Теория гражданского общества и возможность ее реализации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 21:48, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы также заключается в том, что сейчас Россия стоит на пути становления институтов гражданского общества. На повестке дня в Российской Федерации стоят вопросы экономического и социально развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан РФ, ее конституционного строя, демократических принципов развития гражданского общества в России. Однако на пути формирования гражданского общества в России в настоящее время существует ряд трудностей, и прежде всего устойчивые стереотипы, система ценностей, сформированные коммунистическим режимом, которые отторгают многие экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. У значительной части граждан России вызывают психологический дискомфорт такие фундаментальные, базовые ценности, на которых строится гражданское общество, как частная собственность, экономическое и социальное неравенство, конкуренция, а также отсутствие многих социальных гарантий, которые были прежде. Серьезным препятствием на пути формирования гражданского общества в России является формирование существенного разрыва в уровне доходов небольшой группы людей и большинства бедного населения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3
Глава I. Теоретико-методологические основы теории гражданского общества...6
Понятие гражданского общества….......................................................7
Теория Д. Локка о гражданском обществе………………….............15
1.3. Структура гражданского общества и характеристика основных его элементов……………………………………………………………........................19
Глава II. Возникновение и перспективы развития гражданского общества в России……………………………………………………………………………….27
2.1. Влияние земского самоуправления на формирование гражданского общества в Российской империи на рубеже XIX – XX вв……………………….27
2.2. Социально-экономические и конституционно-правовые основы гражданского общества в России и их регулирование…………………………..31
2.3. Духовно-нравственное содержание гражданского общества и проблемы его сохранения и защиты………………………………………............38
2.4. Ассоциации врачей и медицинских работников как институт гражданского общества…………………………………………………………….42
Заключение………………………………………………………………………….46
Библиография……………………………………………………………………….49

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)

Итальянский социолог Л. Грамши под гражданским обществом понимал сеть «частных» организаций социальных классов и слоев, прямо не включенных в аппарат государственной власти: профессиональных, культурных, просветительских, религиозных, благотворительных, а также общественно-политических групп и объединений. Он располагал гражданское общество как бы между экономическим и политическим обществами, тесно связывая его как с данными экономическими структурами, так и с государством.

Таким образом, понятие «гражданское общество» выражает целостность общественной жизни в отношении к ее политическим структурам, прежде всего к государству. Оно охватывает собой сферу спонтанно возникающих и появляющихся социальных (хозяйственных, семейных, правовых и прочих) связей между людьми, их объединения и институты, реализующие разнообразные потребности, интересы, ценности и цели. Понятия «гражданское общество» и «государство» теоретически расчленяют общественную жизнь на две взаимосвязанные и относительно самостоятельные стороны — гражданскую и государственную сферы. Вместе с тем следует помнить, что линия разделения гражданской и государственной жизни общества имеет во многом условный характер. В действительности эти стороны находятся в диалектическом взаимодействии и могут в известных пределах переходить друг в друга.

Понятие «гражданское общество» производно от двух других понятий — «общество» и «гражданский». Как известно, понятие «общество» в его современном понимании появилось сравнительно недавно. В античной и средневековой социальной мысли использовались в основном его аналоги — понятия «государство» и «община». В современной научной литературе понятие «общество» употребляется в двух основных значениях: совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которой выражается их всесторонняя зависимость друг от друга;  структурно или генетически определенный тип (род, вид, подвид и т. п.) общения, предстающий как исторически определенная целостность или  относительно самостоятельный элемент  этой устойчивой целостности». 3

Термин «гражданский» происходит, как известно, от латинского слова civilis. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова термин «гражданский» имеет четыре основных значения.

Первое значение термина связано с его юридическим толкованием. Гражданский — значит относящийся к сфере имущественных, родственных и прочих частных отношений между гражданами, регулируемых гражданским (частным) правом. Гражданское общество в этом смысле есть область частной, не подконтрольной государству жизни людей. Сюда включают такие отношения, как отношения частной собственности, имущественные и наследственные, семейные и родственные.

Второе и третье значения термина «гражданский» указывают на существующие в обществе различия собственно гражданской жизни и военной, с одной стороны, гражданской жизни и церковной — с другой. В первом случае термин «гражданский» характеризует штатскую, не военную жизнь людей. Примером тому могут служить понятия «гражданская служба», «гражданская власть», «гражданский порядок» и другие. Во втором случае этот термин характеризует светский, не церковный образ жизни и все то, что совершается в отличие от церковных обрядов или одновременно с ними, например, такие выражения, как «гражданский брак», «гражданская панихида».

Четвертое значение термина «гражданский», сопряжено с морально-этической оценкой поведения человека как гражданина. С этой точки зрения гражданское общество представляет собой общество свободных и ответственных граждан, сознательно управляющих делами государства и добросовестно выполняющих свой долг. 4

Еще одно, пятое значение этого термина связано с историческим процессом роста и укрепления городов. Этим термином обозначали раньше объединения людей, живших в городах и имевших тесную экономическую и культурную связь с окружающим сельским населением. Так, например, можно встретить, вместо обычно употребляемого понятия «городская община», понятие «гражданская община».

Начиная с XVIII века термин «гражданский» используется также для характеристики общественных явлений, конфликтов, противостояний.

Важная задача государства и гражданского общества – гражданская реабилитация индивидов, чьи гражданские права были нарушены – это восстановление их гражданских прав в полном объеме, в том числе в соотношении с параметрами их аналогов по поколению (справедливость внутри поколения).

Суть этой реабилитации заключается в восстановлении нарушенных гражданских прав с учетом морального ущерба за период нарушения и восстановление здоровья, как медицинского состояния и душевного равновесия (определение организации здравоохранения). Реабилитация может быть политической, юридической, социальной, экономической, технологической, экологической.

Гражданское общество влияет на инновационный климат: во-первых, в силу степени зависимости индивидов, обладающих творческим потенциалом, от определенных стереотипов поведения и мышления, связанных с уровнем их гражданских свобод; во-вторых, путем создания благоприятной атмосферы, способствующей реализации творческих инновационных проектов в экономике.

Гражданское общество влияет на инвестиционный климат в силу степени ограничений на возможность выбора объекта инвестирования (например, в одну отрасль можно, а в другую – негласный геополитический запрет) и инструментов инвестирования, а также низкой оценки возможной ликвидности инвестиций (например, известно, что в некоторых местностях определенные криминальные группировки не дают продавать, скажем, частные дома и квартиры по их реальной цене) и др.

Предполагается, что гражданское общество способно повлиять на режим и принципы свободного ценообразования, непринужденного заключения сделок, справедливого вознаграждения за труд и т.п. Кроме того, гражданское общество (через политические партии или непосредственно) может своевременно обращать внимание власти на необходимость корректировки тех или иных законодательных норм, а также строгого их выполнения.  Гражданское общество активно участвует в формировании норм естественного права – обычаев делового оборота с учетом специфики деятельности и национальных традиций.

Гражданское общество влияет на геополитический риск распада или снижения суверенитета государства путем недопущения действий властей и предпринимателей, способствующих снижению целостности и суверенитета государства.

Гражданское общество влияет на уровень политических рисков в обоих их проявлениях. Во-первых, гражданское общество своим мнением и действием способно снизить риск принятия неправильных и вредных для социально-экономических субъектов решений органов власти. Во-вторых, гражданское общество может рассматриваться как барьер на пути возможного политического манипулирования как обществом вообще, так и в пределах конкретных политических партий и движений.

Гражданское общество может рассматриваться и как механизм предупреждения и снижения рисков, а также справедливой компенсации ущерба, если он наступил. 5

Роль гражданского общества заключается в том полезном эффекте, который приносит обществу и государству функционирование гражданского общества.

Инструменты гражданского общества – способы, методы, приемы, искусственные объекты, финансовые инструменты, с помощью которых гражданское общество достигает своих целей.

Гражданское общество может рассматриваться человеком как инструмент передачи политических, социальных, экономических «сигналов» политическим партиям, государственным структурам и, в частности, представительным органам власти для формулировки законов и корректировки уже   существующих законодательных актов.

В связи с развитием средств массовой информации и коммуникаций, увеличением возможностей технических средств получения информации, в частности, о личной жизни граждан, возрастает роль конфиденциальности и тайны. При этом, важное значение получает тема связи тайны и свободы личности. Очевидно, что наличие любой тайны уменьшает свободу носителя этой тайны и даже может быть для этого носителя источником риска. Таким образом, тайна и конфиденциальность должны регулироваться законодательно и контролироваться гражданским обществом. 6

Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие «гражданское общество» – комплексное и заключает в себе несколько значений. Это, во-первых, находящаяся на определенной стадии развития форма человеческой общности, с помощью труда удовлетворяющая потребности своих индивидов. Это, во-вторых, комплекс добровольно сформировавшихся первичных объединений индивидов (семьи, кооперации, ассоциации, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и другие объединения, кроме государственных и политических структур).

В-третьих, это совокупность негосударственных отношений в обществе. Общество добивается децентрализации власти государства за счет ее передачи самоуправлению, взаимодействия большинства и меньшинства на основе согласования позиций государственных институтов и общества.

Наконец, это сфера самопроявления свободных индивидов и их объединений, огражденная законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны государственной власти. Все эти элементы гражданского общества тесно интегрированы, взаимозависимы и взаимообусловлены.

 

1.2. Теория Д. Локка о гражданском обществе

Джон Локк – основатель английского сенсуализма, предлагает концепцию общества и государства, сходную с концепцией Гоббса, хотя и отличающуюся по своему содержанию. В своем произведении «Два трактата о правлении» Локк дал критику теории Филмера и изложил свою концепцию естественного права. Локковская теория «естественного права»  – это уже не просто система теоретических постулатов, это прямая декларация прав, совокупность которых мыслится как основной закон разумного общественного строя. На учение Локка опирается конституционная практика североамериканских штатов, их знаменитые билли о правах. Локк был первым в истории философии, участвовавшим в составлении первоучредительного государственного акта: он написал конституцию для Северной Каролины, которая в 1669г. была одобрена собранием народных представителей и вступила в силу. 7

В своем «Трактате о государственном правлении» Локк формулирует три основных прирожденных права личности, которые индивиды признают друг за другом в «естественном состоянии» и которые гарантируются государством: право на жизнь, собственность и свободу. Эти три права образуют конституционную основу правового порядка и впервые делают возможным законодательство, не зависимое по своему основному смыслу - законодательство, возможность которого была непредставима для традиционного юридического мышления.

Тройственная правовая формула Локка явилась основой, из которой развилось более дифференцированное содержание «прав человека и гражданина». Речь идет о том, чтобы признать людей полноценными «субъектами обмена», независимыми товаровладельцами.

Право на свободное распоряжение собственностью выступает при этом как итоговое,  а право на свободу и жизнь - как предпосылка. Локк положил труд в основу всякого частного владения, что позволило ему соединить три основных прирожденных права личности. Нарушением права на жизнь является, по Локку, всякое насильственное присвоение производительных способностей индивида. Не убийство как таковое, а рабство, т.е. экономическое состояние, при котором один человек получает в полное распоряжение жизненные силы другого и волен совершить над ним все что угодно, – то, что прежде всего ставится под запрет локковским правом на жизнь.

Одной из важнейших гарантий закона и законности Локк считал неотвратимость наказания. В естественном состоянии эти гарантии недостаточно надежны, так как каждый неупорядоченно использует свою власть, поэтому карает нарушителей закона то чрезмерно сурово, то оставляет нарушение безнаказанным. Для создания гарантий естественных прав и законов, считал Локк, люди отказались от права самостоятельно обеспечивать эти права и законы. В результате общественного соглашения гарантом естественных прав и свобод стало государство, имеющее право издавать законы, снабженные санкциями, использовать силы общества для применения этих законов, а также ведать отношениями с другими государствами.

Локк также рассуждал об основаниях распространения власти на тех, кто не участвовал в заключении первоначального соглашения (дети и иностранцы), о праве народа пересмотреть первоначальное соглашение в случае тиранического правления, нарушения естественных прав или их гарантий.

По Локку, государство не должно посягать на естественные права (свобода, равенство, собственность), должно быть организовано так, чтобы они были надежно гарантированы. Главная опасность для естественных прав и законов исходит из привилегий носителей властных полномочий. Согласно теории Локка, абсолютная монархия – один из случаев изъятия носителя власти из-под власти законов. Она противоречит общественному договору, так как суть последнего состоит в установлении людьми равного для всех суда и закона, а над абсолютным монархом судьи вообще нет, что, конечно же, противоречит естественному праву и закону. Вообще же, когда кто-то изъят из-под власти законов, имеет привилегии, люди начинают думать, что они находятся по отношению к такому человеку в естественном состоянии, поскольку никто кроме них самих не может защитить их прав от возможных посягательств со стороны привилегированного. Отсюда – одно из основных положений теории Локка: «Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества». 8

Пределы власти государства при всех формах правления – естественные права подданных. Государственная власть, писал Локк, не может брать на себя право повелевать посредством произвольных деспотических указов, наоборот, она обязана отправлять правосудие и определять права подданного посредством провозглашенных постоянных законов и известных, уполномоченных на то судей. Власть не может лишить какого-нибудь человека части его собственности без его согласия.

Локк считал, что способом борьбы против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу народа, является восстание народа. Но главное в том, чтобы организация самой власти надежно гарантировала права и свободы от произвола и беззакония. Отсюда проистекает теоретически обоснованная Локком концепция разделения властей.

Информация о работе Теория гражданского общества и возможность ее реализации в России