Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 01:16, курс лекций
Философия - это поиски смысла жизни. Смысл жизни видится нам во всем, к чему мы прикасаемся. Вот прикоснулись к деньгам - и они превратились в наш смысл жизни. Наши прикосновения мы совершаем в мышлении и поэтому самые разные явления становятся в один ряд: небо, любовь, деньги, стремления к обладанию чем-то и т.д. Наша цель - сделать эти прикосновения физически реальными. Но когда это в конце концов происходит, они теряют смысл. Парадоксальность ситуации заставляет нас искать какую-то грань, какой-то компромисс, чтобы и ощущение не пропало, и чувствовалась легкая тяжесть в кармане.
Это грань между нашим мышлением и реальностью. Как понять где кончается мышление и начинается реальность? Формально, наше мышление - это то, что находится в голове, а все что ее окружает - это уже объективная реальность. Но разве мы понимаем, что то, что мы видим - это только внешняя оболочка, образ, из которого мы строим нашу жизнь, наделяя смыслами и создавая свою собственную реальность? Мы видим образы, оболочки, наполняем их смыслом, собственным существованием, встраиваем в создаваемые нами концепции и в этом нашем мире рождаются смыслы, где-то здесь и бродит смысл нашей жизни, который объясняет зачем мы без конца рождаем смыслы и где среди всего этого реальная картина бытия.
Проблема соотношения общего и
единичного рассматривается в
Реализм (Августин Блаженный, 354-430 гг.; Ансельм Кентерберийский 1033-1109 гг.). Реалисты решали данную проблематику в духе Платона, настаивая на реальном существовании понятий (универсалий) общего, как мыслей творца перед актом творения, ибо творение не могло состояться без определённого плана и образца. Фома Аквинский стоял на позициях умеренного реализма, утверждая, что универсалии существовали до вещества, существуют в вещах и будут существовать после вещей;
Номинализм. Вырабатывается в поздней схоластике. Его представители считали универсалии лишь "ноуменами" (именами), названиями вещей. С их точки зрения существуют единичные предметы, обладающие подлинным существованием, универсалии же опираются лишь на подобия единичных вещей (Вильям Оком 1281-1349).
Если реализм трактовал общее,
как нечто идеальное и
Номинализм делает шаг вперёд в построении новой антологии: в соотношении общего и единичного акцент смещён в пользу единичного, которому даётся статус подлинной реальности. Общее - производное, вторичное.
3.3. Учение о познании
В средневековой философии
Характерная черта средневековой философии - теоцентризм - обращение к богу, как к началу и причине мира. Необходимость постоянной защиты и доказательства основных христианских догм и бытия бога обусловила преимущественное развитие логики, как философской дисциплины.
4. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
4.1. Мировоззренческие и
С XV века в Европе начинает складываться новая картина мира. Главное в ней - новое понимание человека. Существенное значение в этом процессе имело искусство. Человеческая телесность, естественные потребности, впервые после 1000 лет средневековья, осознаются не как носители греховности, а как высшая ценность и подлинная реальность. Таким образом словесному миру религии и схоластики противопоставляется мир в его непосредственности, чувственном богатстве.
Поэтому мировоззренческая установка Возрождения состояла в открытии самоценности человеческой личности и в гуманистической направленности познания.
Эпоха создала идеал культурного индивидуализма, который имеет общечеловеческое значение. Ведь гуманистический индивидуализм эпохи направлен не на практическую экономическую деятельность, а на культурную.
Методологическая установка
Потребность изображения человеческого тела не в символическом, а естественном виде дала толчок к развитию анатомии, интерес к оптике. Мир резко раздвинул свои границы.
4.2. Возрожденческий гуманизм и проблема унитарной индивидуальности
Гуманисты - социальная группа, сложившаяся в Италии к эпохе Возрождения. Они утверждали новую систему духовных ценностей: приоритет личных достоинств, личного благородства над происхождением (учёность возвышает человека больше, чем происхождение, богатство, власть).
Сущность возрожденческого гуманизма - индивидуальное совершенствование путём приобщения к культуре. Цель жизни - не спасение души, а творчество, познание, служение людям, а не богу.
Для гуманистов античность предстаёт как "Золотой век", идеальный образец. Поэтому особую разработку получил неоплатонизм. Стремление возвысить человека возродило неоплатонистическую идею нисхождения божественного смысла в мир, идеи насыщенности мира, космоса божественным смыслом. Бог становится ближе к человеку, он слит с миром, одухотворяет мир - это пантеизм ("пан" - всё; всебгоие - Бог во всём).
4.3. Натурфилософия эпохи
Развитие науки и технический прогресс обусловили возникновение философии природы. Зачастую она носила пантеистический характер. Представителями данной философии были Б.Телезио, П.Помпонации, Н.Коперник, Дж.Бруно, Н.Кузанский.
Николай Кузанский (1401-1464)
Как и большинство философов своего времени, ориентировался на неоплатонизм. Платон и неоплатоники противопоставляли единое (идея) не единому (вещи). Кузанский исходит из христианского принципа монизма, заявляя: "единому ничто не противопоставлено", "единое - есть всё". Это утверждение направлено против христианского теизма, отличающего творение (всё) от творца (единого). В этом состоит специфика возрожденческой антологии, по отношению к средневековой и неоплатонической. Человек, это тоже бог, но не в абсолютном смысле. Кузанский предугадывает гелиоцентрическое понимание мира.
Николай Коперник (1473-1543)
Возродил и обосновал античную идею гелиоцентризма, нанеся удар по религиозным представлениям, открыл новые пути для развития астрономии, физики, всего естествознания. Отныне утверждается новая точка зрения - не всё видимое достоверно, оно лишь перевёрнутое отражение скрытой за явлениями действительности. Несовпадение сущности и явления сделало основной задачей философии поиск и обоснование адекватного метода познания мира.
Джордано Бруно (1546-1600)
Философски обобщил теорию Коперника, высказал идею бесконечности Вселенной и множества миров. Природа - это бог в вещах, следовательно цель познания - телесная, материальная природа, а не сверхприродный бог. Оригинальность концепции Бруно - в объединении пантеизма с принципом индивидуализма, обобщённые в понятии монада (индивидуальная сущность, сочетающая в себе как духовное, так и материальное начало и выступающая, как основная единица бытия). Высшая субстанция - Бог - это монада монад. Как целое она проявляется во всём едином по принципу "всё во всём".
Бруно сформулировал основное утверждение становящегося естествознания нового времени:
Вселенная едина, бесконечна и неподвижна (движутся только составные её части);
Вселенная не порождается и не уничтожается, а может лишь увеличиваться и уменьшаться;
Вселенная одновременно и творец и творение, и причина и следствие;
Т.к. мироздание бесконечно - безграничен и процесс его познания.
В целом философия Ренессанса является
необходимым и естественным периодом
от средневековых философских
Её особенности:
Антропоцентризм (центральное место занимает человек);
Гуманизм (признание ценности человека, как личности);
Светская направленность философии, отрицание схоластики;
Тесная связь с
Обращение к античному наследию (возрождение).
5. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
5.1. Учение о методе. Рационализм и эмпиризм
Философия нового времени осуществила
окончательный поворот к
Основоположники: Ф.Бекон (1561-1626) и Р.Декарт (1596-1560).
Мировоззренческие и методологические сдвиги, произошедшие в эпоху Возрождения, выдвинули задачи:
Обоснование адекватного метода познания природы;
Исследование природы
Поиск путей решения этих задач привёл к появлению эмпиризма и рационализма.
1. Эмпиризм
Основан Ф.Беконом; Придавал исключительное значение наблюдениям, эксперименту. Критерий истинности - опыт. Познание - отображение внешнего мира в сознании человека (чувства, ощущение, опыт). 1620 г. - книга Бекона "Новый органон", или истинные указания для истолкования природы" - представлен метод получения общих знаний о мире, путём изучения многообразных единичных вещей. Роль разума - переработка данных, нахождение связей, открытие законов природы. Он критиковал "узких" эмпиристов, переоценивающих роль разума, а так же рационалистов, игнорирующих чувственное познание.
Критикуя схоластику, Бекон заявлял,
что новый метод требует
Идолы рода: ложные представления о мире, обусловленные несовершенством органов чувств и ограниченностью разума;
Идолы пещеры: ископаемые представления о действительности, связанные с индивидуальным опытом, воспитанием, поклонением авторитетам;
Идолы рынка: ложные представления, порождённые неправильным употреблением слов, распространённых на рынках и площадях;
Идолы театра: неправильные представления людей, заимствованные ими из различных философских систем.
2. Рационализм
Основан Р.Декартом. В работе "Рассуждение о методах": источник знаний и критерий истины находится не во внешнем мире, а в разуме. Главное в познании - интуиция интеллекта или чистое умозрение.
Все идеи он подразделил на:
Пришедшие из чувств;
Врождённые (от бога) - обладают полной достоверностью.
Абсолютно достоверным методом, содействующим открытию является сомнение во всём существующем. Единственно достоверный факт - мышление "мыслю, значит существую", т.е. по Декарту критерий истины - это ясность и отчётливость наших представлений. Задача познания - "как могли быть созданы" вещи. Истина - не есть соответствие знания быта, а модель для создания быта, соответствующего этой истине.
Он открывает для познания возможность
технического приложения результата,
возможность экспериментального создания
бытия, не существующего в видимом
природном мире (методологическое обоснование
математического
Философами и
Субъект познания - отдельный индивид;
Объект познания - самосущая природа (сама по себе);
Цель познания -открытие универсальных и вечных законов бытия;
Методы науки - эксперимент и наблюдение, механическая модель и механическая гипотеза;
Количественные характеристики вещей - главные, их изучение выступало важнейшей задачей познания;
Материя - инертная субстанция, не связанная с пространством и временем; Пространство - пустое вместилище вещества; Время - чистая длительность;
Модель мира - часы, которые завёл "Бог", после чего не вмешивался (деизм - механизм+идеализм).
5.2. Французская философия XVIII века.
Механический материализм,
Т.к. биология, химия и т.д. ещё только формировались, законы механики продолжали считать всеобщими.
Ламери (1709-1751)
"Человек-машина" - человек, это искусно построенный механизм. Материальный мир существует сам по себе, у него нет ни начала, ни конца. Душа - деятельность мозга, является двигателем тела, материальна. Отличие человека от животного - структура, объём мозга (количественное). Изучение механики тела должно привести к пониманию деятельности мозга. Познание сущности мира - невозможно.
Поль Гольбах (1723-1789)
"Система природы" - публично
сожжена. Природа - совокупность
веществ, действующих в силу
собственной энергии, является
причиной всего, ибо
Французское просвещение (вторая половина XVIII в.)
Мощное движение, ориентированное на критику феодализма. Просветители возвышали разум над верой, боролись с предрассудками и суевериями и следовательно критиковали церковь. Человек должен стать властителем мира. Человек - ровня другому человеку, свободен в решениях и действиях; Разрабатывались меры по обеспечению гражданских и политических прав. Большинство просветителей в качестве гаранта этих прав видели доброго и просвещённого монарха.
5.3. Проблемы человека и общества в философии нового времени
Для построения картины мира, философы нового времени использовали теорию механики.