Философские основания экологической этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 18:59, реферат

Краткое описание

Целью данного исследовательского обзора является рассмотрение философских оснований экологической этики на современном этапе ее развития или, быть может, правильнее сказать становления.

Содержание

Стр.
Введение
1. Концептуальные основания экологической этики
2. Истоки экологической этики
§1. История эволюции отношения человека к природе
§2. Природа в мировосприятии восточных религий
§3. Отношение к природе в христианстве
§4. Истоки экоэтики в философских учениях
3. Основные направления современной экоэтики
4. Глубинные противоречия экологической этики
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Философские основания экологической этики 2.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ  АКАДЕМИЯ ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

ОТДЕЛ АСПИРАНТУРЫ  И ДОКТОРАНТУРЫ 

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ 

Специальность: 13.00.01 
 
 

Реферат по истории и философии  науки

  на тему: 
 
 

Философские основания экологической  этики 
 
 
 
 
 
 
 
 

Аспирант  Мельничук Екатерина                                              / ____________________ 
 
 
 

                                                                                                                     Оценка: _________________                          

Рецензент,

______________________________    _____________    _______________________

должность, ученая степень, ученое звание     подпись                      инициалы и фамилия 
 

_________________________2011 г. 
Оглавление

  Стр.
Введение                                                                                                                            
  1. Концептуальные основания экологической этики
  2. Истоки экологической этики

         §1. История эволюции отношения человека к природе

          §2. Природа в мировосприятии восточных  религий

          §3. Отношение к природе в христианстве

        §4. Истоки экоэтики в философских учениях

  1. Основные направления современной экоэтики
  2. Глубинные противоречия экологической этики

Заключение

Список литературы

2

3 

8

9

13

15

18

19

24

25


 

Введение

    В философии любой эпохи важное  место занимали проблемы взаимоотношений  человека и природы. С 70-х годов XX в. эта область научного и философского поиска приобретает особое значение в связи с появлением все более ясного осознания угроз надвигающегося экологического кризиса и реальности экологической катастрофы.

    Для того чтобы обеспечить себе возможность относительно благополучного будущего, человечество должно как можно скорее определить источники возникшего экологического кризиса и пересмотреть существующую систему ценностей для обеспечения действительной (а не на уровне декларации) реализации программы устойчивого развития.

    Безусловно, глубинные истоки экологического кризиса пролегают не на уровне избыточного антропогенного влияния на природу. Это только следствие кризиса духовного. Для того чтобы постичь сущность духовного кризиса человечества, необходим пересмотр и анализ всей истории развития общества и культуры с позиции взаимоотношений человека и природы. Очевидно, путь к спасению возможен через отказ человечества от веками накопленных заблуждений в пользу принципиально новой системы ценностей. Такую своеобразную ревизию и пересмотр достигнутого с целью гармонизации отношений в системе «человек-природа» можно сравнить с поиском математической ошибки, когда математик должен мысленно вернуться к началу цепочки расчетов, чтобы проверить правильность каждого действия, каждого промежуточного результата.

    Оценка какого-либо шага, поступка, действия с позиции блага, морали  относится к сфере этики, определяемой  современными авторами как «метанаучное  творчество по пониманию человеком  своей жизнедеятельности и обоснованию  ее наилучших перспектив» [6, с.341]. Экологическая этика в свою очередь становится метанаучным знанием  для экологии, так как стремится к обоснованию и оценке экологического знания с аксиологической и прагматической точек зрения.

    Востребованность этического обоснования экологии обуславливается спецификой предмета последней. Экология изучает природную систему не саму по себе, а как предмет интереса человека. Соответственно, объектом изучения для экологии является экологическая система «природа-человек». Сама по себе природа как совокупность физических явлений, процессов и закономерностей или человек как часть физического мира остаются вне этики, но анализ содержания взаимоотношений и взаимосвязей в границах системы «человек-природа» обретает ценностную окрашенность и становится предметом интереса для этики и основанием для выделения экологической этики как отдельного направления философского поиска.

    Целью данного исследовательского  обзора является рассмотрение  философских оснований экологической этики на современном этапе ее развития или, быть может, правильнее сказать становления. 

1. Концептуальные основания экологической этики

    Экология – молодая наука. Хотя сам термин Э.Геккель сформулировал еще в 1879 году, период интенсивного развития экологии охватывает только четыре последних десятилетия и сопряжен с постоянным обострением экологической ситуации в мире. 

    Понятие «экология»  производно от греческих слов oikos - жилище, местопребывание и logos – учение. Экология является комплексной мировоззренческой системно-интегративной наукой, изучает взаимосвязи живых организмов и их сообществ друг с другом и с окружающей средой. Можно сказать, что своим появлением экология открывает новую страницу научного познания, определяя природу как дом человека. Прагматический характер современной экологии определен ключевым ее вопросом: «Каким образом человечеству успешно существовать в природе, сосуществуя с другими ее обитателями, - сегодня и в будущем?»

    Приведем четыре типа отношений человека к природе по А.А. Скворцову [14]:

1) злое, безнравственное отношение (поджог  леса, рубка деревьев, убийство животных  ради забавы либо с целью  демонстрации своей силы);

2) утилитарное  отношение (природа воспринимается  исключительно как источник ресурсов, необходимых для поддержания  человеческого благополучия и комфорта);

3) теоретическое, научное отношение, противостоящее сугубо утилитарному (настоящий ученый не усматривает выгод в познании, он сосредоточен на исследовании объективных законов природы, основ мироздания);

4) эстетическое  отношение. 

        Сам автор приведенной классификации считает два первых типа отношения к природе недопустимыми, а два вторых - явно недостаточными.

    Экологическую этику современный экофилософ В.Е. Борейко определяет как «учение об этических отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как члена морального сообщества, морального партнера (субъекта), равноправии и равноценности всего живого, а также ограничении прав и потребностей человека». [1, с.8].

    Экологическая этика является разновидностью прикладной этики, которая в свою очередь связана и с философской (опора на общее понимание морали, ее сущности и функций), и с нормативной этикой (понятийный аппарат).

    Наряду с понятием экоэтики в литературе встречается термин «энвайронментальная этика»  (от англ. environment – окружающая среда), т.е. этика окружающей среды. В.А. Канке считает этот термин несколько устаревшим, отмечая, что «этика всегда является метанаучным продолжением некоторой науки, в нашем случае экологии» [6, с.341].

    Экологическая этика, также как и философская этика, в качестве объекта изучения рассматривает мораль, нравственность, но с принципиально новой позиции. Само появление экологической этики как прикладной дисциплины вызвано сменой парадигм с антропоцентрической на нон-антропоцентрические, биоцентическую, экоцентрическую и пр.

    В чем же сущностное отличия антропоцентризма от биоцентризма и экоцентризма?

    Понятие «антропоцентризм» происходит от греческого άνθροπος – человек и латинского centrum — центр. Согласно антропоцентрическому мировоззрению человек есть центр Вселенной и цель всего, что совершается в мире. Считается, что начало антропоцентрической традиции в философии положил Сократ. «Человек есть мера всех вещей» - провозгласил его современник Протагор.

    Дальнейшее свое развитие антропоцентризм получил у патристиков, схоластиков и некоторых философов нового времени.

    Историк средних веков Линн  Уайт в качестве источников  антропоцентризма выделяет два исторических образования, имея в виду модель современного западного демократического государства и иудео-христианскую традицию, согласно которой Бог создал человека по своему образу и подобию и отдал ему в подчинение все остальное на земле.

    Начиная с эпохи Возрожднения, человек в философии перестаёт рассматриваться как причастный к Богу. Происходит секуляризация антропоцентизма, придание ему светского наполнения.

    К крупнейшим научным открытиям,  пошатнувшим позиции антропоцентризма, следует отнести гелиоцентрическую систему мира Коперника, и эволюционную теорию Чарльза Дарвина. Экология вносит дополнительный смысл в понимание сущности антропоцентризма: человек осознал себя хозяином и покорителем природы, считая себя вправе получать из окружающего мира необходимые ресурсы, в том числе путём ущемления других биологических видов.

    В XX в. антропоцентризм был связан с таким новым понятием как «специецизм», т.е. видовая дискриминация (Питер Сингер и Ричард Райдер). Главным снованием к такой дискриминации стало то обстоятельство, что разум и определенные способности позволили человеку поставить себя над другими существами.

    Однако сложившееся в последние  десятилетия устойчивое представление  о том, что антропоцентризм  есть отсутствие этики, не правомерно. В рамках атропоцентрического мировосприятия существует гуманизм в его традиционном понимании, но границы этического сужены до сферы человеческих отношений.

    Биоцентризм превыше всего ставит интересы живой природы в том виде, в каком они представляются человеку (Поль Тейлор «Уважение к природе» - 1986 г.). Биоцентризм основывается на представлениях об объективном существовании единой системы, в которой все живые организмы планеты Земля - микроорганизмы, растения и животные, человек - взаимодействуют между собой и с окружающей природной средой, имея при этом равные права и (внутреннюю) ценность, не зависящие от воли человека.

    В некоторых случаях биоцентризм понимается в узком смысле, как этика дикой природы. В основе этого течения лежит утверждение самоценности и священности дикой природы, обладающей свободой от любого человеческого вмешательства, в том числе научного, промышленного, религиозного и рекреационного (90-е гг., Линда Гэбер).

    Часто в качестве синонимичного  биоцентризму употребляется понятие  «экоцентризм», т.к. в настоящее время не существует их строгого разграничения и окончательные дефиниции этих понятий, по-видимому, не определены. Экоцентризм приписывает внутреннюю ценность экологическому равновесию природы. При этом природа выступает в качестве субъекта действия, имеющего собственные цели и обладающего некими моральными правами.

    Современные экофилософы ратуют за замещение традиционно понимаемого гуманизма экогуманизмом, отвергающим эгоцентрическую сосредоточенность человека на своей значимости и собственных нуждах. Экогуманизм не просто вписывает бытие человека в контекст биосферы, а подчеркивает единство и неразделимость судеб человечества и природы.

    В связи с образовавшимся разрывом между воздействиями человека на среду и знанием о последствиях этих воздействий, экологическая этика сегодня не мыслится без этики ответственности. «Инженеры, ученые, философы обратились к исследованию этического статуса ответственности с целью утверждения ответственности как фундаментальной характеристики бытия человека, как основы этики будущего, адекватной эпохе технологического развития» [12]. Глобализация, т.е. процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации, выдвигает проблему планетарной ответственности с учетом перспектив далекого будущего и поиска путей выживания человеческого рода. Противоречивой для философии остается проблема соотношения индивидуальной и коллективной ответственности человека перед природой и перед будущими поколениями.

Информация о работе Философские основания экологической этики