Философская мысль Древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 15:24, реферат

Краткое описание

Цель данной работы - ознакомление с основными идеями древнекитайской философии, а также попытка разобраться, в чем же привлекательность и живучесть этих идей.
Актуальность данной работы обуславливается тем, что несмотря на то, что Древнекитайская философия является очень старой, она все еще пользуется интересом у большого числа людей, и многие люди все еще придерживаются постулатов этой философии.
При написании работы были определены следующие цели:
- Определить особенности развития и философские школы в древнем

Содержание

Введение……………………………………………………………….….3 стр.
Социально-культурные предпосылки
становления и развития Философии в Древнем Китае……………..….4 стр.

Конкретно- исторические этапы
развития философии Древнего Китая……………………………......…11 стр.

Основные школы в Древнекитайской философии и их учения..13 стр.
- Даосизм
- Конфуцианство
- Моизм
- Легизм
- Школа Имен
Заключение………………………………………………………………23 стр.

Список используемой литературы…………………………………..…21 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 68.89 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки, молодежи и спорта Украины

Государственное высшее учебное заведение

Приазовский государственный технический  университет

Кафедра философских наук

 

 

 

Реферат

На тему: «Философская мысль Древнего Китая»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: аспирант

Алексеев А.М.

Проверил: к. ф. н., доц.

Афонов А. П.

 

 

 

 

Мариуполь, 2012 г.

Содержание

 

Введение……………………………………………………………….….3 стр.

  1. Социально-культурные предпосылки

становления и развития Философии  в Древнем Китае……………..….4 стр.

 

  1. Конкретно- исторические этапы

развития философии Древнего Китая……………………………......…11 стр.

 

  1. Основные школы в Древнекитайской философии  и их учения..13 стр.

- Даосизм

- Конфуцианство

- Моизм

- Легизм

- Школа Имен

Заключение………………………………………………………………23 стр.

 

Список используемой литературы…………………………………..…21 стр.

 

 

 

 

 

 

Введение

Пpи написании данной работы представляется особенно важными несколько моментов: прежде всего - ознакомление с основными идеями Древнекитайской философии, а также стремление разобраться, в чем же кроется привлекательность и живучесть этих идей, более того, почему они не только не стали чем-то прошлым и забытым, но живут и распространяются далеко за пределы Востока и по сей день.

Философия Китая решает ряд общечеловеческих проблем: осознание природы, общества, человека, взаимосвязь человека и  природы.

Имеются и специфические черты  китайской философии, связанные  с особенностями культуры китайской  цивилизации.

Китайский этнос создал особый тип  культуры, отличающий его от культуры других народов. Социальная этика и  административная практика здесь всегда играли более значительную роль, нежели мистика и индивидуалистические поиски спасения. Здравомыслящий китаец никогда не задумывался над таинствами бытия и проблемами жизни и  смерти, зато он всегда видел перед  собой эталон высшей добродетели  и считал своим священным долгом ему подражать. Величайшими и  общепризнанными пророками здесь  считались те, кто учил жить достойно, в соответствии с принятой нормой, жить ради жизни, а не ради блаженства на том свете или спасения от страданий. Не религия как таковая, но, прежде всего ритуализованная этика формировала облик традиционной китайской культуры.

Философская мысль человечества зарождалась  в эпоху, когда на смену родовым  отношениям приходили первые классовые  общества и государства. Отдельные  философские идеи, обобщавшие многотысячный  опыт человечества, можно обнаружить в литературных памятниках Древнего Египта, Древнего Вавилона. Наиболее древней является философия, возникшая в странах Древнего Востока: в Индии, Китае, Египте и Вавилоне.

Цель данной работы - ознакомление с основными идеями древнекитайской  философии, а также попытка разобраться, в чем же привлекательность и  живучесть этих идей.

Актуальность данной работы обуславливается  тем, что несмотря на то, что Древнекитайская  философия является очень старой, она все еще пользуется интересом  у большого числа людей, и многие люди все еще придерживаются постулатов этой философии.

При написании работы были определены следующие цели:

- Определить особенности развития и философские школы в древнем Китае;

- Выявить основные проблемы, которые поставлены древнекитайскими мыслителями.

При написании данной работы, в  основном, были использованы работы «История Китайской философии» пер. с китайского под ред. М.Л. Титаренко, М., 2006 г., работа Лосева А.Ф. «Философия. Мифология. Культура» Москва, 2001 г., и работа Орлова В.В. «Человек. Мир. Мировозрение» Москва 2005 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социально-культурные предпосылки становления и развития Философии в Древнем Китае

Китай - одно из древнейших цивилизованных государств мира. В далеком прошлом, четыре тысячи лет назад, вслед за рождением рабовладельческого строя, начинается история развития китайской  философии. Философские идеи в Китае, берущие начало в глубине веков, чрезвычайно богаты по содержанию и  являются огромной кладовой идей в  истории познания.

Итак, выделяют следующие основные социально-культурные предпосылки  становления и развития Философии  Древнего Китая:

 - духовные (длительный процесс перехода от мифологического мировоззрения к мировоззрению, опиравшемуся на знание, обретенное в интеллектуальном поиске, существенное влияние буддизм,) ;

- политические (возникновение первых государств );

-экономические (развитие производительных сил (замена бронзы железом), появление товарно-денежных отношений) ;

- социальные (ослабление родоплеменных структур, рост научных знаний и усиление критического духа) .

Теперь рассмотрим все это более  подробно.

Уже в первобытном обществе появляются первые ростки философии. Люди в первобытном  обществе, исходя из собственного трудового  опыта, стремились понять мир природы, что послужило основой для  зарождения материалистических взглядов. Одновременно из-за крайне низкого  уровня развития производительных сил, ограниченности знаний об окружающем мире и бессилия перед могучими силами природы появились примитивные  религиозные взгляды. Орудия труда, оружие и предметы повседневного  обихода, находимые в могилах, относящихся  по времени к первобытнообщинному  строю, свидетельствуют о том, что  у людей первобытного общества уже  появилось представление о бессмертии души и они считали что, после  смерти душа продолжает существовать, должна заниматься трудом, жить и охранять себя. Кроме того, в условиях первобытнообщинного  строя зародилось представление  о необходимости поклонения духам  предков.

Представление о существовании  души у человека было распространено и на животных, растения и весь мир  природы; считалось, что все в  природе имеет свою душу, что все  природные тела и явления: небо, земля, солнце, луна, гром, ветер, горы, реки, птицы, дикие звери и т. д., находясь в  распоряжении каких-то духов, проявляют  свою силу, в результате чего возникли тотеизм и поклонение многим богам.

Однако в условиях первобытнообщинного  строя могли появиться лишь ростки философских идей. Философия, как  теория познания окружающего мира, как сравнительно целостное мировоззрение, зафиксированное в письменной форме, возникла только в рабовладельческом  обществе.

Приблизительно в XXI в. до н. э. в  Китае возникла династия Ся, при которой начался переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому. В настоящее время об истории династии Ся мы знаем очень мало, но, основываясь на сравнительно надежных письменных памятниках и материалах, относящихся к этому периоду и добытых в результате раскопок, можно говорить, что при династии Ся в жизни общества произошли резкие изменения.

Это выразилось, во-первых, в появлении  классов и образовании государства. “Юй собрал владетельных князей (чжухоу) у горы Тушань, куда явились правители десятков тысяч владений, принеся с собой яшму и полотно. В прошлом, когда Юй собирал всех духов на горе Куайцзи, Фанфын явился позже других, за что Юй убил его и выставил труп для всеобщего обозрения.” Похоже, что Юй был общим вождем, возглавлявшем различные родо-племенные объединения, главы которых, являясь на собрания и жертвоприношения, обязаны были подносить яшму и полотно, а явившийся позже других Фанфын был даже убит; - это подтверждает создание династии Ся, при которой господствовал рабовладельческий строй. Юй передал власть своему сыну Ци, что явилось началом системы наследственной преемственности власти.

Археологические находки после  освобождения Китая, памятники культуры типа Эрлитоу в западной части провинции Хэнань свидетельствуют о том, что в период властвования династии Ся и близкого к нему времени в могильных захоронениях умерших хозяев имели место и случаи захоронения вместе с ними их рабов, что убедительно доказывает наличие классовых отношений.

В “Го юй” приводится ссылка на “Книгу дома Ся”:” Если есть гуаньдани и хэцзюни, в кладовых всегда будут богатства “. Гуаньдань и хэцзюнь- наиболее ранние меры веса, которые рабовладельцы использовали для эксплуатации населения. Отсюда очевидно, что в описываемое время уже существовали классы, эксплуатация и государство.

Во-вторых , произошло стремительное  развитие материальной и духовной культуры. По преданиям, древние роды “делали  оружие из камня”, а при императоре Хуан-ди “ делали оружие из яшмы”, в то время как при Юйе - основателе династии Ся - “ оружие делали из бронзы”. Итак, в рассматриваемый период уже имелись изделия из бронзы. В период династии Ся начинает появляться письменность. Как “Го юй”, так и “Цзо-чжуань” приводят ссылки из “Книги дома Ся (Ся-Шу)”, а это свидетельствует о том, что в это время уже имелись книги. Среди памятников культуры из Эрлитоу обнаружено небольшое количество мелких изделий из бронзы , а на керамической посуде начертаны многочисленные письменные знаки, что, в общем , совпадает с сохранившимися записями в письменных памятниках. Использование металла и появление письменности является прогрессом, имеющим чрезвычайно важное историческое значение.

В соответствии с происшедшими переменами при династии Ся появляются и философские идеи. Насколько позволяют судить имеющиеся в настоящее время материалы, они в общих чертах развивались в двух направлениях. Во-первых, наблюдалось развитие религиозных представлений. В письменных памятниках отмечается: “Юй сделал посуду для жертвоприношений”, причем дошел при этом до “чрезвычайной роскоши”(Хань Фэйцзы, гл. 3). Конфуций также говорил о Юйе так: ”Он с пренебрежением относился к напиткам и пище, направлял величайшую почтительность к душам умерших и духам; не заботился о своей одежде, но всячески стремился придать красоту траурной одежде и головному убору”(Лунь Юй, гл. 19). Конфуций восхвалял Юйю за то, что во время жертвоприношений он, сам плохо питавшийся и носивший простую , грубую одежду, устраивал обильные жертвоприношения, а употреблявшиеся при жертвоприношениях одежду и головной убор стремился сделать как можно красивее. Отсюда видно, что при династии Ся религиозные представления стали важным средством для установления господства, что , как это совершенно очевидно, резко отличается от религиозных представлений первобытнообщинного общества.

Во-вторых, появились представления, направленные на смягчение классовых  противоречий. В “Книге дома Ся” говорится: “Кого поддерживать народу, кроме добродетельного правителя (имеется в виду правитель дома Ся)? С кем, кроме народа, правитель будет защищать государство?”. Смысл цитаты в том, что если народ выступит против правителя династии Ся , кто будет тогда руководить им, а если правитель Ся будет вредить народу, не окажется никого , кто бы защищал государство. Как явствует из приведенных источников, прилагались все усилия для доказательства того, что отношения между правителем и управляемыми им людьми тесно взаимосвязаны, и это подчеркивалось , очевидно для того, чтобы скрыть противостояние и классовые противоречия.

Рабовладельческий строй в Китае  почти за девятьсот лет своего существования, вплоть до появления  династий Шан (приблизительно 16-12 в. в. до н.э.) и Западной Чжоу (приблизительно 11-8 гг. до н.э.), достиг большого развития. В период династии Ся в общественном производстве, помимо скотоводства, важное место начинает занимать земледелие. При династии Шан произошло дальнейшее разделение земледелия, ремесла и скотоводства, что способствовало развитию товарообмена и применению огромного количества рабского труда, а это привело к быстрому развитию общественного производства и культуры. Дальнейшее развитие получило производство бронзы, в большом количестве стали отливаться не только ритуальные сосуды, оружие и предметы обихода для рабовладельцев, но и начали появляться в небольшом количестве бронзовые орудия труда, а вслед за этим появились изделия из железа и в сельскохозяйственном производстве начал применяться рабочий скот.

При Западной Чжоу произошло еще  большее развитие производительных сил. Увеличилось производство бронзы, более широко стали применяться  изделия из железа, возросло количество ремесел, улучшилось по сравнению с  прошлым техника производства, более  совершенной стала колодезная система  в земледелии, получила более широкое  развитие система орошения, увеличилось  количество сельскохозяйственных культур, повысилась техника обработки почвы, возросли масштабы применяемого коллективного  труда в сельском хозяйстве. Вслед  за развитием производства был достигнут  прогресс в области науки и  техники, немало ценных результатов  было достигнуто в астрономии, искусстве  составления календаря, математике, метеорологии, разработке 24 сельскохозяйственных сезонов года, географии, науке о  Земле, механике, физике, химии, медицине и многих других областях науки.

Политическая система при династиях  Шан и Чжоу с каждым днем становилась все более совершенной. В соответствии с развитием родового рабовладельческого строя образовались крупные и мелкие клики аристократов-рабовладельцев, во главе которых при династии Шан стоял правящий род Цзы, а при династии Чжоу - правящий род Цзи. Шанские и чжоуские ваны являлись верховными правителями. Как говорится в “Ши-цзине”: “Под всем небом нет земли, которая не принадлежала бы вану; до самого края земли нет никого, кто не был бы слугой вана”. Это показывает, что основой рабовладельческого строя при династиях Шан и Чжоу являлась государственная собственность на землю и рабов, т.е. собственность правителя. Правитель государства в свою очередь распределял земли, лежавшие за пределами его владения, и рабов в собственность или пользование аристократов-землевладельцев, являвшихся либо его сыновьями, либо внуками и другими родственниками, осуществляя на деле систему пожалованных владений, предусматривавшую “вручение народа и вручение земли”.

Информация о работе Философская мысль Древнего Китая