ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 28
- Чаадаев
П.Я. Философические письма. Письмо 1.
Доминирующей в мировоззрении
Чаадаева являлась идея тотального
единства рода человеческого,
преодоление разорванности, разобщенности
народов, наций и индивидов.
Судьба истории совпадает с
потерей человеком изначальной
связи с Богом вследствие первородного
греха. Человек самостоятельно
выбрал путь грехопадения и
человечество должно самостоятельно
найти пути к спасению через
искупление греха.Человеческий разум
воспринимает идеи Высшего Разума в неявной
форме. В стремлении познать их человек
постоянно испытывает необходимость выбора:
подчиниться внутренней или внешней силе.
обретение основополагающих истин возможно
лишь там, где рассудок осознает свою подчиненность
внешней силе, абсолютному разуму. Внутренняя
сила является источником наших заблуждений,
мирской суеты и низменных страстей.В
связи с этим Чаадаев подвергает острой
критике русскую историю, осуждает крепостничество.Осуждая
современное ему состояние российской
действительности, в особенности крепостничество,
Чаадаев пытался найти объяснение этому,
приходил к выводу, что все несчастья и
беды русского народа связаны с его историей.
В русской истории нет органической связи
между ее этапами, отсутствуют прочные
социальные и культурные традиции. Россия
отказалась от принципов европейской
цивилизации и не смогла объединить разнородные
национальные культуры. Задача в том, чтобы
воссоединить Россию с другими национальными
культурами и с человеческим родом в целом.
С другой стороны, причины многочисленных
негативных явлений российской действительности
Чаадаев пытается объяснить особенностями
русской души, спецификой характера славянских
народов. Славянина характеризуют гипертрофированное
стремление спрятаться за авторитет, и
чрезмерная терпимость или покорность
судьбе.История человеческого общества
- необходимый процесс. историческую необходимость
Чаадаев толковал в единстве со свободой.
Свобода, будучи ложно понята, может препятствовать
осуществлению необходимости. Концепция
необходимости и свободы применима не
только к единичному человеку, но и к нации,
как некоей нравственной единице. Но нация
-лишь часть человечества как целостного
организма. Через достижение конкретных
национальных целей движется вперед и
весь род человеческий.Исходя из этих
идей, Чаадаев строит свою социальную
утопию. Будущее общество будет представлять
воплощенное единство рода человеческого,
гармонии личных и общественных интересов,
свободы личности. В качестве средства
достижения такого единства предлагается
воспитание нравственно совершенного
и образованного человека.В общефилософском
плане Чаадаев рассматривал человека
как объективное единство физического
и духовного миров. все тела существуют
в движении. Сообщаемое Богом, оно носит
механический характер. религиозное объяснение
сознания как неподчиняющегося механическим
законам природы.Оставался верным религиозной
идее Чаадаев и при рассмотрении процесса
познания. Он делил познание на два вида:
опытное и через Откровение. Опытное познание
постигает мир «элементов материальных».
Оно протекает как в эмпирических, так
и в рациональных формах. Но не распространяется
на мир духовный. Специфической формой
познания последнего является Откровение.Идеи
Чаадаева оставили яркий след в развитии
отечественной философской мысли и не
потеряли своей актуальности для настоящего
времени. Философские взгляды Чаадаева
содействовали разделению наиболее передовых
представителей русской философской мысли
первой половины XIX века на два противоположных
философско-политических направления,
которые остро и непримиримо полемизировали
друг с другом: западников и славянофилов.
2)
Сознание,
его природа. Сознательное и бессознательное.
истинная природа, возникновение,
особенности функционирования и
развития созн-я волновали мыслителей
на протяжении всей истории.Сознание
- продукт природы, свойство природы. Это
свойство присуще не всякой материи, не
всякому ее состоянию. Оно возникает на
наиболее высокой ступени развития материального
мира, когда появляется мозг человека.
мозг регулирует и контролирует все наши
связи и отношения с внешним миром. мозг
не источник, а орган сознания. Мыслит
не мозг, а человек при помощи мозга. Сознание
- субъективный образ объективного мира.
Стержнем сознания является обобщенное
и целенаправленное отражение действительности.Сознание
характеризуется способностью одной части
материи отражать ее другие части, осознавать
окружающий мир и свое отношение к этому
миру. Мозг, несмотря на его огромные отражательные
способности, не может создавать образы,
которые не имели бы никакого источника
во внешнем мире.Неразрывная связь сознания
со сложными процессами, протекающими
в мозгу, получила подтверждение в исследованиях
ученых-физиологов. Они нашли, что физиологической
основой всех явлений сознания служат
рефлексы, ответы организма на внешние
раздражения. Рефлексы начинаются возбуждением
органов чувств предметами внешнего мира,
продолжаются определенным психическим
актом и завершаются движениями органов
человека, действиями, поступками. Существуют
безусловные и условные рефлексы. Безусловные
рефлексы - врожденные, наследственно
закрепленные реакции нервной системы
на биологически значимые воздействия
внешнего мира или изменения внутренней
среды организма. Сложные цепи безусловных
рефлексов образуют инстинкты. Условные
рефлексы - связи организма с внешним миром,
приобретенные человеком или животным
в течение индивидуальной жизни.Ныне ученые
доказали, что предметы внешнего мира,
отражающиеся в сознании, и физиологические
процессы в мозгу, производящие отражение
— материальны. Однако, само отражение,
продукт жизнедеятельности мозга, нельзя
считать материальным. Сознание идеально,
духовно. Все материальные предметы и
процессы существуют в пространстве и
во времени. Но мысль не занимает специального
пространства. В то же время нельзя считать
материю и сознание чем-то совершенно
обособленным друг от друга. Сознание
не составляет самостоятельной субстанции,
в конечном итоге оно порождается материальными
предметами и явлениями, их взаимодействием.Сознательная
деятельность человека носит мотивационный
характер. Побуждая людей к деятельности
в соответствии с их потребностями и интересами,
мотивы не всегда имеют достаточную практическую
основу своего осуществления, а то и просто
нереализуемы. Но они постоянно стимулируют
жизнедеятельность человека, инициируют
его активность. Сознательное занимает
доминирующее положение в психике человека.
Кроме сознательного существует и бессознательное.Бессознательное представляет собой
некую совокупность психических явлений,
состояний и действий человека, лежащих
вне сферы сознания. Общая идея о бессознательном
восходит к учению Платона о познании-воспоминании.
Ныне философские проблемы бессознательного
активно изучаются во многих странах мира.Ученые
выделяют различные классы проявлений
бессознаельного. Многосторонность бессознательного
подтверждается и многообразием форм
его существования. Это - инстинкт, интуиция
и установка, влечение и сновидение, состояние
аффекта или невменяемости, внезапное
«озарение» новой идеей и непроизвольное
воспоминание о том, что казалось уже давно
забытым, и многое другое.Бессознательное
как духовная реальность имеет исключительное
значение во всей нашей жизни. С физиологической
точки зрения, бессознательные процессы
выполняют защитную функцию мозга, нервной
системы в целом. Они разгружают от постоянного
напряжения сознание там, где в этом нет
нужды. Конечно, в бессознательных действиях
наше сознание не отсутствует совершенно,
оно следит за общей картиной и в любой
момент может взять под свой контроль
автоматизированное действие. С другой
стороны, в психической деятельности имеются
уровни, которые не переходят в состояние
автоматизма.