Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:15, контрольная работа
Когда начинаешь изучать философию, в той или иной мере имеешь определенное «представление» о ней: можешь знать имена некоторых философов, можно назвать отдельные произведения, вспомнить какие-то высказывания философского плана, возможно, даже объяснить, что такое философия. Откуда это у тех, кто специально не изучал философию, чем объяснить наличие своеобразного философского «понимания»? Видимо, это связано с тем, что человек с самого раннего возраста интересуется окружающим его миром, своим местом в этом мире.
Проблема материального и духовного в философии и основные варианты ее решения различными философскими направлениями
Среди совокупности проблем, которые исследует та или иная область знания, всегда можно выделить основные. Такой основной проблемой философии, от решения которой, в конечном счете, зависит решение всех других философских проблем, является вопрос об отношении материального и духовного (идеального), отношение мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи.
В существующем мире есть две группы, два класса явлений: явления материальные, т.е. существующие вне и независимо от сознания, и явления духовные, т.е. идеальные, существующие в сознании. Поскольку философия является системой знаний о мире как целом, постольку и возникает необходимость выяснить, прежде всего, как соотносятся материальное и идеальное, материя и сознание, дух и природа, составляющие это единое целое.
Вопрос об отношении мышления к бытию получил название «основного вопроса философии», который ввел Ф. Энгельс в 1886 г. в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Сегодня отношение к данному вопросу неоднозначно. Невозможно игнорировать противоположность материального и идеального. Очевидно, что предмет мысли и мысль о предмете – это не одно и то же.
Уже Платон отмечал тех, кто за первичное брал идею, и тех, кто за первичное принимал мир вещей. Исследование соотношения бытия и сознания, материального и идеального является условием, без которого человек не сможет выработать свое отношение к миру, не сможет ориентироваться в нем.
Более четко этот вопрос сформулировал Ф. Шеллинг. Он говорил о соотношении объективного, действительного мира, который находится «по ту сторону сознания» и «идеального мира», находящегося «по эту сторону сознания». Бертран Рассел также писал: «Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи, или он обладает независимыми способностями? Имеет ли вселенная какое-либо единство или цель? Действительно ли существуют законы природы или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслужить высокой оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если вселенная неотвратимо движется к гибели? Исследовать эти вопросы... - дело философии». Таким образом, проблема «материя и дух» пронизывает всю историю философской мысли как одна из важнейших.
Вопрос о соотношении
Одним из важнейших аспектов основного вопроса философии является вопрос о соотношении исторической необходимости и свободы человека.
Основной вопрос философии включает в себя два аспекта, две стороны рассмотрения: онтологическую и гносеологическую. Первая заключается в постановке и решении проблемы, что первично: материя или сознание. Это вопрос о природе, сущности мира, о том, материален он или идеален, зависит ли сознание от окружающего мира, производно от него или сам мир производен от сознания?
Древнегреческий философ Гераклит (ок. 544–483 до н.э.) утверждал, что «этот мир... не сотворил никто из богов или людей, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, разгорающимся согласно мере и угасающим согласно мере».
Другой древнегреческий
В зависимости от решения первой
стороны основного вопроса
Взгляд, согласно которому за основу мира признается одно, единое начало, получил название «монизм» (от греч. «монос» – единый). Монизм может быть либо материалистическим, либо идеалистическим. Но в истории философии существовал и дуалистический взгляд на мир. Дуализм – мировоззрение, которое признает не одно, а сразу два начала - полностью автономных и равноправных, существующих одновременно, независимо друг от друга – материю и дух, которые развиваются самостоятельно по своим специфическим законам. Философы-дуалисты в конечном счете примыкали либо к идеализму, либо к материализму.
Материализм прошел ряд ступеней в своем развитии. Исторически первая форма материализма – материализм древних греков. Эту форму обычно называют наивным, стихийным материализмом. Он был результатом непосредственного созерцания мира и не мог еще опираться на науку, поскольку она только начинала зарождаться и сама еще находилась в лоне философии. Особенностью этого материализма было то, что он сочетался с элементами стихийной диалектики (Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар).
Вторая историческая форма материализма – механистический, метафизический материализм 17–первой половины 19 вв. Это типичный созерцательный материализм. Он назывался механистическим, поскольку все многообразие явлений мира объяснял лишь законами механического движения, а метафизическим – поскольку мир, природу, материю рассматривал в сущности как неизменные, вне связи и исторического развития (Ф. Бэкон (1561–1626), Т. Гоббс (1588–1679), А.Н. Радищев (1749–1802), М.В. Ломоносов (1711–1765) и др.).
Третья форма материализма – материализм русских мыслителей-демократов – В.Г. Белинского, А.Н. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова и др. Их материализм представлял переходную форму между метафизическим материализмом и материализмом диалектическим. Он уже сознательно был связан с элементами диалектического метода.
Наконец, четвертая историческая форма материализма – это диалектический материализм. Основу его составляет не только признание материальности мира, но и рассмотрение всех явлений природы, общества, мышления как взаимосвязанных, находящихся в процессе непрерывного движения, изменения и исторического развития (К. Маркс, Ф. Энгельс).
Идеализм полагает, что первично
духовное (сознание), а природа, бытие,
материя так или иначе
Объективный идеализм полагает, что объективно, независимо от сознания человека существует некое духовное начало - мировой дух, мировой разум, мировая идея, а природа, бытие, материя, человек есть лишь порождение этого духовного начала. Наиболее крупными представителями объективного идеализма в истории философии были Платон (427 – 347 гг. до н.э.) и Гегель (1770–1831 гг.).
Идеализм в своей объективной форме зародился еще до нашей эры, и долгое время (вплоть до 17в.) развивалась именно эта форма идеализма. Дело в том, что человек не сразу стал концентрировать внимание на себе самом. Перед ним, только вступающим на путь своего развития, вставали вопросы осмысления, прежде всего, внешнего для него мира.
Живя в мире и будучи полностью зависимым от него, человек должен был узнать как можно больше о природе, которая его окружала, о строении мироздания. Необходимо было выяснить, почему мир, в котором живет человек, так устроен, откуда он взялся. Все внимание было направлено на объект, на попытки объяснить этот объект.
Это было обусловлено сильной
Другой разновидностью идеализма является субъективный идеализм - «зависимый от сознания субъекта, существующий лишь в сознании субъекта». Для субъективного идеализма характерна абсолютизация роли сознания субъекта. Дело в том, что начиная с эпохи Возрождения, в период зарождения капиталистических производственных отношений проявляется пристальное внимание к внутреннему миру человека, к субъективному «Я».
С чем это связано? Во-первых, достаточно высокий для того времени уровень развития материального производства, накопленный человечеством опыт освоения природы, а также значительные научные достижения и в целом развитие духовной культуры привели к тому, что человек из полностью зависимого от внешнего объекта (природы, общественной ситуации, религии и т.п.) постепенно превращается в субъекта, в определенной степени господствующего над объектом.
Человек начинает чувствовать себя более свободным, в чем-то определяющим внешние обстоятельства. Естественно, встает задача изучения своих собственных, человеческих, субъективных способностей, определения человеческого «Я».
Во-вторых, зарождение и развитие частного капиталистического предпринимательства требовало научного осмысления роли личности в общественной жизни в целом и в процессе производства, прежде всего. Следовательно, внимание к изучению субъективной активности в познании и в утверждении активной роли субъекта в практической жизни было объективно обусловлено зарождением капиталистического способа производства.
Чтобы представить точку зрения субъективного идеализма, попытаемся ответить на вопрос: как для каждого из нас представлен окружающий мир, как и где он существует? Он существует для нас только через наши собственные ощущения и только в нашем сознании. Лиши нас ощущений и сознания, и мир для нас перестанет существовать: мы никак не сможем его почувствовать и осмыслить. Причем каждый из нас представляет мир по-своему, индивидуально, каждое субъективное сознание уникально.
Получается, что вне нашего сознания материальный мир для нас не существует. Иными словами, субъективный идеализм отождествляет вещи, объекты с ощущениями субъекта. Основной тезис субъективного идеализма: «предмет, вещь – совокупность ощущений субъекта». Если последовательно проводить эту идею, то можно прийти к солипсизму (от лат. «солус» – единственный, «ипс» – сам), т.е. что существует только человек и его сознание, а объективный мир, в том числе и другие люди, существуют лишь в сознании субъекта.
Таким образом, гносеологическим основанием субъективного идеализма является абсолютизация ощущения как источника познания. Наиболее крупными представителями субъективного идеализма в истории философии являются английский философ Д. Беркли (1685–1753), английский философ, историк, психолог Д. Юм (1711–1776) и немецкий философ И. Фихте (1762–1814).
Сегодня субъективный идеализм представлен такими течениями, как экзистенциализм, неопозитивизм и др. Современный субъективный идеализм ставит проблему специфически: через ориентацию на ценности и смысл жизни каждого конкретного человека.
Для человека объективный, вне сознания существующий мир не имеет никакого смысла. Важно другое: что есть внутри меня, что я внутренне, субъективно переживаю? Моя жизнь уникальна и неповторима, у меня собственное представление о смысле жизни, об идеалах и ценностях. Объект во мне, а не вне меня, он от меня зависит. Мое «Я» первично, определяющее, остальное бессмысленно.
Информация о работе Философия, ее предмет, круг основных проблем и место в культуре