Философия Омара Хайяма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 18:10, реферат

Краткое описание

Омар Хайям занимает первое место в ряду самых известных поэтов Востока, читаемых во всем мире. Миллионы книжечек его стихов, непрестанно переиздающихся в переводах на русский, все европейские и многие восточные языки, вот уже на протяжении столетия не могут насытить книжный рынок. Четверостишия Омара Хайяма - о смысле жизни человека, о незащищенности его перед лицом судьбы и времени, об очаровании мимолетных мгновений радости, стихи-афоризмы, в которых каждый из читающих находит нечто свое, сокровенное и еще не высказанное, -- стали общим духовным достоянием человечества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………3
Часть I. Биография Омара Хайяма (18.05.1048 — 4.12.1131)………………………………………4-7
Часть II. Философия в рубаи (четверостишия) Омара Хайяма…………………………………..8-19
1. Раздумья о смысле человеческого бытия…………………………………………………….10-11
2. Смерть…………………………………………………………………………………………………………….11-12
3. Думы о любви………………………………………………………………………………………………..12-13
4. Раздумья о «пьянящем» вине………………………………………………………………………13-14
5. Размышления о счастье……………………………………………………………………………………..15
6. Размышления о земных удовольствиях (рай)………………………………………………15-16
7. Бог в понимании Омара Хайяма.………………………………………………………………….16-18
8. Тема добра и зла……………………………………………………………………………………………18-19
Часть III. Известные личности об Омаре Хайяме………………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………21
Известные высказывания Омара Хайяма………………………………………………………………..22-24

Вложенные файлы: 1 файл

Философия О.Хайяма.docx

— 101.22 Кб (Скачать файл)

Лев  Толстой  говорил,  что художественное  произведение нельзя   передавать   другими    словами,   оно   должно   само рассказывать  о себе.   Творчество  Хайяма - одна из величайших вершин  мировой  поэзии-говорит  само  за   себя.   Все   более приближается   к   нам  и  проясняется  сквозь  редеющий  туман столетних разнотолков  огромный,  тысячецветно  сверкающий  мир поэзии и высокой мысли Омара Хайяма.

А такой человек, как Владимир Державин (русский советский поэт, переводчик, художник) говорил так: «Вся   поэзия   Хайяма  -  это  прославление  величия  духа человеческого,  вся  она   проникнута верой в бессмертный творческий  разум человека. Этим она близка нам. В этом – залог ее бессмертия».

Президент России В.В. Путин призывает всех читать мудрости Омара Хайяма: "Жена на днях подарила книгу стихов Омара Хайяма, очень советую", - сказал он. "Там то же много интересного, способного помочь в таких ситуациях", - отметил Путин.

Как писал философ Гейне: «Он вольнодумец, разрушитель веры; он безбожник и материалист; он насмешник над мистицизмом и пантеист; он правоверующий мусульманин, точный философ, острый наблюдатель, ученый; он — гуляка, развратник, ханжа и лицемер. Он не просто богохульник, а воплощенное отрицание положительной религии и всякой нравственной веры; он мягкая натура, преданная более созерцанию божественных вещей, чем жизненным наслаждениям; он скептик-эпикуреец, он персидский Абу-л-Ала».

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

Из моей исследовательской  работы становиться ясно, что Омар Хайям – это гениальный человек, с именем которого связано много  загадок, предположений и споров, над которыми трудятся историки, философы и переводчики уже много столетий.

Четверостишия Хайяма абсолютно  достоверными назвать нельзя. Среди 2200 рубаи, приписываемых Хайяму, больше половины(1200) написаны именно им. Остальные – это чужие(300) или «странствующие»(530), либо антихайямовские(170).

Омар Хайям представляется нам  не только как жизненный философ, учёный, но и как человек с тонкой душой, лирический поэт, воспевающий  красоту любви и женщины. Пусть  его многие стихи пропитаны скептицизмом и отчаяньем, но всегда он компенсирует своё упадническое настроение чашей вина, затем следует весна, любовь. Горести и несчастья проходят, остаётся только хорошее. Хайям настаивает в своей поэзии на том, чтоб человек довольствовался предложенными ему благами и считал это постыдным. Ведь испытав полноту чувств, положительных эмоций, человек становится духовно богаче, добрее и мудрее. Именно это и воспевает в своих рубаи несравнимый Омар Хайям.  
 
«Вино пить грех». - Подумай, не спеши. 
Сам против жизни явно не греши. 
В ад посылать ради вина и женщин? 
Тогда в раю, наверно, ни души. 

О чём писал Хайям: основные темы рубайята Хайяма – бог, вино и винопитие, смысл жизни, а также любовь. Очень много четверостиший посвящено вину, но вино, по моему мнению, не является символом разгульной жизни, это в большей степени символ протеста против религиозных запретов, навязанных мусульманством. Но главенствующую роль, как мне показалось, занимает тема бога. Омар Хайям спорит с богом, осуждает его, но ни в коем случае не отрицает его существования, как это может показаться на первый взгляд.

И хотелось бы отметить бесценность  Хайямовских творений для разных отраслей науки, философии, литературы, культуры и искусства. Его рубаи неоценимый дар, который мы имеем возможность созерцать и вникать в философию его воззрений.

До сих пор учёные, философы спорят о том, кем же был Омар Хайям? Одни утверждают, что Хайям – мистик; другие – гедонист; третьи – поэт-хулиган; четвёртые уверены, что он мусульманин; пятые придерживаются мнения, что он атеист. Но я пришла к заключению, что его нельзя однозначно привязать к любому из этих мнений. Он, скорее всего, человек, который прошел огромную духовную эволюцию: ошибался, учился, познавал и изобретал свою мировоззренческую концепцию.

Его труды принесли огромную пользу в развитии наук, а замечательные  четверостишия (рубай) до сих пор  покоряют читателей своей емкостью, мудростью, простотой изобразительных  средств, гибким ритмом. Хайям страстно желал переустройства мира и делал для этого все, что в его силах: открывал законы природы, устремлял взгляд на звезды, вникал в тайны мироздания и помогал людям освобождаться от духовного рабства. Он видел, что все религии сковывают человеческий дух, силу его разума, и понимал, что только освободившись от этого, человек сможет жить свободно, счастливо.

Ныне хайямовские четверостишия бесценными жемчужинами истинной  поэзии  вошли в сокровищницу мировой литературы. В течение десятилетий накоплен огромный и разнообразный опыт перевода Хайяма  на многие языки Запада и Востока. Хайямовские четверостишия звучат  в наши дни на всех континентах. Секрет этого мощного духовного резонанса, этой преданной читательской любви и читательского  доверия  заложен в самой сути поэзии Омара Хайяма -- в ее высокой человечности, в ее общечеловечности.

 
Известные высказывания Омара Хайяма.

В божий храм не пускайте меня на порог. Я - безбожник. Таким сотворил меня бог. Я подобен блуднице, чья вера - порок. Рады б грешники в рай - да не знают дорог.


 
 

Ты лучше голодай, чем что попало есть, и лучше будь один, чем вместе с кем попало.


 

Не жалуйся на боль - вот  лучшее лекарство.


В этой тленной Вселенной  в положенный срок превращаются в  прах человек и цветок, кабы прах испарялся у нас из под ног - с неба лился б на землю кровавый поток.


 

Не рождается зло от добра и обратно. Различать их нам взгляд человеческий дан!


 

Из тех, что мир прошли и вдоль и поперек, из тех, кого Творец на поиски обрек, нашел ли хоть один хоть что-нибудь такое, чего не знали  мы и что пошло нам впрок?


 

Мы - источник веселья и  скорби рудник, мы - вместилище скверны  и чистый родник. Человек, словно в  зеркале мир - многолик: он ничтожен, и он же безмерно велик.


Упавший духом гибнет раньше срока.


 

Не искавшему путь вряд ли путь и укажут - постучись - и откроются двери к судьбе!


Благородство страданием, друг, рождено, стать жемчужиной - всякой ли капле дано? Можешь всё потерять, сбереги только душу, - чаша снова  наполнится, было б вино.


Ты скажешь: эта жизнь - одно мгновенье. Её цени, в ней черпай вдохновенье. Как проведёшь её, так  и пройдёт, не забывай: она - твоё творенье.


Жизнь - пустыня, по ней мы бредем нагишом. смертный, полный гордыни, ты просто смешон!


Меняем реки, страны, города. Иные двери. Новые года. А никуда нам от себя не деться, а если деться - только в никуда.


 

Трудно замыслы бога постичь, старина. Нет у этого неба ни верха, ни дна. Сядь в укромном углу и довольствуйся  малым: лишь бы сцена была хоть немного  видна.!


Знай: в любовном жару - ледяным  надо быть. На сановном пиру - нехмельным надо быть.


Из тех, что мир прошли и вдоль и поперек, из тех, кого Творец на поиски обрек, нашел ли хоть один хоть что-нибудь такое, чего не знали  мы и что пошло нам впрок?


Тот, кто с юности верует в собственный ум, стал в погоне за истиной сух и угрюм. Притязающий  с детства на знание жизни, виноградом не став, превратился в изюм.


 

Только суть, как достойно мужчин, говори, Лишь ответствуя - слов господин - говори. Уха два, а язык дан один не случайно - Дважды слушай и раз лишь один - говори!


 

 

Признаёшь превосходство  других, значит - муж, Коль хозяин в поступках  своих, значит - муж. Чести нет в  униженье того, кто повержен, Добр к  упавшим в несчастии их, значит - муж!


Человек - это истина мира, венец, знает это не каждый, а только мудрец.


 

Все, что видим мы, - видимость  только одна. Далеко от поверхности  мира до дна. Полагай несущественным явное в мире, ибо тайная сущность вещей - не видна.


Мы до смерти не станем ни лучше, ни хуже. Мы такие, какими нас  создал Аллах!


 

Не пристало хороших людей  обижать, не пристало, как хищник в  пустыне, рычать. Не умно похваляться добытым богатством, не пристало за званья себя почитать!


Те, что украсили познанья небосклон, взойдя светилами для  мира и времен, не расточили тьму глубокой этой ночи, сказали сказку нам и погрузились в сон.


 
 

Если мельницу, баню, роскошный  дворец Получает в подарок дурак и подлец, А достойный идет в кабалу из-за хлеба - Мне плевать на твою справедливость, творец!


 
 

Ты, всевышний, по-моему, жаден  и стар. Ты наносишь рабу за ударом удар. Рай - награда безгрешным за их послушанье. Дал бы что-нибудь мне не в награду, а в дар!


 

Лучше пить и веселых красавиц ласкать, чем в постах и молитвах спасенья искать. Если место в аду  для влюбленных и пьяниц, то кого же прикажете в рай допускать?


Я познание сделал своим  ремеслом, Я знаком с высшей правдой  и с низменным злом. Все тугие  узлы я распутал на свете, Кроме смерти, завязанной мертвым узлом.


 

Один всегда постыден труд - превозносить себя, Да так ли ты велик  и мудр? - сумей спросить себя. Примером служат пусть глаза - огромный видя мир, Они не ропщут от того, что им не зрить себя.


Общаясь с дураком, не оберёшься срама, поэтому совет ты выслушай Хайяма: яд, мудрецом тебе предложенный, прими, из рук же дурака не принимай бальзама.


 
 

С людьми ты тайной не делись своей, ведь ты не знаешь, кто из них  подлей. Как сам ты поступаешь с  Божьей тварью, того же жди себе и  от людей.


 
 

Того текучего огня налей, саки, плесни рубиновых живых огней, саки, и кубок выбери потяжелей, саки, наполни радостью мой кубок дней, саки.


 
 

От притворной любви - утоления нет, Как ни светит гнилушка - горения  нет. Днём и ночью влюблённому  нету покоя, Месяцами минуты забвения нет!


 

 
 

Страсть не может с глубокой любовью дружить, если сможет, то вместе недолго им быть.


 
 

Ты скажешь эта жизнь - одно мгновенье. Её цени, в ней черпай вдохновенье. Как проведёшь её, так  и пройдёт, Не забывай: она - твоё творенье.


 
 

Хоть мудрец - не скупец и  не копит добра, Плохо в мире и  мудрому без серебра. Под забором фиалка от нищенства никнет, А богатая роза красна и щедра!


 
 

Никто не лицезрел ни рая, ни геенны; вернулся ль кто оттуда в мир наш тленный? Но эти призраки бесплодные для нас и страхов и надежд источник неизменный.


 
 

Тот усердствует слишком, кричит: "Это - я!" В кошельке золотишком бренчит: "Это - я!" Но едва лишь успеет наладить делишки - Смерть в окно к хвастунишке стучит: "Это - я!".


 
 

 


Информация о работе Философия Омара Хайяма