Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 22:45, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение возникновения и развития феномена нетрадиционной религиозности в современном обществе.
Реализация этой цели в работе требует решения следующих задач:
- рассмотреть причины и механизм возникновения феномена нетрадиционной религиозности, а также социальные, экономические, психологические предпосылки возникновения;
- рассмотреть вероучение, культ, организацию нетрадиционных религий;
- попытаться дать классификацию нетрадиционных религий.
-изучить разнообразные факторы развития нетрадиционной религиозности;
-определить специфику нетрадиционных религий.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ И ДУХОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ XX – XXI вв.………………………………………………….....….6
1.1 Возникновение и развитие новых религиозно-философских учений и духовных движений XX-XXI вв…………………………..………………………6
1.2 Классификация новых религиозно-философских учений и духовных движений XX-XXI вв………………………………………………………..………9
ГЛАВА 2 ФАКТОРЫ, ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И СПЕЦИФИКА НЕТРАДИЦИОННОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ…………….......................................14
2.1 Факторы и причины распространения нетрадиционной религиозности в современных условиях…………………………………………………………….14
2.2 Идентификационные признаки новых религиозных движений ……..……19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………26
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ
Факультет управления
Кафедра философских наук и идеологической работы
Специальность «Государственное управление и право»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Философия»
на тему «Феномен нетрадиционной религиозности»
Минск, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ И ДУХОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ XX – XXI вв.………………………………………………….....….6
1.1 Возникновение и развитие новых религиозно-философских учений и духовных движений XX-XXI вв…………………………..………………………6
1.2 Классификация новых религиозно-философских учений и духовных движений XX-XXI вв………………………………………………………..………9
ГЛАВА 2 ФАКТОРЫ, ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
И СПЕЦИФИКА НЕТРАДИЦИОННОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ……………............
2.1 Факторы и причины распространения
нетрадиционной религиозности в современных
условиях…………………………………………………………
2.2 Идентификационные признаки новых религиозных движений ……..……19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………26
ВВЕДЕНИЕ
Нетрадиционная религиозность – новое духовное явление XX века. Возникновение «новых сект», «новых религий» зафиксировано в США в 50-60 гг. прошлого столетия. Новые духовные объединения известны под разными названиями: «новые религиозные движения», «религии Нового века», «тоталитарные секты», «внеконфессиональные религии» и т. д. Для обозначения новых религий широко употребляется и термин «Нью-Эйдж» - «Новый Век» [4, с. 154].
Во второй половине XX века в религиозной жизни стран западного мира произошли очень существенные изменения: на фоне углубляющегося кризиса традиционных религий начинается резкий рост религиозных новообразований, которые исповедовали вероучения, до тех пор практически незнакомые широкому кругу граждан западных стран. Число «культов», или «сект» в шестидесятые-семидесятые годы XX века исчислялись тысячами, а в их деятельность оказались втянуты в той или иной степени, по самым скромным и приблизительным оценкам, многие миллионы человек [3, c. 9].
На протяжении всей истории человечества жизнь традиционных мировых религий, сопровождалась возникновением, развитием и распадом разнообразных сект и культов. Все страны мира, вне зависимости от уровня их индустриального развития, политического строя, древности культуры и доминирующей традиционной религии, затронуты феноменом нетрадиционной религиозности. Среди историков, социологов, психологов, религиоведов, философов, этнологов, лингвистов и иных специалистов отмечается неослабевающий интерес к проблеме сектантства. Это связано, прежде всего, с тем, что понимание места и роли религии в современном мире невозможно без учёта всех разновидностей нетрадиционной религиозности.
Активное использование сектантского фактора в международной политике в XXI веке, непрекращающиеся случаи массовых убийств и самоубийств в сектах, регулярные попытки внедрения сект в органы высшей государственной власти, проникновение новых религиозных движений во все сферы общества обуславливают интерес к нетрадиционной религиозности различных политических партий, органов государственного управления и государственной безопасности большинства стран мира. Высокий уровень изменчивости нетрадиционной религиозности, её быстрая, слабо предсказуемая и достаточно оригинальная реакция на новации в области науки, техники, культуры, политики и общественной жизни вынуждают учёных проводить всё новые и новые исследования в этой области [1, c. 56].
Целью данной курсовой работы является изучение возникновения и развития феномена нетрадиционной религиозности в современном обществе.
Реализация этой цели в работе требует решения следующих задач:
- рассмотреть причины
и механизм возникновения
- рассмотреть вероучение, культ, организацию нетрадиционных религий;
- попытаться дать классификацию нетрадиционных религий.
-изучить разнообразные факторы развития нетрадиционной религиозности;
-определить специфику нетрадиционных религий.
Объектом исследования выступают новые религиозные движения (неокульты).
Основным методом исследования, используемым в работе, за исключением общенаучных, является сравнительно-аналитический метод, применяемый для анализа литературы и фактического материала в целом.
Актуальность темы. В последние годы наше общество переживает один из наиболее драматических периодов в своей истории. В кризисной ситуации, которая охватила все сферы экономики, социальных отношений, культуры, многие люди видят выход в нетрадиционной религии. Современная религиозная ситуация в различных странах мира, в том числе и в Беларуси в значительной степени определяется деятельностью новых религиозных движений. В этих условиях возрастает и актуальность теоретического рассмотрения проблемы возникновения и развития нетрадиционных религий.
Среди всех тем современного религиоведения проблема нетрадиционной религиозности является наиболее сложной, требует постоянной разработки новых методологических подходов, вызывает самые острые дискуссии и имеет наибольшее прикладное значение [11, c. 126].
Для рассмотрения проблем, связанных с новыми религиями, в данной работе использована широкая база источников и литературы. В процессе исследования широко использовалась научная литература, в частности, труды этнологов, социологов, историков, философов, психологов различных стран, в том числе и Беларуси: Карпушевская Л. А., Прокошина Е. С., Дьяченко О. В., Мартинович В. А. Исследованиям нетрадиционной религиозности посвящена обширная научная литература, опубликованная светскими специалистами. Особенно внушительное число исследований проделано зарубежными специалистами: Баркер А., Буайе Ж. Ф., что закономерно, так как неокульты появились в странах западного мира значительно раньше, чем в нашей стране.
Практическая значимость работы состоит в том, что теоретические положения и выводы могут быть использованы при дальнейшем изучении данной проблемы, а материалы работы могут быть использованы в преподавании и изучении курса истории религиозных учений. По своей структуре работа состоит из введения, двух глав и заключения.
ГЛАВА 1
РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ И ДУХОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ XX – XXI вв.
Религиозная жизнь человека не ограничена только известными национально-государственными и мировыми религиями – иудаизмом, индуизмом, конфуцианством, даосизмом, синтоизмом, буддизмом, христианством и исламом, а сопряжена с многочисленными религиозными новациями, получившими распространение во второй половине XX века [7, c. 45].
В этот период времени возникло просто фантастическое количество новых духовных учений и практикующих их групп. Особенно в США, с конца 50-х и до середины 80-х годов было положено начало стольким религиозным новациям, что учёные стали говорить о настоящей эпидемии: по оценкам разных экспертов в этот период существовало от 1300 до 5000 новых религиозных движений. Невиданный размах появления и распространения религиозных нововведений связан, прежде всего, с активным использованием «пророками нашего времени» средств массовой информации – прессы, радио, телевидения, рекламы. Американский религиозный бум был импортирован в Западную Европу, хотя и имел здесь значительно более скромный масштаб [12, c. 22].
О новой религиозности впервые открыто заявили в 1960 - 1970-х гг. американские и европейские религиоведы, теологи, социологи, психологи и психиатры. Нетрадиционная религиозность – новое духовное явление XX века. Многочисленные и разнообразные новые религии исследователи также называли, «религиями Нового века», «молодёжными религиями», «неканоническими верованиями», «псевдорелигиями», «альтернативными культами», «восточными культами», «неокультами» [7, c. 30].
Восточная Европа, в том числе и Республика Беларусь, в силу прежнего политического режима была изолирована от внешних религиозно-идеологических влияний в период их максимально интенсивного продуцирования. Страны восточной Европы (в том числе и наша республика) открыли свои границы, когда этот процесс в Америке и Европе угасал. Например, в начале 90-х годов начали формироваться общины «Международного Общества сознания Кришны», «Церкви Иисуса Христа» («Бостонское движение»), «Церкви Объединения», «Аум Сенрике», «Церкви Последнего Завета», «Свидетелей Иеговы», «Великого белого братства», «Богородичного центра», «Семьи» («Дети Бога»); появляются также дзен-буддисты, бахаи, новоапостальцы, саентологи и сатанисты. Проблематично указать точное время появления, количество общин и приверженцев новых культов, так как они могут не быть зарегистрированными в соответствующих государственных органах или зарегистрироваться как общественная светская организация и иметь подвижный состав неофитов, в разной степени участвующий в жизни группы. По данным на 1988 год во всём мире насчитывалось около 108 миллионов последователей новых религиозных движений, что не превышает двух процентов от общего числа жителей нашей планеты [12, c. 15].
Причины возникновения «новых религиозных движений» в западных странах, в сущности, не отличаются от тех детерминант, которые способствуют возникновению, сохранению и воспроизводству религии в целом. В XIX-XX вв. европейские страны и США пережили глубокий кризис социальных и религиозных ценностей, сложившихся в предшествующий исторический период. Во многом кризисные явления были вызваны быстрым развитием научно-технического прогресса, экономических отношений, интенсивной перестройкой общественного сознания, а также последствиями двух мировых войн. Традиционные формы христианства не смогли своевременно ответить на глобальные изменения в общественной жизни, на развитие тенденций технократизма, потребительства, подавить обострившиеся экзистенциальные переживания, что в своей совокупности стимулировало поиск новой системы ценностей, новых значимых общественных идеалов и другого образа жизни [5, c. 17].
В Европе и США социальной основой становления и развития новой религиозности служили выходцы из средних слоёв общества, имевшие среднее и высшее образование, материально обеспеченны, но в религиозном отношении остро испытывавшие чувство неудовлетворённости. Как правило, это были молодые люди, которые в религиозной форме стремились выразить протест против социальной несправедливости, и в поисках альтернативных путей изменения существовавшего миропорядка присоединялись к новым религиям, вооружались идеями этики ненасилия, пытались реализовать в своей повседневной жизни религиозные идеалы братства и гуманного общества. Их привлекал синкретизм новых религиозных учений, включавших элементы христианства, ислама, буддизма, индуизма, оккультных и религиозно-философских систем. Мистика и оккультизм, спиритизм и астрология были особенно популярными в молодёжной среде Америки и Европы, вызывая к жизни новые вероисповедные формы. Основатели и лидеры новых религий быстро отреагировали на потребности религиозного сознания и попытались использовать противоречия социально-экономического развития западной цивилизации в своих целях, указав на существующие проблемы как на результат глубокого духовного кризиса традиционной религиозной культуры [7, c. 59].
Большинство новых религий требуют от своих последователей строгого следования жёсткой идейной и поведенческой системе, послушного подчинения ригидным этическим принципам. К принятию же догматического мировоззрения склонны лица старшей возрастной группы, тяготеющие, однако, к традиционным религиям, а не к новшествам.
Среди последователей новых религиозных движений преобладает молодёжь. Именно на неё возлагают основную надежду лидеры современных культов. К примеру, Ж. Ф. Буайе описывает «идеального новопосвящённого «Церкви Объединения» Муна как юношу от 18 до 24 лет, серьёзного оптимиста, с открытым характером, идеалиста, ищущего смысл жизни, крепкого и здорового, холостого, без крепких социальных связей и привязанностей. Однако, возрастная группа от 18 до 28 лет имеет наиболее «размытую» мировоззренческую позицию и, следовательно, маловероятно её активное и долговременное увлечение авторитарными новыми религиозными группами [2, c. 75].
Формирование современной молодёжи проходит на фоне рассвета «массовой» культуры, которая способствует образованию в создании человека не объединённых в логическую систему и постоянно изменчивых элементов, что приводит к индивидуальной и массовой мировоззренческой неопределённости и идейной эклектике. Это состояние абсолютного большинства современных людей не способствует, как правило, выбору твёрдой мировоззренческой позиции новых религий, а формирует неопределённую, между верой и неверием, позицию, симпатизирующую различным паранаучным и парарелигиозным мифологемам и сочетающую принятие индустриального догмата о переселении душ, веру в «Энергетических вампиров», «сглаз», гороскопы, НЛО с Армаггедоном [13, c. 125].
Распространение новой религиозности стало следствием стремления молодёжи в иллюзорной форме преодолеть навязчивый страх перед возрастающими и пугающими обывателя мировыми проблемами, такими, например, как опасность возникновения термоядерной войны, глобальных социально-политических и экономических потрясений, проблемы загрязнения окружающей среды и т. п. можно предположить что новые религиозные движения играли важную роль по социально-психологической адаптации некоторой части общества к требованиям современной цивилизации в условиях экономической, политической и культурной глобализации [7, c. 64].
1.2 Классификация новых религиозно-философских учений и духовных движений XX-XXI вв.
Вопрос классификации новых религий является сложным и трудно разрешимым. В настоящее время у исследователей нет единства во взглядах на эту проблему. В итоге современное религиоведение изобилует множеством классификаций и типологий, причём все они несовершенны и находятся в зависимости от того, какой признак положен в их основу [7, c. 76].