Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:09, шпаргалка

Краткое описание

1. Мировоззрение, его структура и исторические типы. Специфика философского мировоззрения…………………………………….……………………………………………………4
2. Предмет философии, ее основные геосоциокультурные типы...........................................5
3. Основные разделы философии и их проблематика. Философский идеализм и материализм.............................................................................................................................................6
4. Социокультурный статус и функции философии, ее соотношение с наукой, идеологией, искусством, религией........................................................................................................9

Вложенные файлы: 1 файл

филосфия ответы.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

В самой общей форме  кантовское решение можно представить  следующим образом. Нечто неизвестное - вещь сама по себе, воздействуя на чувственность человека, порождает  многообразие ощущений. Ощущения упорядочиваются с помощью априорных (доопытных) форм созерцания - пространства и времени; при этом необходимо участие другой познавательной способности – рассудка (мышления, работающего с понятиями и суждениями). В рассудке формируются единичные и общие понятия, а также аналитические суждения о наблюдаемых вещах и явлениях. Отвечая на вопрос, как у нас возникают мысли всеобщего характера (о принципах и законах бытия или о чем-то отсутствующем в опыте, гипотетическом), Кант утверждал: этот переход осуществляет рассудок с помощью выработанных в нем 12-ти доопытных категорий (единство, множество, причина, взаимодействие, существование и др.). Присоединяя  эти категории  к наличному знанию,  мы получаем синтетические суждения (новое знание, мысли о всех возможных связях и отношениях в мире). Таким образом, знания всеобщего, абстрактного характера берутся не из какой-то внешней «мыслящей» субстанции, а формируются в самом мышлении. Мы можем познать только то, что сами создали, - эта формула лежит в основе теории познания Канта (мир вещей, какие они есть сами по себе, остается по ту сторону познавательных возможностей человека).

Разделяя многие рационалистические идеи Просвещения, Кант вместе с тем подверг критике притязания науки на неограниченные возможности в познании мира, отделил ее от сферы нравственного действия. В этике им был сформулирован так называемый категорический императив, или общезначимое нравственное правило, определяющее форму морального поступка человека («Поступай лишь согласно такому правилу, которое ты мог бы желать возвести в общий закон»). Вершиной философии Кант считал этику, базирующаяся на понимании человека как высшей ценности («цели, а не средства»). Кант придерживался так называемой «этики долга». Он считал, что моральное поведение человека зависит от того, как человек представляет себе долг. Из теории Канта вытекает, что человек поступает нравственно, когда поступает по зову долга и безнравственно – когда поступает по склонностям.

Кант стоял у истоков  нового, деятельностного подхода к человеку. Это было принципиально ново по сравнению с пассивно-созерцательным образом человека в предшествующей философии. Правда, эта деятельность рассматривалась еще односторонне, только как познавательная.

Немецкая классическая философия остается непреходящим достижением философской мысли, к которому примыкают и многие другие философские достижения человечества после немецкой классики. Она потому имеет общечеловеческое значение, сходное со значимостью искусства и науки, что пыталась ответить на вопросы, которые человечество задавало себе с самого начала развития философии, на те вопросы, которые оно задает себе и сегодня. То был временем, эпохой обусловленный ответ, но ответ, который выходит за пределы эпохи. Он обращен и к нам, людям сегодняшнего дня. В немецкой классике есть очень много проблем, которые весьма актуальны. Есть много вопросов, которые не могут не проникнуть в сердце современного человека, в наше сердце, потому что они — общечеловеческие вопросы. И немецкие классики по большей части предлагают на них общечеловеческий тип ответов. Философия немецкой классики и в наши дни продолжает свою жизнь как относительно единое образование. Но немецкая классическая философия — созвездие, которое состоит из ярчайших звезд. На всю последующую жизнь человечества они зажглись на небосклоне немецкой, европейской, мировой культуры. И одна из самых ярких звезд — Иммануил Кант.

Наполняя новым содержанием  один из схоластических терминов, включаемый в число важнейших понятий «критической» философии, Кант назвал «трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным априори». Трактуя тем самым «трансцендентальное познание» как сугубо гносеологическое и притом априористское, Кант характеризовал «Критику чистого разума» как «трансцендентальную критику» и вместе с тем как «полную идею трансцендентальной философии», которая должна быть создана в будущем на основе содержащегося в этом произведении плана и полного перечня «всех основных понятий, составляющих указанное чистое знание...». Заключенные в «Критике...» учения о познавательных способностях именуются «трансцендентальными», и это наименование в значительной мере применяется для обозначения самих данных способностей.

В своей  работе Кант резко противопоставляет  «трансцендентальное» другому заимствованному из схоластики и тоже переосмысленному понятию - «трансцендентному»; причем в этом противопоставлении значение «трансцендентального» расширяется и уточняется. В понимании Канта «трансцендентное» означает то, что существует вне сознания и недоступно ему, непознаваемо, а «трансцендентальное» - то, что имманентно сознанию, может быть познано и действительно познается.

Усматривая непреодолимые  слабости в известных ему двух основных трактовках связи чувственного с рациональным Кант предпочел резко, почти абсолютно разграничить чувственность и интеллект как «два основных ствола человеческого познания», которые вырастают, «быть может, из одного общего, но неизвестного нам корня»

Разрабатываемую «трансцендентальную логику» Кант отличал от ранее существовавшей «общей логики» как логику «содержательную» от логики «формальной». Придание логике содержательности обеспечивается, по Канту, тесной и постоянной связью познающего мышления с чувственными представлениями, исследованными в трансцендентальной эстетике, т. е. с «созерцаниями». В рассуждениях Канта заметен подход к пониманию того, что переход от чувственной ступени познания к рациональной носит характер качественного скачка, т. е. диалектичен. С этим связано, в частности, подчеркивание Кантом активности («спонтанности») рассудка по сравнению с пассивностью («восприимчивостью») чувственности.

Итак, вторая часть работы – «трансцендентальная аналитика» - посвящена анализу процесса познания, осуществляемому рассудком. На первый план здесь выступает обоснование априорного характера категорий  и принципов, без которых нельзя мыслить ни один предмет нашего опыта, но лишь в некоторой части утверждения физико-математического естествознания остаются неизменными. Обнаруживая свою зависимость от опыта, оно подлежит неизбежным историческим перемена. Таким образом, возможности науки ограничены лишь опытом, т.е. миром феноменов.

«Трансцендентальная диалектика» Канта имеет своим предметом исследование разума, характеризуемого Кантом как высшая познавательная способность.Кант указывает на тесную связь разума с рассудком и вместе с тем на отличие первого от последнего, заключающееся в том, что в разуме находит свое высшее и полное воплощение синтезирующая функция интеллектуального знания.Называя «принципами» «синтетические знания из понятий», которых не может доставить рассудок, Кант определяет «понятия разума» как «трансцендентальные идеи» и разделяет их на три класса: «Первый содержит в себе абсолютное (безусловное) единство мыслящего субъекта, второй — абсолютное единство ряда условий явлений, а третий — абсолютное единство условий всех предметов мышления». Три идеи разума — душа, мир, Бог. И именно эти идеи венчают знание, оказываются предельными идеями нашего познания и обладают априорным характером. По отношению к рассудку идеи разума выступают как обозначение никогда не достижимой задачи. Таким образом. идеи разума имеют регулятивное значение и науки, сделавшие свои предметом изучения души, мира и Бога с помощью разума оказываются в проблематичном положении. Методы метафизических наук в силу этой проблематичности ведут совершенно закономерно к неразрешимым и неустранимым в пределах само разума антиномиям, то есть можно с легкостью доказать, совершенно противоположные утверждения, таким образом, метафизика не может стать наукой.

Предметом следующей «Критики…» Канта становится практический разум (т.е. «условия возможности» человеческого ума к моральному действию) и очерчивание его законных притязаний. Но важно отметить, что присутствует асимметрия в отношении к ноуменам теоретического и практического разума. Бесспорное преимущество Кант отдает разуму практическому, поскольку ему может открыться то, что недоступно теоретическому.

Таковы основные положения  «критической» философии Иммануила  Канта, но вернемся к его творчеству. Кант упорно продолжает работать, издает все новые книги, печатает статьи и рецензии. Вместе с тем, он расширяет  рамки критической философии: принципы, найденные в теории познания, применяет в социальных сферах. Обретённая истина подвергается многократной проверке, выдержав которую получает дополнительное обоснование, а, не выдержав, заменяется новой, подвергающейся, в свою очередь, проверке, уточнению и совершенствованию. В середине 80-х годов XVIII века Кант особое внимание уделяет размышлениям над философией истории.

В заключении следует подчеркнуть, что изобилующее противоречиями учение Канта оказало огромное влияние на последующее развитие научной и философской мысли. Своим учением об антиномиях разума он сыграл выдающуюся роль в развитии диалектики. Канта критиковали и пытались на него опереться философы самых различных направлений. Возникшее в 60-х гг. XIX в. неокантианство стремилось разработать на основе идей Канта систему идеализма.  Двойственный характер философии Канта, допускающий её критику "справа" и "слева" отмечали классики марксизма-ленинизма, высоко оценивая её положительные стороны и критикуя её субъективно-идеалистические тенденции…

Как мы видим, идеи Иммануила Канта, подвергаясь постоянному осмыслению и переработке, продолжают свою плодотворную жизнь.

 

14.Абсолютный идеализм и диалектический метод Г. Гегеля. Историческое значение классической немецкой философии.

Георг Гегель (1770-1831) —  великий немецкий философ, родился  в Штутгарте, умер в Берлине. Основные труды: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук». В первой из этих работ он определил философию как «эпоху, схваченную в мыслях».

Фигура Гегеля завершает  собой эпоху Просвещения. Общую  для нее проблему доказательства способности человека разумно править  собой, обществом и природой он решает коренным образом – путем обожествления  Разума. Философия Гегеля – абсолютный идеализм. Всю историю мира он представил как развитие по диалектическим законам Абсолютной идеи  (духа, Разума), существующего сначала в виде чистого мышления (формальной логики). В процессе самопознания он разворачивается в материальный природный мир, а затем – в человеческое общество и культуру. «Все действительное разумно», и разумная необходимость пробивает себе дорогу через все случайности.  

Гегель был философом-систематиком; он пытался объять единым взором все  проблемы бытия, человеческого духа и представить их в систематизированном виде. В «Науке логики» он рассмотрел основные философские категории, проблемы человеческого мышления, познания, деятельности. В «Философии природы» он исследовал сущность мира, бытия природы. В «Философии духа» — проблемы человека и общества. Ценность его философии заключается также в том, что он дал категориальный анализ всех проблем. Его «Наука логики» является по существу систематикой категорий. В первой части он говорит о категориях качества, количества, меры, пространства и времени, конечного и бесконечного, дискретного и непрерывного и т. д. Во второй части он излагает вопросы, связанные с осмыслением категорий возможности и действительности, занимается исследованием того, как мы познаем мир, как углубляемся в сущность изучаемого, исследует проблему реальных противоречий.

Гегель – первый философ, который осмыслил проблему диалектических противоречий. Он открыто заявил, что  противоречие – не ошибка, не недостаток нашего мышления, а корень всякого движения и жизненности, что мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как только в противоречиях, в единстве противоположностей. Из взаимодействия противоположных вещей, сторон возникает все богатство и многообразие мира. На основе объективного идеализма Гегель разработал учение о  диалектике как теории развития. Исходя из идеи всеобщего развития, которое протекает, по Гегелю, согласно триаде: тезис (полагание) - антитезис (отрицание) - синтез (снятие противоположностей в новом единстве), он сформулировал общие принципы диалектического подхода к исследованию любого развивающегося явления. Гегель сформулировал основные принципы диалектики, разработал ее категориальный аппарат. В творчестве Гегеля, по оценке Ф. Энгельса, диалектический метод вступил в противоречие с системой объективного идеализма. Абсолютная идея полностью познает себя в философии Гегеля. Метод требовал бесконечного развития мира, а в гегелевской системе оно завершается.

Что было самым  ценным в немецкой классической философии?

1. Критицизм, подвергающий  все суду разума, — отличительная  особенность стиля мышления этой  философской традиции. Вместе с  ней в философию вошел деятельностный  подход (понимаемый еще только  в гносеологическом плане).

2. Само понимание философии,  ее роли в жизни человечества. Философия провозглашена квинтэссенцией культуры. Впервые она понимается как системное знание, обладающее особой структурой и понятийным аппаратом, а не просто  как любовь к мудрости.

3. Впервые в истории  философской мысли была создана целостная диалектическая концепция развития, предложившая  диалектический  метод исследования явлений.

4. История человечества  понимается как путь разума. Она  проникнута разумом, имеет строгие  законы, которые можно изучить,  и, на основе изучения законов, управлять историей. Главный критерий прогресса общества - степень свободы человека.

 

15.Предпосылки возникновения и особенности неклассической философии ХIХ в. Критика классической традиции в учении Л.Фейербаха, позитивизме О. Конта,  «философии жизни».

В развитии европейской  философии могут быть выделены две  эпохи: классика (развитие философии  с античных времен до середины XIX в.) и постклассика (развитие европейской  философии с середины XIX в. по настоящее  время). Классическая философия —  это европейская философская традиция от античности до Г. Гегеля включительно. Для классической философской традиции характерным является представление о философии как о форме рационально-теоретического сознания, с помощью которой можно объяснить самые разнообразные явления духа и действительности. В основе данной модели лежит систематическое и целостное объяснение мира.В мире господствует естественный порядок, познанием которого и должен заниматься человек. Соответственно, история философии выражается в бесконечной цепи основанных друг на друге представлений, которая ведет нас к истинному пониманию сущности и задач философии. Весь историко-философский процесс есть определенная целостность. Существенная особенность классической философии — ее просветительский пафос. Постклассическая философия предъявляет серьезные претензии разуму, проявляет интерес к «человеку-в-мире», характеризуется отходом от системности, дроблением изучаемых проблем.

Немецкий философ Людвиг Фейербах (1804-1872)  был первым критиком классической немецкой философии с позиций метафизического материализма. Первоначально он увлекался философией Гегеля, однако уже в 1839 году подверг ее резкой критике. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу противоположны друг другу. Поэтому первейшую задачу философии он видит в критике религии. Главное сочинение Фейербаха – «Сущность христианства». Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, путем приписывания Богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"