Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 22:55, курсовая работа
Философия как особый, относительно самостоятельный вид знания, сформировалась в УП - У1 вв. до н.э. в Индии, Китае и Древней Греции. Термин «философия» впервые встречается у Пифагора, древнегреческого философа (У1 в. до н.э.) и понимается как «любовь к размышлению», «любовь к мудрости».
Возникнув из стремления осмыслить мир в его целостности, выделить его наиболее общие свойства и связи, философия сохраняет эту особенность на протяжении всего своего развития. «Мудрость» же философии состоит в ее особом отношении к миру и человеку, предполагающем «погруженность» в бытие, стремлении жить по тем принципам, которые философ считает истинными, а не по традиционным правилам и установлениям, сложившимся в быту.
Первых философов по праву называют натурфилософами. Предмет их раздумий - природа, частью которой является и человек. Они высказали много не только философских идей, но и научных гипотез, не различая собственно научное и философское знание. Так, утверждают, что Фалес первый предсказал солнечное затмение, вычислил высоту пирамид. Анаксимандру принадлежит идея происхождения жизни из воды.
В 6 в до н. э. в Великой Греции, так назывался тогда район южной Италии, появилась одна из первых философских школ, Пифагорейский союз. Создателем ее был Пифагор, родившийся на острове Самос, что недалеко от Милета и перебравшийся в Италию. Пифагорейский союз представлял собой не просто школу, где можно было получить знания, но политическую и религиозную организацию, которая стремилась создать новые принципы нравственной и политической жизни. Пифагор положил начало количественному подходу к космосу. Он полагал, что основой мира является число и гармония, то есть, важны не просто элементы (стихии) из которых состоят вещи, но их количество и соотношение. Пифагор создает математику как науку, поскольку разрабатывает процедуру математического доказательства, доказывая ряд теорем, в том числе знаменитую теорему названную в его честь.
Существенный шаг в развитии философской мысли сделали философы из Италийского города Элея, Ксенофан, Парменид, Зенон (6-5 вв до н.э.) Они первыми поставили одну из центральных философских проблем - проблему бытия.[1] Стремясь ответить на вопрос о том, что обще всем вещам и процессам в мире, элеаты пришли к всеобщему понятию бытия и сделали его самостоятельным предметом философствования. Они же дали общее расчленение этой проблемы, выделил аспекты, значимые и в рамках современных философских исследования. Это, прежде всего, вопрос о том, существует ли небытие; имеет ли бытие начало во времени или оно вечно; бесконечно оно или конечно, движется или покоится; познаваемо или нет, цельное оно или множественное.
Парменид в своей поэме « О природе» полагал, что существует только бытие, небытия же нет, так как его невозможно сделать объектом мысли. Здесь уже осознается одна из важнейших особенностей философских проблем - их соотнесенность с человеком. Бытие едино, цельно, существует вне времени, однородно, не движется, имеет форму шара. Это, казалось бы, на первый взгляд, странное учение поставило еще одну важную философскую проблему - различение сущности вещи и явления (кажимости). Всегда ли то, что мы видим, воспринимается нами правильно, и видим ли мы истину? Парменид различает знание, полуученое разумом и соответствующее истине, и другое - полученное на основе мнения, обмана воображения. Поэтому его и не смущает кажущаяся нелепость его взглядов, например, отрицание им движения.
Таким образом, рассматривая проблему соотношения единого и многого, элеаты пришли к отрицанию множественности вещей, подлинным бытием наделяется ими лишь Единое, познаваемое разумом.
В это же примерно время, в 5 веке до н.э., жил философ, который предложил противоположное решение проблемы - это был Демокрит из города Абдеры. Он считал, что существуют атомы (бытие) и пустота (небытие), в которой они движутся. В противоположность милетцам Демокрит считал, что атомы не обладают чувственными качествами, они невидимые, неделимые частицы вещества, обладающие формой, величиной, положением в пространстве. Атомы существуют вечно, из них состоят все вещи, в том числе душа человека. Космос
появляется в результате вихревого движения атомов и подчиняется строго необходимости, закону. Боги тоже состоят из атомов и подчинены законам, то есть они лишаются своей божественной сущности.
С именем Демокрита связано становление такого направления философии, как материализм, сторонники которого полагают, что в основе мира лежит материя, сознание же зависит от материи. Для Демокрита материализм является еще не осознанной позицией, а исходным интуитивным принципом, который не обосновывается рационально, то есть по форме его материализм - стихийный, хотя и является более развитым и определенным, чем позиция философов милетской школы и Гераклита, также относимых к этому направлению.
Философия Сократа, Платона, Аристотеля.
2.2. Личность и идеи Сократа.
В 5 в. до н.э. в Афинах появляются первые философы - профессионалы, получившие имя софистов. Они сформулировали положение об относительности и ограниченности человеческого знания, полагая, что разум может обосновать любое утверждение - как истинное, так и ложное.
Антагонистом софистов был великий древнегреческий философ Сократ (469-399 гг. до н.э.). Он родился и всю жизнь прожил в городе Афины, ведя жизнь обычного горожанина, воевал, когда была война, занимал общественные выборные должности, учился и сам учил философии. Правда, в противоположность софистам он не брал денег за уроки. И вот его, многими уважаемого и любимого человека, знаменитейшего философа в 399 г. до н.э. граждане Афин приговаривают к смерти. Отказавшись от помощи друзей, подготовивших ему побег, Сократ выпивает чашу с ядом.
Столкнувшись, как и софисты, с текучестью, произвольностью обыденных знаний, Сократ разрабатывает особый, сократовский метод диалога, а в сущности метод определения понятий, требующий избегать противоречий в рассуждениях. Основой метода Сократа служила ирония, способ обнаружения ограниченности, и зачастую ложности представлений о вещах. Сам философ называл свой метод майевтикой, повивальным искусством, говоря, что его
задача помогать рождению мыслей. Применяя свой метод к анализу таких философских и этических понятий, как добро, благо, красота, справедливость, Сократ достигает неожиданных эффектов, так как обнажает противоречивость обыденных представлений о них. В противоположность софистам Сократ стремился найти единую, общую основу для текучих человеческих представлений, которую он видел в разуме, обнаруживающем объективную всеобщность, то есть сущность вещи. Для Сократа есть только одно благо - знание и одно зло - невежество. Поэтому философ и свою жизнь посвящает поиску знания, исследуя не столько космос, сколько обыденную человеческую жизнь. Его критика несправедливости афинских граждан и правительства вызывала часто всеобщие нарекания, отсюда и смерть Сократа явилась уроком верности истине, своему предназначению.
2.3. Философия Платона.
Учеником Сократа был великий древнегреческий философ Платон (427 -347 гг до н.э.). У Сократа он позаимствовал его знаменитый метод, расширив его, придав ему черты подлинной диалектики. Так же как и Сократ, Платон не стремился создать системы, законченного образа мира, его больше увлекал поиск истины, поэтому его работы часто написаны в форме диалогов, где спорящие обмениваются доводами и не всегда ясно, кто же из них прав.
Платон попытался преодолеть пропасть между Единым, подлинным умопостигаемым бытием элеатов и миром множества чувственно - воспринимаемых вещей. Эти две формы бытия опосредованы, соединены миром идей (эйдосов). Платон понимает их как вечные образцы, модели, по которым из бесформенной текучей, бесконечной материи строятся все вещи. Сама материя ничего не может породить, она лишь воспринимает идущие от идей световые истечения (эманации), которые оживляют темную материю, придают ей ту или иную форму. Идеи прекрасны, неизменны, так как живут вне времени. Материя является источником разрушения и смерти, делает вещи безобразными, множественными, изменяющимися.
Все имеет свою идею, но и сами идеи имеют как бы идею идей, высшую идею, которую Платон понимает как Благо, тождественное с абсолютной красотой. Это высшее Благо - начало все начал, демиург, конструирующий земной мир по самым мудрым и прекрасным законам - идеям. Благо выступает как цель, к которой стремится человек в своей жизни и познании. Источником, движущей силой, заставляющей человека стремиться к Благу, является душа человека. Платон создает теорию бессмертия души, воспринятую потом христианством.
Философская теория Платона - это объективный идеализм, видящий в основе мира нечто невещественное духовное. В его основе лежит важный факт, открытый Платоном, а именно: вещь и мысль о вещи, хотя и существуют, но их бытие различно, хотя бы потому, что мысль, идея нетленна, неразрушима и постоянна в противоположность смертности и изменчивости вещей. Таким образом, Платон обнаруживает, по сути, новую форму бытия - духовное бытие.
Мир идей, с точки зрения философа, является условием и источником познания мира, поскольку познать можно лишь нечто устойчивое, определяющее целостность вещи, то есть ее идею. Последняя относится к вещам как общее к единичному, являясь законом существования вещи. Платон, вслед за элеатами, противопоставляет чувственное знание как неподлинное рациональному знанию, которое может быть истинным. Рациональное знание доопытно (априорно), предшествует чувственному знанию. Философ обнаруживает новые аспекты проблемы познания. Когда стремится понять, почему человек может знать общие законы, формулировать абстрактные понятия, если непосредственно ему дан только мир конкретных единичных вещей. Ответ, данный Платоном - его теория врожденных идей, постигаемых интуитивно, не может удовлетворить нас, но сама проблема осталась и занимает умы современных философов.
Теория идей реализуется греческим мыслителем в его учении об обществе, развитом в диалоге «Государство». Характерен уже сам подход философа. Его
интересует не какое-либо конкретное государство, а идея государства, государство как Благо и справедливость. Создавая одну из первых социальных утопий, Платон пишет о строго иерархическом, по сути, кастовом государстве, где наверху иерархической лестницы находился класс правителей-мудрецов, опиравшихся на касту воинов и земледельцев. Государство Платона своей целью имело не достижение счастья и благополучия подданных, а достижением некоего идеала справедливости, блага. Справедливость понимается философом как выполнение каждым человеком своего предназначения. Другим важным свойством идеального государства Платон считает стабильность. Поскольку собственность разрушает стабильность, провоцируя конфликты в обществе, он один из первых начал критиковать частную собственность. Анализируя формы государственного правления, философ отдавал предпочтение монархии или аристократии.
Платон оказал огромное влияние на развитие европейской философии. Фактически все античные философы, жившие после него, многие средневековые мыслители, так или иначе, следовали в русле его идей.
2.4. Философия Аристотеля.
Учеником Платона был Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - один из величайших философов и ученых древности. Он впервые создал систему философского знания, начал четко различать философское и собственно научное знание. Он утверждал, что первая философия изучает первоосновы бытия, то есть нематериальные, вечные сущности, в то время как физика, или вторая философия исследует природу как отдельный род бытия.[2]
Аристотель критиковал теорию идей своего учителя, полагая, что она бесплодна, ведет лишь к простому удвоению мира. Поскольку в содержании идей нет ничего, что отличало бы их от вещей. Платон, по мнению Аристотеля, не решил также проблему связи идей и чувственного мира, идеи не могут объяснить становления, изменения предметов.
Критика теории идей заставила Аристотеля по-новому поставить проблему
бытия. Сохраняя идущее от элеатов представление о бытии как вечном и само тождественном Едином, Аристотель ищет его в самом изменчивом, чувственном мире. «Бытие» означает данность вещи, ее свойств, отношений к человеку, который, исследуя предметы, руководствуется четырьмя принципами бытия, или как называет их философ, причинами вещей. Каждая вещь может быть проанализирована со стороны ее формы, или сущности, ее материи, каждая вещь движется и имеет внешнюю причину движения, и это движение имеет определенную цель.
Сущность вещи, или форма (формальная причина), отвечает на вопрос, что есть эта вещь, чем она отличается от других и, следовательно, выступает как нечто единичное. С другой стороны, сущность вещи является тем общим, что характеризует не только данную конкретную вещь, но все подобные ей предметы. Таким образом, форма (эйдос) у Аристотеля выступает как единство общего и единичного и существует не вне, а внутри каждой вещи. Именно эта особенность предметов делает их доступными научному познанию, так как наука направлена на общее и основывается на необходимом.
Материя понимается Аристотелем как материал, из которого сделана вещь. Однако сам материал также оформлен, то есть тоже представляет собой единство формы и материи. Если проводить эту последовательность до логического конца, то мы придем к первоматерии Аристотеля, представляющей собой чистую возможность осуществления формы. Материя, по Аристотелю, совечна форме, пассивно, безжизненна, неопределенна.
Третьим принципом бытия оказывается причина движения вещи, которая всегда находится вне ее. Аристотель еще не знает возможности самодвижения. Чтобы избежать бесконечного ряда движущихся предметов, философ пишет о существовании самой первой причины движения или перводвигателя. Наконец, четвертый принцип бытия определяет направленность движения. Такой общей целью для всего космоса является Красота, Благо и Истина.
Аристотель специально занимался проблемами движения, ему принадлежит,
в частности, определение движения как изменения вообще. Движение, будучи целесообразным, реализуется через многообразие форм, и причиной движения живой материи является душа, которая характеризуется как организующий и управляющий принцип тела. Аристотель различает три типа души: растительную, ощущающую (или животную) и разумную. Применяя четыре принципа анализа бытия при исследовании души, мыслитель утверждает, что душа, движущая тело, тоже имеет свою собственную форму, которую он называет Умом. Этот Ум (форма или эйдос разумной души) существует вне времени и пространства, является бессмертным и представляет собой высшую степень бытия. Он зависит только сам от себя и является неподвижным перводвигателем и абсолютной целесообразностью или Благом. Так Аристотель приходит к понятию Бога, но не антропоморфному, языческому представлению о богах, а сложному философскому понятию Бога, которое потому будет использоваться для обоснования христианских догм.
Информация о работе Сущность и структура философского знания