Содержание
Введение
1.Запад-Восток-Россия. Идеология,
культура, религия (сравнительный анализ).
2."Традиционная культура"
и культура современных цивилизованных
стран. Диалог или подавления?
3. Специфика русской национальной
традиционной культуры.
Заключение.
Введение
Ценности – это обобщенные
представления людей о целях
и средствах их достижения, о нормах
своего поведения, воплощающие исторический
опыт и концентрированно выражающие
смысл культуры отдельного этноса и
всего человечества. Ценности — важнейшие
компоненты человеческой культуры наряду
с нормами и идеалами. Человек, в отличие
от представителей животного мира, существующих
по заданной инстинктами программе, живет
в системе ценностей, которая призвана
удовлетворить духовные потребности личности
и обеспечить ее социальную адаптацию
в мире себе подобных. Совокупность ценностных
ориентаций внутреннего мира индивида
составляет один из главных компонентов
Личности. Американский психолог А. Маслоу
писал: «Наличие системы ценностей настолько
важно для самореализации личности, что
ее подавление или отсутствие ведет к
ее распаду и, как следствие, – тяжелейшим
психическим расстройствам».
За время своего многовекового
существования человечество выработало
наиболее распространенные две системы
ценностей – западную и восточную,
но некоторые страны до сих пор
занимают промежуточное положение
между ними.
К сожалению, в наше время
во многих странах, особенно западных
наблюдается подмена истинных универсальных
ценностей рыночными или утрата их
полностью. Это негативно отражается не
только в жизни каждого человека в частности,
но и прогрессе страны в целом.
1.Запад-Восток-Россия.Идеология,культура,
религия (сравнительный анализ).
Система ценностей
формируется под воздействием
мышления. Восточная, природоцентристская
парадигма мышления складывалась
в соответствии с тем типом
мышления, который К. Г. Юнг
назвал интровертивным. Для него
характерны иррациональные способы
познания мира, обращенность на
внутренний мир, на самопознание,
предметность. Этот тип мышления отличает
холистичное, целостное восприятие действительности,
континуальность - непрерывность, в соответствии
с которой в первую очередь осваиваются
не отдельные, конкретные сущности, а постигается
Абсолют, то есть нерасчлененное бытие.
Тип мышления, который Юнг связал с Западом,
называется экстравертивным и для него
характерны рациональность, абстрактность,
обращенность на внешний мир, оперативность
- мир постигается путем деятельностного
освоения.
Характеристики мышления
настолько точно совпадают с ценностными
установками, что их описывают близкими,
почти синонимичными понятиями: холизм
– Абсолют, интровертивность – самопознание,
созерцательность – консервативность,
дискретность – индивидуализм, экстравертивность
– познание, преобразование внешнего
мира, активность – новаторство.
Общей чертой для
ценностных систем Востока является
то, что верхние этажи иерархии
ценностей занимают категории
бытия, наиболее близкие к Абсолюту,
Универсуму: сам по себе Космос,
Вселенная; затем – Порядок,
закон, по которому существует
все в природе; Природа как
форма существования космоса,
Абсолют явленный. Следующие по
нисходящей этажи ценностной
иерархии занимает общество как
целостная форма существования
человека. При этом человек в
восточной системе ценностей
не занимает никакое место,
ибо это частность. Личность
как ценностная категория на
Востоке возникнуть в принципе
не может. Человек всегда будет
восприниматься как мельчайшая
частица мироздания, в котором
все будет старше и важнее
человека, ибо природа может существовать
без человека, а человека без
природы нет. При этом все
в природе живет и существует
по естественному закону. Жизнь – есть
осуществление этого закона. И только
человек в природе наделен субъективной
волей, что позволяет ему нарушать этот
естественный ход вещей. Поэтому человек
может выступать и как антиценность –
как существо, наделенное грехом, чем не
наделено больше ничто и никто в природе.
Ценностные системы
Запада возникли в пределах
рационального типа мышления. И
в соответствии с ним (дискретность,
моторика, экстравертивность, экспериментирование)
иерархия ценностей будет практически
противоположной Востоку. Человек
здесь выступает как венец
творения в религиозной системе
мышления или царь природы
в атеистической, или мера всех
вещей как философское кредо.
В экстравертивном, рациональном
типе мышления человек уже мыслит,
оперируя, действуя. Для него сама мысль
есть действие. Поэтому вершину иерархии
ценностей здесь занимает не просто человек,
а именно активная личность. И личность
имеет на Западе приоритет перед обществом.
В свою очередь природа по отношению к
обществу занимает подчиненное положение.
Общество будет реализовывать инновационный
тип развития. Новации займут даже высокое
место в иерархии ценностей. Такое общество
ориентируется на установку «все новое
- лучшее». Природа в этой системе ценностей
(в соответствии с экстравертивным типом
мышления) противопоставлена человеку.
Более того, она еще является объектом
его деятельности, причем достаточно малоценным,
ибо человек обладает большей ценностью.
Отношение к ценности “Cемья”
Семья, с позиции социологов,
представляет собой малую социальную
группу, основанную на брачном союзе
и кровном родстве, члены которой
связаны общностью быта, взаимной
помощью, моральной ответственностью.
На западе семья,
которая прежде являлась в
первую очередь главной ценностью,
перестает быть таковой, а функции
секса уже не ограничиваются
задачами деторождения и продолжения
рода. Наделение женщин равными с мужчинами
правами привело к тому, что основой брака
стала не экономическая взаимовыгода,
а «идея романтической любви». Семья в
традиционном понимании - живущие под
одной крышей отец, мать и дети, рожденные
в браке - постепенно превращается в «институт-пустышку».
Высшие задачи и функции семьи понимаются
все более упрощенно, материально, даже
физиологично, с позиций собственного
удобства. Семьи нуклеарны – состоят только
из родителей и детей, чаще всего одного
ребёнка, также возросло число бездетных
семей. Вместо традиционных семейных ценностей
приходят новые, менее обременительные.
Вместо долга, обязательности предпочтение
отдается безответственности, совесть
уступает место практицизму, рационализм
заменяет сердечность и милосердие, любовь
превращается в партнерские отношения
полов. В связи с этим в западных странах
такое большое количество разводов и матерей-одиночек.
Практически речь идет о духовном кризисе
человека и общества.
На востоке, особенно
в таких развитых странах как
Китай и Сингапур, семья по-прежнему
мыслится как основа общества
и гарантия счастья и спокойствия
для ее членов. Строгие запреты
на половую жизнь до брака,
как и жизнь в неофициальном
браке, в последние годы ослабли,
однако матери-одиночки здесь
по-прежнему редкость, разводов мало,
а о стариках принято заботиться
в семье, а не сдавать их
в «дома престарелых». Нередко
семья является частью разветвленного
клана родственников, члены которого
обязаны помогать друг другу.
Часто крупные расходы, например,
оплату образования, берут на
себя дальние родственники. Дети
обязаны демонстрировать уважение
к старшим - это важнейшая составляющая
«сыновнего почтения», заповеданного
еще Конфуцием: «Сыновнее почтение
- основа всех добродетелей. Она
начинается с почтения к отцу,
продолжается в верности повелителю,
а заканчивается нахождением
своего места в жизни». По иронии
судьбы самый большой удар
по традиционному сыновнему почтению
нанесла политика ограничения
рождаемости: появилось поколение
«единственных детей», на которых
родители буквально молятся и
которые, не имея братьев и
сестер, не научились с детства
считаться с другими и делиться.
Китайцы называют таких детей
«маленькими императорами», их очень
много в любом крупном городе, а заняты
они в основном любимым спортом: как бы
заставить родителей раскошелиться. В
сельской местности, где ограничение рождаемости
соблюдается не всегда, семьи сконцентрированы
на том, чтобы разбогатеть, а иногда и чтобы
выжить, а не на капризах малышей. Но несмотря
на это подмена истинных семейных ценностей
в Китае не произошла.
Русская семья представляет
собой соединение западных и
восточных традиций. Семья в современной
России включает в себя одновременно
и традиционность восточной семьи
и свободу отношений западной
модели. Нахождение России между
западом и востоком наложило
на всю культуру нашего государства
свой отпечаток, при чем в России
не столько существует и та и другая модель
семьи в чистом виде, как чаще встречается
третья, смешанная модель, которая одинаково
характеризуется и теми и другими признаками.
Например, для смешанной модели характерно
почтительное отношение к родственникам,
но при этом часто при почитании старших
главой семьи является добытчик. В отличие
от западной модели, где поколения одного
рода как правило не поддерживают тесных
контактов, для русской семьи это свойственно,
но при этом в отличие от семьи восточной
несколько поколений редко проживают
под одной крышей, так как молодое поколение
старается приобрести как можно больше
свободы от старшего, при этом оставаясь
в зоне влияния родителей, и часто можно
наблюдать, как родители помогают уже
взрослым детям, а то и решают за них что
и как делать.
Таким образом, русскую семью
нельзя однозначно отнести к тому или
иному типу.
Отношение к ценности “Патриотизм”
Естественной потребностью
гражданина и проявлением его
патриотизма является чувство
гордости, глубокое уважение и
почитание символов своей страны.
Патриотизм выражается в мировоззрении,
нравственных идеалах, нормах
поведения человека и проявляется
в его поступках и деятельности.
Вместе с тем, патриотизм проявляется
и в коллективных чувствах, оценках,
в отношении к своему народу,
его образу жизни, истории,
культуре, государству, системе основополагающих
ценностей. Патриотизм — это
сознательно и добровольно принимаемая
позиция граждан на основе
индивидуальной свободы. Своим
воздействием патриотизм охватывает
все поколения, каждого человека.
Таким образом, патриотизм выступает
элементом гражданского общества,
а его недооценка приводит
к ослаблению социально-экономических,
духовных и культурных основ
общества. Патриотизм по своей
сути и смыслу — нравственная
основа жизнеспособности общества.
Своим воздействием патриотизм
охватывает все поколения.
Широко известно, как
государственные символы почитаются
на западе: в искусстве, кино, повседневной
жизни людей. У людей сформировано
отношение к государственным
символам как к своим. Кинорежиссер
и преподаватель А. Митта заметил: «Я бы
сказал, что любовь к символам — и к флагу,
гербу и так далее появляется тогда, когда
есть некоторое чувство благодарности
Родине, обществу, государству — это совершенно
естественно».Но патриотизм в некоторых
западных странах, например, США иногда
приобретает некоторую националистическую
окраску.
На востоке также
почитаются государственные символы
и развито патриотическое чувство.
Здесь хочется отметить особое
отношение к патриотизму в
Китае. Китайское правительство
проповедует подлинный патриотизм.
В Китае никогда не пропагандировали
и не разжигали так называемый
«национализм», используя патриотизм.
Китай проводит политику открытости
ко всем странам мира, развивает
дружественные отношения и взаимовыгодное
сотрудничество со всеми странами
мира. Люди здесь не только
почитают государственные символы,
но и настолько пронизывают
свою жизнь патриотизмом, что
для них высшим стремлением
становится развитие и процветание
своей Родины и своего народа.
В России с переходом от
советской общественно-политической системы
к нынешней дошло до того, что слова «патриот»,
«патриотизм» стали нарицательными и
ругательными.
Отношение к ценности “Труд”
В западном обществе
принято работать качественно,
но сам процесс труда и совместная
деятельность людей тут не
являются ценностью как таковой
в массовых масштабах. Они являются
таковыми лишь в порядке исключения,
да и то где-то на заднем
плане. Тут работа рассматривается,
прежде всего, главным образом
как дело и как техническая
организация дела. Они оцениваются
исключительно с той точки зрения, с какой
они дают жизненные блага. Но сами по себе
они не рассматриваются как блага. Они
не есть самоцель и ценность независимо
от приносимых ими благ.
На востоке, особенно
в передовых странах труд стал
одной из главных ценностей.
Здесь труд ценен сам по
себе, как благо, как вклад в
общее дело развития страны, причём
он предполагает большие достижения,
и только уже потом как средство
достижения личных благ. Здесь
по-прежнему большая часть населения
готова качественно и много
работать и не обязательно
за высокое вознаграждение.
У русского человека
ценность труда стоит далеко
не на первом месте. На передний
план традиционно выдвигался
бескорыстный труд на благо
общества в целом, который не
предполагает больших достижений.
Так что лень у нас течет
в жилах вместе с кровью. Сегодня
мало людей, готовых бескорыстно
трудиться на благо общества,
отношение к ценности труда
подрывается всё больше и больше.
Работа рассматривается только
как средство получения благ,
причём люди в основном стараются
трудиться меньше, а вознаграждение
требовать больше.