Русская философия XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:52, контрольная работа

Краткое описание

Мировоззрение является системой взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.
Говоря о природе мировоззрения, необходимо указать на потребность людей в понимании сущности и
характера своих взаимоотношений с мирозданием. Результатом духовного освоения многогранной ре-
альности является создание определенной системы взглядов на мир (т.е. мировоззрения). Субъектом
мировоззрения, т.е. ее носителем, может быть как отдельный индивид, так и целые социальные группы,
классы и общество в целом.

Вложенные файлы: 1 файл

Обзор философской мысли.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ В  ФИЛОСОФИЮ

1.1 МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО  УРОВНИ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ

Мировоззрение является системой взглядов на мир  в целом и на отношение человека к этому миру.

Говоря о природе  мировоззрения, необходимо указать  на потребность людей в понимании  сущности и

характера своих взаимоотношений  с мирозданием. Результатом духовного освоения многогранной ре-

альности является создание определенной системы взглядов на мир (т.е. мировоззрения). Субъектом

мировоззрения, т.е. ее носителем, может быть как отдельный индивид, так и целые социальные группы,

классы и общество в целом. Следовательно, мировоззрение  – это вместе с тем и жизненные позиции,

программы поведения, действий людей. В нем в обобщенном виде представлены познавательные, цен-

ностные, поведенческие ориентиры и их взаимосвязи. Познавательные и ценностные нормы находятся

в сложном единстве и  формируются благодаря напряженной  духовно-практической работе, которая  по-

могает получить целостность  человеческого опыта.

Раскрывая зависимость  мировоззрения при его формировании от определенных факторов, необхо-

димо учитывать естественно-природные  и социально-культурные факторы.

В структуре мировоззрения можно выделить разные уровни, которые определяются различной

глубиной отражения  мира. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений.

Применительно к мировоззрению  он связан с мироощущением и миросозерцанием. Здесь фиксируются

лишь отдельные, внешние  проявления бытия, мир явлений, а  не сущностей. Само мироощущение может

быть оптимистическим  или пессимистическим, стимулирующим людей к труду и творчеству, либо на-

оборот, направляющим их на замыкание в своем личном мире, на отделение от внешнего мира и актив-

ной предметной деятельности в нем.

Следующие по глубине  уровня отражения – мировосприятие и миропредставление. Здесь создается

цельная картина, обозначающая взаимосвязь процессов и явлений. На этом уровне мировоззрение огра-

ничено чувственным  опытом и слабо определяется рациональным мышлением. Только тогда, когда

происходит отражение  окружающего мира посредством понятий, формируется мировоззрение, способ-

ное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Понятийное отражение – самый глу-

бинный уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением  и теоретическим познанием.

Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия.

Философия – это высший уровень и вид мировоззрения, теоретически оформленное, системно-

рациональное мировоззрение. Важно помнить, что разделение мировоззрения на части весьма условно,

так как все его компоненты находятся  в тесной взаимной связи.

Философия является самым поздним  в историческом плане видом мировоззрения, возникшим после

мифологии, религии и, конечно, обыденного мировоззрения. Формирование обыденного сознания требо-

вало выхода за его  рамки и дополнения более широкими картинами и схемами природных  явлений. Ве-

роятно, таким образом  складывалась мифологическая форма мировоззрения, для которой характерны:

• антропоморфность (гр. аnthropos – человек + morphe – форма) – рассмотрение явлений приро-

ды по аналогии с человеком; им приписывались все те свойства, которые были у человека, например,

ощущения, желания, ненависть, любовь и т.п.;

• дескриптивность (англ. descriptive – описательный) – стремление к объяснению событий, явле-

ний в форме описательного  рассказа, сказания, легенды; среди  действующих фигур – герои и боги в ви-

де особых людей (например, мифы о Зевсе, Гере, Меркурии и др.);

• синкретизм (гр. synkretismos – соединение, объединение) – слитность, нерасчлененность объек-

тивного и субъективного  миров, что объясняется антропоморфностью, пронизывающей все стороны

этой формы мировоззрения;

• связь с магией, что свойственно более зрелому первобытнообщинному сознанию и выражается в

действиях колдунов, шаманов  и других людей, вооруженных начатками научных знаний о теле челове-

ка, о животных, растениях.

Религиозная форма мировоззрения основана на мифологическом мировоззрении с его развитым

представлением о комплексе  богов. В отличие от мифологии, религия  акцентирует воображение и фан-

тазию на сверхприродном, духовном. На первый план выдвигается  психологическая установка –  вера в

Бога, в возможность  человека установить связь с Абсолютом, достичь подлинных нравственных (боже-

ственных) ценностей и  обеспечить свое бессмертие. Одной из существенных предпосылок становления

религии было постепенное  развитие мышления человека, когда  общие понятия («человек», «мир»  и др.)

обретают в сознании самостоятельное бытие, способность  к отрыву от своих реальных истоков  и к на-

делению их самостоятельным существованием. Наиболее распространенными или, как принято их на-

зывать, «мировыми» религиями явились  буддизм (IV – V вв. до н.э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.).

Главная черта всех религий – вера в сверхъестественное, сверхприродное.

И, наконец, самый поздний тип  мировоззрения – философия. Она возникает на более высоком

уровне общественно-экономического и культурного развития общества. Ее зарождение как специфиче-

ской формы духовной деятельности было связано с такой предпосылкой, как великий культурный пере-

ворот в Древней Греции в VII – V вв. до н.э. Появляется новое – теоретико-познавательное – отношение

между человеком и миром, которое  оформляется в рамках предмета мировоззрения.

Существует и так  называемая натуралистическая форма мировоззрения, главной особенностью ко-

торой является решение  общемировоззренческих вопросов с  позиции понятий, принципов и  законов от-

дельных конкретных наук (например, концепция тепловой смерти Вселенной Клаузиуса и Томсона).

В отличие от натуралистической формы, философия в решении мировоззренческих проблем опира-

лась на обобщение  данных всей науки, всего человеческого  опыта познания мира, включая и обыден-

ный.

В заключение можно указать  на то, что все содержание философии  пронизано любовью к мудрости,

бескорыстному к ней (греч. Phileo – люблю и sofia – мудрость). Мудрость – ее начало и конец, если во-

обще можно говорить о «конце» мудрости. И хотя стержень философии – мудрость, ведущим началом в

философии выступает  рационалистически-умозрительная ее сторона.

1 . 2 О с н  о в н ы е ф и л о  с о ф с к и е п р  о б л е м ы

Реальность  философских проблем определяется их спецификой. Во-первых, это предельно

общий характер проблем. Предельная широта философских  проблем и понятий связана  с их фун-

даментальностью для общего понимания мира, жизни, отношения человека к миру («что такое

субстанция?», «что такое причинность?» и т.п.). Во-вторых, это вечность проблем, их инвари-

антность (вопросы: «что такое смысл жизни?», «в чем  заключается счастье?» и т.п. поставле-

ны в древнейшие времена, но остаются актуальными и  сегодня).

Основной вопрос философии – это вопрос об отношении материи и сознания. Он является основ-

ным потому, что без  него не может быть никакого философствования, никакой подлинной философии.

В зависимости от его  решения формулируются две главные, принципиально разные всеобщие ориента-

ции в мире: материализм и идеализм. От центрального вопроса расходятся несколько групп проблем,

соответствующих структуре  философского знания: антропологические (экзистенциальные, касающиеся

проблемы подлинного существования человека), гносеологические (теоретико-познавательные), аксио-

логические (ценностные), праксиологические (духовно-практические) и онтологические (природно-

космические, в которых  рассматриваются различные аспекты бытия). Эти группы проблем нередко пе-

ресекаются и взаимодополняют  друг друга, например, в проблеме сознания. Все философские пробле-

мы, сколь бы «удалены»  они ни были от центральной проблемы философии, конкретизируют ее и со-

действуют осуществлению интеграции всех проблем философии в единую целостность.

Экзистенциальные проблемы неразрывно связаны с существованием человека, с его духовной по-

требностью в осмыслении мира и своего отношения к нему. Для индивида весь мир оказывается раско-

лотым на две части: на мое «я» и остальное «не-я», включая природу, общество и других людей. Чело-

века волнуют проблемы смысла жизни, счастья, возможности  личного бессмертия и т.д., поэтому  фило-

софия антропоцентрична.

Развитие общественных, гуманитарных наук также рождает большое количество философско-

мировоззренческих проблем. Они связаны с социальным бытием человека, с осмыслением этого бытия

и человеческой деятельности. Таковы проблемы соотношения духовного и материального в жизни об-

щества, наличия или отсутствия нравственного прогресса, проблемы добра и зла, социальной справед-

ливости. Потребности  эстетического, художественного освоения мира также порождают много про-

блем; центральной из них выступает проблема прекрасного, которая является предметом исследования

эстетики.

Широким источником философских  проблем является естествознание и  научно-технический про-

гресс. В науках о природе  коренятся, в конечном счете, проблемы первоосновы мира, бесконечности

(или конечности) пространства  и времени, проблемы субъектно-объектных отношений при познании

микромира и т.п.

1.3 ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ  ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ

Специфика каждой философской  системы заключается в том, что  она строится на определенных

принципах, представляет собой тот или иной способ философствования. Принцип (лат. рrincipium) есть

исходное положение любой теории, учения; философские принципы являются не только способом по-

стижения реальности в рамках философии, но общей методологией для частных  наук.

По основным базовым принципам философские учения разделяются на материализм и идеализм.

Решая основной вопрос философии, материализм  придерживается принципа первичности  материи по

отношению к духовному. Идеализм за первооснову бытия принимает  духовный компонент.

Становление философских знаний должно рассматриваться и в сочетании с другими принципами и

способами, например, диалектикой. Диалектика рассматривается как принцип развития, которое

осуществляется благодаря  противоречиям в самой сущности предмета и во многих философских кон-

цепциях считается основным методом познания.

В рамках материалистических и идеалистических  воззрений используются разные принципы и спо-

собы исследований, благодаря чему формируются разновидности материализма и идеализма: идеализм

объективный и субъективный, материализм метафизический, механистический, диалектический и др.

Можно отметить также принципы сенсуализма и эмпиризма, которые имеют большое значение в фор-

мировании материалистических концепций. В рамках идеалистических  систем, как правило, формиро-

вались такие принципы, как рационализм, иррационализм, панлогизм. Согласно идеалистическому

рационализму, основу всего сущего составляет разум. Одним из его важнейших направлений является

панлогизм (от греч. Pan – все и logos – разум), по которому все действительное есть воплощение разума,

а законы бытия определяются законами логики (Гегель). Иррационализм (от лат. irrationalis – неразум-

ный, бессознательный) состоит в отрицании возможности разумного и логического познания дейст-

вительности. Основной вид познания есть вера, инстинкт, откровение, а само бытие рассматривается

как иррациональное (А. Бергсон, М. Хайдеггер и др.).

Информация о работе Русская философия XIX века