной  необходимости общения с другими  людьми" (Маркс). Биологическими предпосылками  человеческого языка явились  сложные двигательные и звуковые формы сигнализации, существовавшие у высших животных. В процессе антропогенеза (происхождения человека) звуки из средства выражения эмоций постепенно становятся средством обозначения  вещей, их свойств и отношений, начинают выполнять функции преднамеренного  сообщения; складывается относительно устойчивая связь между представлением о предмете и кинестетическими ощущениями речедвигательного аппарата (со слуховым образом звука). От элементарных, нечленораздельных  звуковых комплексов первобытные люди постепенно переходили ко всё более сложным обобщенным звуковым комплексам.

Возникновение членораздельной  речи явилось мощным средством дальнейшего  развития человека, общества и сознания. Благодаря языку осуществляется специфически человеческая форма передачи социального опыта, культурных норм и традиций, через язык реализуется  преемственность различных поколений  и исторических эпох. История каждого  языка тесно связана с историей той социальной общности (языкового  коллектива), которая является его  носителем.

Язык участвует в осуществлении  практически всех высших психических  функций, будучи наиболее тесно связан с мышлением. Связь эта нередко  трактуется как параллелизм речевых  и мыслительных процессов (соответственно устанавливается взаимоотношение  единиц языка и мышления - чаще всего  слова и понятия, предложения  и суждения), что связано с упрощённым толкованием языкового значения как непосредственного отражения  объекта в зеркале языка. Значение же есть система констант речевой  деятельности, обеспечивающих относительное  постоянство отнесения её структуры  к тому или иному классу (объектов); тем самым значение, поскольку  оно полностью усвоено носителем  языка, есть как бы потенциальный  заместитель всех тех деятельностей, которые оно опосредует для человека. Язык участвует в процессе предметного  восприятия, является основой памяти в её специфически человеческой (опосредствованной) форме, выступает как орудие идентификации  эмоций и в этом плане опосредует эмоциональное поведение человека. Можно сказать, что наряду с общественным характером труда язык определяет специфику сознания и человеческой психики вообще.

Звуковой язык, как и  пластика человеческого тела, является "естественной" системой знаков - в отличие от искусственных языков, специально создаваемых в науке (напр., логике и математике) или искусстве. Специфической особенностью человеческого  языка является наличие в нем  высказываний о самом языке, обусловливающей  способность языка к самоописанию и описанию других знаковых систем (самосознание языка, свойство языка  быть метаязыком). Другая особенность  языка - его членораздельность, внутренняя расчленённость высказываний на единицы  разных уровней (словосочетания, слова, морфемы, фонемы). Это связано с  аналитизмом языка - дискретностью (расчленённостью) смысла его единиц и способностью их к комбинированию в речи по известным правилам (это  свойство находит свое воплощение в  способности суждения, умозаключения, построения мыслей и рассуждений).

Аналитизм языка позволяет  ему строить тексты - сложные знаки, обладающие развитой системой возможностей (модальностей), временной мерой (разделением  прошлого, настоящего и будущего) и  выражением лица. Все эти особенности  языковых значений обусловливают универсальность  языка по сравнению с другими  знаковыми системами, позволяют  языку описывать мир как целое, называть предметы мира, описывать  поведение людей и давать личные имена людям и коллективам. Многообразные аспекты языка составляют предмет изучения различных наук: лингвистики, логики, психологии (психолингвистика), антропологии (этнолингвистика), истории культуры, литературоведения, социологии (социолингвистика), семиотики, теории массовой коммуникации. Перерабатывая данные конкретных наук, философия даёт им определ. истолкование в контексте решения таких общих проблем, как происхождение языка, взаимоотношение языка и сознания, место языка в процессе духовного освоения мира.

8. Специфика научного  знания 

Понимание специфики научного знания вытекает из того, как определяется сама наука и что она из себя представляет. Над проблемами науки  и самой наукой и ее месте в  культуре в современной философии  размышляют все философские течения (не только "философия науки" как  специфическое неопозитивистское  направление, оформившееся в начале 20 века). Из понимания того, что такое  наука, вытекает и собственно философский  вопрос о том, является ли сама философия  наукой, или это какая-то иная, специфическая  духовная деятельность. С одной стороны, философы Нового времени стремились сблизить философию с наукой, считали  саму философию научной деятельностью (Кант, Гегель), с другой - в 19 веке возникают  многие философские направления, которые  проводят резкое разграничение философии  и науки (иррационалистические течения - философия жизни, экзистенциализм, философская герменевтика). Уже в 20 веке эти тенденции продолжили свое развитие, и к концу этого века разделение и сближение философии и науки также продолжает существовать: философы науки видят цель философии в анализе принципов научного знания, его развития и эволюционирования, в рассмотрении методологии познания (анализа путей и способов получения знания в теории познания), в анализе парадигм и научных революций, тенденции же нерационалистического подхода к философии приводят новые трактовки философии как литературной деятельности (жанр литературы, аналогичных и параллельный другим литературным жанрам), как свободного творчества и осмысления, не зависимого от жестких принципов естественных наук.

В общем взаимосвязь между наукой и философией имеет сложный характер: помимо мировоззренческой интерпретации результатов науки, философию объединяет с наукой также стремление к построению знания в теоретической форме, к логической доказательности своих выводов. Специфика же научности в философии осмысляются следующим образом:

Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знании о действительности. В ходе исторического развития наука превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт. Понятие "науки" включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности - сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения, на основе открываемых ею законов, т.е. в широком смысле - теоретическое отражение действительности.

Будучи неотделимой от практического способа освоения мира, наука как производство знания также представляет собой специфическую  форму деятельности. Если в материальном производстве знания используются в  качестве средств повышения производительности труда, то в науке их получение - в  виде теоретического описания, схемы  технологического процесса, сводки экспериментальных  данных, формулы какого-либо препарата  и т.п. - образует главную и непосредственную цель. В отличие от видов деятельности, результат которых в принципе бывает известен заранее, научная деятельность дает приращение нового знания. Именно поэтому наука выступает как сила, постоянно революционизирующая другие виды деятельности.

От эстетического (художественного) способа освоения действительности науку отличает стремление к логическому (последовательному, доказательному), максимально обобщённому объективному знанию.

Наука, ориентированная на критерии разума, по своему существу также  была и остаётся противоположной  религии, в основе которой лежит  вера (в сверхъестественные, потусторонние, инобытийные начала).

Возникновение науки относят  к 6 в. до н.э., когда в Др. Греции сложились соответствующие условии. Формирование науки требовало критики и разрушения мифологических систем; для её возникновения был необходим также достаточно высокий уровень развития производства и общественных отношений, приводящий к разделению умственного и физического труда и тем самым открывающий возможность для систематических занятий наукой (теорией, феорией - букв. с греч. созерцанием, умозрением, в противоположность практической деятельности).

Развитию науки свойствен  кумулятивный (собирательный) характер: на каждом историческом этапе она  суммирует в концентрированном  виде свои прошлые достижения, и  каждый результат науки входит неотъемлемой частью в её общий фонд; он не перечёркивается  последующими успехами познания, а  лишь переосмысливается и уточняется. Преемственность науки обеспечивает её функционирование как особого  вида "социальной памяти" человечества, теоретически кристаллизующей прошлый  опыт познания действительности и овладения  её законами.

Процесс развития науки затрагивает  всю структуру науки. На каждом историческом этапе научное познание использует определённую совокупность познавательных форм - фундаментальных категорий  и понятий, методов, принципов и  схем объяснения, т.е. всего того, что  объединяют понятием стиля мышления. Напр., для античного мышления характерно наблюдение как основной способ получения знания; наука Нового времени опирается на эксперимент и на господство аналитического подхода, направляющего мышление к поиску простейших, далее не разложимых первоэлементов исследуемой реальности; современная наука характеризует стремление к целостному и многостороннему охвату изучаемых объектов.

Всю историю науки пронизывает  сложное, диалектическое сочетание  процессов дифференциации (разделения) и интеграции (соединения): освоение всё новых областей реальности и  углубление познания приводят к дифференциации науки, к дроблению её на всё более  специализированные области знания; вместе с тем потребность в  синтезе знания постоянно находит  выражение в тенденции к интеграции науки. Первоначально новые отрасли  науки формировались по предметному  признаку - сообразно с вовлечением  в процесс познания новых областей и сторон действительности. Для современной науки становится всё более характерным переход от предметной к проблемной ориентации, когда новые области знания возникают в связи с выдвижением определённой крупной теоретической или практической проблемы. Важные интегрирующие функции по отношению к отдельным отраслям науки зачастую выполняет философия, а также такие научные дисциплины, как математика, логика, информатика, вооружающие науку системой единых методов.

По своей направленности, по непосредственному отношению  к практике отдельные науки принято  подразделять на фундаментальные и прикладные. Задачей фундаментальных наук (физика, химия, биология) является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Непосредственная цель прикладных наук - применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Фундаментальные научные исследования определяют перспективы развития науки.

Информация о работе Лекция по "Философия"