Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 22:55, курсовая работа
Философия как особый, относительно самостоятельный вид знания, сформировалась в УП - У1 вв. до н.э. в Индии, Китае и Древней Греции. Термин «философия» впервые встречается у Пифагора, древнегреческого философа (У1 в. до н.э.) и понимается как «любовь к размышлению», «любовь к мудрости».
Возникнув из стремления осмыслить мир в его целостности, выделить его наиболее общие свойства и связи, философия сохраняет эту особенность на протяжении всего своего развития. «Мудрость» же философии состоит в ее особом отношении к миру и человеку, предполагающем «погруженность» в бытие, стремлении жить по тем принципам, которые философ считает истинными, а не по традиционным правилам и установлениям, сложившимся в быту.
В 16-17 вв. в Европе появляется новый культурный феномен — классическая наука, которая строится как математическое и экспериментальное естествознание, способное давать проверяемое и практически применяемое знание о мире. Естественно, философия не могла пройти мимо этого явления, поэтому начиная с 17 века (начало нового времени) проблема познания, его методов становится центральной для философии, происходит своеобразная гносеологизация философского знания. По мере развития науки обостряются ее отношения с философией. Последняя, подобно королю Лиру, который раздал все своем имущество детям и вынужден был оставить родной дом, постепенно отдает в ведение науки
важнейшие области своих исследований: учение о космосе, учение о материи, учение о душе, об обществе. Они становятся научными дисциплинами: космологией, физикой, психологией, социологией. В первой половине 19 веке появляются ученые и философы, получивших название позитивистов, которые провозгласили смерть философии, полагая, что «наука становится сама себе философией», а за прежней философией остается лишь анализ самой науки. Однако, философия пережила этот своеобразный кризис в своих отношениях с наукой. Она отказалась от претензий быть «царицей наук», и в то же время утвердилась в своем стремлении исследовать не только мир и его всеобщие свойства, но человека в мире, чье существование принципиально отличается от существования природных явлений.
Проблема человека становится важнейшей в философии 20 века. В то же время была осознанна необходимость в целостном, системном взгляде на мир, способном синтезировать научное знание, соотнести его с проблемами смысла человеческого существования. Более того, в современном мире мы видим возникновение глобальных проблем, затрагивающих интересы всего человечества. Эти проблемы также становятся предметом философского осмысления.
В целом современное состояние философии характеризуется сложным (богатым по содержанию) противоречивым взаимодействием двух принципиально важных тенденций, которые можно условно обозначить как интеграционно-глобалистское и дифференционно- «специализаторское». Философия может и должна сохраниться как некоторая принципиальная целостность, отражающая действительное единство мира и общечеловеческую самоценность, универсальность мышления. С другой стороны, философия не может существовать , не взаимодействуя со всеми сферами современного научного познания, проникая в их сущностные, глобальные проблемы. Очевидно, в рамках фундаментальных наук ( а иногда и специальных) неизбежно возникают теоретические проблемы, требующие своего философского (по форме и способу решения) осмысления. Так постоянно происходит обогащение философии опытом развития научного знания, его достижениями и проблемами. В свою очередь, благодаря участию философии происходит теоретизация и подлинная фундаментализация знаний, добытых специальными науками. В этом взаимодействии и взаимообогащении - перспективный путь к
единству гуманитарного, общетеоретического и специального знания открывается путь к единству наук в их многообразии. В таком аспекте философия сохраняется, реализует свою интегрально-универсальную, цементирующую роль. В великой триаде «знать - уметь - понимать» философия всегда будет участвовать в качестве необходимого, обязательного элемента.
1.4. Философия и религия
Еще одной формой духовной культуры, с которой у философии сложились достаточно сложные отношения, является религия. Религия как форма духовной культуры представляет собой систему верований, с помощью которых люди пытаются осмыслить свое отношение к сверхъестественному. Как и философия религия стремиться объяснить человеку устройство мира, ответить на вечные проблемы, волнующие человека: о добре и зле, смерти и бессмертии и.др. Поэтому по своей мировоззренческой направленности философия и религия могут совпадать. Однако между ними существует принципиальное различие. Философия строит свое знание на критическом осмыслении опыта человечества, она начинает свое размышление о мире с рационального сомнения. Религия же в основу своих утверждений кладет веру в существование сверхъестественного начала (Бога). Конечно, Бог может стать предметом философского размышления, философ может быть верующим, но и в этом случае он начинает с сомнения, с вопроса « есть ли Бог?». Известно, что в философии сложилось несколько способов доказательства бытия Божия, о чем мы поговорим в разделах, относящихся в к философии Средних веков.
Исторически отношения философии и религии складывались неоднозначно. В эпоху Античности эти две формы культуры сосуществовали достаточно мирно. Хотя известны случаи преследования философов по религиозным мотивам, достаточно вспомнить процесс Сократа, однако такие практики не были распространены и в общем античные философы могли достаточно откровенно высказываться критически о богах.
В эпоху Средних веков философия рассматривалась как служанка богословия, занимая подчиненное место по отношению к религии. Ощущая постоянное давление богословия, философская
мысль пыталась отстоять свою независимость и разработала теорию двух истин, провозгласив автономию философии по отношению к религии.
В эпоху Возрождения и Нового времени происходит процесс формирования светской культуры, частью которой становится и философия. Этот процесс сопровождался критикой и переосмыслением основных положений христианства, созданием атеистического мировоззрения, критикой церкви как социального института. Все это вызвало недовольство церкви, привело к усилению духовной цензуры, спровоцировало ряд процессов против философов, достаточно вспомнить суд над Дж. Бруно, Г. Галилео. Однако центральное положение религии в культуре нового времени было безвозвратно утрачено, ее место заняла наука, она же стала определять содержание образования.
В современном мире религия все больше становится частным делом человека, не утрачивая при этом своей мировоззренческой функции. Более того, деятели церкви постоянно используют философское и научное знание для обоснования и распространения своих взглядов. Поэтому и критическое осмысление религиозных учений остается по прежнему одной из задач рациональной философии. Более того, признавая право человека на свободный выбор своего мировоззрения, философия стремится предложить ему свои варианты решения смысложизненных, вечных проблем.
Вопрос 3. Возникновение философии
1.6. Возникновение философии.
Над проблемами смысла жизни, устройства мира люди размышляли задолго до появления философии, в цивилизациях Древнего Египта и Месопотамии, Финикии и Архейской Греции, Китая и Индии. Вопросы о смерти и бессмертии, о природе добра и зла, об источнике существующего порядка вещей являются по сути вечными в истории культуры, потому, что затрагивают глубинные основы бытия человека. Попытки ответа на эти вопросы содержатся в культуре всех народов, независимо от уровня их развития. Осознавались эти проблемы прежде всего в форме мифа.
Миф представляет собой яркий, образный рассказ о каком-либо событии или природным явлении. Но это особенный рассказ, которому человек верит абсолютно, потому что миф провозглашает истину. Этим миф отличается от поэтического образа. В то же время миф выражает знание человека о природном и социальном мире, но это знание образное, знание, в котором человек не отделяет себя от мира. Действующими лицами мифа являются боги или герои. Мир предстает одушевленным целым, населенным богами, с которыми человек может общаться, даже влиять на них. Миф также представляет собой описание ритуальных действий, совершение
которых позволяло бы сохранить существующий порядок вещей. Таким образом, миф в неразрывное целое сплавляет образ, знание и действие. Он является древнейшей синкретической формой познания мира, вносящей определенный порядок в тот многообразный, хаотичный опыт, которым обладал древний человек. Особенностью мифологического понимания мира является очеловечивание природы (антропоморфизация). Это выражается в частности в том, что важнейшие вопросы строения мира, его происхождения и развития решаются в терминах человеческой жизни и поведения. Создание мира представляется как рождение, часто в основе всего мирового процесса лежит действие первоначальной пары в качестве родителей всего сущего. Например, в китайской мифологии это были «ин» и «ян» - мужское и женское начала космоса, в греческой мифологии такой первоначальной парой выступает Земля и Небо. Миф не просто рассказывает истории он осуществляет своеобразный анализ поставленных вопросов, вычленяет образные характеристики космоса, основных природных стихий. Так повествуя о создании богов, природных явлений, людей, вещей миф устанавливает между ними связи и отношения, однако это не причинно-следственные связи, какие бы могла изучать наука, а связи порождения и иерархии. Характерно, что миф не видит разницы между реальностью и видимостью скажем, сон часто воспринимается как реальность, не различает живое и мертвое, они могут переходить друг в друга. Часто абстрактные понятия овеществляются, так в Египте была богиня Маат - истина, В Греции Гомер в Илиаде описывая щит Ахилла изображает на нем Злобу и Смерть в человеческом облике.
Философия противоположна мифу тем, что различает человека и окружающий мир, стремится описать мир с помощью понятий, а не образов, пытается устанавливать естественные связи и отношения между явлениями. А главное, философия пытается постичь мир так как он существует сам по себе, избегая непосредственно обращаться к божественным силам для его объяснения. Тем самым в противоположность мифу, философия - это рациональной знание. Поэтому чтобы объяснить ее появление надо понять как возникает рациональный подход к миру.
В качестве общих причин появления рационального подхода к миру следует указать развитие материальной культуры и ремесленного производства, которые требуют умения воспринимать мир естественно, ведь для того, чтобы изготовить вещь надо знать как
она устроена, здесь рассказы о богах мало чем могут помочь. Медленное, но неуклонное накопление знаний о мире составило существенную предпосылку появления философии. В самом общем виде для появления философии необходим также определенный экономический уровень общества, обеспечивающий разделение труда на физический и умственный, а также досуг для занятия теоретическими исследованиями
В то же время параллельно с накоплением рационального опыта происходит рационализация самого мифа. Это выразилось в том, что с одной стороны, происходит вычленение ритуальной стороны мифа и появление жреческого сословия, с другой стороны, происходит поэтизация мифа, он записывается и, обретая письменную форму, становится предметом для рационального размышления. Эти явления происходят в течение Х-УП вв. до н.э. в самых различных обществах. Однако лишь в Индии, Китае и Древней Греции появляется философия. Очевидно, необходимы были помимо общих факторов еще и особенные, специфические социально-культурные условия, сделавшими возможными появление этой формы культуры. Характерно, что особенности возникновения философии наложили неизгладимый отпечаток на дальнейшее существование этих первых исторических форм философии.
Важнейшей особенностью древнегреческой культуры была особая духовная атмосфера уважения к разуму, допускающая различные взгляды в обществе. Это связано с социально-политической формой греческого общества. Оно существовало как совокупность городов- государств (полисов). Это было одно из первых в истории европейских цивилизаций открытое и демократическое общество. Решая свои жизненные проблемы в процессе совместного обсуждения, древние греки постепенно научились ценить чужую мысль, осознали значение рационального мышления, умения разумно обосновывать свои взгляды. Не случайно обязательным элементом школьного образования в греческом обществе была риторика, наука о красноречии. В мире городов -полисов невиданного ранее расцвета достигает культура., творят великие архитекторы, построившие афинский Акрополь, великие скульпторы и живописцы. В мифах, записанных древнегреческими поэтами Гомером и Гесиодом создается античный образ мира, как чувственно - материального космоса, управляемого судьбой - роком и населенного богами и людьми. Однако творчество этих великих
поэтов ознаменовало начало кризиса мифологического сознания. Это произошло потому, что Гомер и Гесиод описывая один и тот же греческий пантеон богов, делают это по разному, заставляя своих слушателей задуматься о том, кто же из них прав. Под влиянием творчества этих великих греков миф становится предметом размышления, подвергается рационализации и критическому анализу.
Традиция и предания связывают появление античной философии с именами Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, живших в 7-6 вв. до н.э. в городе Мелете на малоазийском побережье Ионического моря. Именно они сделали предметом рационального мышления мир в целом, бытие как таковое, поставив в истории культуры первый философский вопрос, а именно, что есть первооснова бытия, из чего все состоит.
1.1. Учение первых философов о мире.
Античная философия - совокупность отмеченных некоторой общностью философских учений, развивающихся с конца 7 в. до н.э. до 6 в. н.э. в Древней Греции, Эллинском мире и Римской империи.
Будучи первой формой философского знания, античная философия провозглашает и защищает автономию разума. Первый философы открывают за яркой пестротой и многообразием единичных вещей сложную, чувственно не воспринимаемую, гармоничную сущность космоса. Мир начинает осмысливаться в абстрактных понятиях, которые потом войдут в арсенал европейской философии. В эпоху античности складываются основы будущих философских направлений, формируются философские проблемы, решением которых будет озабочена вся традиционная европейская философия.
Традиция и предания связывают появление философии с именами Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена, Живших в 7-6 веках до н.э. в городе Милете на Малоазийском побережье Ионического моря. Именно они сделали предметом рационального размышления мир в целом, пытаясь за многообразием вещей и процессов обнаружить то общее, что объединяет их в единый космос. Первые философы предположили, что существует единое, вечное, неуничтожимое первоначало, их которого состоят все вещи. Так рождается первая проблема философии: проблема первоначала, первоосновы мира.
Фалес такое первоначало увидел в воде, Анаксимен - в воздухе, Гераклит (6 в. до н.э.) - в огне, Эмпедокл (5 в. до. н.э.) полагал, что в основе мира -четыре стихии: вода, огонь, земля, воздух. В дальнейшем сюда добавляли еще пятый элемент - эфир. По сути, стремясь к целостному видению мира, первые философы обнаруживают его вещественную природу, открывают агрегатные состояния вещества: жидкость, газ и твердое тело, добавляя к ним еще и огонь.
Первые философы представляли космос как движущееся тело, в котором количественные изменения ведут к качественным (Анаксимен) и который подвержен циклическим изменения. Гераклит создает грандиозный образ вечно, огненной, пульсирующей Вселенной. Он утверждает, что космос вечен, а явления мира преходящи, источником становления является столкновение противоположных тенденций космоса: влажного и сухого, горячего и холодного и т.д. Так пусть в наивной форме складываются первые диалектические представления о мире.
Информация о работе Сущность и структура философского знания