Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:52, контрольная работа
Мировоззрение является системой взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.
Говоря о природе мировоззрения, необходимо указать на потребность людей в понимании сущности и
характера своих взаимоотношений с мирозданием. Результатом духовного освоения многогранной ре-
альности является создание определенной системы взглядов на мир (т.е. мировоззрения). Субъектом
мировоззрения, т.е. ее носителем, может быть как отдельный индивид, так и целые социальные группы,
классы и общество в целом.
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ
1.1 МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО УРОВНИ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ
Мировоззрение является системой взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.
Говоря о природе мировоззрения, необходимо указать на потребность людей в понимании сущности и
характера своих взаимоотношений с мирозданием. Результатом духовного освоения многогранной ре-
альности является создание определенной системы взглядов на мир (т.е. мировоззрения). Субъектом
мировоззрения, т.е. ее носителем, может быть как отдельный индивид, так и целые социальные группы,
классы и общество в целом. Следовательно, мировоззрение – это вместе с тем и жизненные позиции,
программы поведения, действий людей. В нем в обобщенном виде представлены познавательные, цен-
ностные, поведенческие ориентиры и их взаимосвязи. Познавательные и ценностные нормы находятся
в сложном единстве и
формируются благодаря
могает получить целостность человеческого опыта.
Раскрывая зависимость мировоззрения при его формировании от определенных факторов, необхо-
димо учитывать естественно-
В структуре мировоззрения можно выделить разные уровни, которые определяются различной
глубиной отражения мира. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений.
Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением и миросозерцанием. Здесь фиксируются
лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Само мироощущение может
быть оптимистическим или пессимистическим, стимулирующим людей к труду и творчеству, либо на-
оборот, направляющим их на замыкание в своем личном мире, на отделение от внешнего мира и актив-
ной предметной деятельности в нем.
Следующие по глубине уровня отражения – мировосприятие и миропредставление. Здесь создается
цельная картина, обозначающая
взаимосвязь процессов и
ничено чувственным опытом и слабо определяется рациональным мышлением. Только тогда, когда
происходит отражение окружающего мира посредством понятий, формируется мировоззрение, способ-
ное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Понятийное отражение – самый глу-
бинный уровень отражения,
связанный с абстрактным
Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия.
Философия – это высший уровень и вид мировоззрения, теоретически оформленное, системно-
рациональное мировоззрение. Важно помнить, что разделение мировоззрения на части весьма условно,
так как все его компоненты находятся в тесной взаимной связи.
Философия является самым поздним в историческом плане видом мировоззрения, возникшим после
мифологии, религии и, конечно, обыденного мировоззрения. Формирование обыденного сознания требо-
вало выхода за его рамки и дополнения более широкими картинами и схемами природных явлений. Ве-
роятно, таким образом складывалась мифологическая форма мировоззрения, для которой характерны:
• антропоморфность (гр. аnthropos – человек + morphe – форма) – рассмотрение явлений приро-
ды по аналогии с человеком; им приписывались все те свойства, которые были у человека, например,
ощущения, желания, ненависть, любовь и т.п.;
• дескриптивность (англ. descriptive – описательный) – стремление к объяснению событий, явле-
ний в форме описательного рассказа, сказания, легенды; среди действующих фигур – герои и боги в ви-
де особых людей (например, мифы о Зевсе, Гере, Меркурии и др.);
• синкретизм (гр. synkretismos – соединение, объединение) – слитность, нерасчлененность объек-
тивного и субъективного
миров, что объясняется
этой формы мировоззрения;
• связь с магией, что свойственно более зрелому первобытнообщинному сознанию и выражается в
действиях колдунов, шаманов и других людей, вооруженных начатками научных знаний о теле челове-
ка, о животных, растениях.
Религиозная форма мировоззрения основана на мифологическом мировоззрении с его развитым
представлением о комплексе богов. В отличие от мифологии, религия акцентирует воображение и фан-
тазию на сверхприродном, духовном. На первый план выдвигается психологическая установка – вера в
Бога, в возможность человека установить связь с Абсолютом, достичь подлинных нравственных (боже-
ственных) ценностей и обеспечить свое бессмертие. Одной из существенных предпосылок становления
религии было постепенное развитие мышления человека, когда общие понятия («человек», «мир» и др.)
обретают в сознании самостоятельное бытие, способность к отрыву от своих реальных истоков и к на-
делению их самостоятельным существованием. Наиболее распространенными или, как принято их на-
зывать, «мировыми» религиями явились буддизм (IV – V вв. до н.э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.).
Главная черта всех религий – вера в сверхъестественное, сверхприродное.
И, наконец, самый поздний тип мировоззрения – философия. Она возникает на более высоком
уровне общественно-
ской формы духовной деятельности было связано с такой предпосылкой, как великий культурный пере-
ворот в Древней Греции в VII – V вв.
до н.э. Появляется новое – теоретико-
между человеком и миром, которое оформляется в рамках предмета мировоззрения.
Существует и так называемая натуралистическая форма мировоззрения, главной особенностью ко-
торой является решение общемировоззренческих вопросов с позиции понятий, принципов и законов от-
дельных конкретных наук (например, концепция тепловой смерти Вселенной Клаузиуса и Томсона).
В отличие от натуралистической формы, философия в решении мировоззренческих проблем опира-
лась на обобщение данных всей науки, всего человеческого опыта познания мира, включая и обыден-
ный.
В заключение можно указать на то, что все содержание философии пронизано любовью к мудрости,
бескорыстному к ней (греч. Phileo – люблю и sofia – мудрость). Мудрость – ее начало и конец, если во-
обще можно говорить о «конце» мудрости. И хотя стержень философии – мудрость, ведущим началом в
философии выступает
рационалистически-умозрительна
1 . 2 О с н о в н ы е ф и л о с о ф с к и е п р о б л е м ы
Реальность
философских проблем
общий характер проблем. Предельная широта философских проблем и понятий связана с их фун-
даментальностью для общего понимания мира, жизни, отношения человека к миру («что такое
субстанция?», «что такое причинность?» и т.п.). Во-вторых, это вечность проблем, их инвари-
антность (вопросы: «что такое смысл жизни?», «в чем заключается счастье?» и т.п. поставле-
ны в древнейшие времена, но остаются актуальными и сегодня).
Основной вопрос философии – это вопрос об отношении материи и сознания. Он является основ-
ным потому, что без него не может быть никакого философствования, никакой подлинной философии.
В зависимости от его
решения формулируются две
ции в мире: материализм и идеализм. От центрального вопроса расходятся несколько групп проблем,
соответствующих структуре философского знания: антропологические (экзистенциальные, касающиеся
проблемы подлинного существования человека), гносеологические (теоретико-познавательные), аксио-
логические (ценностные), праксиологические (духовно-практические) и онтологические (природно-
космические, в которых рассматриваются различные аспекты бытия). Эти группы проблем нередко пе-
ресекаются и взаимодополняют друг друга, например, в проблеме сознания. Все философские пробле-
мы, сколь бы «удалены» они ни были от центральной проблемы философии, конкретизируют ее и со-
действуют осуществлению интеграции всех проблем философии в единую целостность.
Экзистенциальные проблемы неразрывно связаны с существованием человека, с его духовной по-
требностью в осмыслении мира и своего отношения к нему. Для индивида весь мир оказывается раско-
лотым на две части: на мое «я» и остальное «не-я», включая природу, общество и других людей. Чело-
века волнуют проблемы смысла жизни, счастья, возможности личного бессмертия и т.д., поэтому фило-
софия антропоцентрична.
Развитие общественных, гуманитарных наук также рождает большое количество философско-
мировоззренческих проблем. Они связаны с социальным бытием человека, с осмыслением этого бытия
и человеческой деятельности. Таковы проблемы соотношения духовного и материального в жизни об-
щества, наличия или отсутствия нравственного прогресса, проблемы добра и зла, социальной справед-
ливости. Потребности эстетического, художественного освоения мира также порождают много про-
блем; центральной из них выступает проблема прекрасного, которая является предметом исследования
эстетики.
Широким источником философских проблем является естествознание и научно-технический про-
гресс. В науках о природе коренятся, в конечном счете, проблемы первоосновы мира, бесконечности
(или конечности) пространства и времени, проблемы субъектно-объектных отношений при познании
микромира и т.п.
1.3 ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ
Специфика каждой философской системы заключается в том, что она строится на определенных
принципах, представляет собой тот или иной способ философствования. Принцип (лат. рrincipium) есть
исходное положение любой
стижения реальности в рамках философии, но общей методологией для частных наук.
По основным базовым принципам философские учения разделяются на материализм и идеализм.
Решая основной вопрос философии, материализм придерживается принципа первичности материи по
отношению к духовному. Идеализм за первооснову бытия принимает духовный компонент.
Становление философских знаний должно рассматриваться и в сочетании с другими принципами и
способами, например, диалектикой. Диалектика рассматривается как принцип развития, которое
осуществляется благодаря противоречиям в самой сущности предмета и во многих философских кон-
цепциях считается основным методом познания.
В рамках материалистических и идеалистических воззрений используются разные принципы и спо-
собы исследований, благодаря чему
формируются разновидности
объективный и субъективный, материализм метафизический, механистический, диалектический и др.
Можно отметить также принципы сенсуализма и эмпиризма, которые имеют большое значение в фор-
мировании материалистических концепций. В рамках идеалистических систем, как правило, формиро-
вались такие принципы, как рационализм, иррационализм, панлогизм. Согласно идеалистическому
рационализму, основу всего сущего составляет разум. Одним из его важнейших направлений является
панлогизм (от греч. Pan – все и logos – разум), по которому все действительное есть воплощение разума,
а законы бытия определяются законами логики (Гегель). Иррационализм (от лат. irrationalis – неразум-
ный, бессознательный) состоит в отрицании возможности разумного и логического познания дейст-
вительности. Основной вид познания есть вера, инстинкт, откровение, а само бытие рассматривается
как иррациональное (А. Бергсон, М. Хайдеггер и др.).