Сознание и бессознательное в концепциях гносеологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

В предмете философии как всеобщем в системе «мир — человек»
коррелятом гносеологии являются познавательные субъектно-объектные отношения.
Гносеология изучает всеобщее, характеризующее познавательную деятельность человека.
Проблемная и предметно-содержательная специфика философской теории познания проясняется при ее сравнении с нефилософскими науками, изучающими познавательную деятельность. А наук, исследующих познание, становится все больше.

Содержание

Введение
1. Специфика философского подхода к познанию
2. Сознание-исторически главное в гносеологии
2.1. Античность:
2.1.1. Формирование понятийного аппарата
2.1.2. Цель познания – истина
2.1.3. Гносеология становится онтологичной
2.2. Современная трактовка сознания
2.3. Проблема самосознания и рефлексии от античности до немецкой классики
3.Бессознотельное
3.1. Краткий экскурс в историю
3.2. Соотношение сознательного и бессознательного
3.3. Две самостоятельных стороны единой психической реальности
3.4. Достижение нового знания
3.4.1. Эвристическая интуиция, как проявление бессознательного и методы ее инициации
3.5. Трансперсональная психология
4. Рассмотрение природы человеческого познания с точки зрения эволюционной эпистемологии
4.1. Адаптивный характер
4.2. Врожденные идеи
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 67.78 Кб (Скачать файл)

Бессознательное как совокупность архетипов, является осадком всего, что было пережито человечеством, вплоть до его самых темных начал. Но не мертвым осадком, не брошенным полем развалин, а живой системой  реакций и диспозиций, которая невидимым, а потому и более действенным образом определяет индивидуальную жизнь".

Архетипы тесно  связаны с символикой и проявляются  в сновидениях, художественном творчестве и т. п. "Коллективное бессознательное,— отмечает К. Г. Юнг,— является огромным духовным наследием, возрожденным в каждой индивидуальной структуре мозга. Сознание же, наоборот, является эфемерным явлением, осуществляющим все сиюминутные приспособления и ориентации, отчего его работу, скорее всего, можно сравнить с ориентировкой в пространстве. Бессознательное содержит источник сил, приводящих душу в движение, а формы или категории, которые все это регулируют — архетипы. Все самые мощные идеи и представления человечества сводимы к архетипам. Особенно это касается религиозных представлений. Но и центральные научные, философские и моральные понятия не являются здесь исключениями. Их можно рассматривать как варианты древних представлений, принявших свою нынешнюю форму в результате использования сознания, ибо функция сознания заключается не только в том, чтобы воспринимать и узнавать через ворота разума мир внешнего, но и в том, чтобы творчески переводить мир внутреннего во внешнее"(далее в разделе “трансперсональной психологии”мы рассмотрим эту проблему более подробно ) 

 

3.3. Две самостоятельных стороны единой психической реальности.  

 

Итак, бессознательное  и сознательное являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека; между ними довольно часты противоречия, порой конфликты, но они взаимосвязаны, взаимодействуют между собой и способны достигать гармоничного единства. В бессознательном заключены богатые возможности для рационализации человеческой жизнедеятельности, в особенности это касается творческой деятельности субъекта. Сознание, "питая" и в значительной мере формируя бессознательное, в целом способно его контролировать, а также определять общую стратегию поведения человека. И хотя поведение человека, особенно социальное его поведение, определяются сознанием, осознанное поведение не исчерпывает всех поведенческих актов, в нем остается место и бессознательному.

В генезисе психики  человека бессознательное выступает  первым, а сознательное вторым этапом ее формирования и развития. Но с возникновением сознания бессознательное не растворяется в нем, оно становится уровнем человеческой психики, начиная активно взаимодействовать с уровнем сознания. Более того, под влиянием эволюции сознания бессознательное развивается, изменяется и обогащается по своей структуре, функциям и содержанию. Бессознательное у человека и бессознательное у животных при общих сходных чертах обладает существенными различиями. Бессознательное в субъекте очеловечивается и социализируется; оно биосоциально по своей природе. Воспринимая мир, “прочитывая” его, человек получает информации неизмеримо больше той, которая предопределена перцепцией.

Рационально-ориентированное  сознание, напротив, логично, открыто, прямолинейно; познание протекает в  пределах заданной концептуальной системы  абстракций и понятий, в рамках зафиксированных  смыслов и оценок

Вынужденное функционировать  в условиях “колеи” сознание выполняет  только предписанные ему действия, но не напрягается. Из присущей рационализму непреложности, духа регламентации, авторитет  которой поддерживается заданной системой абстракций, вытекает и соответствующий  образ реальности – жестко организованной конструкции, которая подчиняется  законам логики.

Инвариантность исходных начал обеспечивает объективность, точность и общезначимость. Но в  этой познавательной процедуре имеется  и другая сторона. Зафиксировав общность, единообразие, такой ход мысли  помещает разные явления как бы на одну плоскость, или точку. Подобные действия приводят к тому, что смысловое  разнообразие уплотняется до единого  значения, “склеивается”. Быть рациональным – значит наделять предметы свойствами линейности, одноразмерности, непротяженности и т.п., то есть производить операцию редукции. Последняя ведет, как известно, к унификации смыслов, к сокращению степеней свободы

Представляется, что существуют некие глубинные мотивы перманентной приверженности к обобщающим процедурам, свойственным рационализму. Их следует  связывать, думается, с потребностью психической стабильности, опирающейся  на консервативно-охранительные структуры  сознания. Человеческому духу органически  важно, чтобы полученные результаты воспроизводились, чтобы ожидаемые  события наступали вовремя и  в нужном месте. “Тоска” по единообразию – этому синониму общезначимости – служит выражением такой приверженности.  

 

3.4. Достижение  нового знания. 

 

Познание означает достижение нового знания. Предметом познания является не только внешний мир, но и человек, его внутренний мир. Познание так или иначе обращено к самому себе, стремится выяснить пути и способы достижения нового знания.

Весьма сложным и противоречивым образом проявляется ситуация незнания о знании на уровне индивидуального  субъекта. Она связана здесь с  функционированием бессознательной сферы психики и ее многообразными взаимоотношениями с сознательной сферой. Это выражается часто в форме таких феноменов, как «вытеснение», «психологическая защита», символизация текущих сознательных переживаний, арефлексивность ценностных и смысловых структур, которые обусловливают направленность интересов и познавательной активности субъекта, его парадигмальные установки.

Особенный интерес представляет анализ процесса зарождения и оформления в сознании субъекта принципиально  новой идеи, та его стадия, когда  содержание этой новой идеи еще полностью  не оформилось и ее подлинное значение еще не осознано самим творцом, не вербализовано адекватным образом — его знание о произведенном им новом знании еще смутно, граничит с незнанием. Все эти вопросы остаются пока крайне слабо исследованными, хотя имеют для гносеологии первостепенное значение, ибо выражают самый важный и интересный аспект познавательного процесса — акт творчества.

Ситуация «незнание о  знании», как видим, в той или  иной форме своего проявления всегда сопровождает познавательную активность субъекта, выражает одно из его «непреходящих» состояний,  постольку может рассматриваться  как один из «непреходящих» объектов гносеологического анализа. 

 

3.4.1.Эвристическая  интуиция, как проявление бессознательного.  

 

Интуиция, если собрать все  высказывания о ней, оказывается  поистине вездесущей: она дает направления  исследованиям, формирует наглядные  мысленные модели объектов, истолковывает  эмпирические данные, конструирует фундаментальные  понятия и общие принципы теории, вырабатывает гипотезы, стимулирует  выбор эффективных приемов и  методов исследовании. Короче, трудно назвать какой-либо познавательный процесс, ведущий к новым научным  результатам, который сами деятели  науки связывали бы с интуицией.

Проблема интуиции имеет  богатейшее философское наследие.

Впервые черты философской  проблематики в вопросе об интуиции наметились в учениях Платона  и Аристотеля. Но именно здесь была отвергнута чувственная природа  интуитивного познания. Интуиция была как бы перенесена в сферу абстрактного мышления.

И только в 17 в. Реве Декарт является одним из “первооткрывателей” философской  проблемы интуиции. Декарт тесно увязывает  интуицию с логическим процессом, считая, что последний просто не может  начаться без некоторых исходных, предельно ясных положений. При  этом не делается никакого противопоставления интуитивного и дискурсивного знания.

Если говорить о месте  интуиции в научном творчестве, то здесь важно как не переоценить, так и недооценить ее важность.

Согласно новейшим исследованиям  в области нейрофизиологических основ функционирования мозга человека, практически любая его мыслительная деятельность сопряжена с работой  как сознательных (левополушарных), так и подсознательных (правополушарных) психических процессов.

Традиционно инсайт, как результат интуиции рассматривается, как следствие некоторого скачка, разрыва в мышлении, когда человек обнаруживает результат, не вытекающий однозначно из посылок. При этом, как правило, поражает не сам факт скачка, а его величина, ибо небольшие скачки присущи практически каждому творческому процессу. интуиция – это получение результата путем, промежуточные этапы которого не осознаются. Итак, все, что совершается интуитивно, должно быть внезапно, неожиданно, непосредственно очевидно, неосознанно быстро, безотчетно легко, вне логики и созерцания и в то же время само по себе логично и основано на предшествующем чувственном опыте

Попробуем разобраться в  том как это происходит:

Как инициировать интуицию? Управлять интуицией, насколько  это вообще возможно, значить овладеть способами инициирования процессов  самодостраивания и направленного морфогенеза на поле мозга и сознания. Но для этого необходимо, прежде всего, уяснить себе смысл процесса инициирования.

Дело в том, что эффективны слабые, но топологически и темпорально правильные – резонансные – воздействия на психику и мозг. Важна симметрия, правильная конфигурация или “архитектура” воздействий. Словом необходим резонансный хронотоп.

Практика резонансных  воздействий человека на самого себя, на свое тело и мозг, получила наибольшее развитие на Востоке. Ведь если рассуждать по крупному счету, то техника йоги и буддийских погружений в себя (в  особенности в чань- и дзэн-буддизме) представляет собой, по сути дела, описания совокупности приемов для раскрытия своих психосоматических возможностей, т.е. для самосовершенствования, для овладения своим телом и сознанием, для инициирования интуиции.

Одна из первоначальных и  необходимых ступеней для начала путешествий сознания, для освобождения интуиции – это достижение состояния  “безмолвия ума”, успокоения в себе физической, витальной и ментальной сфер. Впадение в это состояние  достигается посредством особого  рода ритуальных упражнений.

Состояние “безмолвия ума”, транса или самадхи дает возможность пробиться к случаю, хаосу, ничтожным флуктуациям или малым влияниям (по разным интерпретациям, влияниям подсознания, сверхсознания или самой действительности). Эти мельчайшие флуктуации были несоизмеримы с океаном чувств и бурным потоком мыслей, в которые погружен человек в своем обычном состоянии. А в состоянии самадхи эти флуктуации становятся более выпуклыми и осязаемыми. Cознание начинает двигаться свободно. Оно избавляется от своей собственной цензуры и табу,

Когда вы взялись за решении проблемы, установили цель и т.д., ваше подсознание автоматически приступает  к работе над задачей. Это происходит под поверхностью вашего сознания. А потому внезапные вспышки вдохновения, моменты «эврики», эдакие пузыри прозрений всплывают на поверхность совершенно неожиданно.

С точки зрения синергетики  механизм интуиции можно представить  как механизм самодостраивания структуры (визуальных и мысленных образов, идей, представлений) на поле мозга и сознания. Самодостраивание целостной структуры, по-видимому, происходит как в процессе научного, так и в процессе художественного творчества. Отсюда вытекают и поиски способов управления творческой интуицией, насколько это вообще возможно. Управлять интуицией значит инициировать самопроизвольное достраивание, переструктурирование сенсуального и интеллектуального материала.

 ”Случай помогает  лишь умам, подготовленным к открытиям  путем усидчивых занятий и  упорных трудов”

Синергетика свидетельствует  о том, что хаос является конструктивным механизмом самоорганизации сложных  систем. А именно, он необходим, для  того чтобы система вышла на собственную  тенденцию развития, чтобы инициировать процесс самодостраивания.

В качестве аналога хаоса  в когнитивных процессах можно  истолковать измененные состояния  сознания.

Во всех древних культурах  интенсивно практиковалось прибывание в необычных состояниях сознания, а на разработку различных методов его изменения было затрачено огромное количество ресурсов. Измененное сознание использовалось как мощное средство познания и решения практических задач.

Однако в течении нескольких предыдущих веков интерес к подобным состояниям в европейской культуре не проявлялся .Условия жизни общества в это время значительно изменились благодаря рациональности, логике и здравому смыслу, а потому обычное состояние сознания поощрялось и обьявлялось единственно нормальным.

Однако в последнее  время ученые обратили внимание на необычные состояния сознания.

Традиционно считается, что  сознание каждого из нас заключено  в нашем черепе и абсолютно  отдельно от других людей. В то время  как имеющаяся у нас картина  человеческого сознания, заключенного в черепную коробку, могла казатся истинной там, где рассматривались повседневные состояния сознания, она становится бесполезной, когда мы выходим в необычные состояния сознания, достигнутые посредством медитации, гипноза, психоделических сеансов и эмпирической психотерапии.

Современное исследование сознания подтверждает тот факт, что у нашей  психики нет реальных абсолютных границ; напротив, мы являемся частью бесконечного поля сознания, а следовательно имеем бесконечное множество источников познания. Несмотря на современные предубеждения против открытия трансперсональной области для серьезных исследований, в изучении человеческого сознания было множество первооткрывателей, посвятивших этому делу всю свою жизнь. Одним из них являлся К.Г.Юнг.

Информация о работе Сознание и бессознательное в концепциях гносеологии