Мир общения. Проблема межсубъектных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 11:44, реферат

Краткое описание

Целью и задача: написания данной работы является изучить роль общения в развитии личности.
Объектом: является общение человека.
Степень научной разработанности проблемы: проблема коммуникации и видов общения всегда являлась актуальной для отечественной и зарубежной науки. Достаточно широко освещена тема общения в психологической литературе, накоплен очень большой теоретический материал. Наиболее изученной частью данной проблематики являются механизмы, факторы общения и его функции. К этим темам обращаются многие ученые, как зарубежные, так и отечественные.
Активизация интереса отечественных исследователей к изучению проблемы общения относится к периоду конца 60-х - начала 90-х гг., но и сейчас уделяется большое внимание к изучению коммуникативного процесса.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Философское понятие общения и его функции ……………………………...5
2. Классификация общения……………………………………………………….10
3. Социализация личности в процессе общения………………………………...13
4. Межсубъектные отноше-ния……………………………………………………20
5. Феномен общения…………….…………………………………………………25
6. Деловое общение: содержание, структура, функ-ции…………………………28
Заключение…………………………………………………………………………34
Список литерату-ры

Вложенные файлы: 1 файл

МОЙ РЕФЕРАТ.doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)

   В значительной степени вакуум в понимании  мотивационных аспектов общения был заполнен концепцией персонализации, разработанной А.В. и В.А.Петровскими (35, 36). Постулируемая ими фундаментальная потребность в персонализации как трансляции себя другому, продолжения себя в другом открывает глубокую перспективу исследования многих явлений человеческого бытия. Персонализацию, однако, не имеет смысла приравнивать к общению: это привело бы к неоправданному расширению первого понятия и одновременно к потере им части своего содержания. Действительно, персона-лизация — процесс, по своему смыслу асимметричный, имеющий вполне определенное направление, вектор. Это — направление от более «богатой» личности к менее «богатой»; от личности, готовой внести духовный вклад, к личности, готовой его принять. Общение же — процесс симметричный: это деятельность, разворачивающаяся между людьми, но не деятельность, которую один из них производит с другим. Хотя в одних отношениях партнеры по общению могут быть сколь угодно различными (как различными могут быть по своему духовному уровню мать и дитя, художник и зритель, психотерапевт и пациент), в одном принципиальном отношении они равны — равны как свободные, уникальные и ценные друг для друга субъекты. Поэтому, хотя и во многих конкретных своих выводах концепции персонализации и общения достаточно близки друг к другу, в силу внутренней логики своих центральных понятий они описывают разные по уровню общности и смысловой нагрузке срезы проблемы. Следует, наконец, учесть и сказанное нами выше о наличии внут-риперсональных и сверхперсональных форм общения.

   5. Феномен общения 

   Человек является существом социальным, поэтому потребность в общении является его неотъемлемой характеристикой. Человек живет в обществе и связан с ним тысячами нитей. Нельзя жить в обществе, не общаясь с другими людьми.

   Универсальный характер общения порождает заблуждение о простоте феномена общения. Но не все кажущееся простым на первый взгляд, оказывается таковым на самом деле. Не зря же на протяжении веков понятием «общение» интересовались представители различных наук, таких как философия, социология, психология, культурология.

   Дать  однозначное определение понятия  «общение» очень сложно. В каждой дисциплине, изучающей общение, есть конечно, при этом свои особенности. Связано это с тем, что каждая из этих дисциплин изучает соответствующие  своим задачам определенные аспекты общения, поэтому, естественно, что и понятия общения в них различны, да и в каждой из этих дисциплин также нет порой единства и согласия, что является, видимо, отражением «борьбы» различных научных школ и направлений.

   Остановимся более подробно на рассмотрении феномена общения с позиций философии. Рассматривали ли философы общение как ценность?

Как уже отмечалось, проблема общения изучается социальными, гуманитарными, техническими, естественными и другими науками. В современной науке существует более ста определений понятия «общение». В результате человеческое общение понимается и характеризуется по-разному: а) как вид общественных отношений; б) как связь и взаимодействие; в) как духовный контакт двух или более индивидов; г) как процесс коммуникации с целью передачи информации; д) как деятельность.

     В самом общем смысле общение можно  определить как обмен информацией с помощью языка или жестов.

     С развитием общества интерес к  проблемам общения все возрастает.

     История формирования понятия «общение»  начинается с философского осмысления межличностных взаимоотношений в период Древнего Египта, Древней Индии и, особенно, в античном мире. Так, Демокрит понимает философию как своего рода искусство общения, искусство жизни, которое состоит в том, чтобы хорошо мыслить, говорить, поступать. Общение у Сократа понимается как равноправный диалог, взаимный разговор, беседа. Установка Платона о подчинении индивидуального государственному служит основой для понимания общения как некоего ритуализированного процесса, в котором призваны быть реализованы, в первую очередь, государственные потребности и интересы. Продолжая сократовскую традицию, Платон оценивает общение как благо: оно помогает познать себя и других, познать истину. Аристотель первым ввёл в оборот термин «общение», которое является основой для возникновения искусства, культуры, языка.

     Эпоха Возрождения, ознаменовала, прежде всего, ренессанс античных идеалов и, в  частности, ценностей светского  общения (вместо религиозно-средневекового)

     В Новое время вопросы природы и сущности общения, его роли в жизни человека получают свое дальнейшее развитие. Новое Время открыло основы функционального понимания общения. Ж.Ж. Руссо отмечал, что общительность есть природное свойство человека. Дж. Локк исследует воспитательную функцию общения, говоря о том, что общение способно благотворно повлиять на молодого человека, избавив его от недостатков.

     Немецкая  классическая философия (И.Кант, Г.Гегель) использует понятие «общение» в  его естественном значении, как характеристика межличностных отношений.

     Вопросами общения занимались и отечественные  философы. С 60-70-х годов двадцатого столетия понятие «общение» становится у нас специальным предметом философского анализа, хотя традиционно проблемами общения продолжали заниматься в основном психологи. Так, в журнале «Вопросы психологии» опубликована статья «Общение как ценность и как творчество». В этой статье отмечается, что «странным следует считать расщепленность исследований общения, творчества и ценностной мотивации, ибо в философском плане эти понятия фиксируют разные, но тесно связанные между собой проявления человеческого духа». (4;25)

     Характерный для начала двадцать первого века процесс гуманизации общественных отношений привел к смещению акцентов в системе общения. Место господствующих ранее классово-идеологических ценностей всё более занимают ценности общечеловеческие, такие, как доброта, искренность, милосердие, потребность в дружбе, любви, взаимопонимании, способность ценить не только свою свободу, но и свободу другого, понимание уникальности и ценности каждой личности, высокая значимость духовности и душевности. Проявляются эти качества в межличностном общении, которое становится, таким образом, самостоятельной нравственной ценностью в духовной жизни общества. Но, исходя из этого, возникает вопрос, а достигнут ли тот уровень культуры общения, который будет свидетельствовать о способности людей к проявлению этих качеств. И, не смотря на то, что про общение написано множество научных трудов, есть еще сферы , которые требуют изучения.

     Такое внимание к проблемам общения  совершенно не случайно: общение пронизывает  по существу все стороны жизни  общества и человека, оно начинает осознаваться и как ценность, и как «белое пятно» многих гуманитарных наук.

     Процесс общения регулируется, в первую очередь, нравственными ценностями, идеалами, принципами и нормами. Правовая регуляция не может охватить все тонкости, все нюансы, все многообразие, всю глубину этого загадочного «мира общения».

     Общение и мораль неразрывны: общение является той сферой, где мораль становится действительностью, где пересекаются сферы должного и сущего. Именно в общении реализуются те или иные нравственные ценности.

     Сафьянов  В.И. отмечает, что «в рамках философского анализа рассматривается, как правило, взаимосвязь понятия «общение» и категории «бытие»». (8;30)Он подтверждает это словами Бахтина М.М. «Само бытие человека... есть глубочайшее общение. Быть - значит общаться». (2) Точка зрения М.М. Бахтина схожа с позицией К. Ясперса, утверждавшего, что общение «есть универсальное условие человеческого бытия».

     Кроме того, общение определяют и как  «способ бытия культуры». (3;7)

     Говоря  об общении, философы делают замечание  о том, что «предварительно имеет смысл оговорить использование понятий «коммуникация» и «общение». Подчас они выглядят неравнозначными, с чем и связаны многочисленные попытки теоретически обосновать их нетождественность, хотя до единодушия в их трактовке далеко».(5;9)

     Все это лишний раз подтверждает, общение  это феномен, не имеющий границ для  его изучения.

     Проблемы общения - это вечно актуальные проблемы. Они во все времена, и особенно сегодня, привлекали и привлекают внимание философов, психологов: это отражается, прежде всего, в росте количества современных философско-этических концепций и публикаций по вопросам общения.

     Таким образом, следует заметить, что данная статья не является исчерпывающей в вопросе определения общения как ценность. В ней лишь намечаются возможные направления при изучении заявленной проблемы. 

      6. Деловое общение:  содержание, структура,  функции. 

      Существуют  разные виды общения: личное, деловое, формальное, ритуальное. Они отличаются друг от друга по цели, отношениям участников общения между собой, и формам поведения. Личностное общение – это общение индивидуальностей, в данный момент незаменимых друг для друга (например, влюбленные). При этом ценность общения выше конкретных целей, поводов и обстоятельств встреч. Например, Вы хотите встретиться с другом и предлагаете попить пива в баре или прийти к Вам домой. В случае же потребности немедленно попить пива Вам будет безразлично, в какой компании это произойдет. В большинстве случаев мы вступаем с людьми в социально-ролевое общение, при котором  наша роль, цель и обстоятельства  общения определяют наше поведение. То есть, в магазине Вы – покупатель, в такси – пассажир, а у врача – пациент, и Ваше общение с людьми будет соответствовать Вашему формальному положению относительно них. Деловое общение – особый вид общение, для которого характерно взаимодействие с целью обмена деятельностью, информацией или влиянием. У делового общения должен быть конкретный результат - продукт совместной деятельности, информация, карьера, власть, а также сопутствующие им интеллектуальный анализ и эмоциональные переживания. Понятие “деловое общение” подчеркивает целесообразность и возможность  разведения  субъективных желаний и объективных условий в процессе личного взаимодействия.

      В случае делового общения желание  общаться вторично по отношению к  необходимости. Принудительность - главный  признак, отличающий деловое общение от межличностного.

      Отличительные особенности обстоятельств делового общения:

      1.Общность  или целей или мотивов или  деятельности.

      2. Наличие общего социального пространства  –времени: организация, группа, команда.

      3.Взаимосвязанность  участников – система социальных ролей и иерархичность общения.

      4.Регламентация  форм общения. 

      Что же изучает  психология делового общения? Во-первых,  влияние личностных качеств, таких как когнитивный стиль, темперамент, интроверсия -экстраверсия,  характер, воля, способности, на поведение партнеров и результаты общения. Во-вторых,  особенности восприятия, понимания, коммуникативных барьеров и психологических защит, возникающих в процессе общения. В-третьих,   социально-психологические факторы - потребности, интересы, ценности, мотивы субъектов общения. В-четвертых,  подтекст, задний план реального поведения, обусловленный существованием субъективных, часто скрытых, целей участников общения.

      Реальным  пространством, в котором осуществляется деловое общение выступает организация.

      ОРГАНИЗАЦИЯ – форма объединения людей, обладающая целями, функциями и структурой, заданными внешней средой, существующая независимо от конкретных людей в ней взаимодействующих. Реальная социально-профессиональная структура общества существует как система организаций различного уровня и характера. Конечно, конкретная организация может быть создана людьми, собирающимися в ней работать ( захотели и создали фирму). Суть в том, что сама организационная форма деятельности существует объективно, и, создав собственную фирму, дальше вы будете жить по законам организационного поведения, характерным для организации вообще. Организация обладает не только целевым предназначением, но и собственным лицом и статусом в обществе, а так же корпоративной культурой: системой знаков, символов и ритуалов, позволяющим работникам идентифицировать себя как членов именно этой организации.

      Место работы – одна из важнейших взаимосвязей между отдельным человеком и обществом.  Внутренняя структура организации  включает в себя системы служебных и профессиональных ролей, которые исполняются людьми вне зависимости от их желания. Во-первых, это  система социальных ролей – начальники, коллеги, подчиненные,  партнеры, клиенты, в которых выступают субъекты делового общения.  Начальник (руководитель) – человек, обладающий правом распоряжения в заданном социально-профессиональном пространстве –времени в силу внешних обстоятельств и наличия специальных свойств. Роль начальника требует способности, решать, организовывать, приказывать, контролировать, поощрять и наказывать. Коллега – человек, находящийся с другим в одном профессиональном сообществе и близком социальном и служебном статусе. Эта роль предполагает отношения равноправия, профессионального взаимодействия, профессиональной лояльности и этики. Подчиненный – эта роль требует способности исполнять, следовать правилам и повиноваться. Начальник  и Подчиненный должны соблюдать дистанцию между собой. Партнерские отношения  означают осознание:

Информация о работе Мир общения. Проблема межсубъектных отношений