Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 21:48, курсовая работа
Актуальность темы также заключается в том, что сейчас Россия стоит на пути становления институтов гражданского общества. На повестке дня в Российской Федерации стоят вопросы экономического и социально развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан РФ, ее конституционного строя, демократических принципов развития гражданского общества в России. Однако на пути формирования гражданского общества в России в настоящее время существует ряд трудностей, и прежде всего устойчивые стереотипы, система ценностей, сформированные коммунистическим режимом, которые отторгают многие экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. У значительной части граждан России вызывают психологический дискомфорт такие фундаментальные, базовые ценности, на которых строится гражданское общество, как частная собственность, экономическое и социальное неравенство, конкуренция, а также отсутствие многих социальных гарантий, которые были прежде. Серьезным препятствием на пути формирования гражданского общества в России является формирование существенного разрыва в уровне доходов небольшой группы людей и большинства бедного населения.
Введение………………………………………………………………………….......3
Глава I. Теоретико-методологические основы теории гражданского общества...6
Понятие гражданского общества….......................................................7
Теория Д. Локка о гражданском обществе………………….............15
1.3. Структура гражданского общества и характеристика основных его элементов……………………………………………………………........................19
Глава II. Возникновение и перспективы развития гражданского общества в России……………………………………………………………………………….27
2.1. Влияние земского самоуправления на формирование гражданского общества в Российской империи на рубеже XIX – XX вв……………………….27
2.2. Социально-экономические и конституционно-правовые основы гражданского общества в России и их регулирование…………………………..31
2.3. Духовно-нравственное содержание гражданского общества и проблемы его сохранения и защиты………………………………………............38
2.4. Ассоциации врачей и медицинских работников как институт гражданского общества…………………………………………………………….42
Заключение………………………………………………………………………….46
Библиография……………………………………………………………………….49
Локк был сторонником представительной системы, принятия законов представительным учреждением, избираемым народом и ответственным перед ним, так как народу всегда принадлежит верховная власть изменять состав законодательного органа, когда народ видит, что законодательная власть действует вопреки оказанному ей доверию. К законодательной власти Локк относил также деятельность уполномоченных на то судей; в этом сказалась особенность английского права.
Локк считал, что законодательная и исполнительная власти не должны принадлежать одному человеку, в противном случае носители власти могут принимать выгодные только для них законы, использовать политические привилегии в своих частных интересах, к ущербу для общего блага, естественных прав подданных. Поэтому орган, осуществляющий законодательную власть, не должен заседать постоянно.
Не менее опасно, заявлял Локк, наделение законодательной властью монарха и правительства. Законодательная власть – высшая власть в том отношении, что законы строго обязательны для правительства, чиновников и судей. Монарх – глава исполнительной власти – имеет так называемые прерогативы – право распускать и созывать парламент, право вето, право законодательной инициативы, даже право в интересах общего блага совершенствовать избирательную систему для равного и пропорционального представительства. 9
Идею разделения властей Локк теоретически обосновывал такими чертами природы человека, как способность разума создавать общие правила и руководствоваться ими (законодательная власть), способность своими силами выполнять эти решения, прилагать общие правила к конкретным ситуациям (суд, исполнительная власть), наконец, способность определять свои отношения с другими людьми (этим обусловливается федеративная власть, ведающая международными отношениями). Вместе с тем из слабости человеческой природы, склонности к искушениям теоретически выводилась необходимость специальных гарантий законности и прав граждан.
Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что от теории Локка можно начинать отсчет собственной истории юридического мировоззрения. «Естественное право» Локка формулировало новый политико-юридический идеал: идеал общества, в нем каждый человек с самого начала признается в качестве индепендента - труженика - собственника.
Гражданское общество имеет сложную структуру. При исследовании гражданского общества возможны три подхода: организационный, институциональный и системный. Организационный подход концентрируется на исследовании характеристик и официальной структуры системы, в данном случае – гражданского общества. Институциональный подход концентрируется на исследовании системы как некой совокупности разнородных и вместе с тем стабильных отношений. Системный же подход исследует все явления и элементы в их системной связи.
В теории управления под структурой понимают некоторую совокупность специализированных структурных единиц (департаментов), а также формальные связи между ними. Применительно к изучению структуры гражданского общества страны речь идет о выделении имеющих свою специфику общественных организаций, входящих в гражданское общество на правах структурных подразделений или подсистем гражданского общества. 10
В управлении структура рассматривается как организационный способ достижения эффективности организации, в данном случае – глобального или национального гражданского общества.
При этом эффективность гражданского общества – это его способность достигать поставленных целей, например, воздействовать на власть с целью достижения требуемого результата за располагаемое время. Это (способность влиять на власть в силу своего авторитета) важнейшая характеристика гражданского общества, которая требует определенного структурного соответствия, обеспечивающего достижение желаемого результата, принятия нужных обществу, а не группам влияния решений.
Инструментом обеспечения такой способности выступает общественное мнение. Общественному мнению представляется возможным определить как оценочную и прогностическую (профетическую), морально-психологическую социальную среду функционирования политической системы государства, влияющую на право власти, авторитет власти, политическую и социально-экономическую эффективность политики и деятельности социально-экономических и политических субъектов.
Понятно, что гражданское общество должно находиться в некоем соответствии с внешней по отношении к нему средой. Так же необходима определенная гармония между внешней и внутренней средой гражданского общества.
К внутренней среде гражданского общества можно отнести: политические партии; общественные организации (общества книголюбов и т.п.): религиозные организации; национальные диаспоры; социальные группы; (культурно-просветительские организации; культурно-исторические организации; потребительские кооперативы, общества взаимного страхования; правозащитные организации; благотворительные фонды и др.
Политические партии представляют собой отдельные части общества, достигшие согласия по представлению о национальном интересе, идеологии и методах достижения этого интереса. 11
Общественные организации имеют некоммерческий характер и создаются для совместного удовлетворения социальных, культурных и бытовых (потребительские кооперативы) потребностей. 12
Религиозные организации представляют одну из разновидностей общественных организаций. Это объединения сторонников определенной религии, как мировоззрения и способа достижения гармонии во взаимоотношениях с природой и другими группами людей в обществе и воспроизводственном процессе. Если они зарегистрированы государственными органами, то существуют как организации, входящие на правах элементов в состав гражданского общества. Если же такого рода организации не имеют государственной регистрации (легального статуса) или имеют регистрацию, фальсифицированную в своих целях, задачах, методах деятельности, то они, возможно, представляют собой одну из разновидностей тайного общества.
Национальные диаспоры в условиях глобального открытого мира возникают как следствие трудовой миграции граждан одной национальности в поисках достаточных для расширенного воспроизводства и стабильных финансовых источников существования, имеют свою специфику в отстаивании собственных гражданских прав, вступают в конкурентные отношения, в том числе с местным населением за контроль над источниками финансовых ресурсов для демографического воспроизводства.
Социальные группы формируются в рамках гражданского общества как результат разделения (дифференциации) его членов по отношению к средствам производства, доступа к определенным технологиям жизнедеятельности, размеру дохода, возраста и пр.
Культурно-просветительские организации – одна из разновидностей общественных организаций – преследуют цель изучения, сохранения и развития культуры. Они имеют свою специфику, связанную с пониманием значения культуры, необходимостью ее финансирования и развития. Культура важна социально-экономически для распространения на мировых рынках товаров, связанных с определенным культурным состоянием и образом жизни.
Культурно-исторические организации позволяют сохранять культурное наследие нации как основу ее самоидентификации, искать специфические способы существования и развития, связанные, в частности, с природно-климатическими и геополитическими условиями существования в исторической ретроспективе и перспективе в условиях глобализации.
Правозащитные организации занимаются защитой и восстановлением гражданских прав, как отдельных индивидов, так и групп людей, возмещением материального и иного ущерба, возникшего в результате нарушения их гражданских прав.
Благотворительные фонды могут специализироваться как на возмещении ущерба индивидам, чьи гражданские права были нарушены, так и поиском наиболее эффективных путей развития государства, гражданского общества, культуры, науки, а также материальной поддержкой одаренных индивидов, создающих кадровые условия для развития гражданского общества.
Потребительские кооперативы как одна из разновидностей некоммерческих организаций предназначены для удовлетворения бытовых потребностей граждан.
Общества взаимного страхования как одна из разновидностей некоммерческих организаций предназначены для повышения уровня страховой защищенности, создания условий социальной и экономической устойчивости гражданского общества.
Внешняя по отношению к гражданскому обществу среда включает: органы государственной власти, тайные сообщества, криминальные сообщества и др.
Органы государственной власти реализуют легитимные властные полномочия в стране на основе регулирующих их деятельность законов и положений. Все органы государственной власти по отношению к возможности ограничения гражданских прав должностных лиц и сотрудников можно разделить на две категории, а именно – предусматривающие ограничение гражданских прав по закону и не предусматривающие. Не предусматривающие ограничение гражданских прав органы государственной власти можно называть общегражданскими (это органы государственной власти управления, за исключением армии, ВПК, спецслужб).
Органы и организации государственной власти, работа в которых предусматривает частичное ограничение гражданских прав на определенный срок, – специальные. К ним относятся: все спецслужбы государства, все отрасли военно-промышленного комплекса, вооруженные силы и другие ведомства, работа в которых связана с неразглашением государственной тайны, ограничениями прав на распространение и передачу информации, круг контактов, ограничение возможности выезда за рубеж. В этих органах предусматривается определенное, регламентируемое ограничение гражданских прав в какой-то мере и на фиксированный срок по закону.
Криминальные структуры характеризуются внеправовым и полным ограничением гражданских прав их участников.
Тайные общества характеризуются добровольной или добровольно-принудительной внеправовой передачей индивидом части своих гражданских прав руководителям и органам коллегиального принятия решений в этих обществах в обмен на внеправовые привилегии и льготы их участникам, например, при продвижении по карьерной лестнице, материальную помощь и др.
Криминальные и теневые структуры являются по своей сути антигосударственными, так как посягают на суверенные права государства на данной территории. А именно право собирать налоги (антипод – криминальный рэкет и взятки), право осуществлять правосудие, право реализовывать суверенную кадровую политику в интересах государства ( которое подменяется назначением своих представителей, действующих в интересах тайного общества, а не государства). Такие деяния должны квалифицироваться как преступления против государства и относиться в высшей степени тяжести.
Относительно структуры гражданского общества и возможности и возможности отнесения к нему общественных организаций ведется дискуссия. К структурным проблемам глобального гражданского общества по мнению специалистов ООН (Ф.Э. Кардозу и др.), выраженной в справочном документе «Гражданское общество и глобальное управление», можно отнести то, что «Некоторые подгруппы, такие, как частный сектор, СМИ, парламентарии или местные органы власти, не во всех случаях считают себя частью институциональной категории гражданского общества. С другой стороны, многие неправительственные организации считают, что частный сектор не следует относить к гражданскому обществу» и далее «Учитывая многообразие институтов гражданского общества и разнообразие сфер его интересов, напрашивается классический вопрос о том, кто выступает от имени человечества или с точки зрения человечества». 13
Гражданское общество взаимодействует с внешними по отношению к нему, но подобными по целям и задачам деятельности гражданскими обществами других стран и глобальным гражданским обществом. Такое взаимодействие характеризуется определенной степенью открытости взаимодействующих общественных организаций. Степень открытости гражданского общества при взаимодействии с подобными организациями характеризуется режимом взаимодействия внутренней и внешней структуры глобального и национального гражданского общества.
Представляется, что степень открытости гражданского общества должна регулироваться таким образом, чтобы с одной стороны сохранить для него полноту восприятий внешних тенденций, а во-вторых, сохранить морально-нравственный суверенитет гражданского общества; в-третьих, сохранить системную целостность гражданского общества как большой и сложной системы. 14
Основой гражданского общества следует признать человека доброй воли. Вероятно, человеком, людьми доброй воли можно назвать граждан, свободных осуществлять свои гражданские права в полной мере исходя из принципов свободы, равенства, справедливости, доверия. Люди доброй воли могут объединяться в общественные формальные или неформальные организации по интересам и другим признакам, если их вступление в эту организацию в явной или тайной форме не ограничивает их гражданские права и свободы, не нарушает принципы гражданского общества
Представляется, что гражданское общество как большая сложная система должно обладать набором определенных свойств и, в частности, такими свойствами:
1. Большое число и
разнородность элементов. В совокупности
гражданское общество включает все легальные
общественные организации, правовые нормы,
регулирующие развитие и функционирование
гражданского общества, соответствующую
инфраструктуру и др.
2. Эффективность гражданского общества определяется его способностью достигать поставленных целей в геополитической, политической, социальной, экономической сферах при расходе ограниченного количества ресурсов и за располагаемый для этого период времени
3. Иерархия гражданского общества подразумевает деление на иерархические уровни (например, федеральный, региональный, местный), каждый из которых имеет свои интересы, которые могут приходить в противоречие друг с другом.
4. Надежность гражданского общества - это его способность бесперебойно выполнять свои функции и свои роли, например, обеспечивать защиту от нарушения гражданских прав или обеспечивать нужное воздействие на органы государственной власти.
5. Гибкость гражданского общества проявляется в его адаптации и живучести. Живучесть гражданского общества - это его способность сохранять возможность работы при нанесении ущерба его структурам.
Информация о работе Теория гражданского общества и возможность ее реализации в России